В формировании художественной культуры учащихся, студентов ведение изобразительной деятельности нуждается в квалифицированном педагоге, мастере, наставнике. Чтобы развивать у учащихся творческие способности, педагог должен сам не только разбираться в изобразительном искусстве, но и владеть необходимыми способами художественной деятельности. Такими навыками обладает Раиса Анатольевна Бобровская. Она с детства любила рисовать и не могла предугадать, что это увлечение ей пригодится, и будет присутствовать в различных сферах ее трудовой деятельности. Творческий путь Бобровской Р. А., ее педагогическая деятельность не имели прямой дороги. Она учится всю жизнь. Учеба в техническом училище, затем работа с 1977 г. на КСМ (комбинат строительных материалов) в г. Усть-Каменогорске, где в экспериментально-художественном 126 цехе выпускали керамические изделия. Параллельно училась во Всесоюзном индустриальном техникуме строительных материалов в г. Москве. В экспериментально-художественном цехе она получила трудовые навыки работы с глиной: выполняла все приемы и методы работы с этим материалом, но была не только исполнителем, но и художником. Расписывала керамические изделия цветочно-растительным узором. Ручной лепкой декорировала вазы, фруктовницы, чайники. В керамическом цехе она прошла путь от модельщика цеха до начальника участка. После распада экономики, закрытия КСМ, ей пришлось менять профиль работы.
Полученные знания и навыки на производстве ей пригодились в дальнейшей работе. С 1997 года Раиса Анатольевна работает в ПТШ-2, на отделении декоративно-прикладного искусства. Здесь она преподает основы художественной обработки материалов, керамики. И с этого времени ее работа связана с учебным процессом, с педагогической деятельностью. После закрытия отделения декоративно-прикладного искусства в ПТШ-2, Бобровская Р. А. работает с 1998 года в Гуманитарном колледже имени К. Нургалиева, на отделении дизайн. Сфера ее преподавания расширяется: она ведет предметы, связанные с мастерством художественной обработки материалов, дает основы композиции, перспективы, черчения, материаловедение, макетирование. В ходе преподавания предмета «мастерство художественной обработки материалов» Раиса Анатольевна рассказывает о народных ремеслах, использовании различных материалов и техник в народном декоративно-прикладном искусстве, что и является основой в ремесле [1, с. 98].
Талантливая личность, у которой творческий потенциал заставляет ее не только учить, но учится и самой. Так интерес к росписи был у Раисы Анатольевны всегда. Ручная роспись на керамических изделиях ей была знакома еще по работе на КСМ. А знакомство в этом учебном заведении с профессиональной художницей позволило брать у нее уроки традиционной росписи по дереву: городецкой, хохломской. Она не только познала, но и постигла все азы и секреты этого древнего ремесла. Тому свидетельство – расписные деревянные предметы, находящиеся в музейных фондах. У другой мастерицы она училась плетению из природного материала рогоза, брала уроки мастерства по изготовлению бижутерии из кожи.
Раиса Анатольевна была не раз участником различных профессионально-образовательных тренингов, где знакомилась с новыми материаламии технологиями (организованного департаментом материально-технического и профессионального образования 2008–18, в г. Усть-Каменогорске), а также прошла обучение мастерству декоративной техники – в Германии (г. Трир, 2012 г.).
Бобровская Р. А. активно сотрудничает с Восточно-Казахстанским архитектурно-этнографическим и природно-ландшафтным музеем-заповедником, участвует в его различных мероприятиях: в ярмарках-выставках (в гг. Усть-Каменогорске – ежегодно, Астане в 2013, Семее в 2018), а также ремесленных тренингов. Раиса Анатольевна участвовала в тренингах для тренеров (2008, 2009, 2014 гг.) в г. Усть-Каменогорске и дважды в г. Алматы. И, конечно, она была неоднократно участницей ремесленных тренингов. Современная войлочная эпопея захватила и ее. Она была на тренинге по войлоковалянию в Горно-Алтайском крае в 2014 г, где и сама давала мастер-класс росписи по ткани, батику. Раиса Анатольевна обучалась ремеслу по традиционной казахской вышивке на тренинге, которую проводил известный мастер, член Союза художников республики Казахстан Зейнелхан Мухамеджан (г. Усть-Каменогорск, 2014 г.).
Ей подвластны многие ремесла: лепка из глины, роспись по дереву, рогозоплетение, украшение из кожи, батик, войлоковаляние, вышивка, выжигание на ткани, мягкая игрушка, аппликация. Мастерица не обошла вниманием выполнение сувениров в современных технологиях и материалах. Эти приобретенные знания она передает своим подопечным. Раиса Анатольевна знакомит своих студентов с разными гранями народного творчества, с изобразительным творчеством, помогает им открыть мир воображения и фантазии, способствует развитию творческих способностей. Понимая, что важное воспитательное значение имеют выставки художественных работ, Раиса Анатольевна организует своих студентов на посещение разнообразных выставок в музее, в том числе они знакомятся с декоративно-прикладным искусством, художественными традициями региона. Здесь выявляется преемственность, связь с прошлым и современностью. Она не пассивный посетитель на выставках декоративно - прикладного искусства, а участница многих выставок и выставляет не только свои, но и лучшие студенческие работы [2, с. 134]. Под руководством Бобровской Р. А. ее студенты проходили практику в нашем музее. Они не только знакомились с экспозициями, но и прикоснулись к древнему ремеслу: изучали старинную роспись, широко распространенную в нашем регионе, копировали эту уникальную роспись на сохранившихся предметах. Она внимательно относится к интересам и творческим замыслам студентов. Но, в первую очередь, Раиса Анатольевна добивается, чтобы они приобрели навыки, освоили и владели различными средствами, материалами и использовали полученные знания в своих разнообразных видах работ. Она строгий и требовательный педагог. Готовность дать советы своим подопечным, возможность дать самостоятельно применять полученные знания, справедливая оценка работ, в зависимости от поставленной задачи, возможно, поэтому студенты наградили ее своей грамотой «Самому справедливому преподавателю». Раиса Анатольевна не только преподает студентам в колледже. Сотрудничая с музеем, в летний период она проводит по разным направлениям народного творчества мастер-классы, которые проходят в Левобережном комплексе музея-заповедника, в павильоне «Город мастеров» .
Мастерица обучает росписи по дереву, изготовлению мягкой, глиняной игрушки и др. А в 2014 году она вступила в Союз ремесленников Казахстана. В фондах музея-заповедника находится 56 работ Раисы Анатольевны. Причем изделия, изготовлены из разного материала, в разных техниках и в разный период. Большое количество ее работ в коллекции – более 36 предметов – изделия из глины. Из них 19 предметов – игрушки, свистульки, выполненные (с 1999 по 2003 г.) в народных традициях дымковской, филимоновской игрушек [3, с. 148]. Большой интерес представляют удивительные небольшие макеты из глины. Это 12 предметов архитектурных объектов, в стиле разных эпох и разных государств – храмы, дворцы, крепости (выполненные 2005 году). Уже более десяти лет эти архитектурные объекты украшают клумбу возле павильона декоративно-прикладного искусства в этнодеревне, в парке
В изделиях из глины привлекательны уникальные декоративные пасхальные яйца, украшенные, согласно древней традиции, архаическимисемантическими рисунками (выполненные в 2001 году Раисой Анатольевной с фотографий журнала «Наука и техника»). В фондах находится и расписные изделия из дерева, выполненные мастерицей (2014, 2016 гг.) Бобровской удается и казахский стиль. На деревянных досках она рисует сюжетную роспись на темы казахской народной культуры (2001 г.). На одной – юрта, на другой изображен в национальной одежде мужчина, играющий на домбре, а на следующей доске – верблюд. Мастерица детально выписала орнамент на всех досках. Владея разными ремесленными приемами, она использует их в работах. Так в работе панно «Источник», «Мираж», «Акын» (2003–2004) мастерица добавляет в живописную композицию шпагатную нить, которая окантовывает контурно фигуру акына с домброй, животных, графично выделяет кустарники, склоны барханов, а также верхушки мечетей изданий. Рельефные объемные вкрапления шпагата, песка органично вписываются и создают выразительные образы – все это в целом способствует раскрытию сюжета. Это небольшой краткий обзор ее творческих работ, которые находятся в музее-заповеднике и входят в коллекцию современного декоративно-прикладного искусства ВКО. Трудовая деятельность Раисы Анатольевны Бобровской направлена на формирование разностороннего человека, но не только с определенными техническими навыками, знаниями, но и с эстетическим и художественным развитием. Занимаясь образованием, она связана и с ремесленным трудом, который пронизан творчеством.
Литература
1. Черкашина В. А. Очерки о мастерах Усть-Каменогорск. «Медиа-Альянс», 2008. 98 с.
2. Плюхин В. Х. Творчество – у истоков гражданственности. М. «Просвещение», 1989. 134 с.
3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов. М.: «Высшая школа»,
Черкашина В.А. - старший научный сотрудник
отдела народного и декоративно-прикладного искусства музея-заповедника
МАТЕРИАЛЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАОЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ,
Томск, 30 ноября 2018 г./ Министерство науки и высшего образования РФ, Томский государственный педагогический университет, Томск, 2019 г., 125-130
< Prev | Next > |
---|