• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научные Мышко А.С. Обработка шерсти и изготовление валенок крестьянами Юго-Западного Алтая. Инструменты и приспособления (из архива музея-заповедника)

Мышко А.С. Обработка шерсти и изготовление валенок крестьянами Юго-Западного Алтая. Инструменты и приспособления (из архива музея-заповедника)

Аннотация: В работе раскрывается одна из важнейших отраслей хозяйственной жизни крестьянства, в данном случае крестьян Юго-Западного Алтая. На основе материалов собранных в музейных экспедициях, а так же легенд  экспонатов, хранящихся в фондах музея-заповедника вырисовывается картина деревенского хозяйства конца ХIХ – начала ХХ в. Шерсть и ее обработка, изготовление валенок было важнейшей составляющей в жизни крестьян, поэтому владение ремеслом катания валенок являлось почетным.

Ключевые слова: валенки, пимы, чёсанки, лук, колодки, рубель, шерсть, катать.

 

Говоря о валянии шерсти и изготовлении сукна, восточные славяне употребляют один и тот же глагол «валять», об изготовлении войлока иногда говорят «катать». Что касается валяной из шерсти обуви (валенки, катанки, пимы), то она появилась сравнительно недавно. Однако войлочные кошмы (полсть, войлок, волик, кошма) и шляпы из войлока восточные славяне делают издавна. [3c.199]

Крестьяне Юго-Западного Алтая изготовляли и широко пользовались валенками, потому как зимы в этих краях всегда были морозными и многоснежными.

С. Белокаменка, Глубоковский район. Информатор: Худякова Агриппина Ивановна, 1906 г.р., уроженка с. Орловка Глубоковского р-на, православной веры. Зимой носили на ногах бутылы и пимы, пимы с портянками. 32 тетрадь №2. Ефремова А.Н., 1979г., с. 29 С. Верх-УбаШемонаихинского района. Информатор: Салапова Мария Потаповна, 1903 г.р., «веры единоверческой - поповской». Зимой ходили в бутылах, в пимах, чулки вязанные или скатанные из шерсти. 32 тетрадь №3 Ефремова А.Н., 1979 г. с.46[1 с.46]

С. Верх-Уба Шемонаихинского района. Информатор: Данилова Анна Кондратьевна, 1884 г.р., «поморской веры». Зимой ходили в бутылах, в пимах, чулки, вязанные или скатанные из шерсти. 32 тетрадь №3 Ефремова А.Н., 1979 г. с.47[1]

Глубоковский район (?). Богатые носили валенки – «самокатки». 1\33. Тетрадь№1. Подгорбунская Т.Ф., 1979-80 гг.с.6.[1с.6]

С. Кокпекты, Кокпектинского района Семипалатинской области. Информатор: Бычкова Клавдия Георгиевна, 1908 г.р., русская. Казаки. Зимой носили валенки (пимы, катанки) и сапоги. У отца были валенки ирбитские, из белой шерсти с красным орнаментом. 1\378. Илющенко Е.Ф., 1989 г. с. 3. С. Бутаково, Лениногорский горисполком. Информатор: Колмакова Марфа Алексеевна, 1893 г.р. уроженка и жительница с. Бутаково, самодуровской веры. Пимы носили только старые старики и старухи. 32 тетрадь №3 Ефремова А.Н., 1979 г. с.37[1с.37]

Курчум, Курчумский район. Информатор: Шевченко Иван Дмитриевич, 1907 г. р. В 20-е годы русские носили валенки катанные. 32 тетрадь №2. Ефремова А.Н., 1979г., с. 37.[1с.37]

Изготовлением занимались специалисты, крестьяне с богатым опытом этого дела и те, у кого это лучше всего получалось.

С. Огневка, Уланский район. Информатор: Бостоногов Алексей Парфирович, 1918 г.р., уроженец с. Медведки, Катон-Карагайского района. Отец его Бостоногов Порфирий Васильевич, 1883 г.р., уроженец этого же села, был крестьянином, одновременно нанимался в качестве пильщика (пилил лес маховой пилой), зимой был пимокатом. 1\103 Зав. отделом русской этнографии Яковлев А.А. 1985 г., с. 51[1с.51]

С. Коробиха, Катон-Карагайский район. Информатор: Акулова Татьяна Дорофеевна, 1921 г.р., уроженка Коробихи. Валенки катали специальные люди. Б\н Зав. отделом русской этнографии Яковлев А.А. 2005 г., с. 3[1]

С. Коробиха, Катон-Карагайский район. Информатор:Чалов Корней Никифорович, 1905 г.р., уроженец Коробихи. Была своя пимокатная в колхозе. 64\б Лопатин П.И., 1981г., с. 13-14[1с.13-14]

г. Зыряновск. Информатор: Самойлов Степан Васильевич, 1920 г.р., родом из с.Солоновка, кержак. И его жена – Пестрова (девичья – Полторакова) Надежда Абрамовна, 1929 г.р., родом изс. Никольского, Зыряновского района.

С.В.: Вырос в деревне Солоновка, там бригада была, нас человек пять, для колхозников валенки катали. Мне 18 еще не было, где-то 16, ну я рослый был.[1с.17-20]

Процесс производства валяной обуви  состоит из следующих этапов: 1. Подготовка сырья. 2. Чесание и получение ватных полуфабрикатов. 3. Изготовление основы. 4. Валка. 5. Сушка. 6. Отделка.

Подготовка сырья состоит из ряда операций. Рассортировка шерсти по видам, цветам, засоренности. Разрыхление и очищение шерсти. Смешивание по определенному рецепту.

Используется шерсть овечья натуральная (главным образом осенней стрижки и поярковую, то есть шерсть первой стрижки ягнят грубошерстных пород). Валяную обувь производят не из одной какой-либо шерсти, а из  смеси различных ее видов.[2 с.434]

г. Зыряновск. Информатор: Самойлов Степан Васильевич, 1920 г.р., родом из с.Солоновка, кержак. И его жена – Пестрова (девичья – Полторакова) Надежда Абрамовна, 1929 г.р., родом изс. Никольского, Зыряновского района.

Шерсть для валенок идет осенняя, осенней стрижки простой овечки, никакой вот сейчас, именно простой, весенней стрижки подмешивали немножко, ну мало, она не идет, Б\н Елизарова Л., Шарабарина Т., 2007 с. 17-20.[1с.17-20]

Стригут овец два, реже три раза в год, обычно в начале мая и в конце сентября. Ножницы для этого делают из цельной полосы стали: рукоятка загнута кольцом, поэтому в винте, соединяющим лезвия нет необходимости.  Из непряденой шерсти делают войлок (валять), головные уборы, обувь. В обоих случаях шерсть сперва подвергают предварительной обработке: ее чешут или бьют. Шерсть чаще всего отдают чесать специальным рабочим, которые либо чешут ее на шерсточесалках, либо бьют с помощью приспособлений. [3с.198]

Чесание смески производится на чесальных машинах. С этих машин смеска выходит в виде одинаковой по толщине ватки, которую навивают на обтянутые тканью валики конической формы.

г. Зыряновск. Информатор: Самойлов Степан Васильевич, 1920 г.р., родом из с.Солоновка, кержак. И его жена – Пестрова (девичья – Полторакова) Надежда Абрамовна, 1929 г.р., родом изс. Никольского, Зыряновского района.

Шерсть должна быть на шерстобитке. Она где-то такая по ширине (показывает руками с метр). Где-то вот один, второй, третий, мельче, мельче. Она делает шерсть нежнее. Для валенок ручной работы шерсть должна быть очень чувствительная, нежная, пухлая. Она ее разбивает. Ну, наколотили  там, она ещё долго стоит. Шерсть сама по себе не садится.  Потом мы ее, но это уже для себя, для нежности, на струне били вручную. Вот эта струна – это такая полка метра два на конус сделанная. И из бараньих кишок струна специальная, она 40 метров, ее разматывают. И вот эту шерсть эта струна делает как пух. Б\н Елизарова Л., Шарабарина Т., 2007 с. 17-20.[1с.17-20]

Рабочие последней категории не только бьют шерсть, но и валяют из нее различные вещи; поэтому их называли не только шерстобиты, деруны, волнотёпы, но и так же катальщики, валенщики, пимокаты, шаповали.

