• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научные Кумарова Б.М. Динамика и численность татар Зайсанского района (по материалам переписи Республики Казахстан 1999 и по отчету командировки в Зайсанский район в 2006 г.)

Кумарова Б.М. Динамика и численность татар Зайсанского района (по материалам переписи Республики Казахстан 1999 и по отчету командировки в Зайсанский район в 2006 г.)

Первые дома в верховьях Джеменейки среди густых лесов стали строится в 1830 -1840 годах. Джеменейка расширялась и стала крупным населенным пунктом. В 1857 году был создан Зайсанский уезд. Зайсанский пост стал административно-политическим центром уезда. Восточная часть реки Джеменей, делящей пост Зайсан на две части, стала называться "Казачья слобода" и состояла из большой улицы. В западной части было 3-4 улицы, начальная школа для азиатов, деревянная церковь, дом приставского начальства, торговая площадка, 110 кирпичных и 7 деревянных домов, писал Потанин[1].

Официально статус города – Зайсан получил в 1864 году. Здесь находилось уездное начальство, таможня, казначейство, почта-телеграф, личное подсобное хозяйство. В 1880 году была протянута телеграфная линия, связывающая город с Семипалатинском.

По национальному составу в Зайсанский район состоял из  казахов, русских, казаков и татар. Численность состояла: 4143 человек (из них только 994 женщин), в том числе нижних воинских чинов (с семействами) 2424, казаков 772, киргизов 213; 398 магометан, 30 язычников [2].

По официальным данным в 1887 году по вероисповеданию зайсанцы были: 2017 православных, 6 католиков, 1 протестант, 10 иудаистов, 470 мусульман [3].

Местные купцы строят кирпичные дома, и магазины с типичной для того времени архитектурой. Принадлежали они татарским купцам: Юнусу Татанову, Садолла  кажы  Бекшентаеву, Ибраю Манапову, Сулейману Мергенбаеву, Халелу Ерзину, Юсупу Абилханову и другим. По уточненным данным более 30-ти старинных построек Зайсана  построены под руководством народного архитектора самоучки Баязита Сатпаева (1860-1954 гг.) [4].

По итогам переписи 1926 года в Зайсанском уезде проживали 1 977 татар или 2,5 доли в составе этноса.

Осенью 1928 года в республике были распущенны уезды по решению исполнительного Комитета ЦК ВКП /б/ Казахстана, вместо них были созданы районы. Зайсанский уезд был разделен на Зайсанский, Маркакольский, Кокпектинский, Кызылтас /Аксутаский/ районы. Перед войной, в 1941 году в Зайсане проживало 8490 человек [1].

В 2006 году сотрудники Восточно Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника выезжали в командировку по сбору экспонатов и информации у населения. Цель моей командировки сбор информации у местных татар на знание родного языка, традиции и обычаев. Но, к сожалению, с кем мне приходилось встретиться родной татарский язык, никто не знал и все обычаи и традиции у нас как у казахов отвечали, зайсанские татары. Некоторые татары отказывались признавать себя таковыми, считая себя за казахами. Например, в городе Зайсан пенсионерка Фарида апай, оскорбилась и наотрез отказалась сказать даже свою фамилию «…кто, Вам сказал, что я татарка. Я давно живу в Казахстане, мало ли если, когда-то наши предки переехали из Казани, это не значит, что мы татары. Лично у меня ничего татарского нет и все традиции, и обычаи у нас казахские. Я считаю, татар в Зайсане уже нет». По словам соседей,  она бывшая учительница. Вот так дольно в резкой форме нас она выпроводила [5].

Другой информатор, Самия Касымбеккызы (1938 г.р.) из села Каратал, призналась, что она татарка. «Предки у меня из Казани приехали давно, здесь занимались торговлей. Родители сначала  жили  в Зайсане, а потом в Китае, позже несколько раз туда-сюда кочевали,  когда начали создавать колхозы, они уехали жить в Китай, там и остались». Информатор подарила шелковую белую шаль матери, которого она все эти годы хранила. С сожалением Самия апай сказала, что «татарский язык не знает, обычаи тем более. Среди казахов живу и все у нас с мужем, он тоже татарин, все как у казахов. Мы себя уже почти казахами считаем» [5].

Если в дореволюционном Зайсане торговлей в основном занимались татары, то сегодня на базаре больше увидели казахов. По словам зайсанцев, число казахов в районе увеличилось за счет оралманов из Китая и Монголии, многие, из которых стали  заниматься  торговлей. Им легче заниматься торговлей во всех отношениях, потому что за товаром далеко ехать не надо. Район граничит с Китаем. Во-вторых, они знают места оптовой покупки товаров в Китае, и самое главное у них нет проблемы со знанием  языка.

В 2009 году в суверенном Казахстане была проведена Республиканская перепись населения, по данным которой в Зайсане проживали представители следующих национальностей. Таб. 1.

Таблица 1- Национальный состав населения Зайсанского района по переписи 1999 года [6].

Оба пола

в том числе

В % к общей численности населения

мужчины

женщины

человек

%

человек

%

оба пола

мужчины

Женщины

всего

39556

19769

50,0

19787

50,0

100

100

100

казахи

36531

18185

49,8

18346

50,2

92,35

91,99

92,72

русские

2309

1180

51,1

1129

48,9

5,84

5,97

5,71

азербайджанцы

16

15

93,7

1

6,3

0,04

0,08

0,01

немцы

24

20

83,3

4

16,7

0,06

0,10

0,02

татары

497

260

52,3

237

47,7

1,26

1,32

1,20

узбеки

41

16

39,0

25

61,0

0,10

0,08

0,13

уйгуры

29

19

65,5

10

34,5

0,07

0,10

0,05

украинцы

36

25

69,4

11

30,6

0,09

0,13

0,06

др. национальности

73

49

67,1

24

32,9

0,18

0,25

0,12

Итак, в сборнике «Итоги переписи населения 1999 года по Восточно-Казахстанской области» том - 2, на 47 странице в разделе «Национальный состав населения» указано татар в Зайсанском районе 497, в другом разделе этого же источника «Население отдельных национальностей по уровню образования и возрасту Зайсанского района» дается цифра 469, т.е на 28 человек меньше. Даже по таблице если суммировать, то получится 429, т.е. здесь допущена математическая ошибка, не хватает 40 человек. Также неверно суммированы цифры по полу мужчины и женщины. В таблице 2 в графе правильные суммированные цифры отмечены жирным шрифтом, по этим данным общее количество татар получится 424.

Таблица 2- Население отдельных национальностей по уровню образования и возрасту Зайсанский район. Раздел татары. [6]

всего

Все население в возрасте 6 лет и старше

Из них имеют образование

высшее

незаконченное высшее

средне специальное

Среднее общее

Основное общее

Начальное общее

Оба пола

469

429

38

6

62

152

82

89

муж

246

224

14

2

19

92

52

45

жен

223

205

24

4

43

60

30

44

Таким образом, в  материалах переписи видим грубые ошибки  работников переписной кампании, где допущены элементарные чисто математические ошибки.

Таблица 3 - Изменения численного состава татар Зайсанского района по данным статистики.

год

1926

1939

1959

1970

1979

1989

1999

2009

2012

Чел.

1977

888

843

893

800

694

497

391

220

По таблице видно, как с каждым годом численность татар в Зайсанском регионе идет к сокращению. Подведя итоги можно сказать о том, что если в конце XIX -  в начале ХХ века в Зайсанском районе проживали около двух тысяч татар, то уже в  начале XXI века их число сократилась до 220 человек. Главная причина сокращения численности татар - отток из района татарского населения в города Казахстана. В первую очередь уезжают в основном молодые в возрасте от 18-19 до 30 лет. Сокращается  число и других национальностей, а число коренного населения растет.

Таблица 4 миграция населения в январе-мае 2013 г. [7].

Халықтың 2013 жылғы қаңтар-мамырдағы көші-қоны

Адам\человек

Барлығы

Халықаралық  көші-қон

көші-қон  сальдосы

келгені

кеткені

көші-қон  сальдосы

келгені

кеткені

Всего

Международная миграция

сальдо миграции

прибыло

выбыло

сальдо миграции

прибыло

выбыло

Зайсан

-78

316

394

8

9

1

соның ішінде

ТМД-дан тыс елдар

ТМД елдері

көші-қон  сальдосы

келгені

кеткені

көші-қон   сальдосы

келгені

кеткені

в том числе

вне стран  СНГ

страны СНГ

сальдо миграции

прибыло

выбыло

сальдо миграции

прибыло

выбыло

Зайсан

9

9

-

-1

-

1



















Подведя итоги, хотелось бы сказать, о том, чтобы последующие переписи в Республике Казахстан прошли на высшем уровне, грамотно без ошибок и нарушении.

Источники и  литература

  1. Электронный ресурс: http://pop-stat.mashke.org/kazakhstan-ethnic2010.htm
  2. Энциклопедическая словарь. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон том-12 СПб-1894г.- С.145.
  3. Б.Жапаров, Б. Құдабаев, Р. Түлкин, М. Байкөбекова. Зайсан асулары. Зайсан ауданының құрылуына 70 жыл толуына арналған тарихи публицистикалық очеректер. Алматы. 1998г.-190 с. -С.51.
  4. П.Сушко. Наследие Баязита Сатпаева. Рудный Алтай.№125-126,  5 октября, 1996г.
  5. Из отчета о командировке в Зайсанский район в 2006 г.
  6. Итоги переписи населения 1999 года по Восточно-Казахстанской области. Том 2. Статистический сборник \Под ред. А.А. Смаилова\ Алматы,2001-247 с.

7. Электронный ресурс: www. shygys.stat.kz

Кумарова Б.М.

Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях:

Сборник научных трудов XIII Международной научно-практической конференции, 26-27 сентября 2013 г.,

под редакцией: Алексеенко А.Н., Краснобаевой Н.Л., Сарсенбаевой Г.А., г. Семей, ИП «Сальменова Д.М.».

2013 г.. – 406 с.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы