В немногочисленной историографии вопроса, касающегося изучения Верхнеубинского старообрядчества, выявлен редкий артефакт, который позволяет восполнить некоторые имеющиеся пробелы в истории данной конфессии. В настоящее время центром поморского старообрядчества на Убе является городская Риддерская община, существование которой стало частью культурной традиции русского населения Восточного Казахстана, чем, собственно, и объясняется важность и актуальность введения в научный оборот найденного артефакта.
Риддерская поморская община, на начало XXI века насчитывающая более 100 прихожан, прошла несколько этапов в своем развитии. Ее истоки восходят к началу прошлого столетия, когда приехавшими из Уфимской губернии российскими поморками при содействии сыновей основателя поморского законобрачного согласия на Убе Егорова Ивана Федотовича к 1910 году на речке Банной при впадении ее в Убу был построен женский монастырь, ставший на начало XX века центром старообрядческой культуры Убинского края.
Фото 1. Неизвестный художник. Покровский монастырь на Убе.
Живопись на фильтроткани, масло. XX в.
Частная собственность потомков прихожанки Риддерской поморской общины Ереминой А.В.(1937-2016)
После массового закрытия сельских церквей в крае на основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях" некоторые матушки уехали, остальные жили в нем до 1933 года, пока не случился окончательный разгром монастыря. Боясь последующих репрессий, пустынницы уезжали в Сибирь на золотые прииски в поселок Ольховку, в город Минусинск. Там они находили временный приют в женском монастыре, основанном в 1914-1915 годах Егоровым В.И. Те, кто не успел уехать, были арестованы и отправлены в тюрьмы. В 1940-е годы матушки и инокини возвращались из ссылок и селились вокруг разрушенного монастыря. По зову души у них нашли приют поморки, приехавшие из Белореченска (Мелания, Клавдия (Чугуева), Кургана (Манефа, Матрена, Евлампия), Грозного (Фомаида) и других мест. Постепенно центр поморской общины перемещался в г. Риддер. Основу общины составили группы последователей в разных частях города и жители окрестных заимок, переселившиеся в город в 80-е годы XX века по причине их упадка. Сегодня община поморцев законобрачного согласия – одна из самых многочисленных старообрядческих общин г. Риддера, объединяющая в себе потомков Убинских староверов [Осерчева, 2009, с 129; Осерчева, 2008].
Дореволюционные источники свидетельствует нам о том, что поморский монастырь на Убе приковывал к себе пристальное внимание исследователей, изучавших жизнь старообрядцев в период их "золотого века", после издания Указа императора Николая II "Об укреплении начал веротерпимости" (1905) и Закона "Положения о старообрядческих общинах" (1909). Убинское старообрядчество Змеиногорского уезда Томской губернии привлекало исследователей своим чистым типом, нравами и обычаями XVII века. Однако, несмотря на большой исследовательский интерес к поморскому монастырю, основанному в конце XIX века, о котором знали на Алтае, Урале и в Сибири не было известно ни в одном источнике. И только в изданиях Алтайского Под-Отдела Западно-Сибирского Отдела ИРГО и Западно-Сибирского отдела РГО за 1912 год мы находим историко-этнографические описания посещений монастыря известными русскими писателями, этнографами: Гребенщиковым Г.Д., Бетхером Д., Новоселовым А.Е., согласно которым на 1910 год в монастыре проживало сорок сестер, из которых 24 были монахини-схимницы, остальные 16 – послушницы и не определившиеся со своим положением. На горке около скита к этому времени было уже захоронено 15 монахинь и послушниц [Гребенщиков, 1912, с. 55, 61-62]. В 1911 году уже насчитывалось шестьдесят разновозрастных монахинь от 19 до 70 лет [Бетхер, 1912, с. 130], в 1912 году до пятидесяти человек проживало в монастыре и восемь монахинь на заимке Егорова [Новоселов, 1912, с. 398]. Монахини вели уединенный образ жизни в очаровании окружающей природы малодоступного ущелья, но при этом тесно общались с местными староверами, миссионерствуя среди них, отличались большим гостеприимством. Все остальное время они проводили в неусыпном труде по строительству монастыря, возделыванию огородов, приготовлению пищи и множеству прочих работ, но самое главное, в постоянных и неустанных молитвах и песнопениях, обращенных к Единому Создателю мира. Все, что они имели, было изготовлено в монастырских мастерских их руками от шитья одежды до обрядовой утвари.
Большим интересом к жизни поморских пустынниц во второй половине XX века прониклись Сибирские археографы. После погромов советской власти у них оставалось еще множество древних манускриптов и старопечатных книг до раскольного периода. В связи с поиском книжных сокровищ Сибирским Отделением Российской Академии Наук в конце 1960-х – 1970-х годах были организованы археографические экспедиции к алтайским староверам, включая безлюдные поселения пустынниц на Убе, которые уже не были такими зажиточными, как прежде. Сибирских археографов интересовала русская книжная культура, воспроизводившая традиции Древней Руси, которая еще сохранялась в старообрядческой среде. Одна из таких экспедиций, возглавляемая будущим академиком Покровским Н.Н., состоялась в Убинскую долину в июне 1970 года. К тому времени там проживало два десятка пустынниц и человек 12 местных крестьян, помогавших инокиням. Пустынницы, рассредоточенные по нескольким скитам, находились под покровительством игуменьи Афанасии, освободившейся после репрессий в 1944 году [Покровский, 2005. с. 281-305].
Фото 2. Настоятель Никифор Назарович с монахинями в Петров день.
Казанцева заимка. 1960-е гг. Из архива Гусляковой А.И.
Музей-заповедник. КП-65-33808.
Фото 3. Монастырские матушки (слева направо):
Акилина, Мелания (стоит), Афанасия (с книгой), Елена.
Казанцева заимка Лениногорского горисполкома. 1960-е гг.
Из архива Егорова И.В. Музей-заповедник. КП-65-33810
Восточно-Казахстанский областной музей-заповедник, основанный в окрестностях Лениногорска (с 2002 г. Риддер) среди старообрядческих поселений, не мог не проявить интереса к столь важному историческому срезу в этнографии края. В 1980-х – начале 1990-х годов музеем были организованы экспедиции и научные командировки в районы, густонаселенные староверами. В архивных материалах музея-заповедника зафиксированы описания Покровского монастыря, среди которых интерес представляют важные, но не подтвержденные сведения о переписке книг монахинями [Экспедиционные материалы, 1986, с. 9-10]. В 1991 году благодаря содействию зампреда райисполкома г. Лениногорска Паньшиной Т.В. состоялась научная командировка сотрудников отдела редких книг и иконописи к последним монахиням – единственным живым свидетелям монастырской жизни на Убе, доживавшим свой век в Покровской обители г. Лениногорска по ул. Водопроводной, 24. В результате общения с матушками были составлены списки имевшихся у них церковных книг и икон [Осерчева, 1991].
В конце XX века с распадом СССР и созданием Содружества независимых государств особую актуальность приобрела проблема возрождения национальной культуры, возвращения к историческим корням. Особенно важна стала роль региональной субкультуры, которая привнесла значительный вклад в общенациональную культуру. В этом ключе в ходе работы над диссертацией на соискание ученой степени кандидата культурологии Романовой Н.И. рассматривается тема Верхнеубинского старообрядчества Рудного Алтая периода 80-х годов XIX века до конца XX века [Романова, 2000].
Об основателях Верхнеубинского старообрядчества, строительстве и жизни в монастыре на основе собственного жизненного опыта и устных преданий собратьев по вере рассказал в серии газетных публикаций риддерский краевед, потомственный поморец Егоров И.В. [Егоров И.В., 2001].
Покровской обители на Убе посвящена публикация к.ф.н., доцента ВКГУ им. С. Аманжолова Царегородцевой С.А., в которой упоминается о драгоценных реликвиях семьи Гусевых, в том числе о сохранившейся записке матушки Мастридии и о старинном поминальнике [Царегородцева, 2006, с. 32-34], что наводит на мысль о бытовании подобных поминальников в каждом отдельном скиту или родовой общине.
В 2008 году состоялась экспедиция отдела редких книг и иконописи в г. Риддер, где автору статьи удалось встретить среди местных прихожан поморской городской общины очевидцев жизни монахинь в советский период. Благодаря экспедиции фонды музея-заповедника пополнились редкими экспонатами, среди которых есть очень ценные исторические фотографии первых староверов – основателей поморского законобрачного согласия на Убе, последующих настоятелей, мирян и монахинь начала – 2-й половины XX века. По фотографиям можно проследить характерное монастырское, как мужское с прямыми складками одеяние, так и женское – с отороченными мантиями, закрывавшими плечи. Примечательны в руках поморцев двухлопастные треугольной формы лестовки, вышитые бисером слепой монахиней. Результатом обобщения экспедиционных материалов стала статья, посвященная истории формирования беспоповских общин г. Риддера [Осерчева, 2008, 2009]. Во время одной из последних научных командировок в г. Риддер в 2018 году автором были выявлены новые артефакты (5 ед.), выполненные в местной поморской монастырской традиции, – предметы монашеской женской одежды: мантия с оторочкой по краю, холщевое платье, лестовка, а также нательный крестик и самодельные свечи, поступившие в Риддерский историко-краеведческий музей от новой владелицы дома по ул. Водопроводной, 24, где в 1995 году одна за другой почили последние монахини Афанасия и Евдокия [Осерчева, 2018].
Предметом исследования статьи является рукописная книжица с самоназванием "Пом[ѧ]нник[ъ] [у]сопших[ъ] раб[ъ]", созданная, предположительно, в середине – 2-ой половине XX века [Помянник, 1940-е – 1977]. Относится к типу документов для поминовения в частной молитве. Подобные помянники являли собой благочестивую традицию в каждой христианской семье, передавались из поколения в поколение для почитания памяти своих предков. В православных, соответственно и в старообрядческих, подобных книжицах не было в традициях вписывать дату изготовления, в связи с чем датировка может быть определена предположительно по совокупности признаков.
Помянник был обнаружен в ходе научной командировки 2012 года у прихожанки городской поморской общины Гусяковой Александры Ильиничны (1932-2014). Родом с Алтайского края Чарышского района с. Сабы, в Восточный Казахстан приехала в шестилетнем возрасте с родителями, которые бежали от репрессий. С 1943 года семья обосновалась на Гусляковом ключе в окрестностях Лениногорска, где монашествовали бывшие монастырские (Надежда, Мастридия, Павла) и приехавшие к ним матушки (Манефа, Мелания
Фото 4. Бывшая владелица помянника – Гуслякова Александра Ильинична
(1932-2014?). Фото автора. г. Риддер, 2012 г.
и др.). Наставником у них был Гусляков Трофим Игнатович. С малых лет жизнь Александры Ильиничны была органично переплетена с судьбами монастырских матушек. Все последующие годы, уже живя в Риддере, она продолжала опекать их до последних дней [Осерчева, 2012].
Исследуемый помянник представляет собой брошюру небольшого формата, изготовленную кустарным способом. Переплет выполнен из подручных средств: картон в ткани темного цвета. Внутреннее оформление помянника представляет собой блок из сложенных пополам 14-ти листов с широкой разлиновкой, прошитых суровыми нитками. Подобная бумага могла быть в употреблении в 1940-е – 1960-е годы для книг учета, фронтовых писем.
В документе использован тип церковно-славянского письма с элементами позднего полуустава, так называемый полуустав со старопечатной основой, сохранившийся в поморских старообрядческих рукописях. Сокращения с вынесенным надстрочным знаком – титлом использованы в словах: Господи, инок, инокиня. Остальные сокращения выполнены обычным способом: дев. (девица), отр. (отрок, отроковица), м. (матушка/монахиня), н./наст. (настоятель). Скорописью красной и синей пастой шариковой ручкой выполнены последние записи имен. Графическое оформление буквы "и" встречается в трех вариантах: "и", "i", "ï ".
Записи на первых страницах выполнены аккуратным округлым почерком в один столбец, пером темно-фиолетовыми чернилами с широким нажимом пера. Этот почерк и цвет чернил сохраняются на последующих страницах, но характер записей меняется, добавляются светло-фиолетовые чернила с более тонким нажимом пера. Вместо одного столбца появляются два и даже три столбца с несколько видоизмененным почерком, местами более мелким. Имена усопших из рода монахини Мелании Свидовской (стр. 13) написаны размашистым почерком синим химическим карандашом.
Прослеживается редакция текстов в виде приписок имен простым и химическими карандашами, шариковой ручкой с красной и синей пастами, а также исправлений, отметок галочками и крестиками красной и синей пастами шариковых ручек, обводки имен карандашами. Под некоторыми именами прописаны мелким почерком пером в чернилах даты смерти усопших в хронологических границах 1923 года и 1956-1977 годов, которые могут указывать на относительную датировку помянника. 1977-ым годом обозначена последняя датированная запись о преставившейся Анастасии на странице "Помянник Матушки Манефы".
Основное содержание помянника составляют списки имен умерших с указанием иерархических и возрастных статусов: пустынные жители, матери духовные, подвижницы, матушки, инокини, черноризцы, послушницы, девицы, отроки, младенцы. Открывается помянник обращением ко Господу об упокоении раб своих пустынных жителей Покровской обители, за которым следует подзаголовок "Матери Наше[ѧ] д[у]ховны[ѧ]" с перечислением 19-ти имен инокиней. Термин "Пустынь" в широком смысле означает пустынное
Фото 5. Помянник усопших раб.
Составители: монахини Гуслякова ключа Мастридия, Павла, Гуслякова А.И.?
Гусляков ключ - Риддер. 1940-е – 1977 г.
Собственность потомков Гусляковой А.И.
Фото автора. Риддер, 2012 г.
труднодоступное место. В православной традиции это может быть, как отдельная келья, так и населенный аскетами монастырь. Пустынные жители, о которых идет речь в помяннике были насельниками женского поморского монастыря на Убе. После основного списка имен усопших духовных матерей на следующей странице в центр вынесен заголовок "Преставльш[ïѧ]с[ѧ] Подвижницы Покровской [Ѡ]бители", в числе которых перечисляются еще 69 имен усопших инокинь. В данном случае термин "подвижницы" означает "монахини", "послушницы", "старицы", "келейницы" и т.п. Таким образом, обе категории духовных матерей и подвижниц Покровской обители в количественном отношении составили 88 имен обитавших некогда в монастыре пустынниц.
Отдельным списком идут имена под заголовком "Монастырск[ïѧ] матери. Матери [Iу]стины Бобровской", в котором значатся восемь инокинь, одна черноризица, пять девиц и чуть ниже имена настоятеля Внифантия – главы поморской общины на Убе, инокинь Агриппины, Анны, Дорофеи, иноков Ионы, Василия, Иоанна, Феодора, Козьмы. Предположительно, Иустина Бобровская могла быть старшей в одном из в малоизвестных монастырей, основанных в начале XX столетия Василием Ивановичем Егоровым на Малой Ульбе, Убе, Белой (приток Иртыша) [Егоров, 2001, л. 14]. Далее, на следующей странице, список продолжен именами двадцати инокинь, напротив которого вторым сжатым столбцом вписан список имен еще двенадцати инокинь, отличающийся размером букв и осветленными чернилами.
Фото 6. Монахини Покровской обители с настоятелем монастыря
Егоровым Внифантием Ивановичем (слева) и главным уставщиком, основателем женских монастырей Егоровым Василием Ивановичем (справа).
Середина 1920-х гг. Из архива Егорова И.В.
Вторым обращением "Покой Гди [ѹ]сопших раб[ъ] своих" открывается список имен настоятелей, начиная с главного наставника Внифантия, за которым перечисляются еще 26 мужских имен последующих наставников со всей Убы.
Также в книжицу включены имена усопших сродников монахинь: Мастридии, Мелании, Екатерины, Сосипатры, Павлы и известных родов поморцев-мирян: Гусева Трифона Григорьевича, Русиных Филиппа Макаровича, Немцевой Анастасии Михайловны, Останиной Евдокии, Грузинова Луки Михайловича, Антропьева Феодота Савельевича, Гуслякова Тимофея Ивановича, Козлова Амоса Даниловича, Загаинова Василия Игнатича, Зиновьева Федота Никифорыча, Ефрема Антоновича, Карболиных, Савелия Феодуловича, Гусева Абрама Аксеновича.
Фото 7. Матушки Павла (слева), Манефа (справа),мирянка Гуслякова А.И. Гусляковков ключ. 1960-е гг. Из архива Гусляковой А.И.
Исследование источника "Помянник усопших раб" проведено, опираясь на совокупность внешних и внутренних признаков издания:
- Характер бумаги с разлиновкой в линейку (шире обычной тетрадной), которая использовалась в середине XX века;
- Тип письма - церковнославянский алфавит с элементами позднего полуустава, применявшийся для поморских рукописей, в том числе и в советский период;
- Материалы для письма, использовавшиеся на протяжении XX века: чернила разного происхождения (темно-фиолетовые, светло-фиолетовые, в единичных случаях синие и красные), карандаши (простой, химические разных оттенков), паста для шариковых ручек (синяя, красная), ручка перьевая, авторучка, шариковые ручки, дающие разный нажим пера;
- Содержательная часть и расположение списков имен усопших по иерархическому принципу от матерей духовных и пустынножителей Покровской обители до родовых общин некоторых матушек и местных староверов, указывающее на последовательность записей, сделанные в разновременные отрезки;
- Поздняя редакция текстов с дополнениями, пометами, указывающая на вписанные имена и даты.
Для уточнения нюансов в последовательности событий, определении соответствующих дат привлекался дополнительный материал экспедиции и научных командировок за 2008, 2012, 2018 годы, богатый фотографический материал, раскрывающий подробности жизни Убинских староверов.
Таким образом, атрибуция источника "Помянник усопших раб" позволила прийти к следующим выводам:
- На момент, когда в 1933 году монахини вынуждены были покидать монастырь, у них, вероятно, существовал свой помянник, в который были внесены имена 15-ти усопших монахинь и послушниц, захоронение которых обнаружил во время своего путешествия в 1910 году Гребенщиков Г.Д. В этот помянник также должны были быть внесены имена остальных пустынниц, умерших за последующие двадцать три года, но по ним нет никаких данных и их количество остается нам не известным.
В 1940-е годы, возвратившиеся на Убу из ссылок и тюрем пустынницы и приехавшие к ним немного позднее поморки, рассредоточившись и живя по разным заимкам, писали новые помянники на основе монастырского, добавляя в них имена усопших из своих родовых общин.
Составителями исследуемого помянника, предположительно, могли быть бывшие монастырские монахини, проживавшие на Гусляковом ключе: Мастридия, Павла, с которыми с самого начала была дружна мирянка Гуслякова А.И. Помянник вобрал в себя сведения, как по усопшим монастырским духовным матерям и пустынницам, настоятелям, так и по известным староверам верхнеубинских поселений. Конечной датой составления основной части помянника можно считать 1977-й год, фиксирующий запись внизу предпоследнего листа. Далее, по мере ухода из жизни поморцев имена могли вписываться последней владелицей на пустых листах, специально оставленных для этой цели.
Имена последних пустынниц, ушедших из жизни в 1980-е – 1990-е годы по всей видимости, вошли в новейшие помянники, которые, надо полагать, составлялись прихожанами поморской общины законобрачного согласия, сформировавшейся к тому времени в г. Лениногорске.
Таким образом, выявленный артефакт представляет большую ценность как историко-этнографический источник. Он дает нам более полную картину о поморцах, населявших верховья Убы, позволяет зафиксировать имена лиц, создававших историю Убинского старообрядчества, обозначить связь между поколениями и преемственностью городской Риддерской поморской общины начала XXI века от своих истоков поморского законобрачного согласия, установленного на Убе Егоровым И.Ф. в конце XIX века.
Библиографический список
1. Бетхер Д. Очерк. По берегу реки Убы. с. 130-132 // "Природа и люди". Иллюстрированный журнал науки, искусства и литературы. № 9 – 1912 г. Музей-заповедник: КПнв-3-2798.
2. Гребенщиков Г.Д. Река Уба и Убинские люди (литературно-этнографичекий очерк) // Алтайский сборник. Том XI. Изд-е Алтайского Под-Отдела Западно-Сибирского Отдела ИРГО. Барнаул. Типо-Литография Главного Управления Алтайского округа, 1912 г. – 94 с. Музей-заповедник: КПнв-3-2795.
3. Егоров И.В. Цикл публикаций по истории края: Убинское старообрядчество / Лениногорская еженедельная рекламно-информационная газета «Наш дом», 8 июня – 21 декабря 2001 г. – л. 15. Музей-заповедник: КПнв-18-10546
4. Новоселов А.Е. У старообрядцев Алтая / Известия Западно-Сибирского отдела РГО. Омск, 1912 г.
5. Осерчева О.Н. Беспоповские общины города Риддера. С. 116-131 // Макарьевские чтения: материалы VIII международной конференции (21-23 ноября 2009 г.). Отв. ред. В.Г. Бабин – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. – 408 с. Музей-заповедник: КП-59-32556
6. Осерчева О.Н. Отчет о научной командировке снс отдела редких книг и иконописи в г. Лениногорск, 1991 г. Усть-Каменогорск: ВКОЭМ, 1991.
7. Осерчева О.Н. Отчет о работе в г. Риддере Восточно-Казахстанской области. 20-29 августа 2008 г. Усть-Каменогорск: музей-заповедник, 2008. – с. 30. Музей-заповедник: Ф. 1573. Оп. 1 л.
8. Осерчева О.Н. Отчет о работе в г. Риддере Восточно-Казахстанской области, 5-8 ноября 2012 г. Информатор: Гуслякова А.И. Усть-Каменогорск: музей-заповедник, 2012.
9. Осерчева О.Н. Отчет о научной командировке снс отдела редких книг и иконописи в г. Риддер Восточно-Казахстанской области, 1-5 октября 2018 г. Усть-Каменогорск: музей-заповедник, 2018.
10. Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами. 3-е изд., доп. и перераб. / Вступит. ст. Д.С. Лихачева. Новосибирск: ИД «Сова», 2005. – 344 с. http://www.history.nsc.ru/website/history-institute/var/custom/File/putesh_281_339.pdf (обращение: 23.09.2021)
11. Помянник усопших раб. Гусляков ключ - Риддер. 1940-е – 1977 г.
12. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях". https://ru.wikisource.org/wiki (Дата обращения: 02.09.2021)
13. Романова Н.И. Верхнеубинское старообрядчество Рудного Алтая: историко-культурологический аспект. Автореферат. Кемерово, 2000. – с. 29. Музей-заповедник: КП-25-23107
14. Царегородцева С.А. Обитель на Убе: поиски и находки. С. 32-34 // Деловой Усть-Каменогорск. № 7. 2006. - с. 46. Музей-заповедник: КП-9-6990/7
15. Экспедиционные материалы музея-заповедника. Запись зав. отд. рус. этнографии Илющенко Е.Ф. Информатор: духовный отец Козлов М.И. Глубоковский район: с. Карагужиха – 1986 г. Д.1/156
Осерчева О.Н.
Статья опубликована в научном сборнике ГАГУ по итогам XVI Международной научной конференции «Макарьевские чтения»,
23-24 сентября 2021 г., Горно-Алтайск, Республика Алтай, Россия
< Prev | Next > |
---|