Аннотация: В работе рассматривается традиционный русский геометрический орнамент на примере уникальной коллекции полотенец конца XIX – середины ХХ вв., бытовавших в среде русских крестьян Юго-Западного Алтая из фондов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника. Выделены основные элементы орнамента, такие как ромб и солярный символ, и их варианты. Проводится характеристика выделенных элементов.
Ключевые слова: русский геометрический орнамент, Юго-Западный Алтай, старообрядцы, русское полотенце, музейная коллекция.
Marina Andreyevna Solonets
The East Kazakhstan regional architectural-ethnographic and natural-landscape museum-reserve
Junior researcher
solonec.m@mail.ru
Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan
ARCHAIC SYMBOLISM OF RUSSIAN TOWELS ON THE EXAMPLE OF THE STOCK COLLECTION OF THE EAST KAZAKHSTAN ETHNOGRAPHIC MUSEUM-RESERVE
Annotation: the article considers traditional Russian geometric ornament on the example of a unique towels’ collection of the late XIX – mid-XX centuries, which were used among Russian peasants of the South-Western Altai from the funds of the East Kazakhstan regional architectural - ethnographic and natural-landscape museum-reserve. The main elements of the ornament, such rhombus and solar symbol, and their variants are highlighted. The selected elements are characterized.
Key words: Russian geometric ornament, South-Western Altai, old believers, Russian towel, Museum collection
Традиционный вышитый узор выступает в народной культуре как древний способ преобразования мира и описание мировосприятия человека в сжатой форме. Исследование символов дохристианских языческих верований древних славян является одним из путей, позволяющих заглянуть в глубокое прошлое. Наши предки жили в символическом мире, несущем огромную информацию, и следы этой информации дошли до наших дней в немногочисленных сохранившихся артефактах - предметах быта, одним из которых является орнаментированное полотенце. Рушниковый орнамент предстает свидетелем многовековой этнической истории.
Орнамент очень выразительно, образно объективирует внутреннюю устремленность крестьянского мастера понять и отобразить окружающую его действительность, явления всемогущей природы, а также защитить себя от злых сил.
Генеалогические корни геометрических орнаментов уходят во времена неолита. Геометрический орнамент одинаков у всех народов, символизировал пожелания добра, должен был нести удачу и благополучие, способствовать продлению рода, защищать от воздействия злых сил. Наносимые узоры обязательно несли в себе строгий смысл, послание богам и информацию для окружающих о хозяине вышитой вещи.
Этнографические коллекции зафиксировали геометрическую орнаментику русского прикладного искусства уже на стадии ее разложения в период постепенного исчезновения традиционного домашнего производства и проникновения в деревню фабричных товаров и городской моды. В X–XII веках геометрическая и животно-растительная орнаментика сохраняла магическое значение. XII–XIV века были переходным периодом. Языческие верования все более стирались, нередко сливаясь в своеобразный сплав с христианскими. Точный языческий смысл древних магических сюжетов вышивки и тканья постепенно забывался. В последующее время архаические вышивки все более становились просто украшениями [1. с. 61].
Коллекция традиционных полотенец русских крестьян, собранная в Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике, по праву оценивается специалистами как уникальная, одна из интереснейших в алтайском регионе, благодаря тому, что территория Юго-Западного Алтая, являлась очагом старообрядчества на протяжении трех столетий. По времени изготовления полотенца датированы концом XIX – первой половиной XX века. Коллекция позволяет выявить особенности декора, орнаментальные мотивы, их сочетания, которые являются общими для всех русских, но орнаменты, выполненные крестьянскими мастерицами Южного Алтая, представляют собой локальные композиционные варианты, аналогов которых пока не обнаружено [12, с. 99].
Крестьяне-староверы, жившие на территории современной Восточно-Казахстанской области, сумели сохранить старую русскую традиционно-бытовую культуру. Благодаря окраинному положению, обособленности селений, расположенных среди гор, известному консерватизму, распространявшемуся не только на вопросы веры, но и на весь уклад жизни, рушниковый орнамент, вплоть до начала XX века, сохранял древнейшие архаические элементы.
Знаки узора считались священными, их воспроизводили из поколения в поколение, от матери к дочери, ничего не меняя в рисунке. Традиционность, как важнейшая характеристика народного искусства, обеспечивала сохранение и активное использования наследия, поскольку в каждом конкретном произведении от старшего поколения к младшему передавался определенный опыт: образы, композиционные построения, приемы рукоделья.
Геометрический орнамент считается наиболее древним из всех видов. Архаичность русского геометрического орнамента не подлежит сомнению, но точно датировать его появление пока нет возможности [14, с. 308] .
Полотенцам из коллекции музея-заповедника характерна архаичность орнаментов, исходя из их очертаний, связанных с древними технологиями выполнения узоров на ткани. Можно выделить следующие характерные особенности местной орнаментики, присущие всем восточным славянам:
1) Орнаментику на полотенцах следует отнести к разряду орнамента линейного и геометрического.
2) Сложный раппортный орнамент оставался неизменным на протяжении веков и передавался из поколения в поколение. Все узоры исполнялись наизусть и заимствовались вышивальщицами или ткачихами друг у друга.
3) Любой орнамент составляется из отдельных самостоятельных фигур, повторяемость, комбинация и симметричное расположение которых и создает орнамент.
4) Двухсторонность, т.е. не только известная чистота изнанки, но совершенная ее тождественность с лицом, - требование, которое перешло даже и к позднейшей вышивке крестиком.
5) В орнаменте части одних фигур одновременно принадлежат другим.
6) Раппортный узор повторяется многократно и бесконечный во всех направлениях.
7) Инкрустированность орнамента, при которой фон является осмысленно заполненным и дает такие же самостоятельные фигуры, как и сам узор. То есть, узор и фон равнозначны, и могут читаться в обратном порядке, как негатив и позитив.
8) Преобладание в большинстве орнаментов красного цвета, с небольшими вкраплениями синего и черного.
В рушниковом орнаменте широко используются первознаки геометрического порядка. При всей абстрактности, их корни - в наблюдениях за природой, окружающим миром, животными, растениями, космосом.
Семантика отдельных мотивов и образов геометрического орнамента признана в науке. Архаические узоры были связаны с культом плодородия, с поклонением силам природы.
Можно выделить устойчивый набор простых узоров, которые являются основой для составления сложных символов. Так, точка символизировала зерно, прямая горизонтальная линия – землю, волнистая – воду, крест – это изображение огня, ромб, круг или квадрат читался как небесный огонь – солнце (рисунок 1). [15, с. 160]
Рисунок 1. Простые узоры: 1) «зерно»; 2) равноконечный крест; 3) 5-лопастный крест; 4) косой крест; 5) ромб; 6) «зубец».
Рисунок 2. Ромб в орнаменте: 1) «репей» с продленными сторонами; 2) «лягушка» ромб с крюками; 3) ромботочечный мотив; 4) концентрические ромбы; 5) гребенчатый ромб.
С архаических времен ромб – универсальный символ плодородия и чадородия, неразрывно связанный с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа, и как Великая Женщина - Мать, и, следовательно, как первопредок [12, с. 105].
Геометрический ромб – главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у славян считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимали как лучи солнца. О связи ромбических мотивов с древним культом солнца говорит народное название из ромбов с ровными краями – «круги», «кружочки». В вышивке и узорном ткачестве круг благодаря особенностям техники выполнения приобрел форму ромба. [11, с. 308]
Очертания ромба были разнообразными: с выступами по углам, пересеченный двумя диагоналями, гребенчатый, с попарно отходящими от его углов спиралями, и т. д. Ромбы в узорах располагались цепочкой друг за другом или сочетались с другими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой.
Пустой в середине ромб означал землю или твердь. Распространенным мотивом орнамента является т.н. «репей» или «репеечек» – гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу (рисунок 2.1). Свое название он получил из-за сходства с репьем лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни, является эквивалентом древа жизни, символом матери-земли. На полотенцах из коллекции музея-заповедника элемент орнамента «репей» встречается очень часто. На рисунке 3.1 представлен фрагмент полотенца ГИК 18-5774, с вытканным элементом «репей», мастерица Минаева Василиса Сидоровна, 1880 г.р. из села Тургусун, Зыряновского района.
Так называемый ромботочечный мотив исследователи связывают с архаическими представлениями о вспаханной и засеянной земле, с началом жизни, с образом плодородия, плодородной почвы, достатка, изобилия (рисунок 2.3). В этом случае ромб изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромбика с кружками в каждом. Например, четкий ромботочечный мотив прослеживается на основном полотне полотенца ГИК 3-615, изготовленного мастерицей Бородулиной М.А. из села Орловка, Глубоковского района в 1930 г. (рисунок 3.2).
Ромб с крючками на верхней и нижней вершинах, изображенный на тканой проставке полотенца периода начала ХХ в. ГИК 19-6142, называется местными «лягушка» (рисунок 3.3). Полотенце изготовлено Бердюгиной Феклой Николаевной, 1885 г.р. из села Бородино, Зыряновского района. Мотив «лягушки» – воплощает представления ранних земледельцев о богине-рожанеце, это символ женского начала в природе, символ плодородия (рисунок 2.2).
Часто используются в орнаменте ромбы с крючьями, между которыми помещаются маленькие ромбики. Такие фигуры очень напоминают поясные изображения женщин, помещенных на двух или четырех вершинах ромбов. Иногда половинки таких ромбов размещаются в шахматном порядке в орнаментированной проставке полотенца. Изящные фигурки образуют ряд, похожий на хоровод девушек [13, с. 77]. Например, полотенце ГИК 19 – 6294 периода конца ХIХ в. (рисунок 3.5). Мастерица Литвинова Аксинья Александровна, 1868 г.р. из села Чистый Яр изобразила на основном полотне женские фигурки старинным швом «набором» или по местному названию «по-мелкому».
На основном полотне полотенца ГИК 3 - 630 вышивальщица Гуслякова Пелагея Прокопьевна, 1904 г.р. из села Бутаково швом «набором» изобразила концентрические гребенчатые ромбы (Рисунок 3.4). Концентрические ромбы являются не редким мотивом декорирования полотенец на Юго-Западном Алтае, с точкой в центре они передают представления об устройстве мира: царство мертвых, царство живых и центр земли (рисунок 2.4) [11, 308 с.].
Также половина гребенчатого ромба читалась как дерево (рисунок 2.5) [16, с.79]. Изображения священного дерева являлись одним из важных орнаментальных мотивов. Изображения эти всегда стилизованные, не натурные. Из этого следует заключить, что они представляли не реальное дерево, а некую идею. Мировое древо выступает как звено между вселенной (макрокосмом) и человеком (микрокосмом), являясь местом их пересечения. Образ мирового древа гарантировал целостный взгляд на мир, определение человеком своего места во вселенной. [10]
Рисунок 3. Архаическая символика полотенец русских крестьян Юго-Западного Алтая из коллекции ВКЭ музея-заповедника. [3-8] Фрагменты полотенец: 1) ГИК 18 - 5774 (1925 г.), с. Тургусун, Зыряновский р-н. 2) ГИК 3-615 (начало 1930-х гг.), с. Орловка, Глубоковский р-н. 3) гик 19 - 6142 (начало ХХ в.), с. Бородино, Зыряновский р-н. 4) ГИК 3-630, (1931 г.), с. Бутаково. 5) гик 19 - 6294 (конец ХIХ в.), с. Чистый Яр. 6) ГИК 19 - 6372 (начало ХХ в.), с. Снегирево, Зыряносвкий р-н. 7) гик 18 - 5774 (1925 г.) с. Тургусун, Зыряновский р-н. 8) гик 9-1924 (20-е гг. ХХ в.), с. Белое, Катон-Карагайский р-н. 9) ГИК 23 - 8350 (1920 г.) с. Путинцево, Зыряновский р-н.
В народной геометрической орнаментике встречаются также восьмиугольная розетка, состоящая из восьми лепестков-лопастей, соединявшихся в центре, а также косые кресты или два соединенных вершинами треугольника. Последние две фигуры возникли, очевидно, в результате необходимости заполнить свободное пространство между помещенными в ряд ромбами и создать крепкую, ритмически организованную полосу [11, 308 с.].
Вторым по распространенности символом является свастика – крест с крюками (загнутые концы). Этот знак бытовал у русских крестьян с древнейших времен. В русском геометрическом орнаменте свастика разнообразного вида встречается повсеместно. Крюков могло быть 4, 8, 12, 16, 20, 24. Таким образом, крюк является основным элементом этого узора и крестьянки представляли вышивку как состоящую из определенного числа крюков: «Скольки-крюшный у тебя гылунец-то?» [2, с. 421]. Свастикальные знаки местные мастерицы называли «крюшными», а в зависимости от числа крюков «четырехкрюшный», «восьмикрюшный» и т.д. (рисунок 3.7, 3.8, 3.9). «Крюшный» узор – это отражение величайших открытий древнего человека: осознание пространства, четырех сторон света, постижение бесконечности движения мира. Являясь по сути солярным (солнечным) знаком, свастика олицетворяла собой верховное божество, а также жизненную силу человека, его душу [9]. На рисунке 4 изображены некоторые свастики, встречающиеся на декорированных проставках русских полотенец Юго-Западного Алтая.
Рисунок 4. 1) четырехкрюшный; 2) восьмикрбшный; 3) двенадцатикрюшный; 4) шестнадцатикрюшный; 5) двадцатичетырехкрющный.
Исследователями не однократно отмечалось, что первоначальная семантика сложных древних сюжетов забыта. Мастерицы в XIX – начале XX веков давали древним мотивам собственные названия, часто основанные на зрительных ассоциациях. Названия знаков «репей», «крюшный», «лягушка», «засеянное поле» и др. нельзя толковать буквально. Это просторечные названия, данные им крестьянками-ткачихами. При этом в каждой местности эти знаки называли по-своему. Такие короткие названия удобно использовать во время тканья или обсуждая работу с соседкой. Но за этими знаками стоят гораздо более глубокие, космогонические понятия, отражающие миропонимание русского народа.
Таким образом, изучение орнаментального ряда декорированных полотенец русского населения Юго-Западного Алтая из коллекции музея-заповедника дает возможность говорить об их безусловной уникальности. Следует отметить, что, несмотря на относительно позднее создание полотенец коллекции музея-заповедника (конец ХIХ - начало ХХ веков), их орнаментированные концы сохранили композиции, содержащие архаические мифологические сюжеты. В орнаментике полотенец воплощена идея о единстве жизни и смерти в образах мирового древа и богине-рожаницы, прародительнице всего живого. Четко проявляются в вышивке и тканье отзвуки древнего культа Солнца, которые проявляются не только в очертании ромбических узоров, но и в их расцветке. Узоры алтайских крестьянок словно солнце на закате, пылают красным, оттененные небольшими вкраплениями синего и черного. Мастерицы строили все части узора в едином ритме, в едином модуле. От этой закономерной связи мельчайших частей и целого во многом зависит то незабываемое впечатление, которое производят на зрителя образцы искусства алтайских рукодельниц, сохранивших в себе память о давней культуре.
Литература:
- Амброз, А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа / А.К. Амброз // Cоветская археология. – 1966. – № 1. – С. 61-76.
- Бломквист, Е.Э. Искусство Бухтарминских старообрядцев / Е.Э. Бломквист // Бухтарминские старообрядцы. – Л. – 1930. – С. 397-432.
- Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник (ВКОЭМЗ) // Главная инвентарная книга (ГИК) 3. – Усть-Каменогорск: [б. и.]. – 1977. – 99 с.
- ВКОЭМЗ // Гик 8. – Усть-Каменогорск: [б. и.]. – 1977. – 99 с.
- ВКОЭМЗ // Гик 9. – Усть-Каменогорск: [б. и.]. – 1977. – 99 с.
- ВКОЭМЗ // Гик 18. – Усть-Каменогорск: [б. и.]. – 1977. – 99 с.
- ВКОЭМЗ // Гик 19. – Усть-Каменогорск: [б. и.]. – 1977. – 99 с.
- ВКОЭМЗ // Гик 23. – Усть-Каменогорск: [б. и.]. – 1977. – 99 с.