Основной инструмент шерстобита – лук, который чаще называют лучок, олук, шерстобило, струна. По названию этого инструмента можно предположить, что раньше его делали из гнутого дерева, однако теперь гнутые луки вовсе не встречаются; они всегда сделаны из прямой палки длиной около 240 см. Тетиву лука, сделанную из кишок быка или другого животного (так называемая струна, реже – тетива), натягивают на концы палки с помощью двух деревянных пластин. Эти пластины называются кобылки. Этот инструмент вешают на длинной палке на стену так, чтобы он был повернут к рабочему струной. [3с.198]

Лук. КП НВ-25-13611-1 (фото 1).

Приспособление для битья шерсти (работает в совокупности с «битком» и «решеткой»), очищает ее от мусора и примесей. Представляет собой длинную палку, в качестве основания, на концах которой вделаны кобылки, на них натянута струна. Кобылки – деревянные пластины, приделанные палке с помощью шиповых соединений. Одна из кобылок «г» - образная, другая – широкая, фигурная с круглыми сквозными отверстиями в количестве 6 штук.

Струна, сделанная, вероятно, из кишок (скрученная в веревочку) натянута на кобылки и привязана к основанию кожаными ремешками. В основании на концах имеются  прорези, за которые привязаны кожаные ремешки. Имеются так же сквозные отверстия, в которые вставлена веревка. Материал: Дерево, кожа Техника: Деревообработка. Размер:  205Х31Х8,5 см. Датировка: начало ХХ века[1 КП НВ-25-13611-1]

По этой струне рабочий бьёт специальной колотушкой, которая в разных губерниях имеет разные формы. Колотушка носит названия: катеринка, биток, било. Для нее характерно отверстие, в которое рабочий просовывает руку, и прямой короткий выступ в форме ключа на переднем ее конце. Этим выступом рабочий тянет струну на себя, одновременно ударяя по ней сверху. Иногда вместо выступа делают зарубку в 2 см, в этих случаях струну не тянут, а только ударяют по ней. Обычно длина такого била 30-40 см, ширина – 10 см, а толщина – 4см. [3с.199]

Биток. КП НВ-25-13611-2

Приспособление для шерстобития, используется в совокупности с луком. Представляет собой фигурную деревянную заготовку,  изготовленную из доски толщиной 3,8 см. Форма дугообразная, ширина  около 10 см по длине не одинаковая. С небольшим смещением от центра имеется сквозной прямоугольный  вырез в качестве ручки. Рабочая часть отшлифована и имеет выступ.Материал: Дерево Техника: Деревообработка. Размер:  44Х10Х3,8 см. Датировка: начало ХХ века[1 КП НВ-25-13611-2]

Шерсть находится под большой струной, ее кладут на решетку, которую вешают на стену. Решетка обычно сделана из тонких (1 см) деревянных планок в 1 м длиной 2-3 см шириной. Они связаны шпагатом таким образом, что между каждыми двумя планками остается промежуток в 0,5-1,2 см. Под ударами била струна сильно вибрирует, касается шерсти, взбивает ее, делает мягкой и отделяет сор, который падает в промежуток между планками. Когда шерсть бьют, ее непременно посыпают мукой.[3с.199]

Решетка. КП НВ-25-13611-3

Приспособление,  используемое в совокупности с «луком», предназначенное для раскладки на ней шерсти при битье струной. Представляет собой конструкцию, изготовленную из планочек (2,5 см шириной), связанных между собой кожаными ремешками, на расстоянии 1-1,2 см. Кое-где планочки заменены круглыми палочками. Материал: Дерево, кожа. Техника: Деревообработка. Размер:  93Х89 см. Датировка: начало ХХ века.[1 КП НВ-25-13611-3]

Валяную обувь могут изготавливать и без навивания на конус. В этом случае ватке с чесальных машин придают форму распластанного валенка, слегка уплотняют выкатыванием, затем сгибают по форме чулка и сращивают по краям, обкладывают шерстяным пластом и снова уплотняют.[2с.434]

г. Зыряновск. Информатор: Самойлов Степан Васильевич, 1920 г.р., родом из с.Солоновка, кержак. И его жена – Пестрова (девичья – Полторакова) Надежда Абрамовна, 1929 г.р., родом из с. Никольского, Зыряновского района. И вот который закладывает, он не вешает шерсть, сказали: женские там, мужские. Пять фунтов, на фунты всё вешали, три фунта, шесть фунтов – это мужские валенки. Сбитую шерсть на полотно расстилает. И вот ее сверху и до колодки начинает посаживать. Обыкновенное из материалу полотно, оно всё время грязное такое, его там чистое и не надо. Разбиваем эту шерсть, он накладывает. А эта шерсть, которую струной обивали – эта годится для сростки. Сростка это…. Вот голяшка отсюда, отсюда, носок, пятка, все сделано ленточками такими аккуратными (показывает, как делали края, в каких местах соединяются при помощи швов-сростков). И вот он закладывает, потом из-под струны шерсть пересыпает, и она шьёт, соединяет. Ну а потом стирка начинается.

На полотно закладывают шерсть по выкройке, по размеру валенка. Просто, примерно, на глаз. Она у него одна, ну женские, мужские, детские – маленькие. Всё вот это делается по размеру человека. Шесть фунтов – мужской валенок.

Расстелют на полотно, дальше начинают размер делать, выкраивает там – край вот там, так головку формировать и перекладывает. Во внутрь тоже стелили прокладушку с материала, чтоб она не соединилась меж собой. Всё это ещё только сухое. А потом, заложили всё это, немножко воды в рот берёт и прыскает, чтоб она влажная стала такая. И потом закладывает её обратно, закрывает тряпкой и начинает помаленьку крутить. Просто рукой! Как тесто…, даже нежнее, там порвать нельзя. Покрутил, один оборот сделал, потом второй – немножко, 3-ий, 4-ый, 5-ый, 6-ой на все лады крутит. Когда шерсть, валенное, примет свою форму, ну она большая конечно – здоровый валенок. И вот потом, ещё сухой, сделал один оборот, вытаскивает тряпку эту и начинает накрест (мы называли), валенок ложат на голяшку, раскладывает и заворачивает, проверяет руками как где чё, всё нормально. На этот крест опять в тряпку заворачивает. На крест – ну, валенок лежит, а на его крест ложишь, ставишь и размещаешь (голенище и стопа на угол). Это само себе оно показывает. Вот это самое страшное в валенке, когда закладываешь, потом очень трудно выправлять, она уже шерсть пошла. Когда пойдёт шерсть на катку, её очень осторожно надо делать. То есть когда на крест, надо угол выдержать правильно. Вот эту головку, это самое главное. Ну а потом он руками там шарит, где чё, всё нормально, опять сворачивает и начинает катать. Тут уже безопасно, катает, болтает, там уже не он, а может любой заниматься. Пять человек нас, было, сделал и говорит: «На, Гришка, катай его. Б\н Елизарова Л., Шарабарина Т., 2007 с. 17-20.[1с.17-20]

Валка заключается в дальнейшем уплотнении основы при помощи стирки. Температура воды постепенно повышается до 60-65 градусов. Для лучшего сцепления волокон шерсти основу перед валкой обрабатывают слабым раствором серной кислоты. Нормальным считается такое уплотнение, когда объёмный вес обуви равен примерно 0,4 г. на 1 см кубический.[2 с. 435]

г. Зыряновск. Информатор: Самойлов Степан Васильевич, 1920 г.р., родом из с.Солоновка, кержак. И его жена – Пестрова (девичья – Полторакова) Надежда Абрамовна, 1929 г.р., родом изс. Никольского, Зыряновского района.

Ну, всё это делается вручную и прямо нежно так делается, чтобы лишнюю шерсть никуда не угнать – это главное в закладке. А потом хорош! Проверили накрест и готовый к стирке! К стирке ложим его, мы тогда кислоту ложили немножко. Чёрт её знает какая? Покупали, возили её. Потом положим 3-4 пары, наутро стирать будем. Вечером положим и часа 4-3 они должны полежать в кислоте, в бочке деревянной, тогда железных небыло. Вот в этой бочке полежала она там. Ну, мы обычно часа в 2-3 ночи приходили стирать. А утром к 7 часам мы уже отстирались. Как стирались? Из воды вытаскиваешь его, он обтечет, и потом начинаешь его шевелить. Тоже нежность нужна в человеческих руках. Его в воду и помаленечку, в сильно горячей воде не будешь держать, руки не терпят. И вот значит, постираешь, первую жанку сделаешь одному, второму и смотришь – это моя пара, а это твоя пара…. Вода, в которой стираешь, чистая, только горячая, ничего не добавляли. Шерсть порошки не любит. Ну вот, отстирали, первую отжатку сделали: это моя пара, это твоя… и вот перкур. Человек работает в трусах, голый. Жарко там, холодно будет, валенок не будет работать. Вот первую сделаешь, потом вторую, и притом шерсть разная, одна быстро идет на усадку, а другая плохо идет. Но потом уже шерсти появились… породу овец стали менять и шерсть уже хуже, и хуже, и хуже. А простая овещка, она у нас не крупная, но шерстливая. Шерсть у нее очень хорошая. На валенок особенно. Вот откатал его один раз, потом второй. Опять то же самое, опять погружу его в горячую воду.

Инструмент – вот такая арматуринка, сантиметров 40, в сечении – 20 мм. И квадратная в сечении. Второй инструмент – деревянный рубель. Были и металлические рубели. Вот я в артели «Победы» в Усть-Каменогорске работал, там уже были. Вот я валенок ложу на верстак, на эту арматуринку валенок заворачиваю и пошел рубелем…. Вот эта арматуринка, она давит шерсть. Он, рубель, очень хорошо садит садит шерсть, укатывает. Оборот поворащиваешь на второй оборот. Крутишь его, валенок, как тебе хочется, как вздумается. Он очень влажный, нежный, такой податливый. Разворачивается легко. Смотрю – готовый! Один валенок откатал, второй надо подогнать, чтобы братья были они. Вот и второй откатали так пару, парощку сделали – хорош! Б\н Елизарова Л., Шарабарина Т., 2007 с. 17-20.[1с.17-20]

Рубель. КП НВ-25-13612

Использовался в совокупности каталкой (отсутствует) для глажения ткани или, в данном случае для валяния шерсти. Представляет собой слегка выгнутый деревянный брусок с ручкой. С выпуклой стороны бруска сделаны поперечные параллельные прорези, в которые вставлены на равном расстоянии прямоугольные металлические пластины. Данные пластины образуют зубцы. Материал: Дерево, металл. Техника: Деревообработка. Размер:  58Х15Х5,8 см. Датировка: начало ХХ века[1 КП НВ-25-13612]

Рубель металлический. КП НВ-25-13613

Использовался в совокупности каталкой (отсутствует) для глажения ткани или, в данном случае для валяния шерсти. Представляет собой слегка выгнутый металлический брусок с ручкой. С выпуклой стороны бруска сделаны поперечные параллельные зубцы. Рубель литой, заводского производства.Материал: металл Техника: Заводское производство. Размер:  61,5Х9,5Х3,3 см. Датировка: начало ХХ века[1 КП НВ-25-13613]

Сушка валяной обуви производится  в специальных сушилках. Перед сушкой обувь надевают на колодки.

г. Зыряновск. Информатор: Самойлов Степан Васильевич, 1920 г.р., родом из с.Солоновка, кержак. И его жена – Пестрова (девичья – Полторакова) Надежда Абрамовна, 1929 г.р., родом изс. Никольского, Зыряновского района.

На колодки потом будут садить. Колодки деревянные. В колодках, тут – вся красота в колодке! Первая колодка, потом правилка, ставится на колодку, потом вторая, третья посередине, голяшку распирает. Знали, у кого какая нога – делаешь пошире или поуже. Так чтобы  край обрезать – боже упаси! Сразу ровный делали.

Вот отстирали, на колодки поставили и в печку! В русскую печку 3-4 пары отстирали и ложили туда. Она уже горячая, ждет их, эти валенки. Вот они сутки там стоят. Потом смотришь – вроде сыроват, колодку выкидываешь, а валенок опять туда поставишь. Чтоб высох. Валенок обязательно должен быть сухой! На ногу одевать. Валенки должны быть друг на друга похожи. Право и лево – вы сами будете делать. Раз на одну ногу, второй, третий, а на четвертый он скажет: «Нет, на этой ноге я не буду ходить!»

За сутки я и, кто закладывает, пару мы сделаем! Если готовая шерсть – всё сделаем! Нас было четверо, мы стирали для колхозников. Другой раз приходят за валенками:

- Да они ещё сыроваты!!

- Давай, я дома высушу!

Б\н Елизарова Л., Шарабарина Т., 2007 с. 17-20.[1с.17-20]

Колодочный комплект для изготовления валенка. КП НВ 25-13609-1-4  (фото 2).

Состоит из частей: Нос Правило Задник Середник

Фото 1. Лук для изготовления валенка Фото 2. Колодочный комплект



Нос – передняя часть колодки, вырезан из цельного куска дерева,(16,1Х8,8Х9,1) по форме повторяет часть стопы человека до взъёма, с заостренным носком. Правило – часть колодки, непосредственно примыкающая к носу. Представляет собой длинную деревянную заготовку, закругленную с внешней стороны, и плоскую с внутренней. Внизу имеется вырез под «нос». Задник – часть колодки, противоположная от «правила». Представляет собой длинную деревянную заготовку, закругленную с внешней стороны, и плоскую с внутренней. Середник – часть колодки, располагающаяся между «правилом» и «задником». Представляет собой длинную деревянную заготовку клинообразной формы. Материал: Дерево Техника: Дреревообработка.Размер:  43Х26Х8,8 см. Датировка: начало ХХ века[1 КП НВ 25-13609-1-4]

Отделка обуви заключается в ее чистке, то есть удалении грубого ворса с помощью абразивных материалов.

Валяную обувь натягивают на колодки и трут специальной доской с поперечной нарезкой (рубцы).

г. Зыряновск. Информатор: Самойлов Степан Васильевич, 1920 г.р., родом из с.Солоновка, кержак. И его жена – Пестрова (девичья – Полторакова) Надежда Абрамовна, 1929 г.р., родом из с. Никольского, Зыряновского района.

Как валенки опаливали? С.В.: Да обыкновенно, солому зажги, кто что зажги! Поворачиваешь, да и всё. Это последний процесс. Н.А.: а потом их какой-то напильник – рубельчик маленький. Их – пыль-пыль – очищаешь! И они гладеньки! Потом появилась наждачка крупная. Почистишь и выхлопаешь. Б\н Елизарова Л., Шарабарина Т., 2007 с. 17-20.[1с.17-20]

В зависимости от исходного сырья валяная обувь делится на грубошерстную и фетровую. Грубошерстная.  Основным видом грубошерстной валяной обуви являются валенки (валяные сапоги). По весу валенки делятся на тонкие (чесанки), средние (обыкновенные) и утяжеленные. Тонкие валенки изготовляют из смеси шерсти, содержащей более высокий процент овечьей натуральной шерсти. Носят тонкие валенки в галошах, теплозащитные свойства их сравнительно невысокие, поэтому такие валенки применяют при небольших морозах. Средние и утяжеленные валенки содержат несколько меньший процент овечьей натуральной шерсти. Различаются они главным образом неодинаковой толщиной следовой части, в утяжеленных валенках она больше.[2 с. 435]

г. Зыряновск. Информатор: Самойлов Степан Васильевич, 1920 г.р., родом из с.Солоновка, кержак. И его жена – Пестрова (девичья – Полторакова) Надежда Абрамовна, 1929 г.р., родом изс. Никольского, Зыряновского района.

А чёсанки – да! Чёсанки – это что? Да тоже валенок, но только тоненький-тоненький. Н.А. Я уже готовы брала. Дядя Асташка у нас катал. Отцов кум. Как звали? Ну не знаю, оне старые уже были, а я маленька. Фамилия – Кандолинские, у нас жили в Никольском, а потом уехали в Ленинск. Там он катал. Но он не шил. Шили уже другие, две-три женщины, свои, когда хотят продать подороже, они делали.

С.В.: Чёсанки – это для форсу женщине, она же на работу в них не пойдет, за сеном не поедет, это только на праздник. Н.А.: Но оне красивые! Носили с галошами. Нельзя без галош. Оне тоненьки-тоненьки! Они гладеньки. Они опалены так что! Все гладко-пригладко. Когда в Усть-Каменогорске работал, в артели «Победа», рядом была артель инвалидов. В 1946-47 годах. У них председатель с одним глазом и бухгалтер с одним глазом, а остальные, там женщины и мужчины, слепые. Валенки лучше их никто не делал! Мало того – белые! Шерсть белая специально.

Расшивали валенки?

Эти валенки я видел. Узорщик такой простой. Цвет – на белом красный. Узор – цветочек там, петелищка – красиво. Ширина – мм 25. Не больше. Голяшку, обязательно сверху завернёт два раза. У них была такая форма. А вышивка ниже отворота. Вышивали что? Н.А.: Разные фигурочки, ни так как цветы. Цветы на валенках не вышивали. А просто идет как елочка, вот так вот, листики, загогулички… Для расшивки льняные нитки крашеные, даже конопляные. Чтоб небыли крепки-крепки. Разные: зеленые, коричневые, желтые… Редюшки ткали – и вот эти нитки. Вышивка она немного – она реденько. Там в сторону, так в сторону и так, не до конца, а на голик (показывает: по верхнему краю голенища и от этой линии по бокам две небольшие полоски вниз), то есть до щиколотки на голенище, но чтоб к низу – не видела! Это чёсанки так делали, а валенки не делали. Б\н Елизарова Л., Шарабарина Т., 2007 с. 17-20.[1с.17-20]

С. Кокпекты, Кокпектинского района Семипалатинской области. Информатор: Бычкова Клавдия Георгиевна, 1908 г.р., русская. Казаки. Зимой носили валенки (пимы, катанки) и сапоги. У отца были валенки ирбитские, из белой шерсти с красным орнаментом. 1\378. Илющенко Е.Ф., 1989 г. с. 3.[1с.3]

Расписанные валенки были? С.В.: были! Но у нас не делали. Было – расшивали!

С. Верх-УбаШемонаихинского района. Информатор: Тютеньков Николай Андреевич, 1916 г.р., «самодур». Люди разрисовывали не только избы, но даже валенки, и краска была такая прочная, что уж валенки износятся, изотрутся, а петухи всё горят красками. 1\64 Курдакова Л.В. 1981 г., с. 49[1с.49]

г. Зыряновск. Информатор: Самойлов Степан Васильевич, 1920 г.р., родом из с.Солоновка, кержак. И его жена – Пестрова (девичья – Полторакова) Надежда Абрамовна, 1929 г.р., родом изс. Никольского, Зыряновского района.

Сколько времени носили валенки? Н.А.: По три года без подшивки! А чёсанки только на праздник! Там подбирали шерсть белу. Такой валенок из простой шерсти не скатаешь. Она не садится. Дядя Асташка вообще катал! Чёсанки! Валенки! Всяки. Б\н Елизарова Л., Шарабарина Т., 2007 с. 17-20.[1с.17-20]

Таким образом, для того чтобы пережить суровые морозные зимы, крестьянам, да и не только им, необходима была теплая и удобная обувь. Такой обувью и являлись валенки, изготовлением которых занимались многие сельские жители, среди них появлялись и специалисты, знатоки своего дела. Технология изготовления, пришедшая из глубины веков, сохранилась и в современном производстве валеной обуви, с добавлением, конечно, станков, машин, необходимых для массовости и поточности производства. Крестьянам не чужда была и эстетика в изготовлении этой в первую очередь, рабочей обуви, здесь присутствовала и подборка шерсти для белых валенок, и вышивка, и даже роспись.

 

Библиографический список.

  1. Архив ВКОАЭПЛМЗ
  2. Андрусевич Д.А. Гуревич Б.С. Товароведение промышленных товаров. М 1961. С. 434-436
  3. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография М. 1991. С. 197-199

 

Мышко Андрей Степанович

старший научный сотрудник отдела русской этнографии

музея-заповедника.

Усть-Каменогорск ул.Бейбитшилик 29 Казахстан.

e-mail:nechaev_r@mail.ru

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы