Восточно-Казахстанский областной
архитектурно-этнографический и
природно-ландшафтный
музей-заповедник

КАТАЛОГИ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
Каталог: "КАЗАХСКИЕ КОЖАНЫЕ МУЖСКИЕ ПОЯСА"


Вступительная статья

Уникальным проявлением материальной культуры прошлого является казахский народный костюм. Неотъемлемой частью казахского костюма, в особенности мужского, были пояса из кожи. При изготовлении пояса для парадной одежды заказчики не скупились на дорогие материалы, а мастера не жалели времени и вкладывали в работу все свое умение.

В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника хранятся 17 мужских кожаных поясов: 3 из них относятся к кісе белбеу, 2 - к күміс белдік, 3 - к кемер белдік, 2 - к белбеу с подвесками, но без сумки-кісе, 7 - к белбеу без подвесок. Наиболее удивительным и неповторимым украшением этой коллекции стало ее выразительное декоративное решение. Датируются они концом XIX-начала XX веков.

Характерной отличительной чертой кісе являются кожаные подвески: сумка (кісе), мешочки-футляры для пуль (оқшантай), ножны (қын), фляжка-пороховница (құты). Длина поясов в среднем 150, ширина от 2 до 4 см. Декорируются кісе бляшками (таналар), пластинами разных форм со вставками из полудрагоценных камней и цветного стекла. Ремни, обычно двухслойные, правая часть имеет крючок-застежку (ілгек). Это самый древний тип поясов. Носили их охотники, военные люди и кочевники-скотоводы. По утверждению Ч. Валиханова пояса «носили все киргизы (казахи) без исключения».

Хотелось бы остановиться на правильном расположении сумки и подвесок на ремне. Обратимся к авторитетному мнению известных исследователей прошлого И.В. Захаровой и Р.Д. Ходжаевой: «Кісе (пояс) имел специальные кожаные подвески, прочно прикрепленные на ремешках из такой же кожи. Их расположение и форма были совершенно однотипны, что говорит о древности этого типа пояса. Справа на двух-трех ремешках подвешивалась сумка (калта или кісе) полукруглой формы с клапаном-крышкой, в которой хранилось огниво, кремень, запасной фитиль, сало для смазки ружья и роговая пороховница. С другой стороны прикреплялись два мешочка для пуль овальной и грушевидной форм (оқшантай) и кожаные ножны (қын). Сзади подвешивалась пороховница (құты)». Когда пояс надевали, то его свободный конец заправляли в небольшую кожаную петлю или же закладывали в ремни подвесок.

Если говорить о форме сумки - кісе, то следует сказать, что они были разные: 4-х угольные, в виде вытянутого пятиугольника (в нашем случае), у Ч.Ч. Валиханова встречаем сравнение «в виде пирога». Алтайцы называют кисе словом «каптарга». Термин «қалта» наряду с кісе, тоже находим у Ч.Ч. Валиханова. «Қалта» в переводе с казахского «карман». По В.В. Радлову, «қалта» означает на казахском языке «кожаный кошелек» или же «кошелек для ношения при себе талисмана или молитвы, которые бы защищали против злых духов». Функциональное назначение сумки-кісе с течением времени менялось: если в старину он выполнял свою традиционную роль, то позднее использовался для ношения перочинного ножа, а затем и вовсе превратился в кошелек.

Подвески для пуль (дроби), выполнявшие основную функцию назывались «оқшантай», а такого же типа декоративные подвески назывлись «дәндәку».

Несколько слов об этимологии слова «белбеу». Белбеу (белбау) составное слово, где бель означает «поясница», «пояс у человека», а бау «узел, повязка» в значении «пояс, кушак». Бау подразумевает и большую длину предмета.

К середине XIX века в связи с изменениями казахского быта меняется форма кісе, постепенно исчезает необходимость в поясе с подвесками. Кісе начинает выполнять чисто декоративную роль. Старинный кісе все больше превращается в парадный пояс, и поэтому пояса конца XIX-начала XX веков отличаются обилием украшений в виде бляшек, аппликаций. В то же время появляются кожаные пояса без подвесок, но такие же по форме и размерам и с металлическими бляхами (белдік, кемер белдік, күміс белдік).

Возвращясь к кісе, необходимо добавить, что мужские пояса имели не только утилитарное значение - закрепляли одежду, но и указывали на социальное положение их владельца. Выводы, к которым приходят исследователи, состоят в следующем: каждый кочевник, ставший воином носил специальный «боевой» пояс; количество бляшек на поясе зависело от общественного положения воина: чем знатней он был, тем больше имел бляшек на поясе; особое значение при этом придавалось «конечным» длинным бляшкам, свисавшим с пояса. Металлические бляшки же на лицевой части пояса предохраняли его от износа.

Итак, когда-то для определения социального положения владельца пояса имели значение не только количество бляшек, но и их форма, сочетание бляшек различных типов и их орнаментация. Крупнейший специалист по истории одежды народов Средней Азии О.А. Сухарева пишет: «Опоясывание верхней одежды символизировало готовность к служению, к действию. Готовность к профессиональному труду означало опоясывание ученика ремесленника во время ритуала посвящения его в мастера. В средневековых миниатюрах опоясанными изображаются воины и служители. Халаты правителей и духовных лиц свободно распущены. Не подпоясан Тимур, выезжающий на войну, в то время как сопровождающие его лучники и идущий впереди музыкант опоясаны кушаками». Далее автор утверждает: «…символическое опоясывание, примеры которого приведены выше, явление вторичное, первоначально оно имело практическое значение, распущенные полы одежды мешали свободе движения». Однако, очевидно, что это вторичное значение возникло очень давно. Этнографы считают, что этому предшествовало опоясывание как один из символов перехода из одного возрастного класса в другой. М.В. Сазонова сообщает (речь идет об узбеках Хорезма), что пояс повязывался мальчику-подростку в 12-15 лет, причем этот пояс дарил отец «на всю жизнь». С этого времени считалось, что он становится джигитом, то есть это означало один из моментов, отличавших переход в следующую половозрастную группу. После этого подросток в большой неразделенной семье имел право есть вместе с мужчинами и спать со стариками в мужской части дома. Раньше при этом устраивали той, резали барана и приглашали членов общины. О.А. Сухарева также сообщает, что богатое украшение пояса делали в Бухаре мальчикам к празднику обрезания. Поясу предназначалось особое место в свадебном и похоронном обрядах узбеков Хорезма. Поверх савана на покойном завязывали пояс. Этот пояс снимали с покойного, когда его укладывали в могилу. Он (пояс; кушак, опоясанный поверх халата) был знаком скорби в похоронном костюме.

К сожалению, мы не располагаем сведениями об упомянутых выше функциональных значениях пояса у казахов. Однако, известно, что пояс для мужчин являлся оберегом и олицетворением жизненной силы. Существовал казахский обычай - вывешивать на шесте мужской пояс в случае смерти его хозяина. До настоящего времени в быту казахов прослеживается культ вещей умерших близких, особенно деда. Чаще всего такими вещами были мужской пояс и оружие, которые берегут и верят в их благопожелательную и охранную силу. Воочию пришлось наблюдать, как почитают одежду и пояс умерших предков во время экспедиции в Баян-Ольгийский аймак (2008 год), что в Западной Монголии, где проживает большая казахская диаспора. Здесь по традиции выезжают летом на джайляу, устанавливают юрты, пасут скот. В каждой юрте, на почетном месте вывешивается одежда (чаще всего чапан), головной убор и обязательно пояс умершего отца или деда. Можно смотреть, разглядывать отдельные детали, слушая рассказы родственников о благих деяниях ушедших в мир иной аксакалов, но купить их нельзя, они не продаются. В благожелательную и охранную силу этих вещей наши соплеменники верят до сих пор.

С поясом кісе связан еще один, давно забытый, старинный обычай, когда его снимали с пояса и вешали на шею. Это происходило в двух случаях: в тяжелые минуты, минуты отчаяния, обращаясь с мольбой о помощи к всевышнему и в момент оповещения о смерти близких родственников (естірту).

Как указывалось выше, в коллекции три пояса-кісе (кат. №1,2,3). Они узкие и длинные (соотвественно 2,7х124см, 3х160 см, 3,5х147см). Отметим, что первый короче остальных, потому что левый конец его оторван и не сохранился. Крючок-застежка на правой стороне, имеются декоративные фигурные подвески, в том числе сумки-кісе в форме пятиугольника. Первый и второй пояса инкрустированы металлическими бляшками и камнями. На металле узор выполнен гравировкой, пластины покрыты тончайшим слоем желтого металла (предположительно, позолота). Третий пояс декорирован лишь тремя пластинами, если иметь ввиду и пластину на сумке. Данные пластины покрыты тонким слоем белого металла, предположительно, серебром, декорированы гравировкой. В отличие от двух других, второй пояс имеет ножны. Но это не значит, что два других не имели их вовсе: они, к сожалению, были утеряны.

Теперь о сумках-кісе. Сумка на первом поясе имеет клапан-крышку и одно отделение, на третьем два отделения с крышкой (это классический образец сумки-кошелька). А вот сумка на втором поясе лишь ее имитация. Интересно, как выкроен сам ремень. Ремни, согласно традиции, двухслойные, но при этом на поясах №2 и №3 края ремней завернуты наружу и по месту соединения проходит тонкая кожаная лента. Пояс же №1сшит из двух отдельных ремней. Большая же часть ремней из нашей коллекции имеет края, завернутые на изнаночную сторону.

В коллекции музея-заповедника два пояса-күміс белдік (№4, №5) и три пояса – кемер белдік (№6, №7, №8). Необходимо, в начале, остановиться на значении термина «белдік». К сожалению, исследватели не раскрывают характеристику такого рода поясов, но у О. Жанибекова встречается такая фраза: «...ксебельбеу (кісе белбеу) в отличие от других типов ремней, например, белдика (белдік), он имел кожаные подвески...». Отсюда вытекает, что пояса-белдік были без подвесок. Из собственных наблюдений прихожу к выводу, что они значительно короче и шире, чем кісе, только один раз опоясывают талию человека, концы могут закрепляться крючком или пряжкой (размеры поясов: 4,5х124,5 см, 4х99 см). В нашем случае, что касается күміс белдік, оба варианта (способ застегивания) в наличии. Напомним, что к поясам күміс белдік относятся пояса без подвесок, декорированные серебрянными бляшками и полудрагоценными камнями. Что касается формы и размеров кемер белдік, они также короче (95, 101, 92,5 см), чем кісе, имеют массивные и крупные двучастные пряжки, ширина поясов доходит до 8 см, соответственно крупнее и бляшки. Один из поясов кемер (№8) трехслойный: имется внутренний ремень, поверх него второй слой кожи с завернутыми наружу краями и тонкой кожаной лентой повдоль, как у двух вышеназванных поясов кісе. Здесь уместно напомнить, что в статье В.П. Курылева имеется информация о многослойности казахского пояса и материале из которого он изготовлялся: «Н.М.Пржевальский отмечает, что казахский кожаный пояс обычно состоял из двух и даже иногда трех слоев конской или коровьей кожи». Наличие данного пояса подтверждает это авторитетное мнение, а вот из какой кожи пояса изготовлены определить сложно, ибо такие данные в описании экспонатов отсутствуют. Однако смело можно предположить, судя по толщине, что в большинстве своем они изготавливались из кожи крупно-рогатого скота. В казахском языке слово «кемер» означает «әшекейлі», то есть, «украшенный», а у турков этим словом называют сам пояс.

Первый күміс белдік (№4) поступил в фонды музея-заповедника в 1987 году. Он декорирован 9-ю серебряными бляшками-розетками, 27-ю посеребренными бляшками (шляпки клепок) и двумя пластинами, также посеребренными и декорированными гравировкой в виде растительного орнамента. Застегивается с помощью крючка-застежки.

Күміс белдік (№5) поступил в наши фонды в 1995 году. Пояс богато декорирован полудрагоценными камнями (сердолик, бирюза) и серебряными бляшками 916 пробы. Он является украшением данной коллекции и экспозиции музея-заповедника. Белдік имеет кожаную и бархатную основу, лицевая часть обшита позументом. Пряжка изготовлена (4,7x16) из металла белого цвета прямоугольной формы, немного выгнута. В центре пряжки вставка из сердолика светло-оранжевого цвета прямоугольной формы (2,2x3) в тройной оправе из металла белого цвета. Пряжка также декорирована двумя полосами растительного орнамента на белом фоне. На остальной части имеются три полосы желтого цвета, на средней пряжке выгравирована арабскими буквами на казахском языке надпись: «На память Кайсабаю ходже Отарбай 1901 г.».

Два пояса относятся к поясам с подвесками (№12, №13). Однако, отнести их к кісе белбеу мы не можем, ибо у них отсутствует главный элемент - сумка-кісе, а подвески выполняют декоративную роль. На первом из поясов одна декоративная подвеска с двумя накладками, другая с кольцом. Подвески закреплены жестко, а та что на правом конце, по форме напоминает ножны. Здесь наблюдаются два несоответствия традициям: во-первых, подвески, обычно свободно перемещаются по поясу на ремешках, во-вторых, ножны должны находится слева, то есть на левом конце пояса. На втором поясе подвеска в форме перевернутой буквы «Т», имитирующая мешочек для пуль или пороховницу, закреплена на правой стороне, хотя по традиции она должна находится на левой. Но достоинством данного пояса могут быть ножны, которые подвешены с помощью металлической цепочки. Не будем строго судисть мастера, потому что пояса эти принадлежат периоду, когда кісе уже полностью потерял свое утилитарное значение, подвески декоративны, где они будут располагаться не особенно заботило как умельца, так и владельца. Эти два пояса и 7 остальных обильно декорированы бляшками разных форм. Отсутствие подвесок компенсировалось количеством бляшек, вставок из цветного стекла. К примеру, на поясе №9 - 54 бляшки, на поясе №14 - 46 бляшек, на поясе №11- их 45 и т.д.

Без прошлого нет настоящего и будущего. Это аксиома. Но сегодня, к сожалению, приходится сталкиваться с таким горьким фактом - сегодняшнее молодое поколение имеет слабое представление о культуре и традициях своих предков. Поэтому наша цель - сохраняя и развивая народные традиции, постараться бережно донести материальные и духовные ценности прошлого до наших современников.


Структура каталога:

- № по книге поступлений, название

- датировка

- материал, техника

- размеры (в см)

- сдатчик

- легенда

- описание

В начало страницы © 2010 восточно-казахстанский архитектурно-этнографический природно-ландшафтный музей-заповедник