Дерево - одно из удивительных природных материалов. Человек еще с давних времен активно использовал в своей жизни не только древесину, а также и наросты на деревьях - кап и капо-корень. Кап, растущий на стволе дерева – стволовой кап, а на корне – капо-корень. «Искусство обработки капа в России известно еще в ХVI веке» [2,с. 64] выполняли из него предметы домашнего обихода, которые были очень прочны, долговечны и высоко ценились. Позднее в начале ХIX из капа выполняли «тончайшей столярной работы» шкатулки, табакерки [2, с.64] и использовали его и «для декоративной отделки мебели» [1, с. 43]. Кап еще называли царским деревом, потому что его применение связано « с убранством интерьера и характером мебели эпохи позднего классицизма» [2, с. 64] .
Изделия капа отличаются не только прочностью материала, но ценны красотой природного рисунка. При распиле, полировке извилистость, «перепутанность волокон» (5,с.16) древесины создает уникальный узор. « У хорошего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концентрических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше таких почек с концентрическими кругами, тем живее и декоративнее рисунок» [6, с.71].
Существует несколько версий появления наростов на деревьях. Одни считают, что появление капа связано с морозами, механическим повреждением, другие связывают появление капов с химическим составом почвы, мутагенным «воздействием радиоактивного газа радона, поступающего из литосферы»[8].
В фондах нашего музея имеется коллекция художественных изделий из капа, выполненных нашими мастерами, работы которых имеют свои стилистические и технические особенности.
В коллекции музее находится 200 экспонатов мастера - резчика по дереву Курдакова Евгения Васильевича. В разных уголках Восточного Казахстана собирал мастер природный материал - корни с причудливой уникальной пластикой, а также капы и капо-корни.
Изделия из капа Евгения Васильевича представляют особый интерес. Используя наросты на стволах, корнях, которые по замыслу мастера требуют незначительной доработки, он создает уникальную скульптуру, с глубоким пониманием пластических возможностей этого природного материала. Его работам присуща обобщенность и некоторая условность образа. Выступая в соавторстве с природой, мастер переосмысливает заданную форму и доводит его до определенного художественного замысла. Отсекая лишнее, он активно использует неровную рельефную фактуру, что способствует усилению художественной выразительности персонажа. Добавляет резцом необходимые черты, создает задуманные им образы, раскрывает «…замурованные души» [4, с.12.] . Его герои – это реальные, мифические и фантазийные персонажи, изображения которых просты, лаконичны и выразительны. Ниже – приводятся несколько работ Евгения Васильевича.
Корень капа жимолости мастер искусно превращает в скульптуру «Ата» ( рис.1). Хитросплетенную природой форму Евгений Васильевич дорабатывает скупо, тактично, создавая обобщенный образ старика - аксакала. На морщинистом лице, выделяется большой нос, с вырезанными глазами. От широкой бороды отходят отростки, служащие своеобразной подставкой. На голове - шапка-малахай.
Мифические обитатели лесов, полей (лешие, черти и т.д.) являются его персонажами. Таинственный Леший (рис. 2) выполнен в виде выразительной головы, закрепленный на чурбачке дерева. Шапка взьерошенных волос – отростки, сучки - служат дополнением к этому противоречивому образу. Завораживающий взгляд, губы растянуты толи в усмешке, толи в улыбке. Скульптура придуманного им образа Клена Кудрявого (рис.3) выполнена в виде большой головы. В нижней части головы, от бороды отходят отростки и стволы, служащие опорой скульптуре. На лице вырезаны нос, губы и выразительные глаза, а кучерявые волосы и борода - из естественной фактуры дерева. В этом образе фантастичность, чародейство и реальность.
В своей книге «Лес и мастерская» Курдаков уделит целую главу [3, с.100-107] каповому материалу. Позже он посвятит себя литературе[1]. Но интерес к древнему ремеслу резьбы по дереву останется.
Работы другого мастера - Надейна Юрия Иосифовича немногочисленны в коллекции музея. Работал с деревом, модельщиком в ремонтно – механической базе в Риддере (ВКО). Рисовать любил всегда, а резьбой занимался самостоятельно. Кап березы собирал в лесу, срезы заклеивал бумагой, газетой. Хранил от одного до трех лет, при этом происходила естественная сушка. Использует различные приемы обработки капа: токарный, резьбу, распил на пластины, вощение, лакирование. Сырье после обработки на токарном станке ошкуривает и смачивает водой, повторяя эту процедуру два - три раза. Юрий Иосифович, в природный текстурный рисунок, тактично наносит бейцем задуманную композицию, добавляя резцом, линии, штрихи, выемки, раскрывая полностью свой замысел. В его работах виден творческий человек, художник со своим направлением, характерным почерком, в этом виде художественного ремесла.
Панно «Рыба» выполнена из двух пластин распила капа (рис. 4). В центре - на дне морском, среди волнистых водорослей, изображена коричневым цветом большая рыба, которая деликатно вписана в текстурный рисунок. Панно «Утро» - распил капа березы (рис.5). Солнечный диск, в обрамлении концентрических окружностей текстурного рисунка, излучает пронзительные летние ранние солнечные лучи, проходящие, справа, сквозь стволы берез, ветвей, стеблей, освящающие деревья, небольшую елочку, слева и двоих лосей. Мастер отразил полную гармонию, в которой существует мир и согласие по законам природы.
Ваза токарной работы (рис. 6), светлая толстостенная, с вытянутым туловищем, слегка зауженная к верху и днищу. Придает некоторую оригинальность вазе срез рельефной фактуры капа в верхней части и рельефно- вогнутый излом у днища. На тулове вписан коричневым цветом зимний местный пейзаж с высокой крутой горой, покрытой снегом, с хвойными деревьями, березами и выделенными каменистыми выступами по склону. Мастер резцом добавляет в рисунок выемки, штриховые линии и контуры деревьев.
«Богатырь». На стволе березы выполнено из капа рельефное изображение головы былинного русского богатыря (рис.7). Осторожно прикасается мастер резцом к дереву, чтобы придать определенные черты лица воину - богатырю и нетронутые элементы фактуры вовлекаются в образ, усиливая пластическую выразительность художественного образа. Правильные черты лица, сдвинутые брови, строгие глаза приковывает внимание.
В фондах музея находится более десяти работ из капа Арепьева Юрия Александровича. Родился он в Тульской области, после окончания МГУ, получив профессию геолога, был направлен в г. Лениногорск ВКО (ныне Риддер). Интерес к творчеству передался, видимо, ему по наследству. Его прадед и отец были уроженцами Скопинского р-на Рязанской области - одного из известных гончарных промыслов России - и занимались гончарным ремеслом.
Арепьев в экспедиции, бывая в лесу, обратил внимание на кап. После заготовки капа, срезы оборачивает тканью, бумагой. Чтобы сырье равномерно высохло, хранит его в темном помещении течение полугода, а то и по нескольку лет. Затем стамеской выбирает лишнее и опять укутывает, и так повторяет неоднократно. Юрий Александрович работает с капом в долблено – резной технике. Готовое изделие покрывает лаком собственного изготовления Его изделия - чаши, ковшики, конфетницы, вазочки. Пластическая выразительность основана мастером на бережном сохранении природной формы капа, а умение вырезать удобную форму из нароста обеспечивает красоту и прочность предмета (рис.8,9).
Изделия мастера, несмотря на тонкие стенки, очень прочны, легки и изяшны. Концентрический, кругообразный, овальный рисунок покрывает всю поверхность предмета и воспринимается как орнамент, не требующий дополнительного украшения. Изделия различны по цвету и передают теплую естественную красоту (рис.10,11). Арепьев использует не только кап березы, но и рябины, раскрывает цветовое богатство, красоту текстуры, теплоту дерева, создавая скупыми средствами разнообразие видов и форм.
Наши мастера, используя в своих работах наросты на деревьях, дали им новую жизнь, создали новые изделия, художественные произведения, воплотили в них свои творческие замыслы. В их работах заложены принципы народного творчества: выразительность, целостность формы, лаконизм используемых средств.
Литература.
1. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. – Минск, 1990. С. 43.
2. Смолиницкий Г. Народные художественные промыслы РСФСР. Учебное пособие. - М,1982. С.64
3. Курдаков Е.В. Лес и мастерская. - Алма-Ата,1986. С.100 -107
4. Курдаков Е.В. «Словно белый рассвет». - М. «Современник» . С. 12
5.Уткин П.И.,Королева Н.С. Народные художественные промыслы.- М,1992. Учебник. Высшая школа. С.16.
6.Федоров Г. «Дарите людям красоту». - М. 1985. Просвещение. С. 71.
7.Белашов Б.,Болодинский В.«Карельская береза - загадочное дерево Севера».gazeta-licey.ru/science/natural-[ Электронный ресурс] Дата обращения 10.I.2017.
Черкашина Валентина Алексеевна.
Мельниковские чтения:
Материалы восьмой межрегиональной научно-практической конференции.
Новосибирск, 16-17 февраля 2017 г. / Науч. Редакция Н.В. Леоновой. Новосибирск : Издательство НГОНБ, 2017. – 142, [2] c.: фото. ,
стр. 134-138.
[1] Курдаков окончит Высшие литературные курсы при литературном институте им. М. Горького в Москве. Работал литературным консультантом в Союзе писателей Казахстана, являлся членом Союза писателей СССР. Станет лауреатом литературных премий журналов «Огонек», «Наш современник» (1988, 1994 гг.), «Молодая гвардия» (1997).В 1998.- лауреатом литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка», в 1999 -лауреатом всероссийского поэтического конкурса, посвященного 200-летию А. С. Пушкина.
< Prev | Next > |
---|