В статье описывается атрибуция миниатюрной бронзовой статуэтки Вайрочаны из буддийского собрания Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, анализируются символы и стилевые особенности, отмечается место, которое занимает Вайрочана в ламаистском олимпе божеств, выдвигается версия о происхождении артефакта из ламаистского монастыря Аблайкит
Ключевые слова: бронзовая буддийская статуэтка, Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, атрибуция, Вайрочана, атрибуты божества, символика,Древо собрания трехсот изображений, Тибетская книга мертвых, ламаистский монастырь Аблайкит.
About Vairocanafrom collection of museum-reserve
Sushko P.N.
In the article attribution of miniature bronze statuette ofVairocana is described from buddhistic collection of East Kazakhstan regional architectura -ethnographic and natural-landscape museum-reserve, symbols and stylish features are analysed, a place that occupies Vairocana in lamasery olimpus of deities is marked, a version is pulled out about the origin of artefact from lamaist monastery of Ablаikyt.
Keywords:bronze Buddhist statuette, East Kazakhstan regional architectural-ethnographic and natural- landscape Museum-reserve, attribution, Vairochana, attributes of deity, symbolism, Tree collection of three hundred images, Tibetan book of the dead, Lamaist monastery Ablaikit.
В 2004 году в собрание музея-заповедника из антикварного магазина «Барабук» города Усть-Каменогорска поступила миниатюрная бронзовая статуэтка буддийского божества, сидящего на лотосовом подиуме (ил.1)[1]. Цвет металла – золотистый. Пластика предмета отличается определенной архаичностью и стилевой примитивностью. Мелкие детали проработаны нечетко. В углублениях предмета имеется темно-коричневая и зеленая патина. Донная крышка прорвана. Сакральный вклад утрачен. Через донное отверстие во внутренней емкости видны лишь остатки беловатой формовочной глины.
Божество сидит на двухуровневом подиуме. Каждый уровень на боковых плоскостях подиума украшен восемнадцатью лепестками лотоса, края верхней плоскости - изображением жемчужной полосы. Четыре лика божества смотрят в стороны света.
Ил.1
Глаза его прикрыты как бы в состоянии внутреннего созерцания. Корпус божества наклонен назад и немного вправо. В соединенных руках покоится некая треугольная панель с закругленным верхним углом. Изображение на панели не прочитывается. Между панелью и талией божества имеется ниша, куда, возможно, вкладывался утраченный атрибут. На запястья рук наброшен шарф, концы которого спускаются на ноги, сложенные в сакральной позе. Грудь украшена ожерельем, состоящим из цепочки, в промежутках между звеньями которой имеются четыре округлых элемента с отверстиями посредине. От мочек ушей на грудь и спину спускаются четверо длинных подвесок. Пояс, охватывающий тонкую талию, имеет застежку, украшенную тремя округлыми элементами, такими же, как на ожерелье. На голову божества одета корона с шестнадцатью зубцами, которые украшены бутонами лотоса.
Что могут означать отдельные детали буддийской статуэтки?
Поза ног называется Ваджраная, иначе именуемая позой лотоса. Она является классической в изображениях будд и бодхисатв. Жест рук символизирует созерцание [Терентьев, 1981,с.18,21].
Драгоценный жемчуг – это мощный символ света, чистоты, женственности, духовной мудрости, сгусток божественного света, третий глаз Шивы и Будды [Рошаль,2007, с. 362].
Лотос (на санскрите – Падма, по тибетски – Пема) в буддизме является символом совершенства, просветления и неотъемлемым атрибутом в изображениях просветленных существ. Лотосовый трон - обязательный иконографический признак просветленного существа [Андросов/Лотос, 2011/ Терентьев,1981, с.42,таблица V , атрибут № 95].
Число «Восемнадцать» в буддизме связано с понятиями о восемнадцати архатах, тибетских лам, главных буддийских школ [Неаполитанский, 2007, с.217-218]. Восемнадцать лепестков лотоса можно понимать и как удвоенное сакральное число «девять», символизирующее в буддизме высшую духовную силу, небесное число [Рошаль, 2007, с.41].
Шестнадцать зубцов короны связаны с понятиями о шестнадцати буддийских визуализациях и архатах. Вместе с тем, число заключает в себе удвоенную сакральную «восьмерку», которая означает в буддизме полноту, совокупность всех возможностей, символизирует восемь адов, божеств Шамбалы, великих Чайтья (буддийских храмов-молелен), драгоценностей, стражей, восьмеричный путь и т.д. [Неаполитанский,2007, с.215-265,871/ Рошаль, 2007, с. 39].
Число подвесок и ликов в буддизме символизируют Древо жизни Дамба с четырьмя ветвями и четырьмя священными реками, текущими от его корней, четыре безграничных желания и четыре направления сердца [Рошаль, 2007, с.33].
Шарф (хадака) по тибетским обычаям преподносился в дар, с ним часто изображаются Идамы, Бодхисатвы и Будды [Терентьев, 1981, с.47, таблица № V, атрибут 148].
Каково же предназначенье треугольной панели, отодвинутой от фигуры божества?
Корпус статуэтки существенно отклонен назад, как бы для противовеса и для удержания некоего сакрального предмета в нише между панелью и талией божества.
Так что же могло вкладываться в эту нишу?
На эти вопросы помогает ответить книга ДанжаРолбиДорже «Древо собрания трехсот изображений», где мы находим таблицу №76 под названием Сарвавид Вайрочана(ил. 2), которая имеет те же иконографические детали, что и музейное божество: четыре лика, позу ваджраная, жест созерцания, корону, ожерелье, шарф и подвески в ушах. В руках божество держит Колесо Дхармы (или Колесо Учения), на фоне некой панели, напоминающий заостренный лист священного дерева Бодхи. Близкий - по иконографии Вайрочана, но с одним ликом, показан в Энциклопедии буддизма [Древо, 1997, с. 16, 49/ Неаполитанский, с.407].
Что же символизирует Вайрочана в буддизме Ваджраяны?
Это Дхьяни-Будда из семейства Татхагат. На буддийских тханках (иконах) его изображают белотелым, в описаниях его называют «сияющим», как солнце, свет которого проникает во все уголки бесконечного пространства. Является самым почитаемым из пяти Дхьяни-Будд (Татхагат), считается универсальным аспектом исторического Будды Гаутамы. Имя «Вайрочана» в переводе с санскрита означает «Сияющий», его титулы «Сарвавид» - «всезнающий», «Дхьяни» - «созерцание» и «Татхагата» - «так пришедший или так ушедший». Иногда Вайрочану изображают четырехликим. Четыре лика делают его носителем титула «Самантамукха», означающего того, «кто ко всем повернут лицом» [Мифы народов мира, том 1, 1991, с.209/ Неаполитанский, 2007, с.406,704, 756/Ганевская, 1981, с.149/ Андросов.Вайрочана, 2011/ Википедия. Пять татхагат, 2018].
Важный символический атрибут этого божества - Колесо Дхармы (или Учения, на санскрите - Дхармачакра) - связан с проповедью, произнесенной Буддой Шакьямуни. Восемь спиц Колеса – метафора восьмеричного пути, описанного в проповеди Будды Шкьямуни об Учении [Терентьев, 1981, с.24, таблица V, атрибут № 26/ Неаполитанский, 2007, с.401,459].
В Дне первом Тибетской книги мертвых (БардоТхёдол) есть описание того, как душа умершего буддиста встречается с Вайрочаной: «Все небеса будут казаться синими. Затем, из Центральной Сферы, называемой Распространение Семени, тебе явит себя в объятиях Матери Пространства Небес БхагаванВайрочана, цветом белый, восседающий на льве, что служит ему троном, и держащий в руках колесо о восьми спицах» [БардоТхёдол, 2005, с.203]. Здесь Вайрочана имеет новый титул «Бхагаван» в переводе с санскрита означающий «счастливый, торжествующий, священный» [Неаполитанский,2007, с. 154].
Таким образом, мы установили, что музейное божество носит имя Вайрочаны, знаковым атрибутом которого является миниатюрное Колесо Дхармы, которое, по-видимому, у нашей статуэтки, утрачено.
Наивная и архаичная пластика Вайрочаны из собрания Восточно-Казахстанского музея-заповедника, возможно, связана с тем, что артефакт создан провинциальным мастером, вдали от крупных буддийских художественных центров.
Ил.2
Ритуальные предметы могли изготавливаться непосредственно и в провинциальных ламаистских монастырях. В связи со сказанным, обратимся к тексту русского перевода труда Герхарда Фридриха Миллера, академика Санкт-Петербургской Академии наук, где описаны здания известного в археологии Казахстана ламаистского монастыря Аблайкит. Опираясь на донесения информаторов, побывавших непосредственно в монастыре, Миллер писал, что в первом здании, стоявшем с южной стороны от храма «в двух углах находятся две крошечные круглые плавильные печи, сверху и снизу оканчивающиеся узенькими трубами с отверстиями, в которые вставлялись меха» [Миллер, 2018]. Сообщение это свидетельствует в пользу того, что в небольших плавильных печах Аблайкита могли отливаться мелкие ритуальные предметы.
Опираясь на сведения Миллера, можно предположить, что Сарвавид Вайрочана из коллекции музея-заповедника был изготовлен в монастыре Аблайкит, географическиближайшем к современному Усть-Каменогорску.
Судя по наивной и архаичной пластике, этот ритуальный предмет создан провинциальным мастером в традициях ламаистского искусства Западной Монголии, предположительно, в середине XVII века.
Вглядываясь в миниатюрный образ Вайрочаны с ликом, погруженным во внутреннее созерцание, вспоминаешь проникновенные стихи русского поэта Серебряного века Вячеслава Ивановича Иванова, посвященные буддийским образам, зародившимся в Индии и сформировавшимся в ламаистском Тибете:
Как пращуров твоих взрастил Тибет,
Твердыня тайн и пу'стынь чар индийских
И на челе покорном – солнц буддийских
Напечатлел смиренномудрый свет.
[Сонет, 1990, с.131]
Список литературы
1.Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: энциклопедический словарь, М.: Ориенталия, 2011, С.448.
2.Ганевская Э.В. К проблеме атрибуции культовых предметов (на материале сравнительного анализа скульптуры из собрания ГМИНВ/ сб. Использование музейных коллекций в критике буддизма, Л.: Музей истории религии, 1981г.,С. 176.
3.Джанжа РолбиДорже. Древо собрания трехсот изображений, СПб.: Алга-фонд, 1997, С.136 (Далее - Древо).
4.Мифы народов мира. Энциклопедия, том.1, А-К, М.: Советская энциклопедия, 1991, С.671.
5.Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Энциклопедия буддизма, СПб: институт метафизики,2007, С.928 (далее – Неаполитанский).
6.Полная энциклопедия символов/ сост. Рошаль В.М.,М.: АСТ;СПб: Сова, 2007, С.515 [5] (далее- Рошаль)
7.Сонет Серебряного века. Русский сонет конца XIX- началаXXвека/ сост. Фадеев О.И., М.: Правда, 1990, С.768 (далее – Сонет).
8.Терентьев А.А.Опыт унификации музейного описания предметов/ сб. Использование музейных коллекций в критике буддизма, Л.: Музей истории религии, 1981 (далее - Терентьев).
9.Тибетская книга мертвых. БардоТхёдол, М.: Эксмо,2005, С.400 (далее – БардоТхёдол)
Электронные ресурсы:
10.Описание Аблайкита Миллером Г.Ф./http:/www.silkdv.com/4599/03.10.2018 (Далее –Миллер).
11.ru.wikipedia.org/wiki/Вайрочана/08.10.2018 (Далее - Вайрочана.Википедия).
12.vbuddisme.ru/wiki/Пять_Татхагат/05.10.2018 (далее - Пять_Татхагат).
13.ru.wikipedia.org/wiki/ru.wikipedia.org/wiki/Дхьяни-будды/05.10.2018 (далее - Дхьяни-будды).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:
Сушко Петр Николаевич, старший научный сотрудник отдела редких книг и иконописи,
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г.Усть-Каменогорск
INFORMATION ABOUT THE AUTOR
Petr N. Sushko, senior researcher of the Department of rare books and iconography,
East Kazakhstan regional architectural-ethnographic and natural landscape Museum-reserve, Republic of Kazakhstan, East Kazakhstan region, Ust-Kamenogorsk
Сушко П.Н. ©
Статья опубликована в сборнике на сс. 260-264: История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай) [Электронный ресурс]: материалы международной научно-практической конференции (16-18 сентября 2019 года) / Отв. ред. Ф.И. Куликов. – Электрон. дан. и прогр. (32,6 Мб). - Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2019. – 370 с.
[1] КП-34-25504, акт приема № 127-2004 г. Вайрочана, бронза, отливка, пайка, 15х8,5х6 см, Западная Моголия, середина XVII (?) в.
< Prev | Next > |
---|