Восточно-Казахстанский областной
архитектурно-этнографический и
природно-ландшафтный
музей-заповедник

КАТАЛОГИ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА


Тускиизы

Введение

Ювелирное искусство казахского народа уходит корнями в глубь веков, продолжая великолепные традиции древних мастеров. Оно является одной из важных составляющих культуры этноса.

Полихромией цвета привлекает казахская народная вышивка, особенно в тускиизах, которые вобрали в себя все многообразие красок цветущей природы. Яркое узорочье вышивок демонстрирует необыкновенную фантазию, чувство гармонии и любовь к красочным, звучным цветам у народных мастериц.

Вышивные тускиизы ничем не уступают тканым коврам по красоте орнамента и эстетическому восприятию, а создание их порою требует большей затраты труда и мастерства, чем производство других видов ковров. В то же время вышивка тускиизов под силу не каждой женщине, так как требует определенного навыка, мастерства, приобретаемого годами.

По обычаю девушка сама должна была вышить ковер и принести его в дом жениха, где он не только украшал жилище, но и являлся своеобразным талисманом. Следуя национальным традициям, мастерицы вышивали тускииз в качестве своего приданного (№№10,11). Считалось, что такой тускииз должен защитить невесту от дурного глаза и порчи. Дополнительным оберегом служили пучки перьев филина – уки, которые пришивались к тускиизу. (илл. № 23). Иногда нашивались еще и металлические бляшки, коралловые бусы, монетки.

Нижний край тускииза не имеет каймы, так как он закрывается постелью. Тускиизы вешали на решетчатые стены юрты – кереге, что украшало и в то же время утепляло ее.

Ковры украшались богатой вышивкой, выполненной цветными шелковыми нитками, и нашивались на войлок, который служил основой. Войлочная подкладка позволяла использовать такие ковры для утепления жилища.

Войлочные ковры с аппликацией обнаружены в курганах Ноин-Улы и Пазырык. Известный советский исследователь С. Киселев отмечал: «Знаменитые аппликации ковров из Ноин-Улы все выполнены швом «за иголку». (А.Х. Маргулан Казахское народное прикладное искусство, Том 1 1986 г.)

В дальнейшем, преимущественно со второй половины ХIХ в., с присоединением Казахстана к России, когда в степь стали завозить большое количество дешевых фабричных тканей – сукна, бархата, хлопка, настенные войлочные ковры стали всюду вытесняться коврами-тускиизами, выполненными из этих тканей.

Впоследствии, приблизительно с середины ХIХ в., войлочная подкладка повсеместно вышла из обихода и была заменена простой грубой хлопчатобумажной тканью, однако по традиции такие ковры сохранили прежнее название – тускиизы.

Многие настенные ковры ХVIII и ХIХ веков теперь хранятся в музеях Петербурга, Москвы, Алматы и Астаны.

Тускииз (казах. – тұскиіз) – орнаментированный, вышитый, настенный ковер. Вышивка выполняется главным образом тамбурным швом – одним из древнейших на Востоке, встречаются тускиизы, орнамент которых вышит гладью. Традиционный тускииз имеет прямоугольную форму. Народные мастера любят украшать свои изделия орнаментом, развивающимся на протяжении тысячелетий.

В орнаменте тускииза используются: растительные, геометрические, зооморфные и космогонические мотивы, или их комбинация. Прообразами для построения собственной системы казахского орнамента служили несомненные предметы и явления окружающего мира, соединенные порою с магическими обрядовыми знаками, трансформированными творческой мыслью многих поколений. Орнамент вышитого тускииза крупный, имеет простые, ясные очертания, наносится на хлопчатобумажную или шелковую ткань, а также на бархат. В орнаментальных мотивах вышитых ковров преобладают: крупные медальоны, гирлянды, цветы, бутоны, центрическая розетка, вихревая и т.д. Тускииз с растительным орнаментом имеет сложную композицию – симметрично построенное переплетение разноцветных ветвей с листьями и многолепестковыми цветами. Контуры стеблей и листьев выполняются тамбурным швом (біз кесте), а изображение поверхностей – листьев - иногда гладью. Цветы и гирлянды вышивались также золотыми нитями. Обрамление верхнего и боковых фризов составляет самостоятельный рисунок или композицию.

С большим художественным чутьем мастерицы определяют размеры отдельных узоров и розеток в соответствии с формой изделия, добиваясь их удивительной гармонии.

Широко распростанены зооморфные мотивы с различными вариациями и композициями. Например: «мүйіз» – «рог», «қос мүйіз» – «двойные рога», «сынық мүйіз» - «сломанные рога», а также изображения отдельных частей тела животных.

Народные названия элементов узора «қошқар мүйіз» - (бараньи рога), «түйенін ізі»-(верблюжий след), аңның басы-(голова змеи) и др. дают представление о реальных основах и связи с сакским «звериным стилем».

Космогонические мотивы казахского орнамента символизируют мировое пространство, четыре стороны света, вечное движение. Космо гоническими также являются изображение звезд, луны. (№ 26)

Ко второму тысячелетию до нашей эры восходят геометрические элементы казахского орнамента. Геометрический орнамент широко используется в архитектуре, ковровых изделиях, в резьбе по дереву, камню, в тиснении по коже. Это – квадрат, ромб, прямоугольник и т. д. (№№ 19, 28)

Ромбы, зигзаги, треугольники, многогранники, меандровидные узоры, например, шынжара, балдақ, сетчато-пересекающиеся линии составляют основу геометрических мотивов казахского орнамента. В казахском орнаменте много производных геометрических узоров. К ним относятся аралық гүл – фигура, образованная из треугольников, она обычно располагается в композициях ковров между центром и бордюром

Растительные мотивы – листья, пальметты, трилистники, бутоны, цветки. Их переплетения раскрывают в казахском орнаменте понятие единства, согласованности, причинно-следственной обусловленности жизни на земле. Среди традиционных и наиболее распространенных орнаментальных мотивов чаще всего встречаются трилистники, пальметки в сердцевидном обрамлении, отходящие от него солярные знаки, S-образный завиток и роговидная спираль. С помощью этих мотивов создается богатый орнаментальный декор. Все перечисленные мотивы развиваются из одного элемента – рогообразного завитка. Этот элемент, близкий по закону построения к логарифмической спирали, имеет ярко выраженную тенденцию к развитию. В зависимости от контекста он может изображать и рог барана, и листок растений, и водный поток, и крыло птицы.

Все эти мотивы орнаментов, роговидные, геометрические, зооморфно-растениевидные чаще используются казахскими мастерицами в вышивке тускиизов, чем при вышивании других изделий.

Кесте (вышивка) – один из распространенных видов прикладного искусства у казахов. Вообще существуют три вида национальной вышивки: біз кесте - тамбуром, баспа – гладью и кешбе – аналогичный русской вышивке «канва». Вышивка производится на деревянной квадратной раме или круге (кергіш). На раме или круге посредством нитей растягивается материал, на котором предполагается вышивное изделие. На его поверхности заранее нанесен мелом или карандашом орнаментальный рисунок. Инструментом вышивки является крючок с заостренным концом – кесте біз. Есть два вида казахской вышивки – это «біз кесте» и «қол кесте» (нанесение вышивки спицей и вручную иглой).

Біз кесте (вышивка спицей) имеет два вида: шым кесте (сплошная) и әредік кесте (с просветами).

Біз кесте вышивается согласно рисунку орнамента на натянутой основе – ткани спицей (карамак) в виде петель.

При нанесении «шым кесте» вышивка должна быть плотной, сплошной, без пустот на ткани.

Ручная вышивка отличается большим разнообразием орнаментальных мотивов и технических приемов исполнения узора. (Фото № 1.)

В зависимости от метода и манеры нанесения шва казахские ручные работы подразделяются на несколько видов, каждый из них имеет свое название. Например: қабу, айқас (крестообразный), қусыра (с подворачиванием краев материала), тышқан із (мышиный след), жөрмеу, шалып тігу (мышиный след), жөрмеу, шалып тігу (петельный), көктеу, шанша тігу (прокалыванием) и др. Все эти виды шва встречаются и у казахов Монголии и Китая.

При изготовлении тускииза наряду с методом стяжки используются и такие методы шва, как алакурт, сағат бау, шытыра, су тарту, ирек түсіру, кереге көз.

Для вышивания тускииза существует специальная спица (кестенің бізі или ілмек біз – спица для вышивки или крючкообразная спица). Инструментом вышивки является крючок с заостренным концом – кесте біз.

Спица изготавливается из крепкой большой иглы или тонкого железа. Вышивка производится на деревянной квадратной раме или круге (кергіш), посредством нитей растягивается материал, на котором предполагается создание вышивного изделия. На его поверхности заранее нанесен мелом или карандашом орнаментальный рисунок.

Обычно на тускиизе иглой формами «қиықша» (диагональ), «таңдай» (небо), «қызыл кесте» (красная вышивка) вышиваются накладные орнаменты и «арқар мүйіз» (рог архара), «үкі аяқ» (совиная лапа). Изображаются различные звери, птицы, цветы, растения, виды природы.

Основным швом, который употребляют казахские мастерицы при вышивке тускиизов, является обычный тамбурный шов, характерный для всей Средней Азии. Очень редко встречаются другие разновидности вышивки и еще реже гладь-баспа. Последняя применятся в золотом шитье, которым (и это характерно для всего Казахстана) украшали богатую одежду, а иногда детали узоров на дорогих тускиизах.

Тамбурная вышивка очень трудоемка, требует много времени и большого мастерства, особенно в процессе изготовления настенных ковров-тускиизов.

Цветовой фон тускииза является главным.

В художественном оформлении тускиизов сохранился единый, традиционный стиль. Он проявлялся во всем: в материале, технике, орнаменте, композиции, расцветке.

В фондах музея хранятся тускиизы, изготовленные в разные годы, начиная с начала ХХ века мастерицами: Самарского, Уланского, Большенарымского, Катон-Карагайского, Маркакольского, Зайсанского районов. (Фото № 2.)

Для тускиизов местных мастериц характерны декоративность, умелое колористическое решение, в частности, использование контрастных цветовых сочетаний. Мотивы орнамента довольно четкие и крупные, линии отличаются плавностью и изяществом.

В коллекции имеются тускиизы, вышитые в начале ХХ века, демонстрирующие высокое мастерство и ремесло изделий. Представляют большой интерес не только стилизованный орнамент, умело подобранная цветовая гамма, но и сама вышивка. Великолепные работы выполнены традиционно: прямоугольная форма с П-образным фризом (№№ 7,10,11). Фризы тускиизов заполнены крупным орнаментом, создающие мозаичную картину из этих удивительных растительных, зооморфных и геометрических узоров. Мастерицы умело располагают орнаменты на больших плоскостях.

Наряду с вышитыми коврами казахские мастерицы использовали и другую технику. Интерес представляет мозаичный ковер, выполненный в 1923 году двумя техническими спо-

собами: вышивкой и лоскутным шитьем (№ 20).

В собрании музея имеются тускиизы, изготовленные в 1950-х годах (№№ 14, 18) в технике аппликации в сочетании с вышивкой. Контур зооморфного рисунка обшивался разноцветными нитками тамбурным швом, создавая при этом радужную линию узора.

Поражают удивительное понимание народными мастерами связи характера изделия и его декора, тонкое чувство материала и высокая техника изготовления, доведенная до виртуозности.

Со временем, в 50-х годах, появляются вышитые тускиизы, но без вшитого в центре прямоугольника из ткани. Они имеют целостную орнаментально симметричную композицию, с преобладанием цветочно-растительного узора (№№ 6,9,21). На некоторых из них фон разряжен, четко вырисовывается контур растительного рисунка (№ 9). Их использовали теперь для украшения стен в доме.

В 80-х годах было модным вышивать ковры с цветочно-растительным орнаментом в технике крестом. Возможно, это было связано с тем, что фабричные шерстяные ковры были недоступны широкому кругу населения: из-за недостатка денег и дефицита ковров на прилавках магазинов. Многие мастерицы были охвачены этим модным течением.

Выделяется в коллекции небольшого размера тускииз (№ 42), сюжет которого навеян мотивами нового времени. Использовали его для украшения стены у детской кроватки. Мастерица придумала композицию, которая была не характерна для национальной вышивки, изобразив задорную собачку в сочетании с крупным цветочным геометрическим орнаментом. В нижней части тускииза на широкой полосе вышит традиционный национальный орнамент. Ковер привлекает не только яркой цветовой гаммой, но и высокой техникой исполнения.

Бесконечна фантазия мастериц, создавшая удивительные по красоте композиции.

Анализируя различные виды казахских вышитых ковров – тускиизов, технику их изготовления, характер орнамента и цветовое решение можно сделать вывод о непрерывной преемственности женского ремесла и искусства вышивки, которая совершенствовалась от поколения к поколению, в результате чего и сложилось национальное, своеобразное и глубоко индивидуальное искусство казахских народных мастериц

Уже позже в музей стали поступать тускиизы, приобретенные сотрудниками музея во время экспедиции (2004 г.) по Семипалатинскому региону, где есть свои местные мастера, но в основном преобладают мастерицы-оралманки, прибывшие в Восточно-Казахстанскую область из Монголии и Китая в период с конца 90-х до 2004 года. (Монголия - Байғожа Базарқан, Қуанбай қызы Әйнагүл, Ахмет Шәкер, Арқабай қызы Биғай, Табажан қызы Батықан, Дағыс Бағила, Диналхан қызы Гүлжан, Қасенова Қамария, Аманқан қызы Саят; Китай – Нұрқын Нұрдангүл, Зайноллаева Даулетқан)

Традиции в создании красочных тускиизов сохраняются и поныне мастерицами, приехавшими на историческую Родину из Монголии. Они возрождают, сохраняют и стараются передать свое мастерство молодому поколению.

В коллекции музея собраны вышитые ковры-тускиизы монгольских казахов, имеющие традиционные формы с прямоугольной вставкой в центральной части. Весь ковер и прямоугольная вставка плотно вышита орнаментом. В большинстве своем композиции состоят из квадратно-перекрестных и круглых форм с зооморфными и с цветочно-растительными узорами. Отличительной особенностью монгольских тускиизов от местных является: плотная заполненность ковра вышитыми роговидными орнаментами, а также целая разновидность элементов: одиночный рог, бараний рог, два рога, витиеватый рог (шұбартпа мүйіз) и т.д. В некоторых местах Монголии также используются орнаменты в виде квадрата, ромба, «балдақ», «балға бас» (№№ 5, 8, 25, 33, 36, 37).

Основной мотив вышивки тускиизов – круг, заполненный растительной вязью (образец солнца, дающего тепло и жизнь, божества, издревле почитаемого кочевниками) (№№ 16, 17, 23, 26, 27, 40, 32). Тускииз не только выполняет практическое назначение как ковер, но и служит реликвией семьи, своеобразным талисманом. Он украшается особым великолепием, его берегут, им дорожат, передают из поколения в поколение.

Высоким совершенством декора и техники исполнения отличаются вышитые ковры

оралманок. Сложные завитки, преимущественно стилизованного растительного и зооморфного орнамента, компонуясь на центральном поле в круги или ромбы, переливаясь в спокойном мерном ритме, ажурной сеткой, как кружевом, покрывают плотно весь ковер. (№№ 27, 28, 32). Элементы узора в бордюре, обрамляющие тускииз с трех сторон, повторяют узоры центрального поля; сливаясь, они образуют единое целое. Ковры поражают кажущимся разнообразием узора, праздничным, мажорным характером.

В 2004 году во время экспедиции мастерица из с. Урджара Диналхан қызы Гулжан рассказывала нам о том, как она вышивает: «Материя, укрепленная на распялке, находится в наклонном положении и прижимается коленями. Вышивная нить наматывается на указательный палец левой руки, т.е. находится со стороны изнанки материи. Крючком материю прокалывают с лицевой стороны по линии начерченного узора, захватывают узорную нить и продергивают ее на лицевую сторону. На лицевой стороне материи оставляется петля, крючком вновь прокалывают материю по линии нанесенного узора и заводят в зев предыдущей; затянув первую петлю, оставляют вторую. Указанный цикл повторяется по всему контуру вышивки». (Фото № 3.)

Удивляет и восхищает мастерство молодой вышивальщицы Оразхан Саулегул и тот такт, с которым она сумела подобрать, расположить цвета и использовать все возможности техники тамбурного шва (№16).

В целом народное декоративное искусство оралманок сродни народному искусству как местных, так и прибывших из Китая и Монголии мастериц.

В настоящее время у казахов Китая бытует название «дүнген баспасы», заимствованный у дунган в Китае, где, помимо вышивки тамбуром, применяется и вышивка гладью. (К.Н.Раимханова, А.А. Мекебаева. Народные промыслы и ремелса казахов, стр.29. Алматы 2003). В данной коллекции выделяется своеобразный тускииз, выполненный в смешанной технике (№15). Основная часть вышита тамбурным швом в виде крупных розеток, внутри которых - мелкий растительный узор. Рисунок бордюра - стилизованный геометрический узор - вышит крестом. В центре, на вставленной прямоугольной ткани красного цвета, вышит гладью не традиционный сюжет: в середине две птички в обрамлении цветущих веточек с цветами и порхающими бабочками. Симметрично с двух сторон по краям на веточках изображены аналогичные птички.

У казахских мастериц из Китая преобладают красочные растительные узоры (цветы, листья, ветки). Нередко встречаются тускиизы с фигурками животных и птиц, обрамленными цветочными узорами (№№ 12, 41). Эти мотивы характерны для народа Китая.

Каждый народ наследует от своих предков лучшие образцы материальной культуры, сохраняет традиционный национальный колорит предметов быта, передавая в них свои художественные вкусы. Вышеописанные вышитые тускиизы сохраняют традиции, создают прекрасный мир орнамента.

В течение многих столетий талантливые казахские мастерицы совершенствовали свое искусство, бережно хранили, передавали из поколения в поколение свой опыт и знания. В результате длительной практики слагались национальные особенности казахского народного искусства, отвечавшие эстетическим чувствам народа и удовлетворявшие его потребности в украшении домашней утвари.

Коллекция тускиизов, собранная музеем, позволяет изучить художественное и техническое своеобразие мастериц нашего края, их понимание красоты и гармонии может быть использовано как дополнительный источник по изучению истории и культуры Восточного Казахстана.

В начало страницы © 2010 восточно-казахстанский архитектурно-этнографический природно-ландшафтный музей-заповедник