Ремесленное производство как вид хозяйства имеет глубокие исторические корни. Люди издревле умели изготовлять разнообразные предметы, необходимые в их повседневном быту. При этом многие из своих изделий древние умельцы создавали в технике плетения из разнообразных природных материалов. Плели в основном из гибких ветвей, засушенных трав и т.д. Где-то таким образом изготовляли корзины и сосуды, где-то – стены жилища, лодки и многое другое [2, с. 5].
Несмотря на то, что в наше время применение целого ряда плетеных предметов устарело, ремесло их создания продолжает привлекать большое количество людей, которых немало и среди мастеров Восточного Казахстана. Особенно примечательными в этом отношении являются имена Игоря Васильевича Мартынина и Натальи Леонидовны Баженовой. Вначале необходимо подробно остановиться на творчестве первого из них.
И.В. Мартынин родился в 1956 в г. Усть-Каменогорске. Учился в Томском политехническом университете на отделении «Месторождение и поиски полезных ископаемых», жил и работал в Сибири. В 1983 году по возвращении в родной город трудился на различных промышленных предприятиях. В настоящее время является самодеятельным мастером и изготовляет частные заказы.
Излюбленным материалом Игоря Васильевича является шпон (древесный материал, представляющий собой тонкие листы древесины толщиной от 0,1 до 10 мм, которые получают на специальном лущильном станке), а также береста (верхний слой коры березы) [4., с. 47]. Ремеслом плетения он начал занимается с 1995 года, обучился ему самостоятельно. В те нелегкие годы экономического кризиса, когда мастер фактически остался без работы, доходы от реализации изделий, которые он продавал на рынке, были единственным доходом для всей его семьи. С тех же самых пор стал сотрудничать с нашим музеем, является неизменным участником проводимых в нем выставок декоративно-прикладного искусства. В 1996 году был награжден медалью ВДНХ Казахстана. Имеет благодарственные письма от акимата г. Усть-Каменогорска и ВК областного этнографического музея-заповедника.
Большую часть своих работ Игорь Васильевич изготовляет в технике прямого и косого плетения из отдельных шпоновых лент. С виду это ремесло кажется очень простым, но это далеко не так. Как и всякий природный материал шпон требует в работе терпения и усидчивости. Сначала специально приготовленное сырье мастер замачивает в горячей воде на 2-3 часа (это делает будущее изделие более прочным), а затем выдерживает в течение 15-20 минут в концентрированном соляном растворе. Затем он нарезает материал на полоски нужной длины и размера по заранее заготовленной схеме, которую обычно предварительно рисует на бумаге, и только после этого непосредственно приступает к плетению. Изготовив основную часть изделия, Игорь Васильевич при помощи клея и канцелярских скоб скрепляет его край специальным ободком, также представляющим собой полоску шпона.
Всего в ассортимент мастера входит более двухсот предметов. Особенно хорошо ему удаются разнообразные по форме и размеру корзины, а также другие предметы декоративного и утилитарного назначения: сухарницы, конфетницы, салфетницы, короба, разнообразные ажурные вазы, кашпо для цветов и плетеные шкатулки.
Наряду с полосками шпона Игорь Васильевич использует в своей работе цельные широкие листы этого материала, из которых склеивает цилиндрические емкости для сыпучих веществ (поставцы), игольницы, шкатулки и т. д. При декорировании своих работ он в основном использует разные по форме аппликационные накладки и фигурные полоски из бересты. Тем самым мастер создает комбинированные изделия, определяющие его неповторимый авторский стиль. Кроме того, многие из его творений украшены яркой цветочной росписью в урало-сибирском стиле, авторами которой являются сотрудничающие с ним профессиональные художники – Е.Д. Явоновоа и С.А. Лисовая. Многоцветные растительные композиции на изделиях мастера смотрятся очень гармонично, придавая им особую красочность, неповторимое обаяние и особый колорит былых эпох (Рис. 1).
Помимо этого Игорь Васильевич оплетает узкими полосками бересты разнообразные использованные бутылки, тем самым давая им вторую жизнь. Многие из них он украшает аппликационными накладками из этого же материала, которые также декорированы яркими расписными цветочными узорами.
На не менее высоком уровне мастер изготовляет из древесины и шпона разнообразные макеты, среди которых можно встретить колодец, мельницу и даже избушку на курьих ножках. Кроме того, он виртуозно выполняет знаменитых щепных птиц счастья, которые на Руси издревле считались одним из самых сильных оберегов. Наряду с этим Игорь Васильевич создает забавные игрушки в технике аппликации из бересты, представляющие собой различных персонажей в стилизованных русских народных костюмах. Данные изделия вместе с макетами способны образовать настоящие композиции по сценам народной жизни, что учитывается сотрудниками музея при экспонировании работ автора.
В целом, работы И.В. Мартынина отличаются не только высоким качеством, но и практичностью, именно поэтому они очень популярны среди ценителей народного ремесла. Доказательством этому, служит то, что их охотно приобретают не только жители нашего города, но и зарубежные гости из многих частей света (США, Канада, Германия, Франция, Израиль).
Теперь следует сосредоточить внимание на творчестве Н.Л. Баженовой, занимающейся таким ремеслом, как плетение из рогоза.
Она родилась в г. Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1970 году окончила УК СДИ по специальности «Водоснабжение и канализация». Работала преподавателем черчения в Усть-Каменогорском строительном техникуме и других учебных заведениях города.
Азы плетения из рогоза она постигала на занятиях известного в Усть-Каменогорске флориста З.П. Быковой.
С нашим музеем Н.Л. Баженова сотрудничает уже почти два десятка лет. Ее работы регулярно экспонируются на выставках декоративно-прикладного искусства, которые проводятся в его стенах. Также она постоянно участвует в ремесленных ярмарках, проходящих в г. Усть-Каменогорске и за его пределами. В 2014 году была награждена дипломом Международного фестиваля «Мост дружбы» (г. Новосибирск, РФ). Тогда же стала лауреатом выставки декоративно-прикладного искусства в рамках XI международного фестиваля русского искусства «Прииртышские напевы» (г. Семей).
Наталья Леонидовна охотно делится своим мастерством, проводит ремесленные тренинги, участвует в мастер-классах, которые проходят в «Городе мастеров» Левобережного комплекса музея-заповедника.
Ее также смело можно назвать продолжателем народных традиций, так как ремесло, которым она занимается, является очень древним. Народные мастера исстари использовали стебли рогоза для плетения разнообразных необходимых в быту предметов. Особенно широко этот промысел был развит у восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов. В их быту были распространены самые разнообразные изделия из этого материала. Из него изготовляли рыбацкие маты, ульи, циновки и кое-где даже головные уборы. Последние так и называли рогожами. Связанными в снопы стеблями рогоза также покрывали крыши изб, телеги, шалаши [1].
Для работы с рогозом требуется определенная сноровка, а также большая усидчивость и концентрация внимания. Кроме того, первоначально следует правильно заготовить сырье.
По словам Натальи Леонидовны, в наших краях рогоз обычно собирают в теплое время года с июля по сентябрь. Мастерица срезает его серпом или большим ножом, а затем обязательно лущит собранное сырье (разъединяет листья и обрезает поврежденные насекомыми места). Лущенные и очищенные травы она связывает в снопики, которые раскладывает для просушки на балконе своей квартиры. Наталья Леонидовна делает это не случайно, так как сушить рогоз лучше в помещении. На солнце срезанные стебли растения очень быстро выгорают и теряют естественную оливково-зеленую окраску.
Перед началом плетения мастерица опускают рогоз на несколько часов в воду, имеющую комнатную температуру. Вынув из воды, она завертывает его в мокрую мешковину или в тонкую текстильную материю и дает там полежать 2-3 часа. После такой выдержки влага в достаточном количестве проникает во внутренние волокна, не переувлажняя их. Перенасыщенные водой стебли и листья сильно усыхают и нарушают плотность, а, следовательно, прочность и красоту плетева.
Наталья Леонидовна выплетает разнообразные по своему назначению изделия. В основном в ее ассортимент входят утилитарные предметы: корзины, вазочки, карандашницы и т. д. (Рис. 2). Однако по собственному мнению мастерицы, ей особенно хорошо удаются сувениры: разного рода обереги, небольшие куклы, фигуры животных и птиц, в особенности коней, образ которых имеет важное символическое значение в культуре многих народов. Как правило, он является олицетворением жизненной энергии и материального достатка. Кроме того, у древних славян конь почитался как символ солнца – божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле [3., с. 63]. Поэтому изображение данного животного имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. Конечно, в наше время древние традиции уже забыты, однако декоративные фигурки коня могут использоваться и сейчас в качестве интерьерного украшения. Следовательно, такой сувенир может стать прекрасным подарком.
Наряду с вышеназванными изделиями мастерица изготовляет куклы-обереги, которые выполняет в виде стилизованных объемных изображений девушек с шестью руками, облаченных в сшитый из лоскутков ткани стилизованный русский народный костюм. Таких кукол, по ее словам, на Руси раньше дарили невесте родственники жениха в знак того, что она сможет справляться со всеми домашними обязанностями и будет хорошей хозяйкой. Создавая столь незатейливые с виду вещи, Наталья Леонидовна на самом деле возвращается к истокам народного искусства.
Помимо изготовления объемных сувениров она оплетает стеблями рогоза в технике веревочки самые разнообразные использованные стеклянные емкости: бутылки, банки, стаканы и т. д.
Таким образом, ассортимент изделий мастерицы весьма широк и продолжает постоянно увеличиваться. Ведь их автор полна новых творческих задумок и идей и постоянно привносит новые элементы в древнее ремесло.
Подводя итог статьи, следует сказать, что творчество каждого из вышеназванных мастеров является по-своему уникальным. Собственный профессионализм и богатое воображение помогают им создавать по-настоящему добротные и притягательные изделия, способные удовлетворить как бытовые, так и эстетические потребности любого человека. Именно благодаря этой многофункциональности и внешнему изяществу творения этих двух замечательных людей находят большое количество ценителей, многие из которых стремятся пойти по их стопам и таким образом прикоснуться к традициям своих предков.
Литература:
- Супруненко Ю. Искусство рогожное. // MyJane.ru. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.myjane.ru/articles/text/?id=17065. Дата обращения: 23.12 2016 г.
- Троекурова Т.А. Плетение из лозы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – 160 с.
- Федотов Г.Я. Плетение из сухих трав. – Москва: «ЭКСМО-Пресс, 2002. – 176 с.
- Черкашина В.А. Очерки о мастерах. – Усть-Каменогорск: «Медиа-Альянс», 2007. – 140 с.
Бемм Максим Александрович.
Мельниковские чтения:
Материалы восьмой межрегиональной научно-практической конференции.
Новосибирск, 16-17 февраля 2017 г. / Науч. Редакция Н.В. Леоновой. Новосибирск : Издательство НГОНБ, 2017. – 142, [2] c.: фото., стр. 128-133.
< Prev | Next > |
---|