© Ларионов М.М., к.и.н.
ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СТАНИЦЫ АЛТАЙСКОЙ (КАТОН-КАРАГАЙ). ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ.
Одним из самых замечательных памятников православного церковного зодчества на территории Восточного Казахстана ещё совсем недавно являлся деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы села Катон-Карагай.
В настоящее время Катон-Карагай состоит из двух, в прошлом самостоятельных частей: казачьей станицы Алтайской и поселка Катон-Карагайского. Вот как их характеризует известный исследователь края священник Борис Георгиевич Герасимов в своей статье «Поездка на Рахмановские минеральные ключи».
«…Станица Алтайская лежит в долине левого притока Бухтармы Сарым-сакты и вся утопает в зелени садов. По улицам с журчанием протекают арыки. Прекрасная, густая аллея, преимущественно березняка, придает поселению живописный вид. В станице Алтайской кончается почтовый тракт из Устькаменогорска и сменяется уже далее земским. Местность, на которой раскинулась станица Алтайская, принадлежала ранее Китаю, но, по отмежеванию границы, перешла в фактическое владение Русского правительства. Основание станицы положено в 1871 году.
В Алтайской имеются: церковь, прекрасное здание школы, почтовое отделение (Катон-Карагайское), здесь-же местопребывание алтайского лесничего, медицинского персонала и ветеринарного надзора. Существующая с 6 по 19 декабря ярмарка, имеет, по слухам, оборот до 250 тысяч рублей»… (1)
«…Катон-Карагайский поселок расположен в двух верстах от станицы Алтайской. В поселке есть базар, таможня, школа, камера мирового судьи, избушка на курьих ножках с вывеской «Алтайский арестный дом». Здесь же живет и крестьянский начальник Устькаменогорского уезда…» (2)
В настоящее время эти два населенных пункта составляют единое целое. Однако в отличие от начала XX века, начало XXI можно охарактеризовать как период значительного упадка Катон-Карагая. На месте большого количества домов теперь лишь поросшие травой бугорки, многие здания стоят в развалинах и производят тягостное впечатление. В руинах находится и православный храм, вид на который открывается сразу же при въезде в село. Над крышами низеньких одноэтажных строений возвышается тяжелая, темная громада деревянной церкви, кажущейся особенно громоздкой, приземленной, из-за отсутствия своих вертикалей, некогда пронзавших небосвод.
Постоянно ощущается громадное напряжение борьбы с земным притяжением, мучительное стремление пронзить атмосферу – явление характерное для обезглавленных русских церквей.
Впечатление грозной мощи храма многократно усиливается чернеющими глазницами пустых оконных проемов, а также ребрами стропил шатра основного объема, лишь частично сохранившего железное покрытие.
Покровская церковь была построена на средства Казачьего Войскового Хозяйственного управления, а также прихожан-казаков Алтайской станицы и Катон-Карагайского поселка в 1882 году (3). Новопостроенный храм вошел в состав Благочиния церквей Бухтарминского края, где должность благочинного отправлял священник Николаевской церкви Зыряновского рудника Александр Троицкий (в 1918 году переведен клириком к Покровскому собору г. Усть-Каменогорска) (4). Причт церкви в начале XX века состоял из священника-настоятеля и псаломщика: иерея Леонтия Протопопова и Памфила Кошаловского.(5)
Покровский храм с. Катон-Карагай. Фото автора, 2006 г.
Покровский храм станицы Алтайской (Катон-Карагай). Реконструкция автора, 2006 г.
Несмотря на то, что Покровский храм был построен из дерева, в его внешнем облике, а также и плане отчётливо читались архитектурные приёмы, присущие для кирпичных сооружений Прииртышья конца XIX – начала XX веков. Разновеликие по объёму части здания: притвор, трапезная, большой зал и алтарь были украшены рисунком оконных проёмов, а также декоративным оформлением западных, южных и северных врат. Основной объём здания (четверик), завершался восьмериком, а над притвором (западная сторона) возвышалась высокая стройная колокольня с шатровым завершением. В статье приводится авторская реконструкция первоначального облика церкви, выполненная на основании полевых исследований остатков здания, а также изучения проекта Покровского храма, хранящегося ныне в фондах областного архитектурно-этнографического музея-заповедника (ВКМЗ, Усть-Каменогорск). Это, пожалуй, единственный чертёж сельской церкви Прииртышья, обнаруженный в настоящее время. В фондах этнографического музея хранятся также некоторые культовые предметы (напрестольное Евангелие, венчальные венцы, книги, иконы), свидетельствующие о былом богатстве утраченного ныне убранства Покровской церкви.
В первые два десятилетия советского периода в храме более или менее регулярно продолжали совершаться богослужения. В 1923 году большое количество православных приходов перешло к обновленцам («Живоцерковникам», «Красным попам»). По некоторым данным, Покровская церковь также стала обновленческой, но, к сожалению, история храма 20-х – 30-х годов XX века пока остается мало раскрытой.
У местных старожилов сохранились незначительные отрывочные сведения о некоторых священнослужителях.
В частности, упоминается священник Руднев, похороненный возле церкви. После Руднева указывают на Бояркина, хотя остается неопределенной его должность при храме – священник или староста.
Хорошо запомнился жителям станицы священник Вишневский, имевший дочерей Августу, Екатерину и Марию. Сохранилась семейная фотография Вишневских, но имя главы семьи остается невыясненным. Во второй половине 30-х годов XX века в Катон-Карагае проживала монахиня одного из закрытых монастырей Евсевия (в миру Королёва Евгения), впоследствии уехавшая в монастырь в Бендерах (Молдавия). В 1937 году настоятель Покровской церкви Петр Кирьянов был выслан в село Язовая. Видимо, в это же время храм был закрыт. Петр Кирьянов впоследствии вернулся в Катон-Карагай, но жил незаметно у дочери, время, от времени тайно совершая различные требы (венчания, крестины и т.д.) по просьбам нуждающихся. (6) Большая часть православных сельских приходов в области была закрыта в 1929 году, когда у верующих насильственно отняли 70 храмов. (7) Катон-Карагайская церковь в этот печальный список не попала. Её закрыли одной из последних, наряду с остававшимися на тот момент действующими городскими храмами.
После закрытия, Покровский храм был обращен в клуб, а затем в школу, позднее названную именем Рыкова. Значительно изменился облик церкви: были снесены шатровая колокольня и купола, разобрана алтарная апсида, проведена перепланировка внутренней части здания, разделенного на два этажа. С восточной стороны к храму было пристроено Г-образное сооружение, были растесаны новые оконные проемы на южной стороне основного объема. Уже в наше время, после переноса школы в другое здание, бывшая церковь подверглась разграблению, в результате чего фактически сохранились лишь стены и фрагменты кровли.
В 2008 году варварское разрушение Покровского храма было возобновлено: уничтожению были подвергнуты притвор и трапезная – до недавнего времени единственные такого рода, сохранявшиеся в области. В сущности, от бывшей церкви остался лишь куб основного объёма с восьмериком над ним, практически полностью лишенный железной кровли. Уничтожение этого уникального памятника истории и архитектуры происходит притом, что он числится в списке охраняемых государством объектов культурного наследия Казахстана.
Литература и источники
1 Б.Г.Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. - Усть-Каменогорск: Шыгыс-Баспа, 2000 – 335 с. // Поездка на Рахмановские минеральные ключи. Стр. 43.
2 Б.Г.Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. - Усть-Каменогорск: Шыгыс-Баспа, 2000 – 335 с. // Поездка на Рахмановские минеральные ключи. Стр. 44.
3 Б.Г.Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. - Усть-Каменогорск: Шыгыс-Баспа, 2000 – 335 с. // Старинные церкви Семипалатинской области. Стр. 180.
4 Адрес-Календарь Семипалатинской области, Семипалатинск, 1914, стр. 74.
Здесь же. Сведение о перемещении священника Александра Троицкого получено от игумена Амфилохия (Бондаренко), благочинного Усть-Каменогорского округа Астанайско-Алматинской епархии (ныне благочинный 1 – ого Павлодарского округа).
5 Адрес-Календарь Семипалатинской области, Семипалатинск, 1914, стр. 74.
6 Сведения о священнослужителях Покровской церкви станицы Алтайской советского периода получены от старожилов: Королёвой Елизаветы Афанасьевны (1929 г.р. – родственницы монахини Евсевии), Шершнёва Ивана Афанасьевича (1924 г.р.), Матвеевой Татьяны Александровны – дочери последнего атамана казачьей станицы.
7 Центр Документации Новейшей Истории (ЦДНИ ВКО) г. Семипалатинска. Ф.74, Оп.1, Д.208, Л.2,3а,3,4,5.
Опубликовано: Вестник Университета Кайнар. № 1/1(76), Алматы, 2010. – С. 28 – 31.
< Prev | Next > |
---|