• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научные Асылова Л.М. Видовые особенности казахских серебряных предметов гигиены из фондов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея – заповедника

Асылова Л.М. Видовые особенности казахских серебряных предметов гигиены из фондов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея – заповедника

Издревле вопросы гигиены волновали человечество. Народы древнего Востока обладали знаниями о медицине, представляющими неиссякаемый интерес для современности. Сочинениявыдающегося ученого и философа Ибн Сины (X – XI вв.) свидетельствуют о том, что на территории Казахстана и Средней Азии в некоторые исторические периоды знания  о гигиене достигли высокого развития [3].

Казахские серебряные предметы гигиены в виде ухочисток и зубочисток из фондов"Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея - заповедника" РК являются объектом исследования данной статьи.  Целью исследования является возможное выявление видовых особенностей этих предметов на основе  музейной  коллекции и имеющихся данных о предметах. Для этого применяются методы описательного и сравнительного анализа предметов по структурным  особенностям, региональной принадлежности на основе  музейной  коллекции и имеющихся данных о предметах.Значимость изучения данных артефактов и дальнейшей научной классификациисвязана с недостаточной освещенностью данной темы.

Предметы гигиены в виде ухочисток и зубочисток являются интересными украшениями, так как они несут одновременно утилитарные и декоративные функции. Идея создания из предметов гигиены полноценных украшений сама по себе заслуживает особого внимания. Удобство ношения таких предметов обосновано тем, что человек всегда имеет под рукой эти приспособления. Поскольку единый образ, создаваемый из  различных украшений, не мог позволить простые предметы, то эти предметы должны были стать полноценными составляющими комплекта.

Имея конкретные формы, ухочистки и зубочистки сами по себе отличаются своими очертаниями от других украшений, тем самым способствуют неповторимому колориту этих предметов. Некоторые экземпляры ухочисток и зубочисток или комплектов с ухочисткой и зубочисткой имеют простые декоративные решения, но некоторые являются подлинными образцами ювелирного мастерства.

Уход за полостью рта, за ушами был необходим для поддер­жания здоровья. Поэтому появились ухочистки и зубочистки. Самое первое упоминание об ухочистке, оставшееся в исторических записях связано с япон­ской заколкой «кандзаси», от которой, как считается, и произошёл данный предмет. Возникновение на конце кандзаси изгиба в виде лопаточки исследо­ватели считают началом истории ухочистки. В европейских странах сохрани­лось меньше упоминаний об ухочистках.

История возникновения зубочисток древняя, они были популярны еще в первобытном обществе. Известно, что в древности римляне имели специаль­ных рабов, пожизненной работой которых была чистить своему господину рот после каждого приема пищи.

В качестве материала для зубочисток использовали палочки с веток де­ревьев, жесткие стебли растений, кости животных и другое подходящее сырье. Позднее зубочистки начали изготовлять из серебра и даже камня.  Считается, что в арабский мир понятие гигиены полости рта ввел пророк Мухаммед. Среди прочих требований мусульмане должны  полоскать полость рта перед молитвой трижды (то есть 15 раз в день). Арабы чистили зубы по специальному ритуалу с помощью miswak («сивак») - палочки из ароматного дерева с расщепленным наподобие кисточки концом. Зубочистки в исламских странах часто изготавливали  из халцедона.

Считают, что сам пророк для чистки зубов использовал веточки дерева. Такие веточки вымачивали в воде до тех пор, пока кора не начинала отделяться. Подобная зубная щетка содержала дубильные кислоты,  которые оказывают благотворноедействие на кожу десны. По свидетельствам, пророк Мухаммед придавал большое значение гигиене полости рта, часто чистил зубы и даже перед смертью попросил свою зубную щетку. По мнению исследователей, массаж десны пальцами и снятие зубного камня также ввел пророк Мухаммед. Казахи как приверженцы ислама должны были следовать всем предписаниям религии. Кроме того, казахи для профилактики болезни полости рта полоскали рот соленой водой, отварами растений, считали нужным регулярно чистить уши от серы [7].

При наличии в ушах колющей, стреляющей боли, которая, как правило,была вызвана простудой, рекомендовали в больное ухо капать теплое растительное масло. Ухо следовало после этого держать в тепле.

Казахские гигиенические наборы с ухочистками и зубочистками и отдель­но ухочистки «құлақтазалағыш» и зубочистки «тісшұқығыш» были очень по­пулярны среди населения. Набор с этими предметами, часто усложненный подвесками, пристегивали к одежде в области груди. Предметы гигиены издревле используются людьми. Стремление окружать себя красивыми предметами, даже если это предметы ухода за телом, присуще казахскому менталитету. Существует мнение, что некоторые ухочистки и зубочистки или наборы, состоящие из ухочистки и зубочистки, использовались как декоративные элементы.Часто предметы гигиены становились предметами искусства.

Некоторые образцы этих утилитарных предметов представляли интерес как художественные объекты. Например, ухочистка и зубочистка Западно-Казахстанского региона из фондов музея - заповедника, которые поступили из коллекции Баширова С.М., профессионального ювелира и коллекционера старинных предметов.Среди других региональных комплексов изделия Западного Казахстана занимают особое место. Они отличаются цельностью, общностью художественных признаков, своеобразным колоритом. Ухочистка с ромбовидной верхней частью, пере­ходящей в постепенно сужающийся стержень со слегка расширенным (отлом­ленным) кончиком. Верхняя лицевая часть ухочистки по центру декорирована камнем темно-красного цвета в глухом круглом касте. ← [Фотография 1]

Зубочистка с фигурной верхней частью, переходящей в постепенно сужающийся стержень с закру­гленным кончиком. Верхняя часть зубочистки, с фоном золотистого цвета, по центру декорирована красно-коричневым сердоликом в глухом овальном ка­сте. Края каста украшены рядом из зерни и скани. Поверхность камня декори­рована треугольником из мелкой зерни. [Фотография 2] →

Если говорить об орнаменте, в частности об узоре в виде зернистого треугольника, который был широко распространен на изделиях Западного Казахстана,  также   о других геометрических узорах, то эти мотивы  восходят к эпохе бронзы. Говоря о генезисе зернистого треугольника, нужно сказать о его широком распространении в этнических традициях различных народов. По мнению исследователей, вероятно, этот узор, имеющий  важную символику, зародился в каждой культуре самостоятельно [1]. Со временем многие орнаментальные мотивы преобразовывались, но периодами появлялись подобные интерпретации. Рисунок в виде зернистого треугольника сохранился в первозданном виде и стал одним из ведущих элементов среди геометрических узоров.

Ухочистка и зубочистка декорированы камнями сердолика.  Вставки из камней на украшениях часто назывались «коз» - «глаз». Вставные камни сравнивались со стерегущим оком. Издревле камни наделялись особыми магическими силами, особой популярностью пользовались сердолик, бирюза. Бирюза считалась мощным оберегом, способным защитить владельца от насилия, камень символизирует успех и победу. Считалось, что сердолик защищает людей от злых чар, способствует поднятию настроения. Немаловажным обстоятельством является то, что предметы гигиены изготовлены из серебра. Серебро в представлении казахов являлось очищающим металлом. Не случайно, когда мыли новорожденного, в воду клали серебряные предметы. Женщины обязательно должны были носить на руках серебряные кольца, браслеты. В противном случае пища, приготовленная ими, считалась нечистой. [8]

Гигиенический набор с ухочисткой и зубочисткой из фондов музея-заповедника отличается лаконичным декором.  Зубочистка с  каплевидной выпуклой центральной частью, украшенной растительным узором. Верхняя часть в виде постепенно сужающегося стержня с петлей. Нижняя часть в виде стержня с удлиненным острым концом. Ухочистка «құлақтазалағыш»с  каплевидной выпуклой центральной частью, украшенной растительным узором. Верхняя часть с утолщением в виде постепенно сужающегося стержняс петлей.Нижняя часть в виде стержня с удлиненным выпуклым круглым концом. Элементы в виде зубочисткии ухочистки соединены между собой цепочкой двойного плетения.

Часто гигиенические наборы с ухочисткой и зубочисткой прикрепляли к одежде. Это было удобно, всегда можно было воспользоваться этими приспособлениями. Возможно, ношение при себе этих предметов было связано с кочевым образом жизни, когда нужно было быть всегда собранным, готовым к переезду. Такие наборы бытовали повсеместно в казахской среде.

Туалетные наборы, именуемые  «тісшұқығыш», т.е. зубочистка, состояли обычно из двух и более предметов: ухочистки, ногтечистки, пинцета для удаления волос, непосредственно зубочистки в виде тонкой пластины с заостренным концом, неудобной в использовании, а носимой в качестве традиционного элемента [9]. В качестве зубочисток чаще использовали деревянные щепки. Гигиенический набор подвешивался к пластине, которые могли быть разной формы, например, треугольной, прямоугольной. Также набор могли прикрепить к камню в оправе, ажурной розетке. Украшение, усложненное различными подвесками, пристегивали к одежде в области груди. Лицевая поверхность изделия декорируется, как правило, ложной зернью, накладной филигранью. Для декоративного оформления используются узоры в технике литья, гравировки, чеканки, черни.

Таким образом,  следует отметить, что ухочистки и зубочистки, имеющиеся в фондах музея-заповедника,являются, прежде всего,своеобразными украшениями, так как они несут одновременно декоративные и практические функции. Оформление украшенийсоответствует региону их изготовления, что определяется характерными особенностями в выборе техники исполнения, общего декора изделий.

Художественная обработка металла в казахской среде как полифункциональное и многоуровневое явление имеет систему внутренних и внешних связей. Синкретизмом и системностью художественных, символических признаков выделяются произведения этого вида искусства как продукция коллективного народного творчества.

Изучение ювелирного искусства казахских мастеров дает возможность открытия целого пласта культуры этноса. Художественные произведения ис­кусства наглядно демонстрируют уникальность и высокий уровень народных мастеров, яркость их таланта и одухотворенность их творческих идей.

 

Библиографический список:

  1. Басенов Т. К. Прикладное искусство Казахстана. - А-А, 1958. - 47 с.
  2. Бахти Асан. Шумеры. Скифы. Казахи.- Алматы: Издательский Дом «Кочевники», 2002. - 215 с.
  3. Борозна Н. Г. Виды женских украшений народов Средней Азии и Казахстана // СЭ, 1974, № 1. - 52 с.
  4. Масанов Э. А. Кузнечное и ювелирное ремесла в казахском ауле. - Алма-Ата, 1961. - 200 с.
  5. Оразбаева Н. А. Народное декоративно-прикладное искусство казахов. – Л., 1970. - 210 с.
  6. Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана. -  М.: Советский художник, 1984.- 180 с.
  7. Тасмагамбетов И. Изделия мастеров-зергеров Центральной Азии.-Алматы, 1997. - 236 с.: ил.
  8. Тохтабаева Ш. Ж. Казахские ювелирные украшения. - Алматы: Өнер, 1985. - 162 с.
  9. Тохтабаева Ш. Ж. Серебряный путь казахских мастеров. - Алматы: Дайк-Пресс, 2005. - С. 153.
  10. Шойбеков Р. Н. Қазақ зергерлік өнерінің лексикасы. – Алматы, 1993. - 88 с.

 

Асылова Ляйля Мелсовна

старший научный сотрудник отдела казахской этнографии

музея – заповедника

 

В сборнике «Макарьевские чтения: материалы XVI международной научно-практической конференции»,

Горно-Алтайск, 23-24 сентября 2021 г. / отв. Ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2021 г.. – 363 с., стр. 36-40

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы