• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научные Романова Е.А. Инновационные подходы в создании экспозиции «В гостях у сказки»

Романова Е.А. Инновационные подходы в создании экспозиции «В гостях у сказки»

Сотрудниками отдела народного и декоративно-прикладного искусства ведется активная работа по поиску новых  форм и методов экспозиционирования, наиболее интересной тематики выставок. Как показывает практика, наибольшей популярностью у детской аудитории пользуются экспозиции, связанные с миром сказок, кукол и игрушек. Поэтому весной 2012 года в павильоне декоративно-прикладного искусства этнографической деревни областного музея-заповедника была открыта новая экспозиция «В гостях у сказки», воплотившая в себе поиски инновационных форм и методов подачи экспозиционного материала. Для ее создания сотрудниками отдела была проведена большая кропотливая работа, к которой были подключены и другие специалисты музея: дизайнеры, реставраторы, фондохранители. Все силы нашего коллективного труда были направлены на создание необычной, неординарной выставки, которая не оставила бы равнодушными ее посетителей и вызвала у них яркие положительные эмоции.

На подготовительном этапе научного проектирования экспозиции нами были тщательно изучены и проанализированы фондовые коллекции, проведен отбор  предполагаемых экспонатов, параллельно изучалась необходимая литература по теме и архивные материалы. Важно отметить многочисленность (140 предметов) и богатое разнообразие экспозиционного материала, отобранного на выставку. Это не только произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в самых разных видах и техниках, но и этнографические экспонаты – различные предметы домашней утвари и крестьянского быта, многие из которых современные дети никогда не видели. На основе анализа богатого фондового материала была  разработана научная концепция выставки. Определена цель выставки, направленная на то, чтобы вызвать у детей интерес к различным видам и техникам декоративно-прикладного искусства через близких и понятных им сказочных персонажей.

Основу экспозиции составила замечательная коллекция театральных тростевых кукол, подаренная нашему музею в 1985 году дирекцией Ленинградского областного художественного фонда РСФСР. Они созданы профессиональными художниками в период с 1978 по 1980-е гг. и участвовали в детских спектаклях «Царевна-Лягушка», «Красная Шапочка», «Солнцеворот», «Кот-Котофей». Главными персонажами выставки стали также театральные куклы из коллекции, собранной в 1970-80-х годах  преподавателем режиссуры и актерского мастерства О.Л. Кировой. Под ее руководством учащимися культурно-просветительного училища г. Усть-Каменогорска были выполнены герои сказок «Волшебная лампа Аладдина», «Алдар Косе и Бай», «Колобок». Кроме фондовых работ, в экспозицию вошли куклы-марионетки, сделанные учениками средней школы  № 24 г. Усть-Каменогорска под руководством учителя технологии И.Б. Рыльской. Они предназначены для кукольного спектакля по сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

В гостях у сказки

Дополнением к главным персонажам стали резные деревянные скульптуры и корневая пластика  на тему различных сказок и суеверий. Автором большинства этих работ является наш талантливый земляк Е.В. Курдаков. Его сказочные лесные персонажи, выполненные из корней деревьев, необыкновенно оживили и преобразили выставку. Интереснейшими экспонатами стали также  деревянные скульптуры разнохарактерных, эмоционально выразительных Гномов (автор - В.В. Зайцев) и великолепной сказочной Жар-птицы («Павлин», А.И. Коробков).

Гармонично вписались в экспозицию сувенирные куклы и мягкие игрушки в образах сказочных персонажей, животных и птиц. В качестве плоскостных экспонатов решено было использовать декоративные панно в различных техниках: войлоковаляния, вышивки, ткачества, батика, резьбы и росписи по дереву, а также этнографические экспонаты в виде жаккардовых гобеленовых ковров середины ХХ - го века на сказочные темы.

Романова Е.А. Инновационные подходы в создании экспозиции «В гостях у сказки»

Таким образом, основными экспонатами нашей выставки стали объемные, скульптурные работы. И это не случайно, так как наиболее доступным для дошкольников и младших школьников видом искусства оказывается скульптура, и это доказано на опыте работы известных музейных педагогов.  В период осмысления предметного мира дети особенно восприимчивы к деталям. Сказочные персонажи в виде деревянных  скульптур с выразительной пластикой форм и объемов, а тем более разнохарактерные театральные куклы, изображенные в момент действия, разговора, каких-либо эмоциональных переживаний, воспринимаются детьми как живые, реальные существа, а, следовательно, имеют на них более сильное нравственное воздействие. Находясь в окружении таких сказочных персонажей, у ребенка возникает иллюзия реальности происходящего, он, словно, входит в волшебный мир и невольно становится участником сюжета той или иной сказки.

декоративно-прикладноге искусствоПо нашему замыслу, экспозиция должна была представлять своего рода застывший спектакль, главными действующими лицами в котором выступали бы экспонаты, а зритель, в первую очередь ребенок, стал бы соучастником этого музейного спектакля. Для этого решено было задействовать под экспозицию как можно больше пространства выставочного помещения. Отказавшись от стандартных форм подачи материала в виде застекленных витрин, мы, таким образом, убрали барьер, мешающий зрительскому восприятию экспонатов. В качестве выставочного оборудования были использованы подиумы, стеклянные кубы, деревянные скамейки.

В построении экспозиции было использовано сразу несколько интегрированных методов. Во-первых, был применен тематический метод, с помощью которого нам необходимо было раскрыть темы и сюжеты отдельно взятой сказки, сделать их легко узнаваемыми для детей, и кроме этого создать атмосферу  таинственности, загадочности и волшебства, объединяющую все сказочные сюжеты. Выставка состоит из отдельных композиций, объединенных общей темой или местом действия, и представляет  хорошо знакомые детям сюжеты различных сказок: казахских, русских, арабских и европейских. В первом зале расположены композиции по сказкам, действие которых происходит в лесу: «Царевна-Лягушка», «Красная Шапочка», «Солнцеворот», «Кот Котофей» (фото 1, 2). Композиции плавно переходят одна в другую посредством «промежуточных» персонажей, которые могут присутствовать как в той, так и в другой сказке. Это сказочные и реальные лесные жители – гномы, лешие, черти, феи и ведьмы, животные и птицы. В этом же зале представлены сюжеты сказок «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (фото 3) и «Сказка о рыбаке и рыбке» (фото 4). Второй зал условно разделен на две части, с левой стороны размещены композиции на темы восточных сказок: «Волшебная лампа Аладдина» (фото 5), «Алдар Косе и Бай»  и др. (фото 6). С правой стороны зала –сценки из русских народных сказок «Курочка Ряба» и «Колобок», объединенных темой крестьянского быта (фото 7), в углу зала – композиция по сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

Достоинством экспозиции является то, что сказочные персонажи показываются как бы в среде своего бытования, для этого используется систематический метод построения экспозиции. Так, например, для создания одной из самых больших и многофигурных композиций – сцены из сказки «Царевна-Лягушка», которая происходит в замке Кощея Бессмертного – были использованы различные декорации и атрибуты, передающие мрачную и холодную атмосферу его жилища. В центре композиции установлен натянутый на планшет баннер, на котором изображен фрагмент интерьера каменного замка Кощея. Кроме того, в декорировании стен использованы драпировки тканей холодных сине-зеленых тонов.  Для экспонирования главных персонажей – Кощея Бессмертного и Василисы Премудрой – использованы стеклянные кубы, сквозь которые просвечивает изображение замка и создается иллюзия большого пространства. Баба-Яга также показана в «своей среде» - она стоит в лесу под засохшим деревом и колдует над огромным сундуком с сокровищами. Рядом расположилась сопутствующая ей нечисть – черти, бесы и змеи (фото 8).

Другой яркий пример использования систематического метода -  имитация интерьера русской избы в композиции по русским народным сказкам «Курочка Ряба» и «Колобок». Для этого по эскизу музейных дизайнеров нашими реставраторами была создана объемная декорация русской печки – одной из главных персонажей многих русских народных сказок. Ее образ получился предельно реалистичным, «обжитым» множеством достоверных деталей в виде всевозможных предметов домашней крестьянской утвари: самовара, кринок, чугунных горшков, ухвата, деревянных расписных чашек и ложек, вышитых полотенец, туесов, керосиновой лампы и других. Наверху печки, как и положено, греется кошка (фото 9). Рядом, на полу, стоит старинный деревянный сундук с расписной прялкой и рубелем (фото 7). Обаятельный образ печи приковывает к себе пристальное внимание детей, завораживает их множеством интересных предметов. Тем самым ребята могут получить представление об обычаях и традициях наших предков, об образе жизни людей прошлых веков. Таким образом, печь в экспозиции играет роль персонажа сразу нескольких сказок и одновременно служит нестандартной декорацией.

В нашей экспозиции использованы также приемы ландшафтного метода экспонирования, которые выражаются в создании искусственной ландшафтной среды, характерной для тех или иных сказочных персонажей. Герои сказок, действие которых происходит в лесу, расположены на «лесных полянках и пригорках» в виде подиумов разных размеров, обтянутых темно-зеленой тканью. Подиумы и свободное пространство между ними декорированы искусственными елочками разной величины, маленькими пеньками, искусственными цветами и травами.  На бревенчатых стенах павильона расположены гобеленовые коврики с изображением лесных пейзажей, закреплены спилы деревьев с корнепластикой сказочных персонажей. В результате получилась своего рода объемная панорама леса, которая вводит зрителя в центр изображаемого события и позволяет осуществлять круговой обзор (фото 1, 2).

В разработке экскурсионного материала по выставке были использованы различные методы и приемы. Одной из основных задач создания экспозиции «В гостях у сказки» является развитие творческой активности детей. Этому процессу, прежде всего, способствует ведущий метод – игровой. Сама экспозиция выставки построена таким образом, чтобы ребенок, входя в зал, почувствовал себя окунувшимся в мир сказки (неслучайно выставка называется «В гостях у сказки»). Необычные экспонаты и декорации нацеливают ребенка на игру, вызывают у него фантазии, ассоциативное мышление и творческое воображение. Эмоциональное вхождение в сюжет сказки помогает детям лучше понять  ее героев, а через них вызывает интерес к предметам декоративно-прикладного искусства:  из какого материала и в какой технике они выполнены, какие средства художественной выразительности использованы. В процессе экскурсии ребята получают разносторонние знания: в области литературы, декоративно-прикладного искусства, а также знакомятся с историей кукольного театра и с разновидностями театральных кукол.


Но информационная, познавательная сторона знакомства с искусством второстепенна по сравнению с общими нравственно-эстетическими сверхзадачами, решать которые помогают дидактические игры. Дети младших классов хорошо усваивают лишь ту информацию, которая пропущена через их чувства, через их «я». То, что не имеет к ним непосредственного отношения, они плохо воспринимают и быстро забывают. Поэтому в процессе экскурсии детям предлагается войти в такие ситуации, при которых информация превращается в личностное переживание. Разбирая сюжет той или иной сказки, ребятам задаются такие вопросы: «Как бы вы поступили, если бы оказались на месте героя сказки?», «Какие чувства вы испытываете, находясь в окружении сказочных персонажей и декораций?». Эти игры способствуют развитию эстетической восприимчивости у детей.

В целом экскурсия по выставке построена в форме свободной беседы-диалога с использованием вопросно-ответного  и исследовательского методов. Задаются вопросы, помогающие раскрыть сюжетную линию и смысл сказки, характеры персонажей, выяснить, какие средства изобразительного языка использованы в создании доброго или злого образа: «Какие черты лица у персонажа?», «Какие у него глаза?», «Какие цвета преобладают в его одежде: холодные или теплые, темные или светлые?», «Какие детали в образе дополнительно характеризуют персонажа?». В некоторых случаях приходится импровизировать, используя приемы викторины. Например, когда детям необходимо помочь вспомнить сюжет сказки, имена героев, используются подсказки в виде цитат из этого произведения, наводящих вопросов или загадок. Чтобы отчетливо сформулировать поучительный смысл сказки иногда используются соответствующие по смыслу пословицы и поговорки. В разговоре с детьми затрагиваются и философские проблемы, размышляя над которыми, очень важно выявить нравственный смысл сказки: победа добра над злом, света над тьмой, любви над ненавистью и т. д. Как правило, фольклорный материал дети воспринимают легко и бывают неутомимы, отвечая на вопросы и спрашивая сами.

Таким образом, сказочная тематика выставки, богатейший экспозиционный материал, представляющий синтез различных видов декоративно-прикладного искусства, использование разных методов в экспонировании и разработке экскурсии – все эти составляющие направлены на то, чтобы сделать посещение музея для детей запоминающимся, значимым событием, вызвать у них интерес и потребность в общении с музейными экспонатами. Результатом работы над экспозицией является восторженная реакция детей, их горящие, увлеченные глаза и нежелание покидать выставку, что является высшей оценкой нашего труда.


 

 


Литература

  1. Костюк Л. Г. Музейно-педагогическая программа «Войди в мир искусства» - инновационный фактор в области практики и методики образовательной деятельности музея. Кастеевские чтения: Сборник научных докладов. Алматы: ГМИ РК им. А. Кастеева, 2012.
  2. Мацкевич М. В. Войди в мир искусства. Опыт разработки программы для дошкольников. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие / Под ред. канд. филол. наук Е. Г. Вансловой. – М.: МИРОС, 1995. – 176 с.
  3. Музейное дело России. Под ред. Каулен М. Е., Коссовой И. М., Сундиевой А. А. – М.: Издательство «ВК», 2003. – 614 с.
  4. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2003. – 560 с.

Романова Елена Анатольевна,

научный сотрудник отдела народного и декоративно-прикладного искусства,

Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник.

Сборник материалов первой республиканской научно-практической конференции «Художественно-образовательное пространство музейной педагогики». Восточно-Казахстанский музей искусств. Усть-Каменогорск, 2013 г. Стр. 118-125.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы