В статье дается краткая характеристик коллекции изделий цеха художественной керамики при Усть-Каменогорском комбинате строительных материалов, сформированной в фондах Восточно-Казахстанскогно областного архитеткутрно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника. Кроме того, она содержит историческую справку о данном производстве и развитии керамического ремесла на территории Казахстана в целом. Также в ней приводится подробное описание технологии изготовления изделий, которая применялась его сотрудниками.
Керамическое производство – один из самых древних видов ремесла, который был освоен людьми еще многие тысячелетия назад. Обожженная в костре глина, возможно, была первым изобретенным человеком искусственным материалом, который получил впоследствии название керамики (греч. Keramike – гончарное искусство, от keramos – глина) [1, с.136]. Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего, посуду. С развитием техники отформованные и высушенные глиняные изделия стали обжигать уже не в кострах, а в специальных печах – горнах. На территории Казахстана, согласно археологическим данным, ремесло изготовления изделий из глины возникло на рубеже I и II тысячелетия до нашей эры, когда здесь существовала так называемая Андроновская культура [2, с.3]. В более позднее время, в эпоху железа, когда на смену андроновским племенам пришли кочевые племена саков, в V-VI вв. до нашей эры на территории нашей республики появляется гончарный круг (судя по материалам Иссыкского комплекса курганов). В изделиях данной эпохи преобладает принцип функциональной целесообразности.
На развитие керамического производства на территории Казахстана в период средневековья существенное влияние оказали рост и значение городов, тесное и гармоничное развитие двух основных форм хозяйствования – оседло-земледельческой и оседло-скотоводческой, следствием чего стало бурное развитие городской культуры в южной части нашей страны. Интенсивнее развиваются такие города, как Тараз, Отрар, Суяб, Кулан, Испиджаб, Алтун и ряд других, находившихся вдоль Великого Шелкового пути, соединяющего Иран и Византию с Восточным Туркестаном. В ремесленном производстве этого времени, в том числе и керамическом, происходит процесс слияния многих традиций. Кроме того, керамике средневекового Казахстана было присуще большое своеобразие. Ее производство получает особенно широкие масштабы и находит применение в самых разных сферах – от бытовой до широкой архитектурно-строительной. В начале XIII в. (1218 г.) города и кочевья средневекового Казахстана и Средней Азии подверглись монгольскому нашествию, которое сопровождалось разрушением городов и страшными опустошениями. Керамическое производство, как и многие виды художественного ремесла, пришло в упадок. Из десятков разрушенных и опустошенных городов к концу века сумели возродиться лишь немногие. Среди них были Отрар, Туркестан, частично Талгар и ряд крупных поселений, которые и впоследствии неоднократно разрушались в периоды жестоких междоусобиц и нашествий различных завоевателей. Ведущим центром производства керамики позднесредневекового Казахстана является Отрар, где в XVI-XVII вв. возрождаются некоторые традиции средневековой керамики. Окончательно подрывают экономику Казахстана опустошительные нашествия новых врагов с Востока – Джунгарских племен. Их набеги начались в конце XVII века и продолжались в течение XVIII века. В период Столетней войны против джунгарских завоевателей производство керамики в Казахстане приходит в полный упадок. Его возрождение начинается только в XX веке, когда Казахстан в качестве союзной республики уже входил в состав СССР [2, с.34]. В этот период предприятия по производству керамики открываются во многих городах нашей страны. Особого расцвета оно достигает в 60-80-е годы прошлого столетия. В это время правительством СССР было выпущено постановлении, согласно которому во всех регионах Советского Союза должно было быть налажено производство товаров народного потребления, к которым в том числе относилась не только бытовая, но и художественная керамика (художественные керамические изделия – это изделия из обожженной глины с минеральными добавками – фарфоровые, фаянсовые, майоликовые и гончарные, выполненные в разнообразном стиле) [3, с.136]. Это послужило толчком к повсеместному открытию подобных производств. Не стал исключением и областной центр Восточного Казахстана – город Усть-Каменогорск. Здесь оно функционировало на базе комбината строительных материалов. В 1976 году по собственной инициативе тогдашнего директора предприятия Владимира Васильевича Соколова в его структуре был создана лаборатория художественной керамики, которую возглавил профессиональный художник В.Б. Самойлов, выпускник Харьковского художественно-промышленного института.
Вместе с ним здесь трудились профессиональный мастер Николай Геннадьевич Блаженов, выпускник Косовского техникума художественных промыслов (Западная Украина) и формовщик И. Попов. По информации, данной самим Н.Г. Блаженовым и бывшими сотрудниками предприятия Т.Н. Владыкиной и Н. Комиссаровой, в течение первого года работы лаборатории мастерами на основе местного и частично привозного сырья был выведен состав огнеупорной глины, которая должна была стать основным материалом для продукции будущего керамического цеха. Наряду с этим ими были подобраны глазури, впоследствии использовавшиеся впоследствии для декорирования изделий. Результатом этого стало создание целого ряда образцов керамической продукции (разнообразные вазы, сувениры, подсвечники), с которыми мастера в 1977 году приняли участие на ВДНХ (Выставке достижений народного хозяйства) в городе Москве, где были отмечены грамотой. Благодаря показанным результатам, а также личному энтузиазму и непосредственному участию Владимира Васильевича Соколова на Усть-Каменогорском комбинате строительных материалов на базе вышеупомянутой лаборатории в 1979 году был открыт цех по производству художественной керамики, главным художником которого становится уже упомянутый нами В.Б. Самойлов. Основу коллектива цеха составили самодеятельные мастера, которые благодаря своему усердию смогли овладеть навыками керамического производства. Вначале в нем работало всего 10 человек, затем количество сотрудников возросло до 40 и оставалось неизменным на протяжении всей его дальнейшей истории. Первыми изделиями, которые он выпустил, были олимпийские мишки, пепельницы в виде лягушек и пепельницы-рыбки. В условиях господствующей тогда централизованной экономической системы план по производству изделий предприятие получало от вышестоящих органов. Всего в его ассортимент входило около 150 образцов разнообразных изделий: предметы посуды, декоративные и интерьерные вазы, разнообразные сувениры, образцы ландшафтной керамики. Продукция цеха отгружалась в торговые точки г. Усть-Каменогорска, а также близлежащих населенных пунктов, в том числе таких городов, как Семипалатинск (ныне Семей), Риддер, Шемонаиха, Талдыкорган (административный центр современной Алматинской области). Его сотрудники постоянно участвовали в разнообразных областных ярмарках-выставках декоративно-прикладного искусства. Отдельные партии продукции предприятий также поставлялись в города Сибири, а также в Молдавскую ССР.
К сожалению, в 90-е годы прошлого века в период всеобщего экономического кризиса, обусловленного распадом Советского Союза, производство в цехе керамических изделий было фактически полностью остановлено. С 2000 года он перешел в собственность ТОО «Востокогнеупор» и фактически прекратил свое существование. Персонал предприятия сократился до нескольких человек, которые занимались изготовлением ландшафтной керамики, копилок, напольных ваз, вазонов. В настоящее время здесь трудится только один мастер по керамическому производству – Тамара Николаевна Вдадыкина, которая занимается изготовлением разнообразных сувениров и ландшафтной скульптуры по индивидуальным заказам. Несмотря на свой пенсионный возраст, она продолжает воплощать в жизнь новые творческие идеи. Только благодаря ее энтузиазму производство в бывшем цехе художественной керамики до сих пор не кануло в лету.
Следует сказать, что вся его продукция производилась в технике шликерного литья в специальных гипсовых формах, эскизы для которых изготовлялись уже упомянутым нами главным художником В.Б. Самойловым. При производстве керамических изделий подобным способом применяется пластичная глиняная масса – шликер. Он основан на свойстве гипса впитывать влагу и способности глины при снижении влажности переходить из жидкого шликера в состояние пластического теста. Изделия формуют следующим образом. Шликер заливают во внутреннюю полость гипсовой формы, в результате чего происходит перераспределение влаги между шликером, который отдает влагу, и гипсовой формой, которая эту влагу впитывает. После перераспределения влаги на внутренней рабочей поверхности гипсовой формы из шликера образуется слой глиномассы, переходящий в состояние пластического теста. Когда форма «набрала» заданную толщину шликер выливают из внутренней полости формы, а слой глиномассы на внутренней поверхности формы остается. Этот слой загустевшего шликера представляет собой отформованное пустотелое керамическое изделие – сырец. По мере высыхания находящийся в форме сырец, уменьшаясь, отделяется от ее стенок [3, с.143].
После формования изделия высушивают на воздухе и обжигают. Обжиг производят, как правило, двукратно при температуре 700-1380 градусов. При первом обжиге происходит спекание черепка (черепку придается прочность). Затем на поверхность изделия в большинстве случаев наносят слой глазури и снова обжигают для ее приплавления или окончательного спекания черепка [3, с.143].
Следует отметить, что глазурование – это основной способ декорирования изделий, который использовали в своей работе сотрудники керамического цеха при комбинате строительных материалов (глазурь – водная суспензия тонкоизмельченных стеклообразующих материалов, таких, как кварцевый песок, полевой шпат, каолин и т. д.).
Кроме того, они очень часто украшали свою продукцию разнообразными орнаментальными налепами, а также вогнуто-рельефными и выпукло-рельефными цветочными композициями, изготовленными с использованием разнообразных штампов. Наряду с этим на предприятии широко применялся такой способ декорирования керамических изделий, как ангобная роспись, или ангобирование. Ангоб – покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность изделия до его обжига в виде сплошного или частичного покрытия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания рельефного рисунка и т. п. [3, с.144]. Роспись изделий ангобами производили работники специального участка, входившего в структуру цеха. Затем их покрывали прозрачной глазурью для того, чтобы красочный слой не повредился под воздействием воздуха и влаги.
Для декорирования части своей продукции сотрудники цеха в более поздний период его существования применяли самостоятельно ими освоенную технику зеркальной плавки, или напыление металлом, которое производилось при помощи специальной установки. Благодаря использованию этого приема глазурь, которой покрывали изделия, приобретала переливчатый цвет и яркий блеск.
На протяжении почти всего периода работы участка по производству художественной керамики на комбинате строительных материалов города Усть-Каменогорска его сотрудники, в том числе главный художник – В.Б. Самойлов, плодотворно сотрудничали с областным этнографическим музеем (ныне ВК областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник). Главным результатом данного сотрудничества стала коллекция изделий предприятия, находящаяся в его фондах. Ее формирование происходило на протяжении целого ряда лет: с 1990 по 2003 год. Входящие в нее предметы были выпущены в 1985-1999 гг. и переданы в фонды музея со склада предприятия. Их общее количество превышает сто единиц хранения. В основном они представляют собой предметы интерьерной и бытовой керамики: вазы, салатники, горшки, графины, кофейные и чайные сервизы, пепельницы и т. д. Ряд из них заслуживает отдельного внимания и требует более подробной характеристики.
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
В первую очередь следует остановиться на ряде работ, украшенных объемными рельефными налепами и разнообразными скульптурными элементами. Так оригинальностью исполнения отличается покрытый глазурью кувшин с крышкой, выполненный в форме фигуры верблюда, который лежит, поджав под себя копыта (Рис. 1). Он поступил в фонды нашего музея в 1991 году. При этом голова верблюда представляет собой носик кувшина. Несмотря на стилизованный характер изображения верблюда, основные его элементы выполнены весьма тщательно. Дополнительную оригинальность изделию придает то, что горбы животного выполнены в форме традиционного казахского орнамента «кошкар мюиз» («рога барана»). Еще большую декоративность кувшин приобретает благодаря темному растительному орнаменту, покрывающего его тулово в центральной части. В целом, по замыслу автора эскиза данного изделия – В.Б. Самойлова, оно должно было соединить в себе традиционные национальные мотивы и современные на момент его создания элементы, придающие ему особую привлекательность. В то же время сложная и оригинальная форма сосуда не нарушает его конструктивной целостности и позволяет ему выполнять свою основную утилитарную функцию.
Одновременно с вышеупомянутым кувшином фонды музея пополнили кружка с крышкой и пепельница, ручки которых изготовлены в виде выполненных вполне реалистично фигурок соболей (Рис. 2). Изделия имеют подобную форму неслучайно, так как, по замыслу автора, они должны были использоваться не только как предметы быта, но и как своего рода сувениры.
Одно из центральных мест в фондовой коллекции изделий данного предприятия занимает чайный сервиз, выпущенный в 1994 году и тремя годами позже переданный в фонды музея (Рис. 3). Все его составные элементы украшены не только глазурью, но и покрыты напылением металлом, что придает им неповторимый металлический блеск и переливчатый цвет, который в зависимости от освещения варьируется от коричневого до фиолетового. Кроме того, входящие в набор большой и заварочный чайники, а также сахарница и конфетница имеют крышки, ручки которых выполнены в виде фигурок сидящих птиц. Наряду с этим чайники декорированы рельефным цветочно-растительным орнаментом, что придает им особенно колоритный и праздничный вид. Аналогичным образом украшена цветочная ваза, в передней части которой помещен налеп в виде букета роз. Благодаря использованию металлического напыления изделие переливается всеми цветами радуги и обладает особым «магическим» блеском.
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Обширный раздел в фондовой коллекции изделий цеха занимают предметы с подглазурной росписью ангобами и кобальтовыми красками. Так в 1990 году в фонды музея поступила целая партия разнообразных предметов посуды, покрытых белой глазурью и украшенных росписью кобальтовыми красками в сине-фиолетовых тонах (Рис. 4). В основном при их росписи использовались цветочные и геометрические мотивы, напоминающие узоры на гжельской керамике. Необходимо напомнить, что гжель – это русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики. Основными чертами изделий гжельской керамики являются глазурованная поверхность, снежно-белый фон, узор растительного характера или в русском национальном стиле, выполненный вручную в синих или голубых тонах [3, с.146].
Также в фондовой коллекции музея широко представлены пополнившие ее в разный период времени изготовленные сотрудниками цеха цветочные вазы, украшенные многоцветными растительными и пейзажными композициями, выполненными в технике ангобной росписи. Всего их более десяти, именно поэтому мы предлагаем сосредоточиться на описании самых ярких из них. Первая ваза, на которой следует сосредоточить внимание, украшена растительным узором в виде синих ягод, напоминающих плоды черники и окружающих их коричневых листьев (Рис. 5). Благодаря тому, что рисунок на ней выполнен в теплых тонах, он передает все краски цветущей природы, и поэтому выглядит очень нарядно и празднично. Второе изделие, на котором нам бы хотелось остановиться, украшено пейзажной композицией в виде деревьев без листьев черного, розового и синего тонов, помещенных на бело-сиреневом фоне. По замыслу автора, данная композиция символизирует зимний лес, до наступления весны погруженный в спокойствие и безмолвие. Именно по этой причине для создания рисунка он выбрал столь холодные тона.
Не меньшей оригинальностью отличается ваза эллипсоидной формы, также украшенная рисунком в виде лесного пейзажа (Рис. 6). При его нанесении мастер использовал не только технику росписи, но и технику гравировки по глине, что придало изображению дополнительный объем и большую реалистичность.
Рисунок 5 |
Рисунок 6 |
В целом, данная серия изделий выполнена на высоком художественном уровне. При этом предметы столь высокого качество позволило создать не только мастерство автора эскиза данного изделия – В.Б. Самойлова, но и сотрудников участка ангобирования цеха, виртуозно владеющих мастерством ручной росписи.
В нашей статье мы упомянули лишь самые яркие творения мастеров цеха художественной керамики, находящиеся в фондах нашего музея, так как не имеем возможности подробно остановиться на описании каждого из них. Все остальные работы, которым мы не смогли уделить свое внимание, выполнены на не менее высоком уровне и отличается оригинальностью и своеобразием.
Таким образом, подводя итог статьи, следует подчеркнуть, что коллекция изделий цеха художественной керамики при Усть-Каменогорском комбинате строительных материалов, находящаяся в фондах ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, отличается заметным разнообразием и включает в себя большое количество изделий, имеющих не только практическое, но и художественное значение. Именно поэтому, несмотря на достаточно большие масштабы производства на предприятии, основную часть из них не следует считать обычным штучным товаром, и необходимо отнести к изделиям декоративно-прикладного искусства. В этом заключается причина того, что они были очень популярны среди населения Восточного Казахстана, а также других регионов, куда они поставлялись. По сей день в домах многих жителей нашей области до сих пор можно увидеть разнообразные по назначению изделия мастеров цеха. Кроме того, часть их работ, находящихся в фондах музея, нашла свое место в ряде работающих в нем экспозиций, большая часть из которых посвящена быту и традициям многонационального населения Восточоного Казахстана в советскую эпоху. Здесь они предстают перед посетителями как неотъемлемая часть интерьера жилища и органично выписываются в окружающее пространство.
Следовательно, производство художественных керамических изделий при Усть-Каменогорском комбинате строительных материалов, несмотря на непродолжительный период своего существования, оставило большой след в истории декоративно-прикладного искусства Восточного Казахстана. Хочется надеяться, что творческое наследие мастеров цеха и, конечно же, его главного Художника – В.Б. Самойлова, не будет забыто и останется в памяти следующих поколений. Непосредственно этой цели и должна послужить обширная коллекция их изделий, находящаяся в фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.
Список литературы
- Федотов Г.Я. Глина и керамика. – Москва.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002 . – 160 с., илл.
- Муратаев К., Мусаев А. Искусство керамики. Керамика өнері: Қолөнершілерге арналған оқу құралы. Искусство керамики: Пособие для ремесленников. – Алматы, 2011 – 120 с.: илл.
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – Москва: «Высшая школа», 1990. – 302 с.
Бемм Максим Александрович,
младший научный сотрудник отдела народного и
декоративно-прикладного искусства музея-заповедника,
Сборник «Кастеевские чтения-2019. Наука и музей: теория и практика», Министерство культуры и спорта РК, Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Алматы, 2019 г., стр. 157-163, 213
< Prev | Next > |
---|