Экспонаты, обретшие имена
Весной 2003 г. музей закупил в антикварном магазине города два небольших предмета, предположительно связанных с буддизмом.
Один из них на поверхностный взгляд представлял речную гальку серого цвета длиною около десяти и высотой четыре сантиметра. Предмет был случайно найден осенью 2002 года в русле ручья, протекающего в районе Сибинских озер близ горы, за которой до начала XVIII века располагался буддийский монастырь Аблаинкит (территория Уланского района Восточно-Казахстанской области). Предмет имел плачевный вид, так как его поверхность от долгого нахождения в жесткой воде была покрыта желтым известковым налетом.
Бережная очистка камня неожиданно дала хороший результат. Вдруг сразу проявились объемы и линии фигурки, вырезанной из халцедона неведомым мастером. Это было фантастическое существо с туловищем животного из семейства кошачьих, имеющее с противоположных концов головы львицы и дракона. Своеобразным связующим элементом композиции стал хвост с веерообразной опушкой на конце, как традиционно изображается хвост льва в буддийской живописи (1), но расположенный в обратной позиции по отношению к голове львицы. Взгляд на предмет сверху вскрыл удивительное изящество его пластики: извитый силуэт животного представлял классическую спираль, часто встречаемую в орнаментах Китая. Между лапами, расположенными рядом с головой львицы было просверлено круглое отверстие, видимо, для подвески фигурки на шнурке. Нижняя часть фигурки плоско отшлифована. Изучение статуэтки с разных ракурсов все более убеждало меня, что её выполнил талантливый мастер, блестяще справившийся с большой твердостью халцедона, который наряду с популярным нефритом широко использовался в мелкой пластике Китая (2). Изящество линий лишь нарушило вторжение некоего варвара, который в более позднее время после изготовления каменного существа пытался сделать высокотвердым резцом углубление вдоль линии хвоста. Голова каменной кошки, похожа на морду барса или тигра, лишь маленькая грива свидетельствует в пользу льва. Эта фигурка по размерам как японская нэцкэ напоминает бронзовую кошку периода Чжоу из галереи Фрир г. Вашингтон(3). В соответствии с классификацией буддийских изображений А.А. Терентьева - это вахана («средство передвижения» на санскрите), непременный спутник, образно говоря, «собака» Будды(4).
Но какое место занимал лев в буддийской мифологии Китая?
Прежде всего нужно отметить, что изображения льва проникли в Китай вместе с буддизмом (5). Кроме того, необходимо отметить, что китайские мастера, не видевшие настоящих львов, в своих представлениях опирались на крайне стилизованные индийские рисунки (6). Дракон же для собственно китайской мифологии олицетворял китайское небо и могущество китайского императора (7), а в позднем буддийском искусстве Китая он еще и олицетворял водную стихию(8) и одно из двенадцати животных(9), выбранных Буддой для шестидесятилетнего календаря Индокитая. Кроме того, в буддийских манускриптах, воспевающих Будду, последнего величали "львом храбрости" и "драконом мудрости". Так что в этой маленькой фигурке, легко умещающейся на моей ладони, обнаруживаются две ипостаси Будды: храбрость и мудрость.
Таким образом, возможно, что эта скромная, но загадочная фигурка, вырезанная из серого халцедона, отвечающая традициям позднего буддийского искусства Китая украшала стену одной из монашеских келий в прошлом процветающего буддийского монастыря Аблаинкит и носит название – буддийская вахана с головами льва и дракона.
Другой экспонат, также относящийся к мелкой пластике, поступил в музей с предварительным наименованием – «буддийское божество». По легенде, в антикварный магазин его сдала пожилая калмычка, бывшая жительница Курчумского района.
Фигурка высотой около одиннадцати сантиметров, длиной – восемь. Представляет собой красивое улыбающееся божество, сидящее с прикрытыми веками в безмятежной позе героини(10), в варианте позы отдыхающего царя(11). Правая рука его, украшенная браслетом, держит свиток. Волосы убраны в высокую шарообразную прическу, украшенную гребнем и длинной накидкой. Божество облачено в тунику с глубоким вырезом на вороте и длиннополый халат с широкими рукавами, цвет статуэтки – бирюзовый. Мочки ушей божества – длинные – это признак мудрости и всеведения по буддийской традиции.
Изучение альбомов по буддийской пластике Китая все более наводило на мысль, что перед нами не рядовое буддийское божество. Наконец, была найдена редкая репродукция с изображением фарфоровой статуэтки XVI века, изготовленная в мастерских Дэхуа, из собрания московского музея искусств народов Востока, зеркально повторяющая детали и пропорции божества из этнографического музея и носящее имя буддийской богини Гуань-Инь(12). Немного позднее в «Истории искусства всех времен и народов» Карла Вёрмана нашлось другое изображение богини из коллекции Дрезденского Цвингера, стилистически близкое изображению нашей богини(13).
Так что же мы знаем о Гуань-Инь?
В пантеоне буддийских богов Китая, кроме центральных фигур Будд Майтреи и Амитабы, особой популярностью населения пользовалась Бодисатва Авалокитешвара, имя которой в переводе с санскрита на китайский язык стало звучать как Гуань-Инь (Гуань-Ши-Инь, Гуань-Цзы-Цзай), а в русском издании «Истории искусства» Карла Вермана – Куанг-Инь. Эту богиню по её популярности и функциям можно сравнить с Девой Марией в христианских странах. До VIII века как в Индии, так и в Китае Бодисатва Авалокитешвара считалась мужчиной, позднее, особенно c XIV века, приобрела женский облик богини Гуань-Инь, покровительницы женщин и детей, материнства, подательницы детей. Храмы, в её честь стали создаваться по всей стране, они никогда не пустовали, а алтари в них были полны даров и подношений(14).
Источником представлений о Гуань-Инь является буддийский манускрипт «Садха-Мапундарика-сутра», где говорится, что богиня имела тридцать два облика, которые она принимала в зависимости от личности того, к кому она обращалась с проповедью. Кроме широко распространенного двухрукого облика она могла быть четырех-, восьми-, одиннадцати – тысячерукой. Наряду с милосердным обликом заступницы и печальницы людей Гуань-Инь могла выступать в грозном обличье борца со злом(15).
В конце описания музейной статуэтки богини Гуань-Инь хотелось бы обратить внимание читателей статьи на материал, из которого сделана фигурка. Конечно же, это не натуральная бирюза, которая не бывает в природе идеально однородного цвета, какой мы видим в нашем предмете. Кроме того, большие камни бирюзы в природе встречаются редко. Изучение нашего экспоната под семикратным увеличением раскрыло загадку материала. Сколы на мочке уха, ткани, основании левой ноги, показали, что под миллиметровым слоем бирюзового цвета скрывается, предположительно, фарфор. Этот один из многочисленных вариантов искусственной бирюзы, используемой в мелкой пластике Китая с конца двадцатых годов ХХ века.
Так скромные предметы, пришедшие в музей как безымянные незнакомцы, в результате кропотливого изучения получили свои настоящие имена и стали хорошим дополнением китайской коллекции.
Библиография:
- Терентьев А.А. Опыт унификации музейного описания буддийских изображений – сб. Использование музейных коллекций в критике буддизма (с четырьмя таблицами).- Л.,1981, табл.IV, рис. № 16 В;
- Верман К. История искусства всех времен и народов. Т.1., Спб.- С.682.
- Искусство стран и народов мира. Т.2. – М., 1965.- Илл.8, между стр.416-417;
- Каневская Н. Нэцкэ. Государственный музей искусства народов Востока. Вып.II;
- Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно- культурные традиции и общество). – М., 1983.- С.309;
- Терентьев А.А. – С.28, рис. №16;
- Верман К. – С.679;
- Искусство стран и народов мира. Т.2. – М., 1965.- С.659.
- Цибульский В.В. Календари и хронология стран мира. – М., 1982. –С.86;
- Терентьев А.А.- С.18, табл.II, рис.№5А;
- Терентьев А.А.- С.48, рис.№153;
- Государственный музей искусства народов Востока. Комплект открыток.- М., 1965;
- Верман К.-С.705;
- Васильев Л.С. – С.301;
- Мифы народов мира. Энциклопедия.Т.1(А-К).-М., 1982.-С.338-339.
Пётр Сушко
Сборник. Россия, Сибирь и Центральная Азия. Взаимодействие
народов и культур, Барнаул, БГПУ, 2003г., ноябрь
< Prev | Next > |
---|