• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научные Цукуренко С.В. Отношения между народами Китая и Казахстана в период существования Великого шелкового пути

Цукуренко С.В. Отношения между народами Китая и Казахстана в период существования Великого шелкового пути

Наш музей-заповедник расположен в городе, который стоит совсем недалеко от местности, где происходили великие события древности. Там, южнее Усть-Каменогорска, в тарбагатайских степях сталкивались две цивилизации-китайская и тюркская. Конечно, площадь соприкосновения  не ограничивалась этим географическим участком,  к тому же границ, как таковых, не существовало и горные хребты служили естественной преградой. Но шло время, люди пересекали незримые границы и открывали для себя другой мир, другие народы и их быт, культуру и устройство жизни и власти. Не всегда такие открытия проходили мирно, но в конце концов побеждала торговля и тот самый  Великий шелковый путь начинал функционировать снова и снова, соединяя разные народы и страны, определяя собой целую эпоху в развитии нашей цивилизации протяженностью полторы тысячи лет. Юг, Восток и Север  Казахстана были задействованы в этом экономически обоснованном процессе, и те народы, которые проживали на этих территориях раньше, постоянно контактировали с инициаторами и зачинателями великого торгового пути- цивилизацией Древнего Китая.

Вступление

Развитие Великого шелкового пути сильно зависело от геополитического противоборства разных стран за контроль над караванными путями.

Для его успешного функционирования была необходима политическая стабильность на всем протяжении пути, от восточного Средиземноморья до Китая. Этого можно было добиться двояко – либо созданием огромной империи, контролирующей все важнейшие евразийские караванные пути, либо «разделом мира» между крупными региональными державами, способными обеспечить безопасность торговли. Взимание пошлин с купеческих караванов давало высокий доход правителям государств Азии, по которым пролегали караванные маршруты. Поэтому они стремились, с одной стороны, обеспечить купцам безопасность, а с другой,  завоевать контроль над как можно большим участком пути. Междоусобные войны и упадок центральной власти приводили к разорению городов, узловых пунктов на торговых путях, и грабежу караванов. Это вело к разрушению отдельных участков или даже всего Великого шелкового пути.

В истории этого пути были три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался одним государством: Тюркским каганатом в последней трети VI в., империей Чингисхана во второй четверти XIII в. и империей Тимура (Тамерлана) в последней трети XIV в. Однако из-за высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было чрезвычайно трудно. Чаще наблюдался «раздел мира» между несколькими крупными странами.

В исторической  науке 139 год до н. э. принято считать датой  открытия  Шелкового пути. Придворный дипломат Чжень Цинь отправился на запад  и  через несколько лет привез информацию императору династии Ранняя Хань  Лю Чэ (У-ди)  о больших перспективах торговли с западными народностями и через них, еще дальше на запад, с неведомой Европой. Основным  товаром стал шелк.

Как же проходили отношения народов, населяющих в то время казахские степи и китайцев?  Попытаемся ответить на эти вопросы, используя материалы историков*, этнографов* и  путешественников*.

 

Часть 1

Народности, населяющие территории современного Казахстана в период I века до н.э. конец IX века.

1. Саки.

В  I век до н.э. племена Саков создали свое первое государство, центр которого находился в Жетысу (Семиречье), в юго-восточном Казахстане. Цари саков одновременно исполняли роль верховных жрецов. Саки имели свою письменность, мифологию и выдающееся искусство мирового уровня, получившее в научной литературе название «искусство звериного стиля». Сюжеты — хищные звери, шедевры - сделанные из золота и бронзы, сегодня  украшают экспозиции музеев мира. Но прежде всего они были прекрасными наездниками. Первыми в мире именно  саки научились стрелять из лука на полном скаку. На северо-западе Казахстана жили племена савроматы, на восточном побережье Каспийского моря племена каспии.  Все племена занимались скотоводством и земледелием. Примерно в это время на юго-западе региона уже существовали государства Согд, Бактрия с их высочайшей для того времени культурой.  Народы, населяющие территорию современного  Казахстана  имели торговые контакты с Китаем и раньше. Об этом говорят и древние летописи времен Династии Чжоу (771-221г. до н. э.). Однако контакты были не постоянные, а эпизодические. После решения императора Лю Чэ об открытии регулярной торговой дороги, контакты приняли организованную и регулярную основу.

Регион развивался  благодаря Великому шёлковому пути, который проходил через эти страны   и связывал Китай с Византией. Главным предметом торговли здесь были шёлковые ткани. Много городов возникло на северном пути маршрута в бассейне реки Сырдарьи.

 Города Тараз, Отрар, Испиджаб, Талхир стояли на Великом Шелковом пути, который соединял в древности и средневековье Запад и Восток: Японию, Корею и Китай с Центральной Азией, Ираном, государством сельджуков, Русью и Византией, Францией и Италией.

По Великому Шелковому пути распространялись искусство танца и живопись, зодчество и музыка, а также двигались религии: манихейство и буддизм, христианство и ислам, который начиная с VIII века становится преобладающей, а затем и единственной религией казахов. На берегу Сырдарьи, в г. Туркестане возводится в конце XIV — начале XV вв. религиозная святыня всех тюркоязычных  народов — комплекс Ходжи Ахмеда Ясави.

По данным антропологов можно сделать вывод, что население Казахстана было европеоидным. Однако наблюдаются некоторые изменения, связанные с проникновением с востока монголоидных племен. Саки говорили на восточно-иранских языках или диалектах. Вероятно, в восточных и юго-восточных регионах уже в этот период начинают функционировать пратюркские языки. Именно в этих районах археологами были обнаружены образцы древнейшего рунического письма, что свидетельствует о высоком уровне социального и культурного развития сакских племен.

 Следующий этап взаимоотношений между  Китаем и новым государством, образованным на бывших землях саков были контакты с племенами  Усуней.

2. Усуни.

В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников, как «Страна Усунь». Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 г. до н.э. собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии.

Во главе государства стоял правитель, носивший титул куньбек — «великий правитель», передававший престол по наследству. Кроме верховного правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т.п. Вся эта система напоминала, существовавшую в то время  вертикаль власти  в Китае,  что говорит о взаимном влиянии народов друг на друга.

Но не только торговля связывала Китай и «Страну Усунь».

С начала образования  усуньское государство находилось в зависимости от племен хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные границы государства. После длительной борьбы они, в итоге, потерпели  поражение  от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились.

Китайские эмиссары стали открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского государства, что привело к усилению в стране прохуннской партии. В 60 г. до н.э. к власти пришел Найби, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на китайские гарнизоны. Против него было поднято восстание, возглавленное представителем царского рода Ожетом.  Найби был убит, но пятнадцатитысячная армия китайцев заставила Ожета пойти на компромисс. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено на две части. 40 тыс. семейств и титул Малого куньбека получил Ожет, 60 тыс. семейств и титул Великого кунька получил Ян-гуйби, ставленник Китая. Ставка великого куньбека находилась на берегах Иссык-Куля, малого — в северной части страны, в Жетысу.

Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые — на кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э. Ожет потерпел поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 г. хунну напали на южных усуней и разграбили столицу — город Чигу. Эти события привели к очередному сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н.э. был совершен поход против северных хунну.

В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. После смерти Ожета трон занял его сын Жини, однако, великий куньбек Силыби (33-36 гг. до н.э.) изгнал его и посадил на его место своего ставленника. Силыбию удалось восстановить единство усуньского государства, но в 17 г. до н.э. брат малого куньбека Уйжинжан начал войну с ним. Силыби был убит, попытки вооруженного вмешательства китайцев не имели успеха. В 12 г. до н.э. Уйжинжан был убит, его младший брат с 80 тысячами усуней ушел к кангарам и начал войну против обоих куньбеков. Оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским наместником.

В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу, на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. Письменные сведения об усунях оставил древнекитайский историк Сыма-Цянь. По его сведениям: «Численность населения усуней достигала — 630 тысяч человек или 120 тысяч дворов. Количество воинов достигало в военное время — 180 тысяч, а в мирное время — 30 тысяч человек». Усуни вели упорные войны за пастбища и торговые пути с канглами и хунну. С Китаем имели широкие дипломатические и родственные отношения — женились на китайских принцессах.  В начале V в. имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник.

Таким образом, на протяжении пяти  веков Китай и Усуни дружили, интриговали, торговали и воевали. Контроль  над Великим шелковым путем, проходящим через территории  усуней был, фактически, в этот период за Китаем. Однако, во второй половине VI в., племя  тюрков, попыталось захватить весь Шелковый путь. В 570–600г. Тюркский каганат объединил территорию Средней Азии и всех евразийских степей, от Причерноморья до Северного Китая. В результате тюркской экспансии ведущую роль в торговле стали играть согдийские купцы. Однако этот период централизации оказался коротким. На обломках распавшегося Тюркского каганата образовался ряд кочевых государств (Хазарский каганат, Западно-тюркский каганат, Восточно-тюркский каганат, Уйгурский каганат и др.), контролировавших лишь локальные сегменты пути.

3. Кангары

Одновременно с государством Усуней, рядом,  в долинах Таласа. Сырдарьи и Центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангаров. Китайцы называли эти земли «страной Кангюй».  Индийцы также говорят о народе «канка», живущих к северу от арийцев вместе с саками и тохарами. Это говорит о том, что этноним «кангар» существовал уже в VI в.до н.э. Государство кангаров возникло в III в. до н.э. в среднем течении Сырдарьи, в районе Кангхи. Во главе этого государства стоял род Усын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжей. Источники очень скупо освещают историю кангаров, однако по косвенным данным ими управлял царь, носивший титул «би» и «ябгуд». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель» царя и три советника. Кангарам подчинялись пять владений, во главе которых стояли поставленные царем наместники.

 Столица государства - город Битянь — находился в среднем течении Сырдарьи. располагалась близ Туркестана.

 Первые сведения о кангарах встречаются в китайских источниках, которые относятся ко II в до н. э

Согласно источникам, численность населения канглов достигала 600 тысяч человек или 120 тысяч дворов. Канглы поддерживали политические, экономические и культурные связи с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем. Постоянные войны вели с соседними племенами усуней и хунну. Подчинили себе Бухару, Хорезм и некоторые другие области Средней Азии, контролировали отдельные участки Великого шелкового пути. 

Кангары придерживались антикитайской политики. Так, они помогали княжеству Давань в Ферганской долине и Малым гуньмо усуней в их войнах с Китаем.

Археологические наблюдения последних лет указывают, что кангары обитали  в среднем течении Сырдарьи и Западного Семиречья. Эта локализация стала основой весьма распространенной в исторической литературе теории о совпадении основной территории кангарских племен с земледельческими районами между Таласом и низовьями Шу на востоке, Ташкентским оазисом на юге, низовьями Сырдарьи на севере. Однако письменные источники значительно расширяют территорию обитания кангаров. «Владения Динлин находятся севернее Кангюй», отмечают китайские хроники. Известно, что динлины обитали в Южной Сибири. Тогда кочевья кангаров должны располагаться южнее, точнее, юго-западнее — в степях Центрального и Восточного Казахстана. Об этом же говорит и знаток китайской историографии Иакинф Бичурин: «Владение Кангюй занимало степи от Сырдарьи к северу, на которых ныне кочуют Большая и Средняя Казачья Орды». Кажущееся противоречие письменных источников с археологическими легко разрешимо, если предположить, что в долине Сырдарьи находились зимние кочевья кангаров со стационарными жилищами, пашнями, укрепленными городищами, а на севере, в степях Центрального Казахстана - летние.

Все это свидетельствует о том, что основным занятием кангаров было полукочевое скотоводство. Китайцы определенно называют Кангюй «кочевым владением». Большую роль играли охота, рыболовство, собирательство плодов дикорастущих деревьев, заготовка горного лука и чеснока. Кангры умели плавить железо, изготавливали из него орудия труда и оружие. Из глины делали разнообразную посуду. Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводства и зерно. Это привело к развитию внешней торговли. В государстве встречались китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, разные камни из Ирана.  Самый крупный район археологических памятников канглов — Отрарский оазис с городским поселением Кокмардан.

Относительно этнической принадлежности кангаров существуют две точки зрения. Часть исследователей считают их ирано-язычными, другие относят их к тюркоязычным этносам.

