Бурное развитие современного общества определяющим образом привносит изменения в мир человека, пространство его быта и материальной культуры: то, что еще вчера для нас было на пике новых технических и социальных достижений (предметы: электрические печатные машинки, аудиокассеты; некоторые марки автомобилей; виды одежды, ткани и т.д.) - сегодня рассматривается, как пройденный этап истории. Находясь во временном потоке, человек зачастую не усматривает этих изменений, и с течением времени спокойно отказывается от уже нефункционирующего либо немодного элемента быта.
По определению философа Г. Люббе, «наше собственное прошлое все быстрее превращается в чужое прошлое» и для его понимания, сохранения и усвоения «требуется специальная работа научно-дисциплинированного исторического сознания» [1, с. 93]. Именно, в сохранении социальной памяти, устойчивой связи между поколениями и видится одна из базовых музейных функций. Что наглядно достигается путем интерпретации памятников материальной культуры в музейной реконструкции.
В 2018 году одному из крупнейших музеев Республики Казахстан и постсоветского пространства – Восточно-Казахстанскому областному архитектурно-этнографическому и природно-ландшафтному музею-заповеднику исполняется 50 лет. За прошедшее время научными сотрудниками музея-заповедника приобретен богатейший музееведческий опыт в реконструкции исторического прошлого и презентации базовых социально-экономических и культурных процессов региона, проведены десятки тематических выставок, оформлены, ставшие явлением культуры региона, уникальные экспозиции.
Обращение к опыту, которым обладает музей-заповедник в плане конструирования постоянных экспозиций, прояснит специфику самой музейной работы и позволит выделить индивидуальные черты действующих этнографических экспозиций.
Как правило, история бытования музейных предметов делится на две неравные части: первая – «жизнь» предмета до поступления в музей, вторая – «жизнь» в составе музейного собрания [2, с. 292]. Зачастую от личности исследователя (его профессиональных навыков, вкуса, интуиции и т.д.) зависит, будет ли материальный предмет помещен в коллекцию и в дальнейшем будет «жить» в пространстве экспозиции, а не останется на полке в запасниках музея.
Если в начальный период истории этнографического музея-заповедника главными собирателями и интерпретаторами материальных памятников выступали школьники села Бутаково, то в настоящее время главными интерпретаторами артефактов являются специалисты историки, а в вопросы презентации коллекций активно подключаются профессиональные дизайнеры и архитекторы.
Однако и с высоты сегодняшних дней впечатляет масштаб и уровень, проделанной работы юными музейщиками. Несмотря на отсутствие профессиональных основ, благодаря интуиции, азарту и ответственности за короткое время ребята из села Бутаково смогли собрать бесценный уходящий мир артефактов русской этнографии региона, включающий одежду крестьян-староверов, разнообразные предметы быта, коллекцию икон и прикладного искусства. Уникальность собранной школьниками восьмилетки коллекции по русской этнографии была признана докторами исторических наук С.С. Черниковым и А.А. Каприеловым на международном симпозиуме по вопросам этнографии в Ленинграде в 1972 г. [3].
В начальный период жизни музея, основным методом экспонирования (будь- то представление икон либо предметов быта) был систематический метод (см. фото 1). Его цель – выделение предметных комплексов по функциональному критерию. Несмотря на простоту, этот метод широко используется в музейной среде, он позволяет выделить внутренние взаимосвязи, проследить эволюцию предметов и доступно донести до зрителя. Во многом подход не утратил своей актуальности и в формировании современных тематических выставок.
Фото 1. Пример систематического метода музейной экспозиции, выставка икон в селе Бутаково.
Пройдя определенные «точки роста», музей–заповедник приобрел богатую палитру, применяемых подходов и принципов экспонирования, что отчетливо проявилось в разработке этнографического комплекса парка «Жастар». Остановимся на некоторых экспозиционных приемах и методах, примененных в разработке при восстановлении исторических интерьеров. Размещенная на сравнительно небольшой площади экспозиция под открытым небом этнографического парка «Жастар», состоит из нескольких секторов[1].
Русский сектор этнографического парка «Жастар» состоит из пяти усадеб, включающий усадьбу зажиточного мараловода (начало XX века). Центром усадьбы является высокий деревянный жилой дом, который был доставлен в город из села Черновая Катон-Карагайского района ВКО (бывшее одним из мест расселения русских староверов). В планировке дом представляет «крестовую связь» с балконом и крыльцом. Строение на подклети (для содержания молодняка животных), состоит из четырех комнат, связанных сенями. Три комнаты – жилые, а четвертая служила кладовкой. Попарно комнаты объединяют сени, проходящие от крыльца до балкона. Типы таких домов на территории Юго-Западного Алтая встречались редко (см. фото 2).
Фото 2. Усадьба зажиточного мараловода-старовера, начало ХХ века.
Одна из комнат – «прихожка», где стоял сундук с девичьим приданым, швейная машинка и другое. Во - второй комнате – избе, где размещалась русская печка, готовили и принимали пищу, ткали, выполняли другую домашнюю работу.
Особым убранством отличалась горница (см. фото 3). Здесь были развешены красочные полотенца, пол застелен половиками. Горница предназначалась для молодых, здесь же проводили праздники, семейные торжества. Также в усадьбу включен амбар с «предамбарьем», курятник, верстак, погребица, конная сельскохозяйственная техника. Ограждает усадьбу бревенчатый заплот с тесовыми воротами и калитка с навершием [4, с. 5].
Фото 3. Фрагмент горницы, музейная реконструкция.
Дом зажиточного мараловода-старовера, начало ХХ века.
Для передачи обстановки дома начала ХХ века был применен ансамблевый метод экспонирования, предполагающий показ вещей в их «жизненном сочетании». Особенностью интерьерного экспонирования является максимальное использование подлинных предметов, бытовавших в крестьянской среде, как-то: лестовки (старообрядческие разновидности чёток), прекрасные образчики ручного ткачества (тканые дорожки, вышитые полотенца, пестрядиновые скатерти), предметы гончарного искусства и мебели (венские стулья начала ХХ века, канапель, лавки, сундуки, «камот» ручной работы т.д.). Каждая комната характерно убрана и демонстрирует реальный быт большой зажиточной семьи. Дополнительную выразительность экспозиции придает теплота природных материалов и красочность рукотворных изделий, а также тщательно подобранные «мелочи» в виде украшений из соломки и птичьих хвостов.
На примере Усадьбы зажиточного мараловода убедительно показано как применение ансамблевого метода привело к рождению законченного экспозиционного целого, убедительно воссоздающего духовный и материальный уклад крестьян-староверов Юго-Западного Алтая.
Другим удачным примером создания современной музейной экспозиции стало оформление интерьера дома Павла Петровича Бажова, в котором жил писатель в 1919–1920 гг. в Усть-Каменогорске. Автором идеи проекта является архитектор В.В. Бильков, применивший в экспозиции тематический метод. Задача метода – раскрыть посредством музейных предметов определенный сюжет, создать в сознании посетителя музейный образ отображаемых явлений или процессов [5, с. 13].
Дом, где ныне размещена экспозиция был восстановлен. Подлинный дом, в котором проживал П. П. Бажов в Усть-Каменогорске, ранее принадлежал крестьянке М.А. Рябовой и находился в поселке Верхняя Пристань Томской губернии (ныне улица Кабанбай Батыра). Дом представляет собой бревенчатый сруб под тесовой крышей, на кирпичном фундаменте и был перенесен в этнопарк в 2002 г.
Посетитель попадает в активно работающее «перевернутое» экспозиционное пространство, где на потолке можно увидеть прикрепленные стулья и панно. Выполненная в духе русского конструктивизма, экспозиция, через узнаваемый предметный ряд 1920-х годов: фотографии, коллажи, керосиновую лампу, швейную машинку, а также смелое сочетание локальных цветов (красный, синий, зеленый) и материалов, раскрывает мятежный дух эпохи. Как отсылка к творчеству писателя – фигурки маленьких разноцветных ящерок, присутствующих в разных частях экспозиции. Центром пространства стала инсталляция, из утративших первоначальные функции предметов (см. фото 4).
Фото 4. Фрагмент экспозиции дома П.П. Бажова.
Интересна находка автора, с выкрашенным в красный цвет стулом и конструкцией, символизирующие новую советскую технику, перевернутые предметы как символ отрицания старой эпохи и ряд других, все это не умаляет достоинств экспозиции, а придает ей особую художественную выразительность.
В отличие от убранства интерьера дома зажиточного мараловода, где акцентами стали подлинность, вещественная материальность предметов, интерьер дома П.П. Бажова собрал лишь «представление» о предметах и образах эпохи 1920-х годов. Автор проекта ушел от предметности в мир символизма.
Современные музейные экспозиции не ограничиваются применением одного подхода. Так, при реконструкции торговой лавки конца XIX-начала XX вв. видим удачное сочетание ансамблевого и тематического подходов, что позволило воссоздать колоритный, исторически точный уголок деревенской торговли.
Проведенный анализ реконструкций историко-этнографических экспозиций парка «Жастар» показывает, что для построения прошлого специалистами активно используется основные музейные методы: ансамблевый, тематический и систематический, либо их сочетание. Каждый из представленных методов решает свои специфические задачи, помогая специалистам создать убедительный, научно обоснованный образ исторического прошлого в музейном пространстве.
Также отметим важность использования эмоционального компонента. Какой бы экспозиционный метод не применялся, он вызывают у посетителей особые чувства сопереживания, помогая ощутить прошлое собственного народа или же почувствовать реалии жизни и быта людей иной культуры. Практический опыт сообщает, что ныне действующие экспозиции этнографического парка «Жастар», легко воспринимаются посетителями всех возрастов, они ненавязчивы и вместе с тем оказывают сильное эмоциональное воздействие на зрителей, гармонично сочетая в себе черты познавательного и интересного.
Литература:
- Чувилова И.В. История в музейном пространстве: Materia Prima / Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки. Автор- составитель Воронцова Е.А., М., 2015.- С.93-102.
- Юмашева Ю.Ю. Вещественные источники как «потенциальная источниковая база исторической науки»/ Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки. Автор- составитель Воронцова Е.А., М., 2015.- С. 290-308.
- История музея. Сайт ВКО архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника URL http://www.vkoem.kz/index.php/ru/museumhistory/istoriya-muzeya/64-states : (дата обращения: 18.10.2017).
- Быт и народная архитектура русских на Юго-Западном Алтае. Путеводитель / Составитель Голованов А.Т., Медиа-Альянс: Усть-Каменогорск,- 2005.- 10 с.
- Поправко Е.А. Музееведение. Курс лекций. - ВГУЭС, 2005.- 230 с.
Рахматулина Е. Ю. О создании этнографических экспозиций (из опыта работы Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника) / УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ (Алтайская государственная академия культуры и искусств). Научный журнал № 3 (17) 2018 С. 18-22.
[1] Помимо русского сектора экспозиция парка «Жастар» включает: Павильон казахских писателей Восточно-Казахстанской области, оседлые жилища казахов на рубеже XIX-XX вв., татарский дом 1950-х гг., белорусская хата первой половины ХХ века.
Рахматулина Е.Ю.
научный сотрудник
Восточно-Казахстанского областного
архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного
музея-заповедника
< Prev | Next > |
---|