• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научные Рахматулина Е.Ю. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БОЛЬШЕВИКОВ НА ВОСТОКЕ КАЗАХСТАНА в 20-е гг. ХХ в.

Рахматулина Е.Ю. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БОЛЬШЕВИКОВ НА ВОСТОКЕ КАЗАХСТАНА в 20-е гг. ХХ в.

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БОЛЬШЕВИКОВ

НА ВОСТОКЕ КАЗАХСТАНА в 20-е гг. ХХ в.

 

Аннотация. В статье рассмотрен опыт реализации советской театральной политики 20-х гг. ХХ в. на Востоке Казахстана. Показаны социокультурные факторы, влияющие на механизм осуществления государственной программы на региональном уровне, условия проведения и основные итоги театральной политики, особенно проявившиеся в творческой и социальной сфере.

Ключевые слова: театр, Восточный Казахстан, профсоюз Рабис, коллективный договор, Художественный Совет.

 

Rakhmatulina Evgeniya Yuryevna

Candidate of history,

MSOE "East Kazakhstan regional architectural and ethnographic and natural landscape Museum-reserve". Deputy Director (Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan).

FSBI of HE The "Altai state University". Research associate (Barnaul, Russian Federation); kalina200778@mail.ru

 

IMPLEMENTATION OF THE THEATER POLICY OF THE Bolsheviks

IN THE EAST OF KAZAKHSTAN in the 20s. XX century

Annotation. The article considers the experience of implementing the theater policy of the Bolsheviks in the 20s of the XX century in the East of Kazakhstan. It shows the socio-cultural factors that affect the implementation of the state program at the regional level, the conditions for conducting and the main results of theater policy, especially in the creative and social sphere.

Keywords: theater, East Kazakhstan, «Rabis» Trade Union, collective agreement, Art Council.

 

Кардинальные преобразования 20-х гг. ХХ в., проводившиеся в рамках культурной политики большевиков, затронули все сферы культуры и искусства страны, в том числе театральное. Как показала практика, собственное отношение новой власти к театру стало сразу выстраиваться в выраженном прагматическом русле. Как писал нарком Просвещения СССР А.В. Луначарский: «Нет никакого сомнения, что каждая эпоха должна иметь свой театр, и наша великая революционная эпоха, переходная к социализму, не может не создать своего театра, отражающего ее страсти, помыслы, надежды, злоключения, победы»[8].  Признавая общественную значимость театра, А.В. Луначарский считал, что новый театр должен стать таким же управляемым государственным учреждением, как школа и университет [8]. Конечной же целью социальных преобразований являлось превратить театр в «художественно–воспитательный культурный центр» [8], а также сделать его доступным для всех слоев населения.

В рамках данных установок советского партийного руководства 20-х гг. ХХ в. начался процесс практической реализации программы культурной политики в театральной сфере Восточного Казахстана, механизм осуществления которых был опосредован рядом социокультурных факторов:

во-первых, в изучаемый период возросла роль театра как общественно значимого института, ощущался интерес всех слоев общества к его художественно-выразительным возможностям, что проявилось заметной активизацией театральной деятельности и увеличением численности местных коллективов, принявших форму любительских ярмарочных трупп, агитационных бригад Красной Армии и театральных движений при заводских клубах и фабриках,  таких как «Синяя блуза» и «Живая газета».

во-вторых, приграничный статус Восточного Казахстана, слабое включение его населения в социокультурное и экономическое пространство России дореволюционного периода предопределили невысокий уровень развития местного профессионального театрального искусства, молодость городских театров, развитие которых по преимуществу началось на рубеже XIX–XX вв. с любительских театральных коллективов, действовавших при Народных Домах или домах зажиточных купцов ;

в-третьих, относительная экономическая стабильность Семипалатинской губернии восстановительного периода способствовала значительному притоку творческих сил из Центральных районов России в 1920–1923 гг., в том числе актеров-профессионалов, что повлияло на высокую численность работников театра, по переписи 1923 г. в городах губернии начитывалось 111 человек актеров, режиссеров, оркестрантов или 19,3% в составе городских служащих культурно-просветительского направления [5, с. 194–195].

Отметим, что сразу после установления советской власти в уездах губернии большевики предприняли активные действия в отношении театров. Уже 21 апреля 1918 г. в Усть-Каменогорске на заседании Совдепа было принято Постановление об утверждении штата театра, определены актерские жалованья. 18 мая 1918 г. на сцене бывшего Народного Дома Усть-Каменогорска был поставлен первый спектакль по пьесе А. Н. Островского «Без вины виноватые» [2, л.7]. В губернском Семипалатинске стали действовать два стационарных театра: им. Луначарского и им. Свердлова, позже объединенные. Знаковым событием стало исполнение первой казахской пьесы автора - М. Ауэзова в местечке Ойкудук, параллельно шло создание мусульманских театральных коллективов. Одним из первых народных театров Казахстана стал театр в Семипалатинске, открытый в августе 1918 г. в Доме пролетарской культуры [4, с. 158]. В 1922 г. коллектив, объединивший молодых музыкантов, певцов, писателей был преобразован в казахскую губернскую труппу «Ес-Аймак».

Выразителем интересов театральных коллективов края стал, созданный в 1918 г., Семипалатинский областной Союз деятелей сценического искусства, музыки и пения, составной частью которого было Товарищество драматических артистов [9]. Целью Союза деятелей сценического искусства, музыки и пения являлось всестороннее развитие театрального дела, посредничество между спросом и предложением театрально-артистического труда во всех его формах, устройство театров и собственных предприятий на товарищеских началах и курсов, служащих делу театра. Фактически, областной Союз деятелей сценического искусства был нацелен на решение задач социальной и профессиональной защиты работников искусства и являлся  региональным прообразом профессионального Союза работников искусства – Рабис.

Первым документом, регламентирующим новые параметры отношений в области театральной политики на государственном уровне, стал Декрет СНК РСФСР «Об объединении театрального дела», принятый большевиками 26 августа 1919 г. Декрет объявлял о национализации театрального имущества [3]. Высшее руководство всеми театрами, как государственными, так и принадлежащими отдельным ведомствам объединялось в Центротеатре [3]. Расценки также утверждались Центротеатром на основании заключения местных Отделов Народного образования [3]. Таким образом, на протяжении 1921–1925 гг. театры губернии находились в ведении Коллегии отдела Народного образования, выполняя директивы и постановления, исходящие из ведомства, после 1926 г. театры были переведены в ведение местных исполнительных органов – губернских и уездных исполкомов.

В 1920 г. Коллегией отдела Народного образования Семипалатинской губернии был утвержден тезис о театре как о школе агитации, вследствие чего был поднят вопрос о его общедоступности и возможности бесплатного посещения. Однако полностью отменить платное посещение не представлялось возможным. В этих условиях Отдел образования пошел на снижение цен на билеты, с параллельной компенсацией расходов театральным учреждениям [1, л. 286]. Так, в 1920 г. в театре уездного Усть-Каменогорска был утвержден дифференцированный порядок распределения билетов на спектакли: 16 руб. за место для красноармейских частей, 30 руб. за место для работников профсоюза [1, л. 252]. На регулярной основе бесплатные спектакли и киносеансы устраивались для красноармейцев в рамках шефской помощи Красной Армии [1, л. 10].

Театральный репертуар развивался в соответствии с положением Декрета 1919 г. «в направлении приближения театра к народным массам и их социалистическому идеалу» [3], предпочтение отдавалось спектаклям классического и революционного содержания. Например, в апреле–мае 1921 г. на театральных подмостках семипалатинского театра им. Луначарского было сыграно 68 спектаклей, ставились пьесы: «Ревизор», «Власть тьмы», «На дне», «Таланты и поклонники», «Великий коммунар» [7, с. 475].

В период НЭПа, в связи с переходом театров на хозрасчет, их функционирование осуществлялось с большими трудностями. Как показывают архивные документы, за короткое время с 1922 по 1926 гг. театральным коллективам губернии пришлось выдержать реорганизационную чехарду, слияние трупп, сокращение штатов, частую смену режиссеров и директоров, фактически осуществлявших функцию частных антрепренеров и действующих на основании договоров аренды. 22 сентября 1922 г. был заключен договор аренды семипалатинского театра им. Луначарского между организацией Семгубполитпросвет и Л.Н. Баским. Л.Н. Баской обязался сформировать труппу, «качественно отвечающих на запросы драматических постановок» [11, л.23], подготовить репертуар и организовать прокат подготовленных спектаклей. Кроме того в течение аренды труппе необходимо было давать бесплатные спектакли к советским праздникам (6 ноября, 3 января, 28 февраля и 1 мая 1923 г.), 2 спектакля для съездов, оставляя 25 бесплатных мест к каждой постановке [11, л.23]. Художественное оформление спектаклей ложилось на художников, с которыми Губполитпросвет также оформлял договоры на проведение работ.

Отличительной чертой театрального дела 20-х гг. ХХ в. являлось сохранение дореволюционной практики свободного перемещения актеров по театрам страны. Данным обстоятельством широко пользовались как столичные, так и провинциальные артисты. Как правило, из провинции актеры уезжали в столичные города – Москву, Петроград и в более обеспеченные отдаленные города Сибири, например в Красноярск. Массовый характер явления объяснялся относительно либеральным характером театральной политики периода НЭПа, сохранением традиций театра антрепризы и поисками лучших материальных условий для актеров.

В условиях НЭПа основополагающим элементом системы социальной защиты деятелей театрального искусства выступил профсоюз работников искусства - Рабис, пришедший на смену областному Союзу деятелей сценического искусства. Следствием деятельности профсоюзов стало внедрение в учреждениях губернии практики заключения коллективных договоров. Коллективный договор как официальный документ получил свое юридическое признание в стране после Октябрьской революции [6, с. 126]. 16 марта 1922 г. Наркомтруд СССР объявил коллективные договоры «основным методом регулирования труда» [6, с. 126]. В том же году был принят новый КзоТ, содержащий определение коллективного договора, под которым понималось соглашение, которое заключалось между профессиональным союзом как представителем рабочих и служащих, с одной стороны, и нанимателем с другой [6, с. 127].

Таким образом, с начала 1920-х гг. коллективный договор стал важнейшим документом, регламентирующим права и обязанности сторон. Так, по коллективному договору 1926 г. сотрудника театра им. Луначарского включались разделы: порядок и увольнение сотрудников, рабочее время, тарифная ставка, охрана труда и санитарно-гигиенические условия труда. У актеров устанавливалась шестидневная рабочая неделя (выходной день – понедельник); за просрочку заработной платы администрация несла финансовое наказание и должна была выплатить пени в размере 2% в день, если сумма не была выплачена вовремя; весомым пунктом было и предоставление работникам предприятий спецодежды, которая выдавалась бесплатно, а ее стирка и починка производилась за счёт работодателя [10, л.2].

Отдельный пункт документа оговаривал права членов профсоюзной организации. В пункте (11) «Прием и увольнения работников» зафиксировано: «В дополнении к ст. 5–10 Кодекса Закона о Труде устанавливается: администрация обязуется принимать на работу в первую очередь членов профсоюзов Рабис» [10, л.2]. В то же время, действие договора  распространялось «На всех работников, занятых по найму в зрелищном предприятии, независимо от того, состоят ли они членами союза Рабис или нет» [10, л.3].

Другим немаловажным аспектом театральной политики 20-х гг. ХХ в. стало введение в 1928 г. Художественного Совета [12, л. 27]. Вопросы улучшения качества пьес и введения Художественного Совета не только для крупных академических театров страны, но и на местах, были подняты Наркомпросом еще в мае 1927 г. Губернское руководство откликнулось на этот посыл несколько позже, введя в действие работу Художественного Совета с некоторым сужением задач. В состав самого Художественного Совета входил широкий круг лиц: от директора, отдельных крупных театральных работников до представителей профсоюзов, критиков, представителей искусства и просвещения [12, л. 43]. Документ решал две основные задачи: первая была направлена на повышение профессионального уровня, выпускаемой театральной продукции, вторая решала вопрос унификации, т.е. приведения работы всех стационарных театров страны на единую платформу, с выполнением однородных критериев и нормативов, что и произошло в стране ко второй половине 20-х гг. ХХ в. В целом распространение практики работы Художественных Советов по всему СССР необходимо рассматривать как соответствующее духу времени явление модернизации, значительно повлиявшее на упрочнение основ профессионального театрального дела в регионе.

Как показал проведенный анализ, начальные мероприятия театральных преобразований в Семипалатинской губернии стали проводиться еще на заре советской власти, в 1918 г. Региональными условиями их осуществления выступило несколько факторов, в том числе рост социальной значимости театра, приток и концентрация  в приграничной губернии в 1920–1923  гг. творческих сил из Центральных районов России. Несмотря на внутренние противоречия и ряд отступлений, предопределенных периодом НЭПа, практические действия властей включали последовательные шаги, направленные на выстраивание местной системы управления театрами как государственными учреждениями, расширения доступности и качества  театральных услуг для всех категорий населения, формирование регионального профсоюза работников искусства и включение его в общесоюзную систему, начало унификации  профессиональных критериев работы. Таким образом, комплекс мер, проведенных в 20-е гг. ХХ в. на Востоке Казахстана в рамках театральной политики большевиков, отражают их актуальность и прогрессивную направленность.

Литература:

  1. Государственный архив Восточно-Казахстанской области (ГАВКО).

Ф.13. Оп.1. Д.3.

  1. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 2. Д. 163.
  2. Декрет СНК РСФСР «Об объединении театрального дела» от 26 августа 1919 г. № 440 [Электронный ресурс] / Исторические материалы. Портал. URL: http:// http://istmat.info/node/38476 (дата обращения: 23.04.2020).
  3. Ескендиров, М.Г. Восток Казахстана: на стыке столетий (вторая половина XIX–начало XXI вв.) [Текст] /М.Г. Ескендиров. – Семипалатинск: СГПИ, 2005. – 312 с.
  4. Итоги всесоюзной городской переписи 1923 г., Resultats du Regensement de la Population Urbaine 1923. Часть II. Вып. 3, Население городов Союза ССР по занятиям, Крым, Азиатская часть РСФСР, Белорусская ССР [Текст]. – М.: ЦСУ СССР, 1925. – 391 с.
  5. Кулешов, Г.Н. История становление институтов коллективных договоров в России [Текст] Г.Н. Кулешов // Проблемы экономики и юридической практики. –2017. – № 2. – С. 126–128.
  6. Культурное строительство в Казахстане. Сборник документов и материалов [Текст] / под ред. М. А. Абдулкадырова. – Алма-Ата: Казахстан, 1965. – 567 с.
  7. Луначарский, А.В. Театр и революция [Электронный ресурс] / А.В. Луначарский. – Наследие А.В. Луначарского. Философия, политика, искусство, просвещение. – URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-3/teatr-i-revolucia/ (дата обращения: 8.07.2018).
  8. Объявление / Голос Алтая. 26 мая. 1918 г. / Государственный архив Восточно-Казахстанской области. [Электронный ресурс] / Портал URL:http://e-arhiv.vko.gov.kz/ru/Page/Index/1354 (дата обращения: 4.08.2017).
  9. Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области (ЦДНИ ВКО). Ф. 415. Оп.1. Д.286.
  10. ЦДНИ ВКО. Ф. 415. Оп.1. Д.10.
  11.  ЦДНИ ВКО. Ф. 416. Оп.1. Д 13.

 

References:

  1. Gosudarstvennyy arkhiv Vostochno-Kazakhstanskoy oblasti (GAVKO) F.13. Оp.1. D.3.
  2. GAVKO. F. 752. Op. 2. D. 163.
  3. Dekret SNK RSFSR «Ob ob"edinenii teatral'nogo dela» ot 26 avgusta 1919 g. № 440 [Elektronnyy resurs] / Istoricheskie materialy. Portal. URL: http:// http://istmat.info/node/38476 (data obrashcheniya: 23.04.2020).
  4. Eskendirov, M.G. Vostok Kazakhstana: na styke stoletiy (vtoraya polovina XIX–nachalo XXI vv.) [Tekst] /M.G. Eskendirov. – Semipalatinsk: SGPI, 2005. – 312 s.
  5. Itogi vsesoyuznoy gorodskoy perepisi 1923 g., Resultats du Regensement de la Population Urbaine 1923. Chast' II. Vyp. 3, Naselenie gorodov Soyuza SSR po zanyatiyam, Krym, Aziatskaya chast' RSFSR, Belorusskaya SSR [Tekst]. – M.: TsSU SSSR, 1925. – 391 s.
  6. Kuleshov, G.N. Istoriya stanovlenie institutov kollektivnykh dogovorov v Rossii [Tekst] G.N. Kuleshov // Problemy ekonomiki i yuridicheskoy praktiki. –2017. – № 2. – S. 126–128.
  7. Kul'turnoe stroitel'stvo v Kazakhstane. Sbornik dokumentov i materialov [Tekst] / pod red. M. A. Abdulkadyrova. – Alma-Ata: Kazakhstan, 1965. – 567 s.
  8. Lunacharskiy, A.V. Teatr i revolyutsiya [Elektronnyy resurs] / A.V. Lunacharskiy. – Nasledie A.V. Lunacharskogo. Filosofiya, politika, iskusstvo, prosveshchenie. – URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-3/teatr-i-revolucia/ (data obrashcheniya: 8.07.2018).
  9. Ob"yavlenie / Golos Altaya. 26 maya. 1918 g. / Gosudarstvennyy arkhiv Vostochno-Kazakhstanskoy oblasti. [Elektronnyy resurs] / Portal URL:http://e-arhiv.vko.gov.kz/ru/Page/Index/1354 (data obrashcheniya: 4.08.2017).
  10.  Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Vostochno-Kazakhstanskoy oblasti (TsDNI VKO) F. 415. Op.1. D.286.
  11.  TsDNI VKO F. 415. Оp.1. D.10.
  12.  TsDNI VKO. Ф. 416. Оп.1. Д 13.

 

 

Рахматулина Евгения Юрьевна

Кандидат исторических наук,

КГКП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник». Заместитель директора (Усть-Каменогорск, Казахстан).

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет». Научный сотрудник (Барнаул, Российская Федерация);  kalina200778@mail.ru

 

Статья выполнена при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации в рамках проекта  НШ-2693.2020.6  «Государственное регулирование социальных процессов в Центральноазиатском регионе России имперского и советского периодов».

 

 

Статья опубликована:

Рахматулина Е.Ю. Реализация театральной политики большевиков на Востоке Казахстана в 20-е гг. ХХ в. // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства: сб. ст. и материалов / cост. А.С. Макурина.  Челябинск : ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2020. С. 210-216.

 

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы