• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи газетные Зюзь В.Г. Казаки - землепроходцы

Зюзь В.Г. Казаки - землепроходцы

Казачество - собирательное определе­ние от тюркского слова "казак" или уста­ревшего "козак". Ряд исследователей считает, что оно произошло от монгольского «ко» - броня и "зах" - граница. Это слово вошло в славянский, а позже в русский язык как название вольного человека, лично свободного, не связанного крепос­тными повинностями, удальца и, наконец, конного воина.

Известный российский историк Василий Ключев­ский так писал о проис­хождении казачества: "Ка­зачество составляло слой русского общества, неког­да распространённый по всей Руси. Казаками на­звали людей без опреде­ленных занятий и посто­янного места жительства. Таково было первоначаль­ное общее значение каза­ка. Позднее этому бродя­чему, бездомному классу в Московской Руси было присвоено звание гулящих людей, или вольницы. Осо­бенно благоприятную по­чву для развития нашёл этот люд в южных краях России, смежных со сте­пью, условия которой со­общили ему особый ха­рактер".

Отстаивая места посе­ления, эти люди, объеди­нённые в вольные казачьи общины, воевали с тата­рами Крыма, с местными кочевниками. Тесные кон­такты с тюркскими наро­дами оказали большое влияние на военную организацию казаков, проявляясь во многих чертах их бытового уклада, сказы­вались на языке и, разу­меется, внешнем облике. У казаков никогда не было духовного геноцида по от­ношению к соседям. На­оборот, они охотно при­нимали иные обычаи, одежду, оружие, тактику и приёмы борьбы. Казаче­ство, с этой точки зрения, наиболее совершенная форма межэтнических контактов.

Образование Сибирско­го казачьего линейного войска связано с присое­динением Верхнего При­иртышья к России. Строи­тельство Омской, Железинской, Ямышевской, Се­мипалатинской и Усть-Ка­меногорской крепостей положило начало Иртыш­ской линии. К этому же времени относится и на­чало горного промысла на Алтае, когда в 1726 году А. Демидов получил разре­шение правительства на проведение здесь горных работ. Завершился про­цесс формирования в 1808 году. Регулярные войска были выведены, а охрану целиком возложили на ка­заков. Порядок службы был следующий: 18-лет­ний казак принимал при­сягу и каждую зиму являл­ся на четыре семидневных учения. С 20-ти лет казак проводил один летний месяц на так называемых «бараках», т.е. в поле на границе. В 22 года он ухо­дил на действительную службу, где служил три года, затем два года были льготы - .казак находился дома, занимался сельским хозяйством. Затем опять три года службы. И так далее, «доколе в силах».

Сибирское казачье ли­нейное войско во второй половине XIX века состояло из 12 полков. Восьмой полк был дислоцирован в Семипалатинске, 9-ый - в Усть-Каменогорске. В во­енное время каждый полк выставлял 600 сабель, в мирное время в два раза меньше. При продвижении в Среднюю Азию от Си­бирского войска отпочко­валось Семиреченское ка­зачье войско, когда путём жеребьёвки несколько де­сятков семей 8-го и 9-го полков были переселены в Семиречье. Ими были основаны станица Депсинская (ныне Урджар) и ук­репление Верное (Алматы).

Женились казаки всегда до службы, иногда даже до «бараков». Казачьи се­мьи были большими, гла­вой семейства - старший по возрасту. Дети до от­деления от семьи не име­ли никаких прав и здесь царила поистине военная дисциплина.

Особым почётом и ува­жением пользовались ка­заки в урядничих чинах и с медалями. Простой знак за отличную службу, призовые часы, похвальный лист высоко ценились в казачьей среде. Казак, имевший нашивки на по­гонах, знаки за отличную службу,   джигитовку, пользовался столь высо­ким уважением, что это могло заменить богатство и придать вес при сватов­стве даже к самой краси­вой и богатой девушке ста­ницы. Считалось, что ка­зачье семейное счастье опреде­лялось не зажи­точностью, а ка­зачьей службой. В казачьих семь­ях сохранился обычай, извест­ный по летописям как обряд посвя­щения мальчика-князя в воины. Исполнится каза­чонку год, подре­жут ему волосы и несут в церковь. Около церкви по­садят на коня и обведут вокруг здания. По пове­дению малыша гадали о будущей судьбе: схватит­ся за гриву - вый­дет добрый казак, будет жить; зап­лачет, попытает­ся слезть - быть убитому. Отец нёс сына к Свято­му Причастию, а после, у дверей храма крёстный надевал на ре­бёнка портупею, и сам с шашкой шёл впереди. На­чиналось воспи­тание воина. В семь лет казачон­ка стригли в «скобку», и он шёл к первой ис­поведи. Вечером братья осматривали его постель, выбра­сывали подушки, тюфяк, если находили их слиш­ком мягкими, одеяло, если оно было слишком тёплым: «Ты, брат, уже не ребёнок, а считай полказака!».

В казачьих войсках было введено обязательное обучение грамоте. Нахо­дилось казачье училище и в Усть-Каменогорске, где подросткам давали физи­ческое развитие, приви­вали казачий дух, патрио­тизм и монархические убеждения. Школьники имели учебные винтовки и шашки, занимались стро­евыми занятиями, гимна­стикой и другой военной подготовкой.

Особенно среди казаков было развито чувство то­варищества. Это была са­мая заметная черта харак­тера. Именно среди каза­ков родилась поговорка - сам погибай, а товарища выручай. Жизнь, полная опасностей, вырабатыва­ла людей с сильным ха­рактером, неустрашимых, выносливых, воспитывала в них находчивость, уме­ние защищать свою жизнь, права и имущество.

Неся поголовную воинс­кую повинность, казаки на свои деньги покупали всё необходимое, только вин­товку получали из казны. Этот закон оставался в силе до 1917 года. Благо­даря такой системе формирование казачьих полков обходилось правительству необычайно дешево, и при этом оно располага­ло первоклассной боевой силой, всегда подготов­ленной, дисциплиниро­ванной. Высокие боевые качества казачьих воинс­ких частей зависели как от прекрасного людского ма­териала, с детства при­ученного к военной служ­бе, так и от офицерского и командного состава, так­же состоявшего исключи­тельно из казаков. И офи­цер, и рядовой вырастали вместе, в одной станице. Один получал образова­ние и становился офице­ром, образование же дру­гого составляла местная школа. Казак-офицер от­лично знал психологию каждого своего подчинен­ного, в свою очередь, ря­довые казаки верили ко­мандиру. Далеко не слу­чайно после кампании 1812 года Наполеон зая­вил: "Дайте мне одних ка­заков, и я пройду с ними всю Европу".

Далеко не случаен и тот факт, что практически все землепроходцы и перво­открыватели земель были выходцами из казачества, начиная с Ермака. Семен Дежнев, доказавший су­ществование пролива между Азией и Америкой, Василий Поярков, Хаба­ров, открывшие Дальний Восток, Владимир Атла­сов, обследовавший Кам­чатку и Курилы - все они были казаками. А такие знаменитые путешествен­ники как Семёнов-Тяньшанский, Пржевальский, Козлов, географические заслуги которых призна­ны всем научным миром, пользовались помощью именно казачьих отрядов в обследовании неизвест­ных и неведомых азиатс­ких областей.

Три подвига казаков: охрана рубежей, землепроходство и освоение присоединенных земель. Участие во всех войнах, ко­торые вела Россия - веч­ной признательностью должны жить в сердце каж­дого русского человека.

Виктор Зюзь

Устинка, 19 февраля  1999 г.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы