• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научные Крутова Н.В. Евгений Петрович Михаэлис, Хотимские, Лермонтовы. Исследование темы в рамках истории Восточного Казахстана

Крутова Н.В. Евгений Петрович Михаэлис, Хотимские, Лермонтовы. Исследование темы в рамках истории Восточного Казахстана

Евгений Петрович Михаэлис, Хотимские, Лермонтовы. Исследование темы в рамках истории Восточного Казахстана

 

Михаэлис, Хотимские, Лермонтовы, что объединяет этих людей, эти три фамилии? Во-первых, родственные узы, во-вторых, земля Восточного Казахстана, что собственно и дает нам право рассматривать их судьбу, и судьбу их близких, как составную часть истории края.

Исследование по заявленной теме велось в 2001-2002 гг. результаты которого вошли в работу под общим названием «Из истории формирования еврейской диаспоры на территории Восточного Казахстана» (Евреи в Казахстане: история, религия, культура. Материалы 1 Международной научно-исторической конференции. Изд. Ассоциация Еврейских национальных организаций РК «Мицва». Алматы, 2003 г.) В ней, в том числе, рассмотрены родственные узы Е.П.Михаэлиса с крещёнными евреями из г.Усть-Каменогорска – Хотимскими.

В данной работе к предыдущим результатам исследования темы добавлены новые, в основном связанные с прояснением степени родства уже трёх фамилий и их отношений с историей Восточного Казахстана.

«Главными действующими лицами» настоящей работы являются:

Евгений Петрович Михаэлис (1841-1913) – воспитанник Петербургского университета, участник революционного движения 60-х годов XIX в., соратник Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, Н.А. Добролюбова. Более 40 лет прожил в гг.Семипалатинске и Усть-Каменогорске. Внес серьезный вклад в развитие научной и культурной жизни края. Похоронен в г.Усть-Каменогорске на городском кладбище.

Людмила Евгеньевна Михаэлис (1891-1973) и Иван Григорьевич (1879-193? ) Хотимский. Дочь Евгения Петровича Михаэлиса и её супруг.

Софья Григорьевна Хотимская (?-?) и Григорий Михайлович Лермонтов (?-?). Родная сестра мужа дочери Е.П.Михаэлиса.

Юлиан Иванович Хотимский(1910-1968) – родной внук Е.П.Михаэлиса и его дети (правнук и правнучка Е.П.Михаэлиса): Сергей Юлианович Хотимский (1946г.р.), Татьяна Юлиановна Хотимская (1950 г.р.) – ныне Адамович.

Юрий Григорьевич Лермонтов(1910 г.р.) – сын Софьи Григорьевны Хотимской и Григория Михайловича Лермонтова, двоюродный брат родного внука Е.П.Михаэлиса, чьи воспоминания записала его золовка (родная сестра жены) Татьяна Молчанова (1958 г.р.).

Со второй половины XIX в. территория Степного края стала традиционным местом ссылки для особо неблагонадежной и в то же время, прогрессивно думающей молодежи. Здесь по приговору царского суда жили декабристы, революционные демократы и участники польского восстания 1863-1864 гг. Но самой многочисленной была колония народовольцев. В нее входили люди различных сословий: крестьяне, сапожники, аптекари, писатели, журналисты и студенты. «Так, в 1835 году в Усть-Каменогорске отбывало ссылку 108 человек, в Семипалатинске – 22 человека. В 1863 году в городах Восточного Казахстана насчитывалось политических ссыльных с женами и детьми 129 человек»[1]. А «с 1870 по 1880 годы в Семипалатинскую область прибыло 120 политических ссыльных»[2]. В это число можно включить и Е.П. Михаэлиса, прибывшего в г. Семипалатинск всего годом раньше – в 1869 г.

Воспитанник Петербургского университета, участник революционного движения 60-х годов, соратник Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, Н.А. Добролюбова. За активное участие в студенческих волнениях и распространение революционных прокламаций молодой Михаэлис  был осужден и отправлен в ссылку.

О Семипалатинском периоде жизни Е.П. Михаэлиса, равно как и об усть-каменогорском написано, достаточно много. Этой «яркой фигурой» занимались и упоминают в своих работах: В.В. Галиев, А.М.Жиренчин, П.П. Косенко, С.П.Пенькова, Л.М.Аэзова, Н.В.Алексеенко, Р.С.Фёдорова и  др.    Однако, пальма первенства по праву принадлежит известному восточно-казахстанскому краеведу С.Е. Черных. В его книге «С берегов Иртыша» (Изд. «Казахстан», А-А.., 1981 г.), написанной на основе богатых архивных материалов, Евгению Михаэлису посвящена глава «Друг Абая» (с.28-73).

Взяв за основу, вышеназванный источник и дополняя его новыми сведениями, дадим краткую характеристику казахстанского периода жизни Е.П. Михаэлиса.

1869 год г.Семипалатинск.

Сюда Е.П.Михаэлис прибыл из города Тары Тобольской губернии, где он находился в ссылке с 1863 года. В г.Семипалатинске гласный надзор за ним был завершён в 1878 году. С разрешения генерал-губернатора Западной Сибири Е.П.Михаэлис был принят на должность помощника делопроизводителя хозяйственного отдела Семипалатинского областного Правления. Через год он становится младшим   чиновником особых поручений.

Будучи секретарем Областного Статистического комитета, Е.П.Михаэлис выступил инициатором изучения природных условий, хозяйства и культуры Семипалатинской области. Он серьезно и основательно занимается исследованием  незнакомого ему края и как результат  - избрание его в члены Западно-Сибирского отдела Русского географического общества.  Труды Е.П.Михаэлиса получили заслуженное признание научной общественности Сибири и до сегодняшнего дня пользуются большим авторитетом среди этнографов и краеведов региона.

Находясь в г. Семипалатинске, Е.П. Михаэлис внес серьезный вклад и в развитие культурной жизни края.

По инициативе и под его руководством  в Семипалатинске в марте 1882 г. была проведена однодневная перепись населения города. Собранные сведения им были обработаны  и опубликованы. Эта работа и сегодня является ценным источником по истории дореволюционного Семипалатинска.

В 1883 г. при Областном Статистическом комитете не без участия Е.П.Михаэлиса были открыты музей и общественная библиотека.

Важным событием в жизни Е.П.Михаэлиса стало знакомство с Абаем Кунанбаевым, состоявшееся в Семипалатинской общественной библиотеке. До конца жизни Абай высоко ценил эту дружбу и говорил: «… Михаэлис, именно он сделал больше, чем родной отец, открыв мне глаза на мир!».

Дочь Е.П.Михаэлиса – Людмила Хотимская в своих воспоминаниях говорит о большой дружбе между отцом и Абаем. Они общались не только в семипалатинский период жизни Е.Михаэлиса. В 1893 г. Абай гостил у него несколько дней в г. Усть-Каменогорске. Их дружба длилась 20 лет. До самой смерти Абая.

1882 год. г.Усть-Каменогорск.

Сюда Е.П.Михаэлис прибыл после проведённой переписи населения в г.Семипалатинске и остался здесь до конца жизни. Что представлял из себя город более 100 лет назад, каким увидел его Е.Михаэлис?

«Усть-Каменогорск являлся небольшим захолустным уездным городом. В нем проживало около 5 тыс. человек. В городе насчитывалось всего 5 улиц: Береговая, Ильинская, Троицкая, Большая и Андреевская, и 6 переулков – Соляной, Крепостной, Мечетский, Соборный, Базарный и Пожарный. Их названия выражали понятия, связанные с историей, жизнью и бытом горожан, их социально-экономическим укладом. Застроены они были сплошь деревянными домами, которых насчитывалось около 600. Осенью и весной улицы из-за непролазной грязи становились труднопроходимыми. Основной достопримечательностью города было двухэтажное кирпичное здание трехклассного городского училища. Имелись… церковь, татарская мечеть, несколько кожевенных и мыловаренных заводов, торговые ряды… Население города было сплошь неграмотным, жизнь проходила скучно и однообразно, драки, скандалы были обычным явлением городской жизни».[3]

Не очень приятное впечатление от прочитанного, но, тем не менее, именно сюда приезжает Е.П.Михаэлис. Здесь ещё более раскрылся его талант исследователя, изобретателя, общественного деятеля.

В Усть-Каменогорске он тесно сошелся с передовой интеллигенцией города. Его собеседниками и единомышленниками стали исследователи и этнографы братья Белослюдовы, священник и краевед Б.Герасимов, ссыльный народоволец А.Федоров. С последним, их связала единая творческая работа по разработке новой конструкции улья,  удостоенной серебряной медали на Всероссийской выставке в 1894 г.

Владея несколькими языками, Е.П.Михаэлис свободно пользуется иностранной технической и научной литературой. Его научно-исследовательские статьи можно встретить не только в «Известиях» Географического общества, в изданиях Академии Наук, но и в зарубежной печати.

Евгений Петрович ведет переписку с учеными ряда стран. Его признают знатоком экономики Алтая и Степного края. С ним считаются профессионалы в области геологии, зоологии, химии, почвоведения, этнографии. За заслуги по изучению края он был награжден медалью  Русского Географического общества.

Как краевед, Е.П.Михаэлис не только изучал кочевой образ жизни, уклад и быт казахского народа, но и оказывал практическую помощь. Он составлял проекты и чертежи для преобразования края, участвовал в прокладке новых, более рациональных в экономическом отношении трактов. Это он является автором новой навигационной карты озера Зайсан.  Ему принадлежит открытие залежей каменного угля в Зайсанском уезде. Е.П.Михаэлисом был изучен золотоносный Калбинский хребет в восточной части Семипалатинского округа и точно указаны районы предстоящих разработок, что впоследствии нашло применение при работах  по добыче золота в этом районе.

Е.П.Михаэлис зарекомендовал себя как великолепный зоолог. Его труд по конхиологии (отдел зоологии, изучающий раковины моллюсков) был опубликован Академией наук России, а для зоологического музея Академии Михаэлис «…пожертвовал ценную коллекцию зоологических предметов, собранную в окрестностях г. Усть-Каменогорска, которую Академия приняла с особым интересом». Другая его коллекция моллюсков заняла достойное место в зоологическом музее Берлинского университета.

В 1896 г. в г. Усть-Каменогорске была открыта библиотека, основу книжного фонда которой составляли личные книги городской интеллигенции и политических ссыльных: Е.П. Михаэлиса, А.Н. Федорова, О.Ф. Костюрина и др.

Право вернуться из ссылки Е.П.Михаэлис получил лишь после событий 1905 г. Но к этому времени была уже семья, а край, который когда-то приютил его, бывшего ссыльного, стал родным и близким. Здесь он  во второй раз в жизни вступает в брак и становится отцом.

В запасниках ГАВКО хранятся бесценные сокровища по истории края, в том числе и церковные Метрические книги. Одна из них, за 1897 г. содержит запись следующего содержания:

«Дата: август, 20

Вступили в брак:

Потомственный Почетный дворянин Евгений Петров Михаэлис,

Православного исповедания, вторым браком, 55 лет

Вдова казака станицы Усть-Каменогорской

Елизавета Алексеевна Касихина, православного исповедания

вторым браком 33 лет.

Поручители:

По женихе – усть-каменогорский мещанин Степан Алексеев Лукианов, семипалатинский мещанин Андрей  Григорьев Курбанов.

По невесте – коллежский советник Вистениус и семипалатинский мещанин Василий Семенов Чумов.

Обряд венчания совершали:

Иерей Александр Сосунов с диаконом Николаем Пушкаревым».[4]

От этого брака в 1891 году (еще в то время гражданского) родилась девочка, ставшая со временем Людмилой Евгеньевной Михаэлис, дочерью акцизного чиновника, личной  почетной гражданкой г. Усть-Каменогорска. В будущем она войдет в еврейскую семью усть-каменогорских купцов - золотопромышленников и станет женой Ивана Григорьевича Хотимского.

Основателем многочисленной династии Хотимских является Гирш Янкелевич, упомянутый в Сибирском торгово-промышленном календаре – на 1910 год под рубрикой «Торговые фирмы», как золотопромышленник. [5]  По сведениям его правнучки (Адамович Татьяны Юлиановны), ныне проживающей в г. Усть-Каменогорске, он попал в Восточный Казахстан после 25-летней службы в царской армии Николая Первого, царствование которого длилось 30 лет и считается одним из самых мрачных периодов еврейской истории в России. Именно в годы правления Николая Первого были созданы так называемые кантонистские школы, куда забирали и еврейских мальчиков в малолетнем возрасте. Очень ярко описывает судьбу кантонистов А.Герцен в книге «Былое и думы».

«Это было одно из самых ужасных зрелищ, которые я видел – бедные, бедные дети! Мальчики 12- 13 лет еще кой-как держались, но малютки 8-10 лет  …эти больные дети без уходу, без ласки, обдуваемые ветром…шли в могилу».

Еврейского подростка на долгие годы отрывали  от родительского дома, но самое главное в процессе учебы  малолетний «солдат» должен был отказаться от своей веры и пройти обряд крещения. Подобная  участь выпала и на долю молодого Гирша Хотимского.

Отслужив положенные 25 лет плюс годы учебы в кантонистской школе, Гирш Янкелевич, как «николаевский» солдат, пользуется определенными льготами. С середины 19 века эта категория еврейского населения получила для себя и своих детей право свободного выбора места жительства. В связи с чем, многие из «николаевских» солдат отправились на поиски своего «еврейского счастья» в глубь Сибири и Степного края. «Евреи, принявшие христианство, не подлежат ограничениям и могут приписываться к городским и сельским обществам на общих основаниях (ст.776, т.9)». [6] А в 1882 году было принято решение правительства о разрешении зачислять евреев, бывших «николаевских» солдат в купечество. По этой схеме, скорее всего, сложилась жизнь отставного солдата Гирша Хотимского. Женившись в г.Томске, во второй половине 19 века, он приезжает в уездный Усть-Каменогорск, где начинает заниматься предпринимательской деятельностью, а именно частной золотопромышленностью. Начатое дело имело успех и в начале 20 века он уже имеет статус зажиточного усть-каменогорского купца-золотопромышленника 2 гильдии.

По сведениям Семипалатинского историко-краеведческого музея Г. Я. Хотимский организовал золотопромышленное Товарищество «Г.Я. Хотимский и К°», прииски и рудники которого были разбросаны  по всей территории области. Лишь в Усть – Каменогорском и Зайсанском уездах они занимали 332 десятины[7].

Кампания Хотимского, одной из первых в крае (в 1906г.), стала использовать в работе на рудниках паровые машины (см: Игибаев С.К. Изменения в технике золотодобычи в дореволюционном Казахстане // Известия АН КССР, сер. Общественные науки, № 6, 1983 – с. 27-29).

По имеющимся архивным материалам Департамента КНБ РК по ВКО у усть-каменогорского купца 2 гильдии Хотимского было 7 сыновей: Александр, Маврикий, Борис, Иосиф, Сергей (1874 г.р.), Иван (1879 г.р.), Виктор (1885 г.р.) и одна дочь Софья. Кто из них был старшим, установить не удалось, но доподлинно известно, что все братья пошли по стопам отца, так или иначе они связали свою жизнь  с золотопромышленностью. Детям от матери достался прекрасный музыкальный слух,  они все играли на фортепьяно.  По мере того, как подрастали сыновья, отец наделял их приисками, они становились самостоятельными и уверенно занимались уже «своим золотом».

Все братья Хотимские, каждый  в свое время и по своей причине, стали выкрестами, т.е. приняли обряд крещения и перешли в православие. Жизнь ставила свои условия. Им предстояло продолжать дело отца, быть владельцами земельных участков, а в положении 1891 года об устройстве управления в областях Акмолинской, Семипалатинской записано: «… приобретение земель в этих областях всеми… лицами нехристианских исповеданий воспрещается» [8]. Кроме того, по решению правительства 1889 года «еврей, перешедший в христианство, освобождается от всех, лежащих на нем, как еврее, ограничений. Правящим Сенатом по общему собранию признано, что единственным основанием ограничения прав евреев является их вероисповедание. Переходу евреев в христианство закон благоприятствует» [9].

Принятию решения о переходе братьев Хотимских в православие способствовало и то, что многие из них были женаты на христианках.

Ограничиваясь рамками заявленной темы, проследим судьбу Ивана Хотимского, предпоследнего из сыновей Гирша Янкелевича, т.к. именно ему уготовано было судьбой связать свою жизнь с дочерью  Е.П. Михаэлиса.

В ходе исследовательской работы были найдены потомки усть-каменогорских купцов Хотимских. На сегодняшний день в городе проживают: Хотимский Сергей Юлианович (1946 г.р.) и Адамович (Хотимская) Татьяна Юлиановна (1950 г.р.). Благодаря сведениям  Т.Ю.Адамович,  удалось восстановить более подробно жизненный путь, интересующего нас, Ивана Хотимского, предпоследнего из  сыновей Гирша Янкелевича.

Родился Иван Хотимский в 1879 году в Усть-Каменогорске. В 1897 году окончил Екатеринбургское реальное училище и вскоре вернулся домой. Обстоятельства сложились так, что он, как и старшие братья, стал выкрестом. Сегодня мы не знаем, как  доподлинно проходил обряд крещения иудеев, но источники сохранили информацию,  как это должно было быть: «… не иначе, как в городских церквах, в воскресный или праздничный день, в присутствии собравшихся для общественного богослужения и со всею возможною торжественностью» [10].

Метрическая книга записей актов о рождении, браке и смерти

Троицкой церкви Омской Духовной консистории

г. Усть-Каменогорска за 1904 год.

«Дата:

9 февраля

лет:

24-х

Нареченный:

Иоанн Григорьев.

Запасной унтер-офицер из вольноопределяющихся первого

разряда купеческий сын Ицкок Гиршев Хотимский иудейского

вероисповедания просвещен святым крещением с разрешения

Его Преосвященства, Преосвященнейшего Михаила Епископа

Омского и Семипалатинского телеграммой от 7 февраля 1904

года за № 1647.

Восприемники:

Потомственный  почетный гражданин  Павел Иванов Самсонов

и жена потомственного гражданина Евдокия Иванова Пушкарева.

Обряд совершали:

Протоиерей Александр Сосунов и диакон Евгений Пушкарев» [11].

Теперь пути к работе для продолжения отцовского «дела», были открыты. Вполне вероятно, что проблемы с «золотом» и привели Ивана Хотимского в дом Евгения Михаэлиса. Это предположение вполне обосновано. И вновь мы обращаемся к С. Е.Черных.

«Евгений Петрович Михаэлис, уделявший большое внимание изучению геологического строения Калбинского хребта и сбору образцов горных пород, интересуется и золотоносными месторождениями. В пределах Восточного Казахстана им было открыто несколько месторождений, богатых золотом. Неслучайно поэтому золотопромышленники часто обращались к нему за советами и помощью. В своей домашней лаборатории он нередко производил для них анализ ископаемых, осуществлял проектирование разного рода механических приспособлений на приисках» [12].

Теперь все складывается в логическую цепочку. Скорее всего, «золото» и связало молодого Ивана Хотимского и Е.П. Михаэлиса. В Усть-Каменогорске Евгений Петрович проживал в своем доме, расположенном на углу улицы Большой (н. ул. Кирова) и переулке Соляного (н. Набережная им.Е.Славского). В этом доме произошла встреча золотопромышленника Ивана Хотимского с 19-летней Людмилой Михаэлис.

Людмила была единственной дочерью у отца. Впереди планы на будущее, мечты о Женских Бестужевских курсах, жизни в столице.  Но все планы резко изменились, когда она познакомилась с Ванечкой, именно так Людмила Михаэлис называла его всю жизнь. А Ванечка был на 11 лет старше  невесты и уже крепко стоял на ногах. Евгений Петрович Михаэлис, очевидно, со спокойным сердцем отдавал свою дочь, ведь это была зажиточная крепкая семья, недаром завистники называли их в городе «золотыми жидами».

В 1909 году под старинными сводами Троицкой церкви г. Усть-Каменогорска состоялось венчание молодых, о чем свидетельствует Метрическая книга.

Метрическая книга записей актов о рождении, браке и смерти Троицкой церкви г. Усть-Каменогорска за 1909 год

«Дата»

1 июля

Вступили в брак

Усть-Каменогорский купеческий сын Иван Григорьев Хотимский,

Православного вероисповедания, первым браком, 30 лет.

Девица Людмила Евгеньевна Михаэлис, дочь акцизного чиновника, почетная гражданка, православного вероисповедания, 19 лет

Поручители:

томский мещанин Исай Яковлев Хотимский и миропольский мещанин Алексей Иванов Векштейн.

Обряд совершали: протоиерей Александр Сосунов и диакон Евгений Пушкарев [13].

На следующий год, 29 декабря 1910 г. родился Юлиан Хотимский, внук Евгения Михаэлиса. К сожалению, семейный покой был нарушен, начавшейся вскоре Первой мировой войной. Ивана Хотимского мобилизовали в 711 пехотную Томскую дружину, где он служил в чине зауряд-прапорщика. После Октябрьской революции 1917 года вернулся домой, но в июне 1918 года был мобилизован уже в Колчаковскую армию. Позже судьба распорядилась так, что он становится красногвардейцем. В 1918 –1920 гг. служит в Красной армии в 76-ой бригаде 26-ой стрелковой дивизии, делопроизводителем санчасти бригады. После окончания гражданской войны демобилизовался, вернулся в г.Усть-Каменогорск к жене и сыну.

Иван Хотимский продолжил семейную традицию. Правда, приисков и рудников он уже не имел, время было не то, но работал в системе цветной металлургии, в должности начальника планово-экономического отдела вольфрамового рудоуправления «Убаредмет» ВКО. И, казалось бы, все хорошо, жизнь налаживается, но наступил сталинский 1937 год – и этим все сказано. Одного за другим увозили «черные воронки», забрали почти всех братьев Хотимских. Арестовали весь управленческий аппарат, Ивана взяли в числе последних.

Из архивной справки Департамента КНБ РК по ВКО: «13 августа 1937 года Хотимский И.Г. был арестован органами НКВД и необоснованно обвинен в том, что являлся участником контрреволюционной вредительской группы, существовавшей в рудоуправлении. Постановлением Тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области от 7 декабря 1937 года Хотимский И.Г. приговорен к 10-ти годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. Наказание отбывал в Бамлаге НКВД Дальневосточного края, на станции Завитая Амурской железной дороги». Уже, находясь в Семипалатинской тюрьме на пересылке, Иван Григорьевич пытался найти правду. Он, как и многие в то жестокое время, написал письмо прокурору СССР Вышинскому А.Я. с просьбой пересмотреть его «дело». Но ответа, естественно, не последовало. Иван Григорьевич никогда не отличался крепким здоровьем, у него было больное сердце, да и возраст давал о себе знать. Он умер в лагере. А дома от него остались лишь письма, которые ему удалось отправить в далекий Усть-Каменогорск. Как вспоминает Т.Ю.Адамович, Людмила Евгеньевна Михаэлис перед смертью уничтожила практически все, она не могла допустить, чтобы кто-то проник в то малое – сокровенное, что осталось от ее Ванечки. И вновь сухие строчки из архивной справки Департамента КНБ РК по ВКО: «Постановление Президиума Восточно-Казахстанского областного суда от 10 января 1956 года, постановление Тройки УНКВД от 7 декабря 1937 года прекращено за отсутствием состава преступления». Т.Ю.Адамович  вспоминает, что после реабилитации, когда нужно было идти за документами в определенные органы, Людмила Михаэлис гордо сказала: «Нет!».

Кто же остался от большой семьи Хотимских после сталинской «мясорубки»? Сын  Александра Хотимского – Юрий,  предположительно может жить на Украине и Юлиан – сын Ивана Григорьевича и Людмилы Евгеньевны Хотимских. Как сложилась жизнь Юлиана, его детей и внуков, прямых потомков Михаэлиса,  мы сегодня знаем достоверно, так как все они проживают в г. Усть-Каменогорске.

Юлиан Иванович Хотимский родился за два дня до нового 1911 года  и большую часть своей жизни прожил в г.Усть-Каменогорске. Здесь окончил школу, пытался поступить в Томский политехнический институт, знаний хватило, но в институт не приняли, сказалось непролетарское происхождение. И тогда, после окончания школы, он два года проработал в «Союззолото», сначала старшим рабочим, затем коллектором и буровым мастером. Но золото уже не прельщало молодого 20-летнего парня. Появилось новое увлечение – журналистика. Учеба в институте, планы на будущее, но все прервала война. В июле 1941 года он ушел на фронт и прошел всю войну в действующей армии. Награжден орденом Красной Звезды и четырьмя медалями. Но от судьбы не уйдешь. Уже в январе 1945 года в Восточной Германии он был тяжело ранен. В Усть-Каменогорск его матери Людмиле Евгеньевне Михаэлис пришла похоронка. Но он так хотел жить, что, пройдя через множество операций, лишившись ноги и глаза, выжил. И, несмотря на то, что остался инвалидом на всю жизнь, считал себя счастливым человеком. Домой вернулся с молодой женой, медицинской сестрой, которая была с ним в самые трудные минуты  жизни. О журналисткой карьере не могло быть и речи, надо было искать новое для себя занятие. Юлиан Иванович устраивается в Обком профсоюза медицинских работников, где  проработал до 1967 года. И только на пенсии стало возможным осуществление юношеской мечты. Он работает в общественной приемной газеты «Рудный Алтай». Пишет репортажи, статьи, фельетоны. Но боевые ранения дали о себе знать, и в феврале 1968 года он уходит из жизни. Это был удивительный человек! Он никогда не жаловался на свои трудности (а ведь ему приходилось передвигаться на костылях), помимо журналистики занимался фотографией, рисовал акварелью и маслом. Без сомнения, он является достойным потомком, своих известных в городе, предков.

Как уже было сказано, в семье  Гирша Хотимского, кроме  сыновей, была дочь – Софья. До последнего времени потомки династии Михаэлис – Хотимских не имели о ней никаких сведений. Семейное предание сохранило лишь память о том, что в начале ХХ в. она уехала из Усть-Каменогорска и впоследствии вышла замуж за офицера с громкой фамилией – Лермонтов. Фамилия действительно известная, но то, что она имеет самое прямое отношение к древнейшему роду Лермонтовых, ярким представителем которого был русский гениальный поэт – Михаил Юрьевич Лермонтов, мы не были до конца уверены. Все изменило письмо, полученное в мае 2004г. одним из  авторов данной публикации из США от  Татьяны Молчановой ((учёный, кандидат биологических наук. «Гематологический научный центр» и «Институт молекулярной биологии», Российская Академия наук. Москва. Занимается генетическими исследованиями российской ветви семьи Лермонтовых среди ныне живущих родственников.  С 1991г. ж ивёт и работает в США.) Завязалась переписка, в ходе которой материалы о семье Хотимских пополнились новыми сведениями.  Получена ценная информация о семье Софьи Григорьевны Хотимской и   ее мужа – Григория Михайловича Лермонтова, родственника в седьмом поколении знаменитого поэта.  Татьяна Молчанова,  приходится двоюродной сестрой Лидии Молчановой – супруги Юрия Григорьевича Лермонтова.   Она плодотворно занимается историей древнейшего рода Лермонтовых. В процессе этой работы записала воспоминания 94-х летнего Юрия Григорьевича Лермонтова (сына Софьи Григорьевны Хотимской), ныне американского гражданина и создала сайт (http://pages.prodigy.net/tatochka), где представила семейную историю Лермонтовых.

Теперь мы представляем краткий и обработанный вариант этих воспоминаний[14].

В начале 1900-х годов Софья Хотимская покинула родительский дом и уехала в Санкт-Петербург. Судьбе было угодно, чтобы провинциальная девушка из далекого Усть-Каменогорска встретила в огромном городе  ни кого-нибудь, а сына дворянина, офицера Императорской армии, Георгиевского Кавалера - Григория Михайловича Лермонтова; правнука адмирала Михаила Николаевича Лермонтова (1792 – 1866), имевшего родство в шестом поколении с поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым (1814- 1841); внучатого племянника, героя русско-турецкой войны генерал-майора Александра Михайловича Лермонтова (1838 – 1906).

Молодая семья поселилась в доме № 68 на Фонтанке в Петербурге. Здесь же родились их сыновья:  Александр –1908 г.р.  и Юрий – 1910 г.р. В дворянской семье Лермонтовых царили достаток и благополучие. Софья Григорьевна, получившая хорошее образование и знавшая в совершенстве английский и французский языки, занималась воспитанием сыновей, Григорий Михайлович служил в Императорской армии.

В 1914 году Григорий Лермонтов по долгу службы оказался в г. Анапе. Семья была вместе с ним. Срок службы подходил к концу, но события 1917 года  внесли свои коррективы в устоявшийся благополучный быт. Многие в это время оказались на распутье, как дальше жить и на чьей ты стороне? Но для полковника  Императорской армии такого вопроса не существовало. Он вступил в армию генерала Врангеля. С 1919 года командует свободным драгунским полком и Первым Петербургским уланским полком.

В 1920 году г. Анапа была захвачена войсками Красной Армии. Так случилось, что Софья Григорьевна  оказалась в тылу врага, одна с двумя малолетними детьми. Она принимает решение, во что бы то ни стало вернуться домой в Петербург. «Путешествие», через охваченную войной Россию, было не только не легким, но и довольно опасным. Петербург встретил разрухой и голодом.  Почти все имущество древнейшего дворянского рода Лермонтовых было изъято в пользу Советского государства. Встал вопрос – на что жить и как прокормить детей. Помогло знание языков, хотя денег, вырученных за частные уроки, едва хватало на самую скудную пищу. И тогда Софья Григорьевна решается на крайний шаг. Она определяет обоих мальчиков в школу-приют для бедных детей.  Как вспоминает сегодня, 94-летний Юрий Григорьевич, жизнь в приюте была далекой от той, к которой привыкли мальчики – картошка, селедка и немного хлеба. Эти годы, пожалуй, были самыми сложными в жизни Софьи Хотимской-Лермонтовой. О муже сведений никаких, она даже не знала, жив ли он; дети в приюте. Наступает 1923 год. Приходит тот самый «черный»  день, подсознательно ожидая которого, все эти годы жила Софья Григорьевна. Продав последние фамильные украшения и используя связи старых друзей, ей удается купить визы на выезд из России в Германию.  Приезд в Германию (1924г.), совпал с долгожданной новостью. Софья Григорьевна узнаёт, что муж – жив и с остатками белой армии находится  в г.Дубровнике (с 1918г. Королевство сербов, хорватов и словенцев; с 1929г. Югославия, ныне независимые государства: Хорватия, Сербия и Черногория). Семья воссоединилась. г.Дубровник в то время принял огромное количество русских эмигрантов. В основном это были военные, участники «белого движения». Их семьи жили в бараках. Григорий Михайлович  колол дрова и продавал их, Софья Григорьевна подрабатывала экскурсоводом для редких иностранных гостей.

Однако дети подрастали, надо было определяться с их дальнейшим образованием. В семье потомственного военного Г.М.Лермонтова, выбор мог быть только одним – Кадетский корпус.

Юрий Лермонтов с 1926 по 1932гг. обучается в Крымском кадетском корпусе (г.Белая церковь, Королевство сербов, хорватов и словенцев, ныне Сербия и Черногория.),  затем – учёба в Высшем Морском училище ( г.Дубровник, Королевство сербов, хорватов и словенцев, ныне Хорватия).  В 1936г.  в чине поручика он уже служит на  торговом судне.

1939 год - начало Второй Мировой Войны. Операция по захвату Югославии началась 6 апреля 1941 года. Уже 13 апреля пал г.Белград и страна была оккупирована гитлеровскими войсками.

Торговый флот Дубровника  в своём подавляющем большинстве  находился вне территориальных вод Югославии и уже в 1941 году присоединился к  Объединеным силам антигитлеровской коалиции. Корабль, на котором плавал Юрий Григорьевич, пришвартовался в  американском порту  г.Нью- Йорка в 1941 году. С этого времени и до конца Второй Мировой Войны  он бороздит морские просторы в ранге капитана морского флота и первого офицера на разных торговых судах, составляющих часть легендарных морских конвоев Союзных Сил антигитлеровской коалиции.  Юрий Григорьевич Лермонтов - потомок древнего дворянского рода никогда не мог представить себе, что сможет воевать против России перед лицом грозящего ей внешнего врага.

Юрий Григорьевич Лермонтов прошел в двух конвоях на Мальту в решающем 1942 году, затем, г. Мурманск в 1943 году. Он участвовал ещё в 7 конвоях, которые были снаряжены в портах гг. Нью- Йорка, Норфолка, Филадельфии, Балтимора, Монреаля и были направлены в Лондон (несколько конвоев), Ливерпуль (несколько конвоев), Египет.

В коротких перерывах между конвоями Лермонтов Юрий Григорьевич привлекался к обучению молодых американских моряков, к подготовке их к опасной миссии ходить в конвоях.

В 1945 году война закончилась для капитана Ю.Г. Лермонтова. Однако не закончилось его морская карьера. В 1946 году он становится капитаном торгового судна «Панаманте», который был спущен на воду в 1946 году, как корабль построенный в связи с Американской компанией Либерти («Освобождение»), сыгравшей решающую роль в победе Союзных Сил над силами гитлеровской коалиции «Ось» на море. «Панаманте» был выстроен компанией Далморе, ( г.Нью- Йорк) и плавал под Панамским флагом (Dalmore Corp., NY, 1946г.) Это был успешный период в жизни Юрия Григорьевича. Его корабль совершил 8 кругосветных путешествий. Торговые операции были реализованы практически во всех странах мира: Англия, Франция, Италия, Япония, Китай, Индия, Филиппины, страны Африки и многие другие. Юрий Григорьевич свободно говорит на русском, французском, английском, итальянском, сербском языках. Его уважала и любила команда корабля. Свое последнее кругосветное путешествие Юрий Григорьевич совершил в 1954 году.

К этому времени в семье произошли изменения. Отец – Григорий Михайлович Лермонтов умер ещё в 1949 г. в г. Дубровниках и похоронен в семейном склепе семьи Ганзен, с которой при жизни был в дружеских отношениях (Ганзен Алексей Васильевич (1876-1937), живописец, внук Ивана Константиновича Айвазовского). Старший брат Александр (htt://xx13.bomm.ru/voron.htm) обосновался в Бразилии. Софья Григорьевна Хотимская-Лермонтова последние годы жизни жила с Александром и похоронена в Бразилии, г. Рио де Жанейро.

Пришло время устраивать личную жизнь и Юрию Лермонтову. Волею судьбы, географически, он уже давно был далёк от России и  принял американское гражданство. Но в душе офицер Лермонтов никогда не забывал о своих «корнях» и остался истинно русским человеком, что собственно и повлияло на выбор невесты. Его избранницей стала Лидия Молчанова, известная ему ещё с 1940г., когда ей было всего 12 лет. Юрий Григорьевич, не задумываясь, отправился в Канаду, в г.Ванкувер, где к этому времени проживала Лидия Молчанова. Венчание состоялось в Русской церкви в г.Сиэтле (США) в 1954г. и свадьба была поистине русской.

Наступило время перемен в жизни бывшего морского капитана. Юрий Григорьевич закончил курсы чертёжников и более 20 лет проработал дизайнером в самой крупной американской авиастроительной компании «Бойнг».

В 1958г. родилась дочь – Татьяна. Лермонтовы уже навсегда осели на американской земле, но постоянные воспоминания  о родине не могли не наложить определённого отпечатка на весь уклад и  дух семьи. Они и сегодня поддерживают связь с Русской общиной, отмечают православные праздники, говорят на русском языке. Вход в дом украшает герб семьи Лермонтовых, в комнатах стоят православные иконы. В центре, одной из гостиных, висит портрет императора Николая Второго в золочённой раме. Всё проникнуто духом дворянского русского семейства. Юрий Григорьевич  серьёзно относится к своей принадлежности к русским кадетам. Он выписывает и читает «Кадетскую перекличку», поддерживает связь с кадетами, живущими в Америке. Он не был в России с 1923г., но в курсе всех изменений, происходящих на родине. Юрий Лермонтов смотрит русские новости, читает газеты, книги, чутко реагирует на политические, социальные, экономические события, происходящие в России, любит русскую литературу. Произведения своего знаменитого предка-поэта читает и перечитывает постоянно, а «Лермонтовская энциклопедия» его настольная книга.

У Юрия Григорьевича Лермонтова растут внуки, правда, уже с фамилией Бохман-Лермонтовы.

Удивительным получилось сочетание трёх фамилий, вписавшихся и в историю Восточного Казахстана. Евгений Петрович Михаэлис не только в юности (и в Петербурге), но и «всю оставшуюся жизнь» (пребывая в ссылке в Таре, а затем в Семипалатинске, обосновавшись позже в Усть-Каменогорске), был непременно в числе оппонентов Российской «дореволюционной» власти. Его дочь была замужем за человеком, кому довелось служить и в царской армии, и в «белой» и в «красной» и погибнуть уже «при Советах». Родная тётя родного внука Евгения Петровича Михаэлиса, покинув в молодости г.Усть-Каменогорск, в Санкт-Петербурге выходит замуж за человека, который в гражданскую войну защищал Российскую монархию, был активным участником «белого движения». Судьба распорядилась та, что Хотимские-Михаэлисы, по-прежнему живут в г.Усть-Каменогорске, а Хотимские-Лермонтовы – «далеко за океаном», в частности, в США. И лишь в наши дни оказалось возможным поведать обо всех вместе, в едином  рассказе.

Схема родства Хотимских, Михаэлис и Лермонтовых в отдельном окне

 

Источники и библиография.

  1. ВКОЭМ  КП23-22776  Касымбаев Ж.К. Города Восточного Казахстана в 1861-1917гг. – Алма-Ата: Изд.Гылым, 1990 – с.86
  2. Жиренчин А.  Абай и его русские друзья – Алма-Ата: Изд.АН КССР, 1949.
  3. ВКОЭМ КП34-25422  Черных С.Е. С берегов Иртыша – Алма-Ата: Изд. Казахстан, 1981 – с. 46
  4. ГА ВКО, ф.752, оп.6, д.5, л.496
  5. Сибирский торгово-промышленный календарь на 1910г. – С-П: Изд.М.П.Кедроливанского, 1909 – с. 200-201
  6. ВКОЭМ  КП8-17029  Энциклопедический словарь Русского Библиографического института Гранат, т.19 – Москава: 7-е изд. Т-ва Бр.Гранат, 1910 – с. 484
  7. СИКМ  Описание золотых приисков и рудников Усть-Каменогорского и Зайсанского уездов Семипалатинской области. Сост. Отводчиком площадей М.Н.Петржкевичем в 1904г.
  8. ВКОЭМ  КП10-18199/24  Энциклопедичекий словарь Брокгауза и Ефрона, т.21 – С-П: типо-литография И.А.Ефрона, 1893 – с. 459
  9. Там же; с. 454

10.  ВКОЭМ  КП8-17029  Энциклопедический словарь Русского Библиографического института Гранат, т.19 – Москва: 7-е изд. Т-ва Бр. Гранат, 1910 – с. 485

11.  ГА ВКО, ф. 752, оп.6, д. 9, л. 8

12.  ВКОЭМ  КП34-25422  Черных С.Е. Друг Абая // С берегов Иртыша – Алма-Ата: Изд.Казахстан, 1981 – с. 63

13.  ГА ВКО, ф. 752, оп. 6, д. 10, л. 856

14.  httр://www.molchanova.com; http://pages.prodigy.net/tatochka

 

Крутова Н.В.

Материалы научно-практической конференции, посвященной

70-летию  С.Е. Черных, Усть-Каменогорск, 2005.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы