Аннотация: Статья посвящена талантливому человеку, известному в Восточно-Казахстанской области мастеру Нурмухаметову Адильбеку Сейтимкановичу, создающему великолепные изделия из дерева в технике сложной резьбы. Самодеятельный мастер, верный своему выбору стал продолжателем традиций казахского народного творчества. Изготавливает разнообразные предметы быта в казахском национальном стиле. С 2010 года сотрудничает с музеем, является активным участником областных выставок прикладного искусства. Не раз становился участником областных, республиканских, международных фестивалей-конкурсов ремесленного творчества
Аnnotation: The article is devoted to a talented person, well-known in the East Kazakhstan region, master Nurmukhametov Adilbek Seytimkanovich, who creates magnificent wood products in the technique of complex carving. An amateur master, true to his choice, became a follower of the traditions of Kazakh folk art. Manufactures a variety of household items in the Kazakh national style. Since 2010, he has been cooperating with the museum, is an active participant in regional exhibitions of applied art. More than once he became a participant of regional, republican, international and regional festivals and competitions of handicraft creativity.
Ключевые слова: мастер, резьба, ремесленное искусство, творчество, изделия, работы, Восточный Казахстан, традиции
Keywords: master, handicraft art, creativity, products, works, East Kazakhstan, traditions
Народные ремесла – важнейшая составная часть культурного наследия. В них отражены уровень материального производства и духовной жизни народа в прошлом. Наряду с национальным зодчеством и фольклором, они являются источником для познания его истории, образа жизни и эстетических идеалов [2].
Сохранение и развитие народного искусства Советское государство всегда рассматривало не только как важнейшую народно-хозяйственную задачу, но и, в первую очередь, как идеологическую проблему, имеющую непосредственное отношение к формированию национальных художественных культур [1].
Всем известно, что дерево является материалом для неисчислимого количества изделий. Самого разнообразного характера. Из дерева делаются как крупные сооружения – дома, мосты, мельницы и т.п., так и предметы домашнего обихода – столы, стулья и прочие приспособления домашнего быта. Дерево искони было самым доступным и любимым материалом народного художественного творчества. От поколения к поколению передавались не только сами вещи, но и умение создавать их, так что суждена, казалось бы, этой красоте жизнь бесконечная [3].
Ремесло обработки дерева было вызвано кочевым образом жизни казахского народа. Из дерева изготовляли каркас юрты, двери, мебель, предметы утвари, колыбельная, седла и многое другое. Для хозяйственных нужд изготавливали кадушки для взбивания масла, цельно долбленые чаши для мяса и кумыса, ступы для толчения пищевых продуктов. Наиболее талантливые умельцы художественно оформляли резным орнаментом круговое навершие юрты, двери, сундуки, шкафчики для посуды и т.д. [5].
Мастера декоративно-прикладного искусства Восточного Казахстана продолжают традиции, культурную связь, возрождая и сохраняя старинные ремесла края. Творчество наших мастеров предстает во всем его многообразии, со своими особенностями на основе общности национальной, этнической, региональной [4].
Значительную часть коллекции в фондах музея-заповедника по современному прикладному искусству составляет коллекция из дерева. Обработка дерева – развитый и древний вид народного ремесла. Древесина таит в себе широкие возможности для выражения художественного вкуса, мастерства резчика. Доступность и сравнительная легкость обработки древесины, которую можно организовать в домашних условиях, способствовала увлечению этим видом творчества многих мастеров [6].
На территории области резьбой по дереву занимались художники, сувенирные предприятия, самодеятельные мастера-резчики. Один из них, известный за пределами нашей области Нурмухаметов Адильбек Сейтимканович - талантливый мастер, резчик по дереву в своей творческой деятельности, опирается на народные традиции, создавая изделия, меняя цветовую гамму, пластический строй, мастер придает качественно новое звучание традиционным изделиям. Создает уникальные вещи, в которых выражено стремление донести свою самобытность, понимание красоты реального мира.
Фото 1- мастер А.Нурмухаметов
Родился Адильбек в г. Аягузе Семипалатинской области, из рода Жалайыр-Андас. Родители мастера из села Ешкіөлмес, пригород Талдыкоргана - место, знаменитое своими наскальными рисунками. Часто переезжали с одного места на другое, т.к. в 70-годы и мать и отец работали на станциях железной дороги. Затем, осели в маленьком разъезде, в сорока километрах от г. Семипалатинска (ныне г.Семей).
С детства, пристрастившись к ремеслу, стал верным любимому делу. Вспоминая о детстве, мастер рассказывает: - «Что касается творчества, то в детстве, чтобы мне не было скучно, отец привозил из города пластилин, краски, карандаши и альбомы. Все дети играли на улице, а я, или лежал в больнице,- сказалось мое катание, весенней порой, на льду, лед обрушился, и я провалился в прорубь, или сидя дома рисовал, мастерил что-нибудь».
Мальчик долгое время проходил лечение в больнице г. Алма-Аты, здесь он и некоторое время продолжил школьное обучение, стараясь не отстать от своих сверстников. Ему повезло встретиться с хорошими преподавателями по искусству, у которых он смог приобрести навыки и знания. Получив хорошие результаты в учебе окончил среднюю школу в г.Семипалатинске. Было желание поступать в училище им. Гоголя но, не пройдя конкурс, устроился на «железную дорогу обычным рабочим – путейцем. Затем, служба в армии в Туркменской республике – 6 месяцев, где работал штатным художником, потом в Германии. После службы вновь работал на ЖД, но уже в качестве электромонтера СЦБ, связи и радио, далее обучившись, стал дежурным по станции, в этой должности проработал 25 лет. Сменялись годы, происходило много событий - череда практических занятий, получение знаний у маститых ремесленников. Адильбек вспоминает: - «Основы я получил от наших аксакалов - ветеранов, с ними проводил много времени, благодаря своей бабушке Батиме, которая подталкивала меня к людям, знающих толк в искусстве. Все это сыграло свою роль в становлении моего творчества».
Много интересного на своем жизненном пути повидал мастер. В жизни встречалось немало талантливых людей, от которых мастер многое перенял, в том числе и направление в духовном развитии. «Есть такое понятие, что если Бог отнимает что то, то вместо этого дает намного больше..., думаю, мне повезло, что он обратил на меня внимание! Я очень благодарен за все, что со мной происходит. За каждый день, что приносит мне новые творческие открытия. С удивлением и радостью принимаю их, и жду нового дня для продолжения своего творчества, которым охотно делюсь с людьми, желающими найти себя в этом виде Жизни - Жизни Художника», - говорит Адильбек Сейтимканович.
В 2009 г. мастер, впервые принял участие в областной выставке ремесленного творчества в г.Усть-Каменогорске. С тех пор, его стали приглашать на мастер-классы и семинары, встречи и ярмарки. В этом же году, по рекомендации руководителя Ресурсного центра ремесленников ВКО принял участие и стал дипломантом в республиканском конкурсе «Шебер», в г.Астане. Затем, ежегодно участвовал в областных выставках декоративно-прикладного искусства в г.г.Алматы, Усть-Каменогорске, Семее. Пройдя, столь значимые мероприятия, мастер получил более существенные теоретические знания и, конечно же, большую роль сыграли и обмены опытом среди профессиональных мастеров и художников Казахстана. Таким образом, мастер поднимал престиж своего мастерства, а затем, обучал и молодое поколение, стремящееся получить столь необходимые навыки от известного ремесленника.
В 2015 году Министерство культуры Республики Казахстан, как и в предыдущие годы, организовало поездку талантливых профессиональных художников, мастеров прикладного искусства на участие в международной выставке в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) (Рис.2). В число пятидесяти казахстанцев был включен и А. Нурмухаметов, которого рекомендовал Ресурсный центр ремесленников ВКО.
Мастер познакомился с выдающимися мастерами, приехавшими из разных стран. И это дало возможность перенять опыт и, конечно же, самому поделится процессом создания узорного национального орнамента. Ведь, казахское узоротворчество всегда привлекало внимание иностранцев.
Знания народного, традиционного ремесла деревообработки, талант мастера были отмечены организаторами выставки сертификатом признания (рис.3). Пропагандируя народные традиции, он вносит в работу и современное решение. Удивительно завораживающий мир в сочетании зооморфного и геометрического орнамента выполняет мастер на своих изделиях. Разнообразные техники, богатая фантазия помогают создавать ему уникальные, неповторимые, художественные изделия в стиле казахского народного творчества.
Не привыкший сидеть без дела, он всегда стремится найти что-то особенное, удивительное. Задуманные идеи, которых у него всегда немало в создание какого-либо изделия, он воплощает в жизнь (Рис.8). И когда его приглашают в тот или иной город, область и даже в страны СНГ, он всегда готов сделать что-то неповторимое, чтобы его труд принес заказчикам удовлетворенность, а сам он, по словам мастера, получает одухотворенность и, конечно же, желание, заработать достойные, его произведениям, деньги.
В настоящее время, мастер выполняет заказы музеев, местной администрации, частных предприятий и фирм. Продолжает тщательно изучать народные традиции, быт и культуру казахского народа, и это, – немаловажная роль в изготовлении старинного изделия, выполненного по всем канонам национальных традиций. Занимается живописью, скульптурой, оформлением дизайна. Выполняя, то или иное изделие мастер, вкладывает в него свою душу, это - заметно, когда наблюдаешь за работой мастера. А в процессе работы, мастера, приходилось видеть многим, потому что к нему идут, не просто посмотреть, но и самим вникнуть и влиться в этот трудоемкий и кропотливый труд. Несмотря на занятость, Адильбек старается обучать и подростков, которые с большим желанием тянутся к мастеру, вначале наблюдая за работой, а затем, решают попробовать сами. Он неустанно показывает мальчишкам азы мастерства, наиболее легкий способ резьбы, а затем, видя их способности, дает работу более сложную, уверенный в том, что одаренный талантом ученик обязательно справится с любой работой.
Рис4-Торсык Рис 5,6-Кобыз-передняя и задняя части
В музее-заповеднике хранятся две работы мастера - великолепные произведения искусства, оцененные известными людьми – людьми, знающими толк в ремесленном творчестве. Это стилизованный торсық (сосуд), который выполнен геометрическим орнаментом сложной трехгранно-выемчатой резьбой. Аналогичной техникой резьбы мастер украшает скульптурно-объемные сувениры в форме стилизованного национального музыкального инструмента, который также, хранится в фондах нашего музея (рис.5,6), переданный мастером в дар музею после окончания областной выставки. Мастер А. Нурмухаметов - универсал, он прекрасно рисует (рис.7), изготавливает изделия из дерева с вкраплением камня, кости и металла, выполняет скульптурную композицию. Более пятидесяти работ создал мастер, как по заказу местной администрации, так и гостей, туристов из разных регионов Казахстана и стран ближнего зарубежья.
Его часто приглашают в разные регионы России на реставрационные работы и изготовление скульптур для интерьеров частных предприятий, а также работы мастера, можно увидеть на ежегодных, традиционных, областных выставках прикладного искусства в музеях городов Семея, Усть-Каменогорска и пос. Шульбинск Восточно-Казахстанской области, где в настоящее время проживает мастер со своей семьей. Здесь, по заказу школ, администрации поселка, мастер выполняет различные предметы казахского быта, изделия и сувениры на праздничные мероприятия.
Одну из своих работ мастер оставил в подарок в Абу-Даби, в знак благодарности за приглашение на столь грандиозное мероприятие. Мастера - ремесленника А.Нурмухаметова, поистине, можно считать народным мастером! Изготавливая то или иное изделие, он органически связывает все с истоками народной культуры казахов.
Библиографический список
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов –Москва, «Высшая школа», 1990, - с.
- Джанибеков У.Д. Культура казахского ремесла – Алма-Ата «Өнер», 1982, - 71с.
- Жегалова С., Жижина С. Книга для учащихся старших классов – Москва «Просвещение», 1983,- 3 с.
- Мухамеджанова Р.Ч., Черкашина В.А. Справочно-информационный сборник о мастерах декоративно-прикладного искусства – Усть-Каменогорск, 2016, - 30 с.
- Федоров Е. Домашний ремесленник – Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1992, - 5 с.
- Черкашина В.А. Очерки о маст ерах - У сть-Каменогорск, 2007, - 10 с.
< Предыдущая | Следующая > |
---|