Взаимоотношения Китая с народами, населяющими древний Казахстан не ограничивались торговлей. Крупные и мелкие войны проходили между китайцами и государством Хунну.

4. Хунну

Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские нападения усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. В 200 г. до н. э. Модэ, предводитель хуннов победил Лю Бана, основателя династии Хань, и заставил его заключить «договор мира и родства», то есть мир без аннексии, но с контрибуцией. Этот договор состоял в том, что китайский двор выдавал за варварского князя царевну и ежегодно посылал ему подарки, то есть замаскированную дань.
       Но не только венценосцы, но и все хуннские воины стремились подарить своим женам шелковые халаты, просо для печенья, белый рис и другие китайские лакомства. Система постоянных набегов не оправдывала себя: тяжело и рискованно. Гораздо легче было наладить пограничную меновую торговлю, от которой выигрывали и хунны, и китайское население. Но при этом проигрывало ханьское правительство, так как доходы от внешней торговли не попадали в казну. Поэтому империя Хань запретила прямой обмен на границе.
      В ответ на это хуннские  шаньюи, преемники Модэ, ответили набегами и потребовали продажи им китайских товаров по сниженным  ценам. Китайцы были вынуждены уступить. После смерти Модэ мирный период продолжался несколько десятилетий. Нарушил его император У-ди. Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. Китайцам удалось вытеснить хунну из Ордоса, однако, в 90 г. до н.э. у горы Яньшань они потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал условия мира. Однако мир сохранялся недолго. В 59 г. до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы, связанные с борьбой наследников сенгира за власть, и искусно подогреваемые китайской дипломатией. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части — северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи.

Основным источником права у хуннов был обычай. Китайцы отмечали, что законы хунну «легки и удобоисполнимы». Суд протекал не более чем в 10 дней. За наиболее важные преступления полагалась смертная казнь. За воровство — конфискация имущества преступника, за легкие проступки делались порезы на лице.

Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь на небольшом пространстве хунну, аланы и кангары в течение трех веков кочевали, вступая в политические отношения (как мирные, так и военные) с великими державами древности Ираном и Римской империей. К этому времени они потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос, который мы в отличие от хунну будем называть гуннами. Так их называли и западные источники.

В 375 г. гунны под предводительством Баламбера, кочевавшего тогда по степям нижнего Поволжья, переправились через Дон и разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось «Великое переселение народов». Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи

С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка.

Гунны имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижная и маневренная конница. Патриархально-родовые отношения в гуннском обществе достигли своего расцвета, однако в его недрах уже назревали новые общественные отношения. Существовала частная семейная собственность на скот. Материалы раскопок, захоронений гуннской знати указывают на имущественное неравенство.

Гунны, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах гуннов имелась система отопления-дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен, обогревали дома. Над дымоходами устраивались лежаки или нары. Главную роль в хозяйстве гуннов играло скотоводство.

Одежда гуннов изготовлялась в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажная материя.

 

Кризис  государств, занимающих нынешнюю территорию Казахстана.

Надо сказать, что принцип, по которому строились  межгосударственные отношения Китая  с другими народами, зиждился на  фундаменте конфуциан­ской доктрины «мироустроительной монархии», которая была непо­средственно связана с теорией неполноценности «варваров» (т.е. всех запредельных народов) и рассматривала все другие страны в качестве данников по отношению к Китаю. Начало такой политики относят к времени правления У-ди (141-87 гг. до н.э), императора организовавшего  торговлю по  Шелковому пути на постоянной основе. Такой подход к внешней политике преобладал  и на протяжении следующих веков.

Дальнейшее развитие производительных сил, этнические процессы, происходившие в Центральной Азии, привели к кризису и распаду древних государств. Хунну заняли земли кангаров и усуней и основали в Центральной части современного южного Казахстана государство Юебань. В 490 г. юебанцы были разгромлены телесскими племенами, которые основали в Восточном Казахстане государство Гаогюй. Делилось оно на две части, северный правитель носил титул «Небесный император», южный — «Наследный государь». Однако уже через шесть лет это государство было разгромлено и попало под власть Жужаней. Так, к середине V в. н.э. древние государства Казахстана практически перестали существовать.

 

Тюркская легенда и китайские хроники связывают происхождение тюрок с Восточным Туркестаном. Согласно китайским  хроникам, группа поздне-гуннских племен, в конце III - начале IV в. переселившаяся в Северо-Западный Китай, была вытеснена в конце IV в. в район Турфана (Восточный Туркестан), где продержалась до 460 г. В том году на них напали жужане (авары), уничтожили созданное ими владение и переселили покорившихся хуннов на Алтай. В числе переселенцев было и племя ашина.

На Алтае ашина, вынужденные выплачивать аварам дань железом, создали крупное объединение племен, принявшее самоназвание тюрк. Уже в 545 г. тюрки установили дипломатические отношения с одним из северокитайских государств. Во второй половине VI в. термин тюрк впервые фиксируется источниками и получает широкое распространение. Согдийцы передавали его как турк (мн.ч. туркут) - "тюрки". Последнюю форму заимствовали китайцы (туцзюе-тюркют), так как первоначально дипломатические и письменные сношения между тюрками и Китаем осуществлялись при посредстве согдийцев и согдийского письма.

Предводитель тюрок Муган-каган окончательно утвердил господство тюркского эля (государства) в Центральной Азии и Южной Сибири, покорив монгольские племена киданей в Юго-Западной Маньчжурии и тюркоязычных кыргызов на Енисее (в Туве и Хакасско-Минусинской котловине). Северокитайские государства - Северное Ци и Северное Чжоу - стали фактически данниками кагана. Особенно усилилась эта зависимость при наследнике Муган-кагана, Таспаркагане (572-581). К концу 60-х годов VI в. Тюркский каганат включается в систему политических и экономических отношений крупнейших государств того времени - Византии, сасанидского Ирана, Китая - и ведет борьбу за контроль на торговом пути, связывающем Дальний Восток со странами Средиземноморья.

В 581-588 гг. раздробленный до того Китай объединился под властью династии Суй (581-618); осуществленные там реформы привели к быстрому росту экономической и военной мощи империи. Это совпало с началом распрей внутри правящей группировки тюрок, прежде всего в самом династийном племени ашина, и со страшным голодом в степи. Усиление тюркской аристократии, стремившейся к автономному управлению захваченными территориями, обеднение массы рядовых кочевников, вынесших на своих плечах все тяготы непрерывных войн, новая политическая обстановка, не дававшая тюркским каганам возможности искать выход в набегах, - все это привело каганат к острейшему социально-политическому кризису. Междоусобная война в Тюркском каганате, начавшаяся в 582 г. и завершившаяся в 603 г., привела к окончательному распаду империи на два государства – Восточно-тюркский каганат - в Монголии и Западно-тюркский каганат в Средней Азии и Джунгарии.

Политическое могущество ранних тюрков и обширная территория их расселения в период Великого Тюркского каганата (551-603), а позже – Западного (до 657 г.) и Восточного каганатов (603-630 и 682-744), их эффективные вооружение, упряжь и другие элементы воинской субкультуры, заимствованные многими соседями, широко известны. Костюм ранних тюрков был комфортен для воинов и охотников; символика его деталей (особенно пояса) была привлекательна для других народов. К сожалению, реальные остатки одежды ранних тюрков редки и фрагментарны; на родине тюрков они относятся обычно уже ко времени второго Восточного Каганата (с конца VII в.) и происходят из достаточно скромных погребений.

В западный каганат вошли Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ, Крым, Урал и Поволжье. Этнополитическим ядром каганата стали «десять племён» (он ок будун), занимавшие древние усунские земли отгор Каратау до Джунгарии.  Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джегуй-кагана (610618 годах) и его младшего брата Тон-джабгу-кагана (618630 годах).  При каганах Шегуе (610618 годах) и Тон-ябгу (618630 годах) восстановил границы на Алтае, в бассейне реки Тарим и по Амударье. Ставкой западных тюркских каганов стал Суяб.

Суяб – это  городское поселение, созданное  на  плодородных землях Семиречья. Из крупного поселения Суяб превратился  в  столицу Западно-тюркского, Тюргешского и, затем,  Карлукского каганатов.

Самые ранние сведения о Суябе, относящиеся к первой половине VII-VIII вв., содержат китайские источники. В 629 г. буддийский паломник Сюань Цзянь по пути в Индию проехал через Семиречье. На реке Суй-е он нашел город. "В окружности он имел 6-7 ли. В нем жили купцы из разных стран и хусцы (согдийцы). Земли пригодны для возделывания красного проса и винограда. Прямо от Суй-е на запад находилось несколько десятков одиночных городов, независимых друг от друга". Далее Сюань Цзянь характеризует жителей городов Семиречья, их нравы, одежду, обычаи и заключает рассказ сообщением, что в городах живут земледельцы и торговцы.

В раннее средне­вековье на юге и юго-западе Казахстана ста­ли бурно развиваться такие города Испиджаб, Тараз, Талхир, Алмалык и др. Появление мно­жества поселений вокруг этих городов сви­детельствует о заметном развитии оседлого образа жизни. Это привело к дальнейшему развитию ремесел.

Особую роль в расцвете городов сыгра­ли согдийцы (одни из предков современных таджиков и узбеков) - древняя восточно­-иранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан. Согдийцы в основном занимались торговлей, ремеслами и земледе­лием. В начале VII века тюрки в массовом количестве стали пере­ходить к оседлости. В Жетысу эти два народа перемешались на­столько, что стали говорить на едином языке. Это подтверждается и находками археологических раскопок, когда свидетельства ма­териальной культуры двух народов были обнаружены в одном культурном слое.

Росту городов способствовали отношения с такими развитыми странами Малой Азии, как Иран и Византия. Такие отношения, преж­де всего, отражались на развитии торговли. В Жетысу вдоль Велико­го шелкового пути тюрки были вовлечены в активную международ­ную торговлю.

О том, насколько была развита торговля шелком на террито­рии каганата, можно проследить по записям китайского путеше­ственника, монаха Сюань Цзяня, побывавшего в начале VII века в ставке кагана: «Каган был одет в халат из зеленого шелка. Его сопровождали более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи, с заплетенными в косы волосами».

Торговля в большинстве своем осуществлялась путем обмена товаров. Обменивались всеми видами тканей и предметами обихо­да. В ходе археологических раскопок тюркских захоронений най­дены многие предметы и вещи, произведенные в Китае и Византии. Это говорит о тесных экономических связях Тюркского каганата с этими странами еще в раннем средневековье

В 630 году Тон-ябгу каган был убит в результате заговора, организованного его дядей Сибир-ханом. Вскоре был убит и он. Начавшаяся в 630 году борьба за престол переросла в затяжную войну.

Шестнадцатилетняя межплеменная война и династийная междоусобица (640—657 годах) облегчили вторжение в Семиречье китайских войск династии Тан.  Танские губернаторы пытались управлять западно-тюркскими племенами, опираясь на своих ставленников из каганского рода. Однако не прекращавшаяся борьба тюрков против танской экспансии и их ставленников привела к возвышению тюргешей и установлению в 704 году их политической гегемонии в Семиречье. В 658—659 годах основные земли Западно-тюркского каганата были оккупированы китайскими войсками. Постоянные нападения агрессивных соседей с севера и внутренние противоречия привели каганат к тому, что в 704 году  он прекратил существование.

На протяжении следующих примерно полутора столетий первенствующую роль в контроле над центрально-азиатскими трассами Великого шелкового пути играла китайская империя Тан. Ведя с переменным успехом войны с кочевыми племенами, китайцы поставили под свой контроль почти всю Среднюю Азию, до Самарканда и Бухары. Этот период (VII – первая половина VIII вв.) многие называют периодом наивысшего расцвета трансевразийской торговли.

В  нашем музее-заповеднике храниться  молчаливый очевидец той далекой эпохи военных сражений – отлитый из металла кинжал, датируемый I-III веком. Его обнаружил на своем  участке один из жителей области  и передал в дар музею.

(Конец первой части)

 

Цукуренко Станислав Валерьевич,

журнал «Мәдени мұра», 2018 г., №4, стр. 86-94

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы