В статье рассматривается редкая по иконографии икона святого Николая Мирликийского в образе Можайского из собрания музея-заповедника, имеющая аналогию в житийном сюжете с иконами из собраний Государственного Русского музея Санкт-Петербурга и Синайского монастыря в Греции
Ключевые слова: иконография, святой Николай Мирликийский и Можайский,меч, храм, Сионская молитва, белый Архангел, Русский музей, Синайский монастырь
The icon of Saint Nicholas of Myraliyk with four living stamps in the role of Mozhais from the collection of the Museum
The article deals with a rare iconography of St. Nicholas of Mirlikiya in the image of Mozhaisky from the collection of the Museum-Reserve, which has an analogy in the life story with icons from the collections of the State Russian Museum of St. Petersburg and the Sinai Monastery in Greece
Key words: iconography, St. Nicholas of Mirlikiya and Mozhaisk, sword, temple, Zion prayer, white Archangel, Russian Museum, Sinai Monastery
В 1972 году музею-заповеднику была подарена икона «Святитель Николай Мирликийский»[1](ил.1). Владелица артефакта - Серова, Матрена Ивановна, 1902 года рождения, жительница села Поперечное, находившегося в административном подчинении города Лениногорска (ныне – Риддера). По сведениям дарительницы, икона была приобретена в «лавке».
Щит иконы склеен из трех частей, соединенных четырьмя диагональными шпонками-"ласточками" и двумя встречными врезными шпонками. Имеется неглубокий ковчег. Икона прошла реставрацию во Всесоюзном объединении "Союзреставрация", СНРПМ-2 , г. Москва в 1986-1992 гг. Художник-реставратор Оксана Спартаковна Тульпа [8].
Ил.1
В ковчеге иконы мы видим ростовое изображение святителя Николая Мирликийского в ипостаси Можайского, в правой руке держащего меч, поднятый клинком в верх, в левой – миниатюрный храм с пятью главами. В верхних углах ковчега имеются элементы никейской композиции, круглые клейма с развернутыми ¾ в сторону святителя полуфигурами: Иисуса Христа, благословляющего святителя двуперстием, с закрытым Евангелием в руке (слева) и Богородицы, с белым омофором в руках (справа).
Святитель одет в фелонь красного цвета, с каймой, украшенной полосами из белых точек жемчужки. Поле фелони украшено крестами коричневого цвета на фоне золотистых кругов. Подкладка фелони - желтого цвета со светло-коричневыми притенениями. Подризник - зеленого цвета с белыми пробелами и золотистыми обшлагами. Ворот подризника и обшлаг украшены полосками белой жемчужки и самоцветных камней. Омофор - бледно-желтого цвета, украшенный крестами с темно-коричневой окантовкой и орнаментальными арабесками внизу. Лики – цвета желто-коричневой охры. Волосы, усы, борода и глаза святителя - коричневые. Иисус Христос одет в красный хитон и зеленый гиматий, Богородица - в коричневый мафорий и синюю тунику.
Фон – позолоченный, с реставрационными тонировками. Поля - светло-коричневого цвета. Рамка ковчега двойная: из красной и белой линий. Опушь - двойная: из красной и темно-коричневой линий. Письмо каноническое. Икона русская.
На верхнем поле надпись: слева - СТЫЙ Титло НИКО / справа/ ЛАЕ ЧУ Титло.
Иконография образа навеяна старинным преданием о спасении города Можайска от нападения монгольского войска небесным образом святителя Николая в образе воина с мечом в правой руке и с храмом в левой. В память о чудесном снятии осады появился деревянный ростовой образ, получивший местное название «Никола Можайский», ныне хранящийся в Третьяковской галерее. Он послужил протографом для иконы святителя на Никольской башне Московского Кремля [4, с.229-231//7, с.7-8].
Обратимся к житийным клеймам в нижней части средника иконы. В клеймах, размещены четыре избранные сцены из жития святителя Николая Мирликийского (сверху-вниз): Рождество и Сионская молитва (служба) - слева, Хиротония во епископы и Успение - справа.
Среди названных сюжетов клейм особый интерес представляет левая нижняя житийная сцена (ил.2), где мы видим, как Архангел в белом гиматии назидательно склоняется в сторону Николая, в руках которого - Святое Евангелие, а рядом, на престоле, стоит евхаристический потир.
Ил.2
Истоки этого сюжета находим в житийном тексте, в котором сообщается, что молящийся Николай, решивший навсегда уединится от мира в стенах Сионской обители, услышал чудный голос: «Уйди отсюда и пойди в мир к людям...». Небесное предзнаменование было исполнено, праведник вернулся в мирскую жизнь и до конца своей жизни был справедливым и милосердным пастырем христиан города Никеи и стойким борцом за истинную веру[4, с.32-33].
Как видим, иконописец персонифицировал чудный Божественный глас в образ белого Архангела. Отсутствие нимба вокруг головы будущего святителя можно объяснить плохой сохранностью клейма.
Подобный иконографический сюжет, который можно назвать как «Сионская молитва (или служба)», необычайно редок для житийных икон святителя Николая Чудотворца.
Такого иконографического сюжета нет в житийных иконах святителя Николая, опубликованных в двухтомном каталоге Государственной Третьяковской галереи [1// 2].
Вместе с тем, в собрании Государственного Русского музея Санкт-Петербурга имеется икона XIII века «Святитель Николай Мирликийский в житии», происходящая из храма села Любонь Боровичского района Новгородской области, где в левой части средника изображена близкая по сюжету житийная сцена с названием «Служба Николы». Здесь святитель также изображен слева от престола, на котором стоит потир и лежит закрытое Евангелие. Нет лишь в сцене фигуры Архангела, что соответствует житийному тексту, где говорится лишь о чудном голосе.
Как отметил Николай Васильевич Перцев, подобный сюжет еще имеется в двух иконах, датируемых XII и XIII веками, принадлежащих Синайскому монастырю в Греции [6, с.5, ил.№1//5, с.84-91].
Таким образом, можно констатировать, что икона святителя Николая в ипостаси Можайского из собрания Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника обладает уникальными особенностями в своей иконографии, имеющей корни в древних протографах. Образ написан в лучших традициях русской канонической иконописи во второй половине XVIII в. Судя по размерам и киоту, является - храмовым.
Меч святителя напоминает по форме турецкую саблю под названием «килич (или килидж, кылыч, клыч)». Такой тип меча, возможно, представляет тонкую аллюзию на восточное происхождение иноземного войска, осадившего город Можайск. Изображение этого типа холодного оружия говорит и в пользу датировки иконы: в XVIII веке эта сабля была хорошо известна русским воинам [9].
Исходя из сведений, приведенных в приемном акте, икона была приобретена дарительницей, предположительно, в церковной лавке, куда она могла поступить из закрытого в советский период соседнего храма.
Прошедшая через безумный огонь воинствующего атеизма XX века, чудом сохранившаяся, икона и поныне восхищает красотой композиции, изысканностью колорита и вдохновенным образом чудотворца и защитника страждущих, святителя Николая, который в ипостаси Можайского органично вошел в золотой фонд русского фольклора. В частности, как верный помошник в морских приключениях новгородских купцов, описанных в былине «Садко» [3, с.109-111]. Былина сохранилась в разных вариантах. Фрагмент одного из них, связанный с Николой Можайским, находим в житийном сборнике, где говорится, как Садко выполняет горячий наказ новгородских купцов-сотоварищей по морскому путешествию о строительстве храма в честь святого-скоропослушника:
Вложил Бог желанье в ретиво сердце,
Шед Садко, Божий храм соорудил
Во имя Николая Можайскаго,
Кресты, маковицы золотом золотил,
Местны иконы изукрашивал,
Иконы чистым жемчугом усадил,
Царския двери вызолачивал…[4, с.442-443]
Библиографический список:
1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации, том первый, XI - начало XVI века, М.: Искусство, 1963, 394 с., 256 ил.
2.Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации, том второй, XVI - начало XVIII века, М.: Искусство, 1963, 570 с.,179 ил.
3.Сб. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. Сост. В.П.Аникин, Д.С.Лихачев, Т.В.Михельсон, М: Детская литература 1998, С.623
4.Житие и чудеса Николая Чудотворца, М.: Новая книга//Ковчег, 2004, С.448.
5.Перцев Н.В. Икона «Николы» из Любони// Сообщения Государственного Русского музея.IX, Л.: Советский художник, 1968,С. 104.
6.Смирнова Э.С. Альбом: Живопись Древней Руси (находки и открытия),Л.: Аврора, 1970, С.20, 57 ил.
7.Шведова М.(ГИМ).Николин день (образ святого Николая в русской иконописи)// журнал «Юный художник»,2003, №12,С.46.
8.Тульпа./http://www.jobinmoscow.ru/linkres.php?link=1144410147/http://ioannpredtecha.ru/2014/10/30/nagrazhdenie-restavratorov-monastyrya/18.10.2018
9. ru.wikipedia.org/wiki/Килич/07.12.2018
Сушко П.Н.©
старший научный сотрудник отдела редких книг и иконописи,
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и
природно-ландшафтный музей заповедник,
(Республика Казахстан, г. Усть-Каменогорск)
Статья опубликована в сборнике XVIII Международной научной конференции
«ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО, ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ РОССИИ ХХ–XXI ВЕКОВ», РФ, Иваново, 2019 г., с.393-398.
[1]ВКЕМЗ-ГИК-13-3863,ИДТ15, Святитель Николай Мирликийский с четырьмя житийными клеймами в ипостаси Можайского, вторая половина XVIIIв.,
дерево, левкас, паволока тканая, левкас, позолота, темпера, 111х75х4 см
< Prev | Next > |
---|