• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Романова Е.А. Образ открытого окна – пример синтеза традиций и современности в творчестве мастера декоративно-прикладного искусства А. И. Коробкова

Романова Е.А. Образ открытого окна – пример синтеза традиций и современности в творчестве мастера декоративно-прикладного искусства А. И. Коробкова

Обращение к истокам - истории, традициям, опыту предшествующих поколений, накопленному веками, является одной из характерных особенностей современного декоративно-прикладного искусства. Возрождение забытых и полузабытых народных ремесел, изучение древнего орнамента, легенд и мифов способствуют обогащению наших знаний и представлений о культуре и быте наших предков, помогая тем самым связать прошлое и настоящее, традиции и современность.

Ярким примером синтеза традиционного народного искусства и смелых новаторских идей, современных решений является творчество мастера декоративно-прикладного искусства А. И. Коробкова. Александр Иванович Коробков – один из немногих корифеев восточно-казахстанской школы изобразительного искусства, чья творческая одаренность поистине универсальна. Он профессионально и увлеченно работает в различных областях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, проявляя свой талант живописца, превосходного резчика по дереву, конструктора и изобретателя. Его творчество проникнуто особой философией, корни которой глубоко уходят в традиции своего народа, историю страны, а основу составляет беззаветная, всеобъемлющая любовь к родной природе, преклонение перед ее мудростью и красотой.

Александр Иванович Коробков родился 9 июня 1944 года в г. Рубцовске Алтайского края. До девятилетнего возраста его детство прошло в деревне Чистюнька на фоне суровой и величественной алтайской природы. С детских лет увлекался рисованием. Первым учителем и наставником в творчестве стал для него отец - Коробков Иван Степанович, который привил ему любовь к работе с деревом и познакомил с различными техниками резьбы. «Отец резал оклады, красивые вещи вырезал. А мы, ребятишки, присматривались, как из-под резца идет прекрасный рисунок и появляется тайна»[1], - вспоминает Александр Иванович. В школьные годы он в течение десяти лет занимался в изостудии при Алтайском тракторном заводе, где получил хорошее базовое образование в области изобразительного искусства и подготовился к поступлению в училище. С 1963 по 1968 год Коробков учился в Ташкентском художественном училище им. П. П. Бенькова, по окончании которого получил специальность живописца.

В 1969 году по приглашению брата Коробков вместе с семьей приехал в г. Усть-Каменогорск, областной центр Восточного Казахстана, который стал для него второй родиной. С 1970 года он работал в художественно-производственных мастерских Художественного Фонда Казахской ССР вплоть до их закрытия в начале 1990-х годов. В этот период времени он  активно участвовал в различных выставках: республиканских, областных, городских. В 1976 году он вступает в члены Союза художников СССР (в настоящее время Республики Казахстан). Персональные выставки работ А. И. Коробкова проходили в Целинограде (1980 г.), Алма-Ате (1980 г.), Усть-Каменогорске (1994 г., 2005 г., 2010 г.).

В настоящее время Александр Иванович работает художником-мастером и реставратором по садово-парковому ландшафту в Восточно-Казахстанском областном музее-заповеднике г. Усть-Каменогорска. Сотрудничество мастера с областным музеем-заповедником началось с 1983 года. Основная часть коллекции его работ была сформирована в 1987-88 годы. Музейная коллекция произведений А. И. Коробкова охватывает тридцатилетний период творчества мастера (с 1974-2004 гг.). Это 22 работы из дерева разнообразные по тематике и жанрам – сюжетные и декоративные композиции, скульптуры, детские игрушки. Экспонаты выполнены в различных техниках художественной обработки дерева: резьба, токарная обработка, инкрустация, роспись и др. По ним можно проследить профессиональный рост мастера, его творческие пристрастия и интересы, смену художественных стилей.

Как и у всех художников, у Коробкова есть свои излюбленные художественные образы и композиционные приемы. Одним из них является образ распахнутого окна, внутри или на фоне которого помещено изображение. При этом само окно является неотъемлемой частью композиции и одновременно ее обрамлением. Примером тому служит любимое детище мастера – триптих «Мои соседи», в котором выразились самые нежные и теплые чувства автора к деревенской теме, во многом связанные с его детскими воспоминаниями о родной алтайской деревеньке Чистюнька.

«Мои соседи» - это три отдельных панно одинаковых размеров, каждое из которых выполнено в виде открытого окна деревенской избы с прямоугольными ставнями и фигурными наличниками, украшенными резьбой. Внутри окон помещены рельефные цветные композиции - сценки из повседневной деревенской жизни с самостоятельным сюжетом и определенным настроением. Изображение выполнено в различных техниках резьбы и росписи по дереву. В качестве изобразительного языка мастер выбирает стиль лубочной или народной картинки. Будучи первоначально разновидностью народного творчества, лубок отличается особой простотой, доступностью и ёмкостью образов, часто заимствованных из фольклора и воспроизводящих узнаваемые сцены и персонажи. Эти стилистические особенности лубка, а также обобщенный, несколько примитивный рисунок и яркая локальная раскраска характерны и для триптиха «Мои соседи». Автор рассказывает нам о жизни народа его же языком, незатейливо и просто,  обращаясь к традициям  народного искусства.

На левой части триптиха, которая называется «Невеста» (Фото 1, А. И. Коробков, панно «Невеста», 2004 г., ВК областной музей-заповедник, КП-НФВ-8-6586/1), изображена под кружевными занавесками печальная барышня, которая ждет своего жениха-солдата из армии. Его портрет висит на стене, в глубине комнаты. Сцена чаепития представлена на центральном панно «Моя семья» (Фото  2, А. И. Коробков, панно «Моя семья», 2004 г., ВК областной музей-заповедник, КП-НФВ-8-6586/2). За столом у самовара собралась вся семья – отец, мать, сын и дочь, которые пьют чай по-деревенски – из блюдец. В целом спокойная атмосфера семейного застолья нарушается здесь определенным ритмом композиции, выраженном в чередовании фронтального и профильного изображения персонажей. С помощью такого приема автор создает ощущение подвижности и индивидуальности представленных образов. Из третьего окна смотрят на нас бабушка с двумя маленькими внучками. Работа так и называется – «Внуки» (Фото 3, А. И. Коробков, панно «Внуки», 2004 г., ВК областной музей-заповедник, КП-НФВ-8-6586/3). Композиция проникнута уютом и теплом деревенского дома, наполненного ароматом свежеиспеченных бабушкиных пирожков, ее любовью и заботой.

Отдельного внимания заслуживает резьба на ставнях и наличниках окон. Форма, композиция и рисунок декора в каждом панно триптиха индивидуальны. Мастер использовал различные виды резьбы: геометрическую[2], трехгранно-выемчатую[3], контурную[4], плоскорельефную[5]. В основном рисунок резьбы состоит из разнообразных цветочных, лучевых розеток и их частей, зигзагообразных и волнистых линий, фестонов, а также изображений петушков и маленьких птичек. Общей чертой для всех окон являются рельефные резные бантики на концах нижних наличников. Используемые элементы рисунка соответствуют традиционной алтайской резьбе и росписи.

«Триптих «Мои соседи» - это не только виртуозная работа скульптора и резчика. Это еще и оригинальные фольклорные корни, которые передаются из поколения в поколение»[6] - отметила в своей статье журналист Татьяна Орлова. В связи с этим высказыванием необходимо отметить то, какое большое значение придавалось образу открытого окна в мировоззрении, а точнее в суевериях, древних славян. Открытое окно, равно как открытая дверь, порог дома, а также зеркало или любая другая отражающая поверхность (вода, отполированные металлические предметы и т.д.) считались проводниками из одного мира в другой: из обособленного, закрытого и защищенного домашнего мира в открытое неведанное внешнее пространство,  из жизни в смерть и т.п. Поэтому к таким понятиям относились с большой осторожностью и  вниманием как к чему-то сакральному, священному. Отсюда приметы, запрещающие передавать что-либо через порог дома или через окно, смотреться в зеркало в критические, переходные периоды жизни – во время болезни, беременности, траура и т.д. Таким образом, А. И. Коробков в своей работе доверительно позволяет нам заглянуть в открытые окна деревенских домов, приоткрывая завесу частной, личной жизни их обитателей, такой близкой и понятной каждому из нас.

Тот же образ распахнутого окна, но решенный по-иному, в современном стиле и с помощью других художественных средств,  встречаем мы в декоративном панно «Сестрички» (Фото 4, А. И. Коробков, панно «Сестрички», 1986 г., ВК областной музей-заповедник, КП-9-17734). Композиция наполнена воздухом, пространством, она словно пронизана легкостью и прохладой весеннего ветерка. Эти ощущения во многом достигнуты благодаря использованию в работе техники ажурной резьбы[7], которую естественно дополняет мягкая лепка объемов резьбы плоскорельефной. На фоне прямоугольного каркаса оконной рамы переплетение плавных, извилистых, словно играющих линий силуэтов и форм центральных образов создает впечатление ажурного кружева. Автор использует приемы гротеска в изображении необычайно длинных вьющихся волос девочек и несоразмерно вытянутых пропорций тела старшей сестры, особенно ее рук. Образы сестричек во многом метафоричны. Они похожи на маленькие нежные деревца, которые тянутся своими ветвями к солнцу, радуются весеннему теплу и свету.

Итак, в образе открытого окна синтезировались черты традиционного русского народного творчества и мировоззрения древних славян, а также художественные приемы современного декоративно-прикладного искусства, пропущенные через призму творческого мировосприятия художника. Таким образом, в произведениях А. И. Коробкова гармонично соединяются традиции  и современность, вызывая тем самым интерес к нашей истории и культуре.



Литература

  1. Барадулин В. А., Коромыслов Б. И., Максимов Ю. В. и др. Основы художественного ремесла. М., Просвещение, 1979. – 255 с., ил.
  2. Лазарева В. А. Реализация души художника Александра Коробкова // Деловой Усть-Каменогорск. – 2005. - № 5. – С. 46-47.
  3. Орлова Т. Этот неповторимый Коробков // Рудный Алтай. – 12.04.2005. – С. 4.
  4. Русакова Л. М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян. Новосибирск, Наука, 1989. – 176 с. + Прил. (96 с.)
  5. Смолицкий В. Г., Чирков Д. А., Максимов Ю. В. и др. Народные художественные промыслы РСФСР. М., Высшая школа, 1982. – 216 с., ил.

 



[1]Лазарева В.А.  Реализация души художника Александра Коробкова // Деловой Усть-Каменогорск – 2005. - №5. – с. 46.

[2] Геометрическая резьба – один из самых древних видов резьбы, искусство которого состоит в получении узора путем комбинирования простейших форм: кружков, треугольников, уголков, полосок и т.д. [5].

[3] Трехгранно-выемчатая резьба – техника геометрической резьбы, основу которой составляют различные по размерам выемки, каждая из которых в свою очередь состоит из трех граней [5].

[4] Контурная резьба один из самых древних видов резьбы, в основе которого лежит тонкая, чуть углубленная, изысканная линия [5].

[5] Плоскорельефная резьба – характерный и очень древний вид резьбы, имеющий широкое распространение, при котором рисунок резьбы выявляется на поверхности доски путем выбирания, т.е. углубления, фона вокруг предполагаемого рисунка композиции. Углубляется фон ненамного, так, что сам рисунок остается на одном уровне с доской [5].

[6] Орлова Т. Этот неповторимый Коробков // Рудный Алтай – 12.04.2005. – с. 4

[7] Ажурная, или заоваленная, резьба с прорезью - резьба по сквозному, получается, когда фон выбирают полностью. Орнамент ажурной резьбы – самый разнообразный, от простейших геометрических форм до растительного узора, изображений птиц и животных. [1].

Романова Е. А. Полевые исследования в Верхнем Приобье, Приртышье и на Алтае.

2011-2012 гг.: археология, этнография,, устная история. Вып. 8: материалы VIII международной науч.-практ. конф. Барнаул, 18-19 апр. 2013.

/ под ред. М. А. Демина, Т. К. Щегловой. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – 284 с.:ил.

Стр. 227-232.


А. И. Коробков, панно «Невеста», 2004 г., ВК областной музей-заповедник, КП-НФВ-8-6586/1А. И. Коробков, панно «Моя семья», 2004 г., ВК областной музей-заповедник, КП-НФВ-8-6586/2А. И. Коробков, панно «Внуки», 2004 г., ВК областной музей-заповедник, КП-НФВ-8-6586/3А. И. Коробков, панно «Сестрички», 1986 г., ВК областной музей-заповедник, КП-9-17734

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы