• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научные Кумарова Б.М. К истории села Башкуль (посвящается 175-летию с. Башкуль Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области)

Кумарова Б.М. К истории села Башкуль (посвящается 175-летию с. Башкуль Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области)

В 2012 г. исполняется 175 лет со времени основания села Башкуль Бескарагайского района. Село располагается в 120 километрах от г. Семея и относится к Баскольскому сельскому округу.

В 2004 г. сотрудники Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического музея-заповедника совершили экспедицию  в Бескарагайский  и Бородулихинский   районы по сбору экспонатов и документальной информации. В ходе опроса старожилов музейщикам удалось встретиться с директором школы  и краеведом  Раулем  Ярулиным,  который и рассказал историю села.

По словам информатора - Ярулина   село Башкуль основано   в 1837 году казанским  татарином  по имени Насыр. Причины бегства татар на окраины Российской империи, в том числе  в казахские степи были разные.  Одни бежали от насильственной христианизации, другие, в том числе и Насыр,  так скрывались от службы в царской армии.

В окрестностях села в те времена было несколько озер. В окрестностях самого большого располагалось село. Отсюда и произошло татарское название. По татарски «баш» - означает главный или большой, «куль», как и у казахов переводится -  озеро. До революции в селе было 10 магазинов, 40 ветреных мельниц и  одна мечеть [1].

На наш вопрос, можно ли найти здесь чисто татарскую постройку того времени, он ответил отрицательно.  с. Башкуль несколько раз горело и  почти все дома ХХ века были уничтожены.  Самое старое здание - малокомплектная средняя казахская школа, построенная  в 1929 году. До революции    в медресе при мечети учили на татарском языке арабскими буквами.

Башкуль с  самого основания долгое время  было почти чисто татарским селом, позже здесь поселились казахи и представители других народностей.

Р. Ярулин рассказал, что его жена – Нина Васильевна - украинка. Ее отец - Зайко Василий Федорович (1905-1975) был агрономом. В селе вырастил богатый яблоневый сад. Приехал в Казахстан из Украины (Черниговской  области  с. Воробьевка, к\з Карла Маркса)   в 1940-е годы, во время первой волны освоения целины. Обо всем этом мы узнали из сохранившегося переселенческого билета от 9 марта 1940 г. [2].

В  работе  Р.И. Халитова «Из истории села Башкуль Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области»   пишется  том, что в  XIX  веке эти места были летними пастбищами баев-скотоводов.

К одному из таких баев по имени Садырбай и нанялся в батраки беженец из Казанской губернии татарин Насыр. Проработал он у бая лето, а на зимовье ехать отказался. Вырыл для всей семьи землянку, перезимовал в ней, весной засеял клочок земли пшеницей, начал строить дом. Спустя несколько лет на месте первой землянки уже поселилось несколько татарских семей.

В 1837 году житель г. Семипалатинска Зарбас Губай от имени 60-ти татарских семей вступил в ходатайство с властями с просьбой о выделении  земли. Татары обещали вести оседлый образ жизни, заниматься земледелием. Губернское начальство послало сюда землемера, который нарезал,  местным жителям землю и в этом же году село Башкуль было зарегистрировано.

В Башкуле было много кузнецов, плотников, портных, шорников. Ремесленники уходили на заработки в окрестные села и аулы. Башкульцы возили в Семипалатинск для продажи зерно, масло, гоняли скот, дрова на Иртышские пристани в Долонь и Семиярск [3] .

До установления Советской власти Башкуль относилось к Александровской волости с центром в Большой Владимировке и входило в Семипалатинскую губернию и уезд. Селом управлял староста, который располагался в сельской управе.

Советская власть установилась здесь осенью 1919 года, чуть позже  в 1921 году была организована  партийная ячейка. Секретарем партийной ячейки стал Каримов, первыми коммунистами были Фархи Хамидова  и Негмаджан Халитов. Первым председателем сельского совета стал Хасанша Хамидуллин. В 1921 году в селе открылась начальная школа. Первыми учителями школы были: Раиф Калкаманов, Сафиуля Сабиржан, Маруаджан Ягудин.

В 1924 году организован  сельский кооператив, председателем сельпо стала Султана Миникеева. В этом же году был создан комитет взаимопомощи под   председательством Галии Миникеевой и секретаря Тажитдина Хамитова.

В 1924 году село постиг  пожар, и сгорело 30 домов. Спустя время, ночью  12 октября 1925 года случился второй пожар, и большая часть села за два часа превратилась в пепел. Пострадавшие от пожара уезжали в соседние села и аулы. Погорельцам оказывали помощь жители окрестных деревень. Уже весной башкульцы перевозили купленные дома, лес и Башкуль снова стал подниматься из руин [3] .

В 1928 году в Башкуле были организованы две сельхозартели: «Урнек»- председатель Миникеев Султан и «Бирмек» - председатель Салык Шарафутдинов. Через два года, в 1930 году артели объединились в один колхоз «Красный Октябрь». Председателем стал двадцатипятитысячник коммунист Николай Свешников.

В 1961  году на базе колхозов  «Красный Октябрь» и «Серп и молот» был организован Башкульский совхоз и Башкуль стал центральной усадьбой второго отделения совхоза [3].

В 2004 году   в селе проживало 603 человека, из них 297 мужчин и 306 женщин, по национальности большинство татары и казахи. При въезде в село сразу бросается на глаза   одна минаретная мечеть   из красного кирпича с голубым куполом. Мечеть построена на средства профессора Аманжола  Рустемовича Нысанбекова и башкульцев. Нысанбеков А. Р. является    уроженцем  села Башкуль, а  ныне живет в  г. Москве.  Кроме этого  здесь была средняя казахская школа, библиотека, клуб и  почта [1].

Сейчас в Башкуле образован татарский культурный центр, председатель  Хамитова Люция Рифхатовна. Со времени образования   активисты культурного  центра очень плодотворно работают, проводят фестивали, организуют к памятным датам концерты.

В 2007 году произошло важное событие. К 170-летию села Башкуль татарский культурный центр  организовал и провел народный  татарский праздник  «Сабантуй». Праздник проходил на международном уровне, в нем приняли участие более 2000 участников. Среди почётных гостей: Полномочный представитель Республики Татарстана в Республике Казахстан И.Г. Тарханов, писатель, этнолог из Франции Ив Мари, Р.Г. Гайнетдинов представитель  Всемирного  конгресса  татар, а также гости из Казани, Караганды, Талдыкургана, Павлодара, Алматы. В программе праздника: байга, конкурсы на лучшее исполнение песен, танцев, национальных блюд и костюмов, национальные спортивные игры. Завершился праздник большим гала–концертом артистов национальных культурных центров г. Казани, г. Павлодара, г. Семипалатинска и др. [4].

Так, живут башкульцы весело, дружно и мирно во благо всего Казахстана, во имя чести татарского народа.

Источники

1. Отчет экспедиции в Бородулихинский и Бескарагайский районы  в 2004г.// Из архива Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника за 2004 г.

2. Фондовый документ - переселенческий билет// КП-40-26949

3. Халитов  Р.И. //Из истории села Башкуль Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области. В сборнике Татары на востоке Казахстана (страницы прошлого и настоящего) Усть-Каменогорск. 2008 г.

4. http: //tatar-congress.org

 

Б.М.  Кумарова, зав. отдела этнографии народов и малых этнических групп

ВК архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника

Кумарова Б.М.

Сборник материалов конференции «Өлкетану оқулары-2012 – Краеведческие чтения»,

Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская областная библиотека им. Пушкина,

7.02.2012 г.

 

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы