С 1979 по 2015 год собрание музея-заповедника пополнилось шестью народными украинскими иконами «Спас Пантократор», преимущественно примитивного письма, фряжского типа.
При идентичности композиций, образы отличаются лишь колористическими характеристиками и стилистическими особенностями письма. В большинстве икон Иисус Христос одет в алый хитон и синий гиматий, только на одной иконе - хитон - коричневый, а гиматий - черный. Вместо нимба – вокруг головы – сияние. Иконы преимущественно небольшого размера, написанные маслом или темперой на тонких досках во второй половине XIX и начале XX века. География бытования: Усть-Каменогорск, Большенарымский район и Алматы (ил.1-2,4).
Иконы «Спаса Пантократора (Господа Вседержителя)» музея-заповедника объединяет одна характерная особенность композиции, в правой части которой присутствует особый атрибут: держава, в сочетании со скипетром, которую Иисус Христос придерживает сверху кистью левой руки.
Такой атрибут в композиции «Господь Вседержитель» нетипичен для русской иконописной школы.
А что же характерно для канонической иконографии Спаса-Вседержителя в русской иконе?
Композиция поясной иконы «Господь Вседержитель» православных лицевых подлинников включает в правом нижнем секторе в качестве обязательного атрибута Святое Евангелие (как правило, закрытое, а в поздний период – открытое) или свиток с текстом. Вокруг головы Иисуса Христа – крестчатый нимб [4, с.21,22].
Канонические цвета одеяний: алый хитон, синий гиматий. Кисть правой руки поднята в жесте благословения. Взаиморасположение пальцев - именословное. По православному канону прямой мизинец означает церковно-славянскую букву «І», соприкасающийся с большим - безымянный палец – букву «С». Выпрямленный указательный с подсогнутым средним пальцем - букву «Х», что вместе составляет аббревиатуру «ІС ХС» [5, с.51-52 ], [11, с.115].
Какую же символическую нагрузку в музейных иконах несет держава?
Этот предмет издревле назывался державным яблоком, иначе, державой, которая в европейских королевских дворах, а с XVII века и в России, символизировала монархическую власть [3, с. 266], [9, с.390].
Ил.1 КП-6-15867 | Ил.2 КП-9-17693 |
В западноевропейских католических образах Христа это символ духовного могущества и верховной власти на Земле Господа Вседержителя [2, с. 63].
Иисус Христос в композиции «Спаситель Мира» (по-латински, Salvador Mundi), одетый в царский саккос и корону, на центральной створке Гентского полиптиха (Бельгия) Яна ван Эйка придерживает левой рукой державу, совмещенную со скипетром [10, с. 9]. К державному яблоку прикасается Христос на центральной створке «Триптиха семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена в Лувре [8, с.321] и в образе Эль Греко из кафедрального собора в Толедо (Испания) [14, ил.84].
Кроме того, у ряда европейских художников в этой композиции держава изображается в виде стеклянной сферы, что мы видим на картине «Спаситель Мира», приписываемой Леонардо да Винчи из коллекции Роберта Саймона (Нью-Йорк) [6, с.60]. Во всех названных композициях вокруг головы Христа – сияние.
Младенец Христос, как будущий Пантократор, играет со стеклянной державой на католических иконах Боно да Феррара (Италия) из Музея изящных искусств (Будапешт) [7, ил.14] и неизвестного итальянского живописца Раннего Возрождения «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» из Новосибирского музея изобразительных искусств [1, с.27].
Сюжетной основой для этой разновидности композиции «Спаситель Мира» явились слова Вселенского святителя Григория Нисского: «Бог есть Вседержитель, ибо Он держит в ладони земную сферу и измеряет рукой глубину моря, объемлет в Себе всякое духовное творение, дабы все могло пребывать в бытии…» [15].
В ряду православных иконописных школ, украинская школа отличается тем, что для ее репертуара типичны фряжские иконы «Спаса Пантократора» с державой.
В 2009 году автор статьи познакомился с коллекцией украинских икон в Черниговском областном художественном музее, где хранится несколько икон Пантократора с державой. В этом собрании имеется икона «Спаса Пантократора», конца XIX начала XX., близкая к народным образам из Восточно-Казахстанского музея-заповедника (ил.3). Кроме того по лику она перекликается с иконой № ГИК-20-6614, значительно пострадавшей от времени (ил.4). Имеется лишь несущественное отличие: на черниговской иконе Иисус Христос поддерживает державу левой рукой снизу, а не сверху (ил.3). Разумеется, черниговская икона написана более профессиональным иконописцем, в отличие от народных по письму икон музея-заповедника.
Ил.3 Спас Пантократор | Ил.4 ГИК-20-6614 |
Совершенно логично, в украинской иконописной школе в репертуаре образов появился иконописный фряжский извод Пантократора с державой. Этому процессу способствовала географическая близость Украины к Западной Европе, в культуре которой существенное место занимает католическая религиозная живопись.
Таким образом, мы установили, что музей-заповедник имеет в своем собрании народные украинские иконы «Спас Пантократор» с иконографией, нетипичной для русской иконописи. Композиция их восходят к католическим западноевропейским образам «Спасителя Мира» (Salvador Mundi) [15].
Народные «Спасы Пантократоры» были характерны для крестьянских божниц от XVIII века до пореформенного периода в Российской империи на территориях Малороссии и Южной России.
Возможно, к такому же Спасу-Пантократору шел молиться на склоне жизни удалой казак с Киевского Подола в Межигорский монастырь, который в народе назвали Белый Спас, чтобы принять монашеский постриг. Об этом в экспрессивной стилистике кобзарей написал Тарас Шевченко в стихотворении «Чернецъ» [13, с.357].
Библиографический список:
Статьи из журналов и сборников:
1. Клушин А. Старая западноевропейская живопись// Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2011, №13. С.142.
Монографии:
2. Апостолос-Каппадона, Д. Словарь христианского искусства. Челябинск, 2000. С.268.
3.Брокгауз, И.А., Ефрон, Ф.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Современная версия. М, 2006. С.960.
4.Государственный исторический музей. Иконные образцы XVII-начала XIX века. Иконография Иисуса Христа, сост. Морозова, З.П. М, 1994, С.31.
5.Кукина, Е.М. Мир русского искусства. Энциклопедический словарь. М, 2005. С.484.
6. Леонардо да Винчи, сост. Борисюк, А. М, 2015. С.96.
7. Мравик, Л. Северо-итальянская живопись XVI века. Будапешт, 1984. С.34, ил.48.
8.Путеводитель по Лувру. Париж, 2007. С.480.
9.Полная энциклопедии символов, сост. Рошаль, В.М. М, 2007. С.515.
10. Сарабьянов, А.Д. Ян ван Эйк. М, 1990. С. 64.
11.Скляревская, Г.Н. Словарь православной церковной культуры. М, 2008. С.447.
12.Іконопис XVII-поч. XX століття. Каталог творів з фондів музею, сост. Курач, С.М. Чернигів, 2008.С. 76.
13.Тарас Шевченко. Кобзар, Киiв, 1961. С.628.
14. De la Serna, R.G. El Greco. Dresden, 1982. С.274.
Интернет-источники
15.go.mail.ru/sеаrch?fm=18q=яндекс.словарь+изобразительного искусства% 2с+ Пантократор (дата обращения: 06.09.2015).
Сушко П.Н.©
Статья опубликована в сб. Межкультурные коммуникации и миротворчество, Всероссийских научно-практических конференций, (с международным участием),
Тюменский государственный институт культуры, 23 мая 2015 г., 28 мая 2016, РФ, Тюмень, 2017, с.183-187.
< Prev | Next > |
---|