- Макагонов, П.В. Русский традиционный орнамент как знаковая система / П.В. Макаганов. – Тверь: Тверской Государственный университет, 2014. – 76 с.
- Пахомова, А.В. Семантика изобразительного ряда на предметах быта славян / А.В. Пахомова // Автореферат канд. культурологии. – Москва: изд. Центр ГАСК. – 2004. – 36 с.
- Русское декоративное искусство ХIХ – начало ХХ века. Том 3. – Москва: Искусство, 1965. – 415 с.
- Русакова, Л.М. Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири / Л.М. Русакова // Сборник. – Новосибирск: Наука, 1987. – С. 99-125.
- Русакова, Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири / Л.М. Русакова //. – Новосибирск: Наука, 1989. – 173 с.
- Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. – Москва: Наука, 1981. – 380 с.
- Шведова, И.В. Знаки и образы черноузорных рубах Белгородской области / И.В. Шведова // Знаки и знаковые системы народной культуры. Знаковедение. Книга 1. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Знаки и знаковые системы народной культуры». – 2016. – С. 160-175.
References:
- Ambroz, A.K. O simvolike russkoy krest'yanskoy vyshivki arkhaicheskogo tipa / A.K. Ambroz // Covetskaya arkheologiya. – 1966. – № 1. – S. 61-76.
- Blomkvist, E.E. Iskusstvo Bukhtarminskikh staroobryadtsev / E.E. Blomkvist // Bukhtarminskie staroobryadtsy. – L. – 1930. – S. 397-432.
3. Vostochno-Kazakhstanskiy oblastnoy arkhitekturno-etnograficheskiy i prirodno-landshaftnyy muzey-zapovednik (VKOEMZ) // Glavnaya inventarnaya kniga (GIK) 3. – Ust'-Kamenogorsk: [b. i.]. – 1977. – 99 s.
- VKOEMZ // Gik 8. – Ust'-Kamenogorsk: [b. i.]. – 1977. – 99 s.
- VKOEMZ // Gik 9. – Ust'-Kamenogorsk: [b. i.]. – 1977. – 99 s.
- VKOEMZ // Gik 18. – Ust'-Kamenogorsk: [b. i.]. – 1977. – 99 s.
- VKOEMZ // Gik 19. – Ust'-Kamenogorsk: [b. i.]. – 1977. – 99 s.
- VKOEMZ // Gik 23. – Ust'-Kamenogorsk: [b. i.]. – 1977. – 99 s.
9. Makagonov, P.V. Russkiy traditsionnyy ornament kak znakovaya sistema / P.V. Makaganov. – Tver': Tverskoy Gosudarstvennyy universitet, 2014. – 76 s.
10. Pakhomova, A.V. Semantika izobrazitel'nogo ryada na predmetakh byta slavyan / A.V. Pakhomova // Avtoreferat kand. kul'turologii. – Moskva: izd. Tsentr GASK. – 2004. – 36 s.
11. Russkoe dekorativnoe iskusstvo ХIХ – nachalo ХХ veka. Tom 3. – Moskva: Iskusstvo, 1965. – 415 s.
12. Rusakova, L.M. Traditsionnye obryady i iskusstvo russkogo i korennykh narodov Sibiri / L.M. Rusakova // Sbornik. – Novosibirsk: Nauka, 1987. – S. 99-125.
13. Rusakova, L.M. Traditsionnoe izobrazitel'noe iskusstvo russkikh krest'yan Sibiri / L.M. Rusakova //. – Novosibirsk: Nauka, 1989. – 173 s.4.
14. Rybakov, B.A. Yazychestvo drevnikh slavyan / B.A. Rybakov. – Moskva: Nauka, 1981. – 380 s.
15. Shvedova, I.V. Znaki i obrazy chernouzornykh rubakh Belgorodskoy oblasti / I.V. Shvedova // Znaki i znakovye sistemy narodnoy kul'tury. Znakovedenie. Kniga 1. Materialy I Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Znaki i znakovye sistemy narodnoy kul'tury». – 2016. – S. 160-175.
Солонец Марина Андреевна
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, младший научный сотрудник
Казахстан, Усть-Каменогорск
< Prev | Next > |
---|