Истинный художник, любящий больше всего искусство, никогда не удовлетворен собою и старается идти все дальше.
Л.Бетховен
Одним из ярких представителей польской диаспоры Восточного Казахстана является профессиональный строитель, замечательный художник, удивительный человек - Петрачкова Марина Францевна. Родилась Марина Францевна в 1943 году в городе Риддере в семье репрессированного поляка - Иванчука Франца Феликсовича, московского архитектора, талантливого художника и педагога. Иванчук Ф.Ф. был одним из тех замечательных людей – представителей культуры, которые умеют щедро одаривать всех богатством своей широкой души. Организованная им в городе Риддер изостудия помогла многим людям в далекой провинциальной глуши не просто расширить кругозор, а найти свой путь в жизни. Его давно уже нет в живых, но вечная и добрая память о нем навсегда осталась в сердцах многих людей. Не возможно не рассказать о нем подробнее.
Франц Феликсович Иванчук родился в 1892 году в Москве, в 1904 году окончил трехклассное реальное училище. Пять лет был учеником рисовальной и литографской школы. По ее окончании работал тушистом-литографом и художником - иллюстратором. В 1919 году вступил в ряды коммунистической партии и вскоре был направлен на учебу в свободные высшие художественно-технические мастерские «ВХУТЕМАС». С 1928 по 1932 год учился в Высшем архитектурно-строительном институте. С 1933 по 1936 год работал в отделе планировки Моссовета, участвуя в разработке и осуществлении генерального плана реконструкции Москвы. В 1936 году в Москве была раскрыта троцкистская группа. В ее число входил сослуживец Франца Феликсовича, которому Иванчук давал рекомендацию в партию. За это он был объявлен врагом народа и выслан в город Риддер Восточно-Казахстанской области на 20 лет. Жена с дочерью последовали было за ссыльным, но жизнь в глубинке для них была невозможна. Тогда-то и началась новая жизнь ИванчукаФ.Ф.
В 1936 году город Риддер представлял собой небольшой провинциальный городок с населением в 15 тысяч человек. Бурно развивался комбинат по добыче и обогащению полиметаллических руд. Активно велось строительство жилья и объектов культурного досуга. В это самое время в город приезжает молодой талантливый архитектор, широко образованный, имеющий большой круг общения в Москве, воспитанный в духе истинных интеллигентов конца 19 - начала 20 века, мужчина блистательной внешности Иванчук Ф.Ф.. Оказавшись в Риддере, Иванчук увидел для себя огромное поле деятельности. Всей душой он окунулся в жизнь города, в решение его проблем. Он работал архитектором комбината, главным архитектором города. Проектировал загородные дачи, пионерский лагерь, дачи для детских садов на Крольчатнике, и конечно же, занимался новостройкой города. Был ответственным за художественное оформление Дворца культуры. Своим внешним видом и красотой Дворец культуры города Риддер обязан именно ему. И еще, именно Франц Феликсович при проектировании центральной части города отстоял идею закладки зеленого бульвара по проспекту Ленина, ставшего позднее любимым местом отдыха горожан. Вскоре Франц Феликсович женился на молодой красивой и общительной девушке, впоследствии ставшей матерью четырех дочерей и надежным тылом в семейной жизни. Из Москвы Иванчук привез все необходимое для организации изостудии в г. Риддере: пособия по анатомии, гипсовые фигуры, посмертную маску Пушкина и множество книг по искусству. Из своих московских привычек он сохранил любовь к балету и классической музыке. В молодости он почти на профессиональном уровне играл в футбол и до конца дней был верен этому виду спорта. Но все же главным делом его жизни была организованная им в 1937 году Студия изобразительного искусства. Тридцать лет ею руководил Франц Феликсович Иванчук, выпустивший не одно поколение замечательных художников. Все, кто с ним общался, отмечают в нем стержневую черту характера – серьезность и надежность. Он был деловым, увлеченным, ответственным человеком, но в тоже время тихим отрешенным лириком, мечтательно-думающим о своем, о потаенном.
После реабилитации в 1957 году, он первым делом поехал в Москву, где побывал на могиле первой жены, встретился с родными и близкими, пообщался с бывшими коллегами. Была возможность вернуться в Москву. Но за двадцать лет жизни, проведенных в Риддере, он врос душой и сердцем в этот край и не покинул его до конца своих дней. Умер Франц Феликсович в г. Риддер в 1975 году.
Долгими зимними вечерами большая дружная семья Франца Феликсовича освобождала круглый обеденный стол, раскладывала на нем многочисленные книги, альбомы с изображениями самых различных архитектурных шедевров и памятников, а также привезенные из Москвы фотографии, сделанные самим Францем Феликсовичем. Негромко звучали классические произведения из репродуктора, и увлекательные рассказы отца уносили воображение его детей в разные страны и города. Начинались путешествия в древние миры: звучали истории создания архитектурных памятников, всплывали образы их создателей и строителей. Иванчук живо и образно описывал простых людей, жизнь которых протекала в тяжелейших условиях на строительствах храмов и дворцов. Вот в такой атмосфере родилась и выросла Марина Францевна Петрачкова – дочь Иванчука Ф.Ф. и Кайгородцевой Е.В.
Окончив в 1960 году Алмаатинский политехнический институт, факультет промышленно гражданского строительства, Петрачкова М.Ф. поступила на работу в проектный отдел треста города Риддера. Марина Францевна принимала участие в сдаче объектов цинкового завода, жилых домов. Под ее руководством велись отделочные работы белой цементной плиткой домов и других объектов города Риддера. Нагрузка и ответственность в то время были колоссальные, психологические проблемы она научилась снимать, ходя в туристические походы. Ей знакомы и ближние, и дальние окрестности города: Сержиха, Синюха, Стрежная Яма, Линейский и Коксинский Белки. Природа края одарила ее на всю жизнь чувством глубокой привязанности к родной земле и стала впоследствии источником творчества художника. Марине Францевне страстно захотелось показать землякам ту несказанную заповедную красоту, которая открылась ее взору. И она увлеклась фотографией, а позже живописью. Можно уверенно сказать, что талант и любовь к живописи, передались ей от ее отца.
С 1990 года, вот уже 17 лет, Петрачкова является бессменным pyководителем изостудии отца, продолжая его благородное дело. Благодаря Марине Францевне сохранились бесценные работы Иванчука Ф.Ф., датированные 1916 годом, а также работы его знаменитых учеников. За этот период в ней раскрылся дар талантливого художника-пейзажиста, профессионально владеющего техникой живописи. Изумительные по своей красоте пейзажи и цветы восхищают то великолепием, то простотой, то буйством красок, то четкостью графики. Марина Францевна - автор восьми персональных выставок. Ее произведениями любовались ценители прекрасного в музее искусств и этнографическом музее-заповеднике города Усть-Каменогорска, на выставках в Шемонаихе, в Лениногорске, в музее Ульбинского металлургического завода. В год поддержки культуры в 2000 году - вышел альбом Михаила Немцева «Голоса и краски Беловодья», иллюстрированный картинами Петрачковой М.Ф.
С момента создания Польского Культурного Центра в г. Усть-Каменогорске Петрачкова Марина Францевна становится активной участницей праздников и мероприятий, проводимых центром.
8 декабря 2006 года, к 70-летию депортации народов Казахстана, совместно с Польским Культурным Центром в этнографическом музее-заповеднике состоялось открытие выставки «И жизни прожитой виток». Достойное место занимали работы Иванчука Ф.Ф., выполненные в технике рисунка и масляной живописи. Большой интерес на выставке вызвали работы Петрачковой М.Ф.- мастера пейзажа, натюрморта, графики и акварели. Выставку посетил Заведующий Консульским Отделом Посольства Республики Польша Мэдард Масловский. Картины Петрачковой настолько поразили и восхитили консула, что он отправился в г. Риддер для более глубокого знакомства с работой изостудии и ее участниками. Увидев и оценив накопленное годами творческое наследие Петрачковой и ее студийцев, пан Мэдард выразил огромную благодарность и дал высокую оценку их творчества и мастерства.
Живопись Марины Францевны одна за другой описывает живые уголки бескрайнего таежного царства. Работы художницы восхищают сочностью цвета и богатством красок - от воплощенной нежности и прозрачности тонов в лесных цветах до неистовства оттенков красного в гладиолусах и пионах. Можно бесконечно восхищаться ее талантом. У нее свое мировоззрение и cвой, необычный взгляд на вещи, травы, цветы, горы, в котором столько жизненной энергии и любви к природе. Все сокровище души своей вложила художница в свои работы, на которых лежит отпечаток мудрой простоты, ясности, проникновенности. Живопись Марины Францевны Петрачковой находит отклик у широкого зрителя, она не оставляет нас равнодушными, вселяет в каждого любовь и веру в жизнь.
М.Резонтова
ж. «Достык», 2008, №1-2
< Предыдущая | Следующая > |
---|