• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научные Ларионов М.М. Из новейшей истории Троицкого собора города Усть-Каменогорска. 1991 – 1993 гг.

© Ларионов М.М., к.и.н.

ИЗ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ТРОИЦКОГО СОБОРА

ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА. 1991 – 1993 ГГ.

Старейший во всём Казахстанском Прииртышье Троицкий храм города Усть-Каменогорска решением горисполкома был передан православной общине в апреле 1989 года. [1] Но пришлось ждать долгие два года, пока церковь не была освобождена от складского оборудования «Военторга», на протяжении полутора десятков лет бывшего хозяином части бывшей крепости.

Грустная картина разорения предстала перед глазами протоиерея Вячеслава, его ближайших помощников, когда они на правах хозяев вступили на территорию старинной крепости, точнее тех её остатков, которые вместе с Троицким храмом стали собственностью второго городского православного прихода.

Груды мусора – следствие любого переезда: деревянные ящики, металлолом, стройматериалы. Когда-то высаженные с целью благоустройства территории, а теперь запущенные, дико (и в то же время живописно) разросшиеся деревья частично скрывали значительные повреждения зданий крепости. Местами сохранялось асфальтовое покрытие дорожек проложенных в лучшие времена существования воинской части.

На территории крепости, переданной Церкви, к этому времени сохранилось три здания: Троицкая церковь, двухэтажное административное здание и рядом стоящее деревянное строение бывшей казармы.

Двухэтажное здание условно именуемое «Дом офицеров», хотя первоначальное его назначение не выяснено, имевшее «П» - образную форму, лишилось одного крыла. Оно было снесено только потому, что заходило небольшим углом за прямую линию ограды соседнего детского учреждения. И теперь полуразрушенное, с осыпавшейся штукатуркой, с забитыми досками окнами первого и, зияющими пустотами второго этажей, с выломанными половыми покрытиями – это, безусловно, ценное с точки зрения истории и архитектуры здание необходимо было восстанавливать.

Другим строением, перешедшим в церковное владение, было здание деревянной казармы. В своё время подобного рода сооружений было несколько. К началу 1990-х годов сохранилось только одно. Техническое состояние казармы также оставляло желать лучшего.

Наконец, третье сооружение – собственно Троицкая церковь, значительно пострадавшая за несколько предшествующих десятилетий. В сущности, сохранился только остов, да и то в весьма непрезентабельном виде. Начисто лишенный всех деталей, отличающих храм от гражданского строения: колокольни, куполов, алтарной апсиды, Троицкий собор, тем не менее, даже и таком изувеченном виде поражал своей монументальностью, подчёркнутой простотой декоративного оформления сохранившихся стен.

Некоторые из окон церкви, а также северные и южные двери оказались заложенными кирпичом, зато в советский период появилось два новых окна – справа и слева от центрального входа, там, где ранее существовали лишь декоративные ниши.

Из трёх, бывших до закрытия церкви алтарных помещений к моменту возвращения храма сохранилось, в сущности, только одно – в северном приделе. Апсида центрального алтаря была полностью разобрана и на её месте появилась уродующая здание прямоугольная пристройка, где в период использования здания под клуб размещались подсобные помещения. Целостность южного алтаря нарушалась и, нарушается по сей день, наличием позднейшей пристройки, вход в которую организован через проём, продолбленный сквозь стену алтаря. К тому же, эта пристройка закрывает часть исторического южного фасада таким образом, что одно из окон полностью скрыто от зрителя с внешней стороны.

Если к этому добавить ужасающее состояние сохранности северного фасада и интерьера здания, то, в целом, такую картину разорения можно было наблюдать в дни, когда храм вновь стал действующим. Церковной общине предстояло решать огромное количество проблем.

Восстановительные работы начались в сентябрьские дни 1991 года. В них приняли участие наиболее активные прихожане, не взирая на почтенный возраст с усердием способствовавшие очищению вновь обретённой Святыни от «военторговского» хлама, приданию церкви надлежащего вида, более или менее пригодного для того, чтобы приступить к проведению регулярных богослужений.

Помимо прихожан в работу включились и казаки Верхне-Иртышской линии, возглавляемые в то время атаманом Николаем Михайловичем Запорожцем, казачьим полковником. Первым делом казаки сбили пятиконечную звезду, «украшавшую» ложную центральную люкарну западного фасада – как раз над центральным входом. Позднее на месте этого символа богоборческой власти появилось изображение Святой Троицы. Нужно отметить, что и немногочисленная группа прихожан и казаки трудились исключительно во славу Божию, безвозмездно.

Конечно же, этих трудовых ресурсов было явно недостаточно для решения глобальных проблем, однако доброхоты сделали всё зависящее от них на тот момент, и, обеспечили в ближайшее время возможность совершения богослужений в Троицком храме.

Одновременно с преодолением последствий безбожного хозяйствования, происходило формирование штатного клира в новообразованном приходе. Ещё до открытия церкви её настоятелем был назначен протоиерей Вячеслав Михайлович Дылевский. Это было необходимо для представительства и для юридической подготовки ожидавшегося открытия. Теперь же, когда мечта наконец-то превратилась в явь, отец Вячеслав стал прикладывать свои основные усилия на упорядочение приходской жизни.

Указом правящего архиерея первым, после настоятеля клириком Троицкого собора был назначен сын отца Вячеслава – иерей Александр Вячеславович Дылевский. [2]  Его пребывание на должности штатного священника в данном храме оказалось очень недолговечным. Уже 15 октября 1991 года, в связи с освобождением протоиерея Вячеслава от должности настоятеля Покровского храма города Усть-Каменогорска, иерей Александр назначается на место отца с увольнением от обязанностей клирика Троицкого храма. Через месяц, 15 ноября 1991 года клириком к Троицкой церкви назначен игумен Спиридон (Теплухин), до этого бывший клириком Усть-Каменогорской Покровской церкви. [3] Необходимо заметить, что этот, старейший в благочинии пастырь до настоящего времени служит в Троицкой церкви. Единственный, из числа священнослужителей, за всю новейшую историю храма.

Таким образом, первый состав клира Троицкого храма состоял из двух священников. Диаконское место оставалось вакантным. Для прихода, расположенного в центральной, исторической части Усть-Каменогорска, этого было явно недостаточно, тем более что значительно увеличился поток людей, изъявлявших желание принять Святое Крещение. Поэтому двум священникам было нелегко справляться с возросшим количеством церковных треб. А ведь кроме этого необходимо было совершать ежедневные вечерние и утренние уставные богослужения.

Вопрос об увеличении штата священнослужителей был поставлен отцом Вячеславом перед архиепископом Алексием (Кутеповым). В ходе своего архипастырского визита в Восточный Казахстан, в октябре 1991 года, после совершения Божественной Литургии в Усть-Каменогорском Троицком соборе, владыка Алексий обратился с проповедью к присутствующим на богослужении верующим. В своём слове, он отметил положительные моменты в деле по упорядочению церковной жизни в возрождённом храме, поблагодарил отца благочинного и прихожан за понесённые труды. Кроме того, он обратил внимание собравшимся на трудности, связанные с неполным штатным обеспечением набирающего силу прихода. В этой связи архиепископ Алексий пообещал, что в ближайшее время данная проблема будет решена, и, что должность настоятеля Троицкого храма будет по прежнему отправлять протоиерей Вячеслав Дылевский, а помогать ему при этом будут игумен Спиридон (Теплухин) и иеромонах Иустин (Ларионов), принявший монашеский постриг и рукоположенный в священники в Никольском Кафедральном соборе города Алма-Аты в декабре 1990 года.  В описываемый период иеромонах Иустин служил в городе Шемонаиха, где был настоятелем Крестовоздвиженского храма.

Пополнение штата священнослужителей Троицкого храма в действительности произошло, но не сразу, и, не в том составе как было обещано.

Третий священник появился лишь в декабре. На эту должность 25 декабря 1991 года был назначен иеромонах Дометиан (Лихачёв), до иерейской хиротонии служивший диаконом в Покровском храме города Алма-Аты. [4]

Одновременно с назначением третьего священника, Троицкий собор получил и своего первого в новейшей истории диакона. Им стал так же алмаатинец – иеродиакон Исаакий (Колонченко). [5]

Таким образом, уже на исходе 1991 года, исключая отца настоятеля, сформировался монашеский коллектив священнослужителей Троицкого собора. Возможно это обстоятельство, а также наличие на территории крепости зданий, пригодных для размещения келий тогда впервые натолкнули правящие круги епархии на мысль о создании в перспективе, на базе Троицкого собора мужского монастыря.

В рождественский сочельник 1992 года произошло важное событие в жизни православного Усть-Каменогорска. Впервые за прошедшие десятилетия произошла передача Святынь, ранее принадлежащих Церкви, и затем отнятых у неё разными способами. Речь идёт об иконе «Господь Вседержитель», а также 57-килограмового колокола. Икона и колокол хранились в фондах Восточно-Казахстанского областного этнографического музея. На протяжении нескольких лет сотрудники музея под руководством его основателя и директора Николая Алексеевича Зайцева, наряду с другой работой, где только это было возможно, собирали коллекцию старинных икон и бережно хранили их, тем самым, сохраняя для потомков бесценные сокровища прошедших веков. Особенно важно то, что сборы эти происходили в период массового безверия. Благодаря деятельности музея были спасены от возможной гибели многие замечательные иконы, некогда украшавшие храмы и жилища православных христиан Прииртышья.

«Передавая икону, директор музея Н.Зайцев заметил, что эта икона, спасённая и сохранённая сотрудниками музея, теперь по праву будет принадлежать Православной Церкви. В ответ отец Вячеслав сказал, что икона – это, прежде всего духовное достояние, поэтому, подлинная жизнь иконы может быть только в храме. Он также выразил надежду, что вслед за иконой в церковь потянутся души всех присутствующих. Наши души…» [6, с. 2]

Рядом с церковью, недалеко от главного входа до сих пор стоит развесистый тополь. Два мощных ствола дерева послужили первой звонницей храма в наше время. Между стволов была прибита перекладина, на которую и подвесили колокола, в том числе и переданный на Святки колокол, обнаруженный в своё время в одном из самых отдалённых переселенческих сёл Прииртышья – Алексеевке, живописно расположенном всего в двух километрах от Китайской границы.

Вновь зазвучал в городе на Иртыше колокольный звон, свидетельствуя о возрождении давно утраченных благочестивых традиций и, призывая православный народ на молитву в Божий храм.

Отмечен был 1992 год и некоторыми кадровыми перемещениями.

Во-первых, произошла замена диаконской должности. 14 апреля 1992 года иеродиакон Исаакий (Колонченко) был уволен от службы в Троицком соборе и переведён в Покровский храм города Алма-Аты для исполнения обязанностей псаломщика. [7] Освободившуюся вакансию занял иеродиакон Симеон (Зимняков), незадолго до того отозванный из Московской Духовной Семинарии, где проходил обучение, постриженный в монашество и рукоположенный в диаконский сан.

На короткое время монашествующей братии стало меньше в силу того, что вместо выбывшего к месту нового назначения иеромонаха Дометиана (Лихачёва), 15 августа 1992 года, третьим клириком Троицкого собора был назначен иерей Виталий Кабачек, обучавшийся в Алма-Атинском Епархиальном Духовном Училище, несший до рукоположения в священный сан послушание иподиакона архиепископа Алексия. [8, 9]

Впрочем, через три месяца, 20 ноября 1992 года после кончины настоятеля Никольского храма города Лениногорска протоиерея Иоанна Спичака, иерей Виталий увольняется из Троицкого храма с переводом в Лениногорск.

В этот же день, 20 ноября 1992 года Указом архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия, третьим священником Троицкого собора города Усть-Каменогорска был назначен иеромонах Иустин (Ларионов), из студентов Московской Духовной Семинарии, с освобождением от должности настоятеля Крестовоздвиженского храма в городе Шемонаиха. [10]

30 декабря 1992 года монашеский коллектив храма пополнился ещё одним братом. Четвёртым священником становится иеромонах Софроний (Евтихеев), из учащихся епархиального духовного училища. [11] Он оказался единственным иногородним среди своих коллег. Поэтому был поселён в одной из келий в деревянном здании бывшей казармы. Так, ещё до образования монастыря, при Троицком храме появилась первая монашеская келия.

Таким образом, сложился на редкость дружный коллектив священнослужителей-монахов, возглавляемый протоиереем Вячеславом – талантливым руководителем, неутомимым тружеником, любящим отцом для своих совсем ещё молодых сослужителей (исключая игумена Спиридона, всем остальным монахам было едва за двадцать лет). Монахи ежедневно трудились, исполняя различные церковные послушания, среди которых особо важной считалось участие в учебном процессе Воскресной школы открывшейся при Троицком соборе.

Воскресная школа разместилась в деревянном здании бывшей казармы, в той её части, где ранее размещалась комендатура крепости.

Очень дружным был преподавательский состав школы. Большинство учителей трудилось безвозмездно, все с пониманием относились к финансовым трудностям прихода –  в начале девяностых, привычная в настоящее время спонсорская поддержка почти полностью отсутствовала.

Директором Воскресной школы в 1992 году была Валентина Петровна Исакова, совмещавшая эту деятельность с работой в областном автоуправлении. В настоящее время Валентина Петровна проходит послушание в  городском Покровском храме, в качестве штатной псаломщицы. Её деятельность отмечена поощрениями со стороны епархиальных властей.

По сей день на своём посту остаётся, несмотря на весьма почтенный возраст Антонина Семёновна Деревнина, известная многим горожанам, благодаря многолетнему труду в общеобразовательных школах города Усть-Каменогорска. Человек нелёгкой судьбы, Антонина Семёновна родилась в Китае, в семье эмигрантов, в годы лихолетий вынужденных покинуть Родину и поселиться в Маньчжурии. Помимо русских анклавов в Харбине, Шанхае, Порт-Артуре, Тяньцзине, Кульдже, Чугучаке, Урумчи и других на территории Поднебесной, существовал ещё район Трёхречья, где имелись многочисленные русские поселения. Среди них была и Драгоценка – малая родина Антонины Семёновны. Своё  образование и духовное воспитание она получила в родном селе, а затем и в Харбине, в среде, где сохранялся жизненный уклад, характерный для дореволюционной России.

Уровень профессиональной подготовки у целого ряда учителей Воскресной школы был достаточно высок. Некоторые из них были обладателями учёных степеней. Так, например Лариса Николаевна Еремеева (Котова), кандидат филологических наук, известный в городе преподаватель Восточно-Казахстанского Государственного Университета имени С. Аманжолова, на протяжении нескольких лет активно занималась с детьми и взрослой группой.

Другой учитель Воскресной школы – Вадим Ланкин, окончил Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова, преподавал в пединституте. Вместе с ним трудилась и верная спутница по жизни – Елена Ланкина. Их дети – Антон и Наталья были постоянными посетителями воскресных занятий. Впоследствии семья Ланкиных покинула родной город и, как и многие русские люди в начале 1990-х годов, уехали на постоянное место жительства в Россию. Несколько лет Ланкины прожили в Бийске, в Алтайском крае, а в настоящее время проживают в старинном сибирском городе Томске. Вадим Геннадиевич Ланкин – учёный, доктор философских наук.

Душой коллектива учителей школы была в то время Зинаида Пантелеевна Остроушко, старейший преподаватель Троицкой Воскресной школы.

Духовенство Троицкого собора было представлено двумя монахами. Преподавание Закона Божьего разделили между собой иеродиакон Симеон (Зимняков) и иеромонах Иустин (Ларионов). Постоянное внимание ко всему, что касалось Воскресной школы, оказывал отец благочинный – протоиерей Вячеслав Дылевский. Он же был и главным экзаменатором, как учащихся, так и учащих.

Преподаватели как могли, заботились о том, чтобы классы и другие помещения школы выглядели как можно наряднее, светлее. Никто не гнушался участвовать в таких работах, как уборка, покраска окон, полов и так далее. В настоящее время выпускается довольно много качественной полиграфической продукции православного содержания, включая наглядные пособия, карты. Тогда ничего этого не было. Тем не менее, каждый старался принести в школу или репродукцию с изображением иконы или храма или книгу для церковной библиотеки.

Состав учащихся школы делился на две основные возрастные категории: детей и взрослых. Кроме того, дети объединялись в младшую группу, которой занималась Антонина Семёновна Деревнина и  среднюю группу. В целом, подобное разделение сохраняется в Воскресной школе Троицкого храма и в наши дни. Разумеется, жизнь школы стала в чём-то активнее, разнообразнее. Многое из того, о чём ранее только мечталось, нашло своё реальное воплощение. Например, междугородние паломнические поездки по различным Святым местам. И, тем не менее, основы были заложены именно тогда, в самом начале теперь уже далёких девяностых годов двадцатого века.

В один из майских дней 1992 года в здании бывшего Мариинского училища, принадлежащем областному этнографическому музею, по инициативе Общества Славянской Культуры произошла встреча представителей Русской Православной Церкви с городскими властями, а также с директорами различных предприятий.

На этом высоком собрании предполагалось обсудить вопрос о реставрации Троицкого храма и о возможностях возрождения разрушенного в 1936 году Покровского собора. Возглавлявший группу представителей православных общин города Усть-Каменогорска настоятель Троицкого собора и благочинный Восточно-Казахстанского округа протоиерей Вячеслав Дылевский в частности сказал: «Храмы – как люди. У них сложная и трагическая судьба. Над ними глумились, их разоряли. Троицкий храм был и клубом, и кинотеатром, и складом. Вернуть ему первоначальный вид – это наш долг. Пусть лепта, вносимая на возрождение храма, будет малой – всё равно каждый сможет гордиться своим вложением». [12, с. 6]

Затем был сделан краткий доклад одной из сотрудниц музея о трагических страницах истории Покровского собора.

Руководители городских предприятий – ещё вчера почти все члены коммунистической партии, атеисты, на встрече выразили единодушное мнение о первоочередной необходимости реставрации Троицкого собора. «Директор ПО «Керамика» М. П. Хардиков назвал сумму первого взноса: 30 тысяч рублей. Заместитель директора СЦК Ю. С. Останин попросил присутствующего на встрече Н. Т. Носикова определить почётче, какую лепту кто должен внести. «Большую часть мы готовы взять на себя» - подчеркнул Ю. С. Останин. Свою помощь обещали директор КШТ Л. В. Грезнева и директор фабрики «Рассвет» Г. С. Накужанова. Выступивший в конце встречи директор фирмы МОСТ-ОСТ Н. М. Солуянов назвал сумму, на которую фирма уже оказала помощь Троицкому храму – 250 тысяч рублей. Н. М. Солуянов предложил создать фонд реставрации Троицкого собора». [12, с. 6]

14 июня 1992 года Православный Усть-Каменогорск торжественно отпраздновал престольный день главного храма Рудного Алтая – Троицкого собора. Богослужения: Всенощное бдение и Божественную Литургию возглавил архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий, находившийся в это время с рабочим визитом в нашей области. [13, с.1]

Значительным, по своему уникальным сюжетом в новейшей истории Православного Усть-Каменогорска в целом, и, Троицкого храма в частности, был Крестный ход в Великий День Святой Пасхи, происходивший в 1993 году.  Уникальность события заключается в том, что подобного рода мероприятие было проведено впервые после длительного перерыва в несколько десятилетий, а также в том, что больше с тех пор не повторялось.

О том, что Крестный ход состоится, было объявлено во время Пасхального богослужения. Православный народ после ночной службы разошёлся по домам, чтобы немного отдохнуть, разговеться в кругу своих родных и близких. Начало Крестного хода было назначено на полдень, но люди стали собираться возле Троицкого собора значительно раньше. Для обеспечения порядка на улицах города были привлечены службы ГАИ и ГУВД (городского управления внутренних дел).

Ровно в 12.00 Крестный ход двинулся от древних стен Троицкого храма. Возглавлял процессию протоиерей Вячеслав. В торжественном шествии принимали участие иеромонахи Софроний и Иустин, иеродиакон Симеон, а также и пономари Алексий Алабугин, Юрий Засыпкин и Константин Акентьев. Вскоре все они стали священнослужителями. Иерей Константин ныне настоятель Трёхсвятительского храма в посёлке Глубокое, Юра Засыпкин известен всем как протодиакон Кафедрального собора в Алматы – отец Георгий. По-другому сложилось у Алексия Алабугина. Рукоположенный в сан диакона, он впоследствии порвал с Церковью.

Крестный ход проходил вначале по улице, носящей имя основателя Усть-Каменогорска Ивана Михайловича Лихарева, затем двинулся по улице И. А. Крылова. Первоначальное её название было – Крепостной переулок, имя которому сообщила старинная крепость. Далее маршрут проходил по старейшей улице города – Ильинской, в 1993 году именовавшаяся Краснооктябрьской, а в наше время названной проспектом Ауэзова. Возле кинотеатра «Орлёнок» шествие повернуло на улицу Максима Горького, бывший Пожарный переулок. В начале 1990-х эту улицу ещё украшали тополя, позднее безжалостно вырубленные. Наконец, Крестный ход повернул на улицу Кирова, бывшую Большую, которая и привела его участников к городскому парку имени С. М. Кирова, расположенного на месте бывших Базарной и Соборной площадей. С 1885 ПО 1888 годы строился Покровский собор – самое значительное по размерам церковное сооружение Усть-Каменогорска в дореволюционный период. В 1923 году собор оказался в руках обновленцев, которые к 1935 году оказались не в состоянии его содержать и поэтому сдали властям в обмен на незначительное приспособленное помещение. Закрытый собор простоял недолго. В мае 1936 года он был разрушен и, вскоре на месте храма, а также и Базарной площади был разбит городской парк, под руководством известного в области садовода Дмитрия Гордеевича Панкратьева. [14, с. 15]

И вот, впервые после закрытия и уничтожения Покровского собора, на том месте, где он когда-то стоял, зазвучала торжественная мелодия Пасхальных песнопений и всё пространство, окружающее парк, наполненный православными христианами, огласилось волнующими приветствиями: – «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!».

По окончании молебна к православным христианам, собравшимся на молитву, обратился с проповедью протоиерей Вячеслав.

Предполагалось, что в этот день будет воздвигнут крест на месте собора – в память о погибших храмах и людях, а в дальнейшем построена часовня. Но тогда этого не произошло: не последовало ни запрета, ни разрешения со стороны властей. Забегая вперёд, скажем, что значительно позже, спустя почти десять лет, в 2001 году, часовня во имя Новомучеников Российских и Казахстанских всё же была построена и сейчас является местом, где в течение дня каждый желающий может помолиться и зажечь свечу.[14, с. 25]

1 июня 1993 года штат Троицкого собора пополнился ещё одним клириком – в сан диакона был рукоположен Алексей Владимирович Алабугин. [15] Таким образом, в храме стало два диакона.

Говоря о становлении Троицкого прихода города на Иртыше, нельзя оставить без внимания и такую разновидность служения Богу как клиросное послушание. Практически с самого начала богослужебной деятельности в возрождённом храме, протоиерей Вячеслав приложил все усилия для формирования как нижнего клироса (располагавшегося в правой части солеи), так и верхнего хора (для которого справа от входа были установлены деревянные хоры). Нижний клирос был непременным, ежедневным участником всех совершающихся в храме богослужений. Верхний хор был задействован в воскресные дни и на великие праздники. Отдельные певчие из верхнего хора бывали привлекаемы к некоторым богослужениям в дни Великого Поста (например, для исполнения «Да исправится молитва моя…» и т.д.).

Нижним клиросом с самого начала руководила псаломщица  Мария Михайловна Сухоребрик, до этого исполнявшая подобное послушание в Покровском храме Усть-Каменогорска. Сложно было найти человека, который относился бы более требовательно к своим обязанностям, чем Мария Михайловна. Она пользовалась уважением священнослужителей, особенно молодых. Некоторых из них она в своё время обучала азам клиросной службы. Впоследствии Мария Михайловна удостоилась пострижения в монахини с именем Варвара, в честь Великомученицы Варвары.

В 1992 году псаломщицей Троицкого собора становится Ольга Яковлевна Султанова, продолжающая своё служение в храме, ставшем ей родным до настоящего времени. Добрый, отзывчивый человек, без остатка посвятивший себя любимому делу. Церковным людям известно, что малозаметная внешне должность руководителя клироса, является одной из важнейших в городских и сельских храмах, а псаломщик – главный помощник священника.

На протяжении нескольких лет, со дня, когда в Троицком соборе были возобновлены регулярные богослужения, регентом профессионального (т.н. «верхнего») хора был талантливый человек, выпускник Усть-Каменогорского музыкального училища и Восточно-Казахстанского Государственного Университета Геннадий Васильев. В дальнейшем Геннадий Васильев был приглашён Преосвященным Палладием (Шиманом), епископом Читинским и Забайкальским в свою епархию и назначен регентом архиерейского хора. Вскоре Геннадий Васильев был хиротонисан в сан диакона. Верхний хор пользовался особым покровительством протоиерея Вячеслава, человека музыкально одарённого и образованного. Он, в зависимости от обстоятельств мог быть и певцом и регентом, и, даже в ряде случаев композитором. Если воскресное или праздничное богослужение не выпадало на череду отца Вячеслава, то его постоянно можно было видеть «на хорах». Всех своих молодых сослужителей (имеющих способности) он старался привлечь к хоровому пению.

Таким запомнился православным христианам города Усть-Каменогорска Троицкий собор и его священно-и-церковнослужители. Но его краткая история, как собора, как главного городского и областного храма, неуклонно приближалась к своему концу.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 года Троицкий собор и прилегающие к нему территории преобразовывались в Усть-Каменогорский Свято-Троицкий мужской монастырь. Указом архиепископа Алексия (Кутепова) от 9 сентября протоиерей Вячеслав Дылевский освобождался от должности настоятеля Троицкого собора. Этим же Указом он назначался настоятелем Покровского храма города Усть-Каменогорска. [16]  Выполнив свою миссию борца за возвращение и возрождение Троицкого собора, отец Вячеслав вернулся в тот самый Покровский храм на Мирном, откуда начиналась его многотрудная и, главное, плодотворная церковная деятельность в городе Усть-Каменогорске. Вторично став настоятелем скромного молитвенного дома, он сменил на этой должности своего сына иерея Александра Дылевского, вскоре уехавшего в Россию, а затем и на Украину. Оставшееся отцу Вячеславу земное время он по прежнему посвящал неутомимой заботе о вверенном его попечению Покровском храме и благочинии. С неутомимой энергией приступил он к улучшению качества хорового церковного пения на новом-старом месте своего служения. Но, видимо, нелегко было отцу Вячеславу пережить расставание с храмом, ставшим ему родным. Здоровье батюшки пошатнулось, и, в августе 1997 года он оставил сей мир, любимый и почитаемый всеми его «детками».

Далее, 10 сентября последовал Указ о назначении наместника во вновь учреждённый мужской монастырь. Им стал выпускник Московской Духовной Академии игумен Аристарх (Хмыров Михаил Александрович). [17]

Таким образом, завершился этот, несомненно, важный, хотя и весьма краткий в хронологическом отношении период в двухсотлетней истории Троицкой церкви. Этот отрезок времени – от первого богослужения в возрождённом храме, до учреждения мужского монастыря занял всего два года. Важность его заключается в становлении нового, второго городского православного прихода.  Благодаря этому, в целом, была успешно сформирована база для дальнейшего развития церковной деятельности в исторической части города. Наличие этой базы, этого духовного стержня позволило в последующие, весьма неоднозначные в восприятии современников годы сохраниться главному – однажды зажженный Свет Православия на месте где была основана крепость, эволюционировавшая в город Усть-Каменогорск – не погас. Он продолжает освещать путь к спасению  для всех, кто готов его принять. Дальнейшая история храма – это история становления и развития  Троицкого монастыря.

Литература и источники

1. Государственный архив Восточно-Казахстанской области (ГАВКО),  Ф.70., Оп.2., Д.6., л.7.

2. Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 534 от 27 августа 1991 года.

3. Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 718 от 29 октября 1991 года.

4. Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 840 от 16 декабря 1991 года.

5. Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 845 от 16 декабря 1991 года.

6. Рождественский дар. / Усть-Каменогорский еженедельник « Городская Газета», № 2 (29), январь 1992 г.

7. Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 297 от 14 апреля 1992 года.

8. Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 614 от 10 августа 1992 года.

9. Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 881 от 19 ноября 1992 года.

10. Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 880 от 19 ноября 1992 года.

11. Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 999 от 29 декабря 1992 года.

12. Иванов Н. «…о зиждителях храма сего…» / Усть-Каменогорский еженедельник « Городская Газета», № 21 (48), май 1992 г.

13. Вольский В. «В Свято-Троицком храме» / ВКО газета «Рудный Алтай», № 82 (16676), 16 июня 1992 г.

14. Иеромонах Иустин (Ларионов). Православие в истории и архитектуре Восточного Казахстана, Усть-Каменогорск, 2006. – 128 с.

15. Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 476 от 23 мая   1993  года.

16. Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 747 от 9 сентября   1993  года.

17. Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 750 от 10 сентября   1993  года.


Опубликовано: Казахская цивилизация. Университет Кайнар. № 1(37), Алматы, 2010. – С. 87 – 93.

 

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы