• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научные Сушко П.Н. К вопросу об иконографической атрибуции старообрядческой иконы Пресвятой Богородицы «Избавление от бед страждущих» из собрания музея-заповедника

Сушко П.Н. К вопросу об иконографической атрибуции старообрядческой иконы Пресвятой Богородицы «Избавление от бед страждущих» из собрания музея-заповедника

Ключевые слова: Зыряновский район,  музей-заповедник, русская икона Богородицы «Избавление от бед страждущих», старообрядчество, сакральная символика, красный, синий, золотой цвета, жемчуг.

Аннотация: статья посвящена вопросу иконографической атрибуции русской старообрядческой иконы «Избавление от бед страждущих», рассматривает сакральную символику образа.

 

To the question of iconography attribution of icon of old ceremony of most Holy our Lady "Releasing is from troubles of suffering" from collection of museum-reserve

Keywords: Zyrjan district, museum-reserve, Russian icon of our Lady "Releasing from troubles of suffering", an old ceremony sacral symbolics, red, is blue, gold colors, pearls.

Annotation: the article is sanctified to the question of iconography attribution of the Russian icon of old ceremony "Releasing from troubles of suffering", examines the sacral symbolics of character.

 

В октябре 1980  года музею была подарена  икона  безымянной Пресвятой Богородицы с Младенцем. Дар поступил  от  старообрядца Щетникова Якова Сергеевича (1896 года рождения),  жителя села Александровка Зыряновского района.  Ранее икона принадлежала Блиновой Дарье Семеновне,  жительнице того же села, родившейся в  1861 и умершей в 30-е годы XX века.

Икона существенно пострадала от времени. От щита доски, склеенного из четырех частей, отошел крайний правый сегмент. При общей сохранности композиционного рисунка на момент поступления в музей у  иконы  были серьезные утраты левкаса и красочного слоя и надписей. В 1986-1988  годах икона прошла научную реставрацию во Всесоюзном объединении «Союзреставрация» (г. Москва). Работу бережно выполнила  художник-реставратор В.В.Казинцева (ил.1, [1]).

Автор статьи приступил к иконографической атрибуции иконы в апреле 2008 года.

 

Ил. 1. Фото А.А.Мазницина

Щит иконы склеен из четырех частей. Шпонки тыльные, врезные, профилированные, встречные, высоко выступающие над поверхностью доски и  выходящие за формат иконы. Имеются еще врезные торцовые шпонки  типа "ласточек". Ковчег отсутствует.

На среднике иконы - поясное изображение Богородицы   с большим  наклоном головы вправо,  левой рукой  поддерживающей сидящего справа  Младенца Христа, правой -  касающейся Его ног. Младенец правой рукой благословляет Мать по старообрядческому канону,  в левой -  держит свернутый свиток, изображение которого не сохранилось.  На  голове Богоматери  - городчатый венец и плат.    Венец украшен в навершии цветочной розеткой и темно-красными вставками, имитирующими самоцветные камни.   Розовый плат, с малиновыми притенениями, имеет кайму с фитоморфным орнаментом и золотистую звезду на правом плече. Красный плащ Богоматери, с темно-вишневыми притенениями, застегнут на фибулу в виде цветка,  далматик – синего цвета. Саккос Христа красного цвета. Плащ,  далматик и саккос  с золотистыми пробелами. Пояс,  ворот манжет, центральная вертикальная полоса далматика Богоматери и  ворот саккоса Младенца украшены полосами и розетками из белых точек жемчужки. Лики и кисти рук цвета желто-коричневой охры с белыми и желтыми пробелами. Графика ликов и окантовка силуэтов - черного, фон средника, нимбов и поле - золотистого цвета. Справа от Богородицы, на фоне средника, сохранился фрагмент изображения растения с темно-зелеными листьями и  мелкими красными цветами. Поле украшено фитоморфным орнаментом, гравированным на левкасе. Окантовка нимбов и рамка средника двойные: из белой и красной полос. Опушь тройная: из белой, серо-синей и красной полос. Надписи на иконе - красного, на нимбе Христа белого цвета. Письмо каноническое, провинциальное. Икона русская, домовая, старообрядческая.

Надписи на иконе: в верхней части средника, слева - М...Титло/ на уровне шеи Богородицы, слева - ..ЖДУ...Ихъ/ на крестчатом нимбе Христа: /…/…/ N/

Композиционный извод списка из собрания музея заповедника восходит к иконе Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед страждущих», написанной в  XVI или начале XVII века,  из Никольского придела  кафедрального собора Богоявления Господня  в Елохове (Москва) [5, с.532-534], относяшейся к типу иконы «Одигитрия». В свою очередь икона происходит из иконостаса храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (Москва) [10].

Музейная композиция от елоховской отличается наклоном головы Богоматери в сторону Младенца под углом более 35 градусов, при этом венец  имеет отклоненение о вертикали  не более 5 градусов. Музейный Христос одет в царственный саккос, елоховский – в хитон.  Фигура Христа на музейной иконе написана в провинциальной манере, а поза Богоматери более соответствует канонической композиции Елеуса (Умиление) [6, с.14-15].  В остальном композиции в деталях совпадают.

Во втором томе Энциклопедии православной святости помещена репродукция старообрядческой  иконы «Распятие Господне с четырмя клеймами икон Пресвятой Богородицы», где в нижнем левом клейме воспроиведена икона Богоматери «Избавление от бед страждущих», наиболее близкая по композиционному изводу к иконе из музея-заповедника [5, с.104].

В музейном собрании есть старообрядческая икона с аналогичной композицией, где иследуемый тип иконы  присутствует в левом нижнем клейме  средника (ил. 2)[2].

 

 

Ил. 2.  Фото автора статьи

Стоит отмететить, что  в репертуаре чудотворных икон русской православной есть образы с таким же  названием, но исполненные во фряжской манере.  Это  «Избавительницы» из Ново-Афонского монастыря в Абхазии и свято-Троицкого храма села Ташла Ставропольского района Самарской области. У каждой из них своя легенда, связанная с названием: у афонской иконы это  спасение края от нашествия саранчи, у ташлинской – от гибели мирянина  в зимнюю стужу. Но у обоих списков есть отличие в композиции от музейного образа: Божия Матерь указывает правой рукой на Младенца, а не касается его ноги  [8;9]. Вместе с тем в Хиландарском монастыре греческого Афона есть чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Вразумившей экклезиарха», совпадающая в деталях композиции   с музейной иконой, за исключением благословения по православному канону [4, с.64].

Обратимся к символике музейной иконы.

Городчатый венец  на голове и красный плащ Богоматери говорят о Ее царском происхождении, восходящем к библейскому роду царя Давида. Стоит заметить, что провинциальный иконописец заменил канонический пурпурный цвет родственным  красным [2, с.183]. Полосы жемчужки на одеяниях Богородицы и саккосе  Младенца Христа, согласно Новому Завету (Матфей, 7:6),  означают  Слово Божие и духовное богатство и чистоту [2, с.78]. Синий цвет далматика Богоматери символизирует добродетели духовной любви, постоянства, истины и верности [2, с. 204]. Изображение цветка на городчатом венце,  фибуле и фоне средника напоминает о райской розе как  атрибуте Богоматери,  которую называют «Розой без шипов» [2, с. 204].  Золотой фон средника, поля и нимбов символизирует могущество, свет и божественную энергию [2, с. 85]. Любовь к золочению фонов и предметов на иконах, имеет крепкие корни в византийской иконописной традиции, для которой, как замечает выдающийся ученый-исследователь Аверинцев С.С.,  «золото есть постоянная метафора для девства и нетления… Блистательность золота сродни блистательности мучеников» [1, с.51].

Таким образом, исследование безымянной иконы Богородицы позволило вернуть утраченное название и установить его бесспорную принадлежность к старообрядческому кругу, как по бытованию, так и по особенностям композиции и уточнить сакральную символику образа. При этом небходимо отметить, что провинциальный иконописец придал образу сентиментальный оттенок, вследствие чего исходный суровый  извод Одигитрии трансформировался   в позднем музейном списке -  в Елеусу (Умиление).

В основе названия иконы лежит вера православных христиан, что Божья Матерь помогает избавиться от бед и несчастий всем, кто обращается к ней за помощью [5, с.532-534]. Провинциальный иконописец при определенных погрешностях в композиции  воплотил в образе Богоматери вселенскую  безмятежность и милосердие. В этом состоит  духовная красота образа. Именно об этом умиротворяющем воздествии образа Божией Матери на душу молящегосся мирянина писал Алесандр Блок, находясь под сводами скромного храма:

О, я привык  к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

 

О, Святая, как ласковы свечи

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны  ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

[3,  с.244]

 

Библиографический список

1.Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры// сб. Южные славяне и Древняя Русь, М.:Наука, 1979 г.

2.Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства, Челябинск: Урал Л.Т.Д. , 2000.

3.Блок А.А. Собрание сочинений в шести томах, том 1.Стихотворения и  поэмы, Л.: Художественная литература, 1980 г.

4.Вышний Покров над Афоном или сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах, М.: Синтагма, 1997.

5. Православная энциклопедия, т. 21, М.: Издание Московского Патриархата РПЦ

6.Щенникова Н. Иконография Богородицы. Одигитрия. Умиление/ журнал «Юный художник», 1992, № 2.

7.Энциклопедия православной святости, том 2,М.: Лик пресс/Ниола 21-й век, 2003 г.

 Электроные ресурсы:

8.Об Афонской иконе/ https://tolkovanie.info/molitva-bogoroditse-ot-bed/28.11.2017.

9.О Ташлинской иконе/ http://uspeniya.cerkov.ru/2016/04/28/tashlinskaya-ikona-bozhiej-materi-izbavitelnica-ot-bed/28.11.2017.

10.Святыни Елоховского Собора/ http://elohovosobor.ru/node/48/29.11.2017.

 

Сушко П.Н.©

старший научный сотрудник

отдела редких книг и иконописи

Восточно-Казахстанского областного

архитектурно-этнографического и

природно-ландшафтного музея-заповедника,

Республика Казахстан, г.Усть-Каменогорск

P.N.Sushko

senior staff scientist

department of rare books and icon-painting

the East Kazakhstan regional

architectural-ethnographic and

natural-landscape museum-reserve

Republic of Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk city


Статья опубликована  в сборнике:

Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков, материалы XVII Международной научной конференции, Иваново, 28-29 марта 2018 г.: издательство «Ивановский государственный университет», 2018 г., с. 345-350



[1] ВКМЗ, ГИК-24-8847, ИДТ-92, Икона Пресвятой Богородицы «Избавление от бед страждущих», дерево, левкас клеемеловый, позолота, темпера, 35,5х31,3х3 см, вторая половина XIX века.  

[2] ВКМЗ,  КП-26-23601, ИДТ-236, икона « Распятие Господне с клеймами в ковчеге», дерево, паволока бумажная, левкас, двойник, темпера. 30,7х26,4х2 см, вторая половина XIX в.

 

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы