Аннотация: В статье представлены описания старообрядческого монастырского поселья на реке Банной – левого притока реки Убы, с целью обобщить имеющиеся сведения по архитектурному облику монастыря, просуществовавшего с 1895 по 1935 годы, для дальнейшего его изучения и реконструкции.
Abstract: The article presents descriptions of the Old Believers monastery settlement on the Bannoy River – the left tributary of the Uba River, in order to summarize the available information on the architectural appearance of the monastery, which existed from 1895 to 1935, for further study and reconstruction.
Ключевые слова: поморский монастырь, река Уба, речка Банная, гора Теремок 2-ой (большой), гора Теремок 1-ый (малый), Риддер, экспедиция, северо-запад Рудного Алтая.
Keywords: pomorsky monastery, Uba river, Bannaya river, mount Teremok 2nd (big), Mount Teremok 1st (small), Ridder, expedition, north-west of Rudny Altai.
Прошло почти сто лет с момента разрушения построек старообрядческого Покровского женского монастыря на Убе, но интерес к его истории не угасает до сих пор. Поморский монастырь с его Институтом наставничества и миссионерской деятельностью святых матушек был неоспоримым очагом культуры, ставший символом Убинского староверия на протяжении всего XX века. В разное время к монастырю устремлялось множество паломников, снаряжались этнографические экспедиции, изучавшие обычаи, традиции и нравы староверов. Описаний монастыря, как историко-архитектурного памятника, до настоящего времени не существует. Задача данной статьи – обосновать понимание необходимости осуществления проекта по реконструкции монастырского поселья с целью сохранения в регионе историко-культурного пласта старообрядческой субкультуры русского народа, населяющего Убинскую долину со второй половины XVIII века.
Самые известные экспедиции к Покровскому монастырю были осуществлены в начале XX века по поручению Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества известными писателями этнографами Гребенщиковым Г.Д. (1910) [Гребенщиков, 1912], Бетхером Д. (1911) [Бетхер, 1912], Новоселовым А.Е. (1912) [Новоселов, 1913]. Их очерки о путешествиях по Убе содержат естественно-географические описания черневой тайги с ее дикой природой, трудностей следования к монастырю и его месторасположения. Этнографические сведения о монастыре ограничены краткой характеристикой строений, внутреннего интерьера и быта святых матушек.
По описанию дореволюционных исследователей, монастырь был заброшен «в такие дебри», куда «в буквальном смысле слова не подъедешь». Расположен он был в котловине и окружен лесистыми дикими хребтами, что совершенно скрывало его от глаз путников [Бетхер, 1912, титул, с. 130]. «Обитель основана летом в 1899 году приехавшими российскими поморками, в числе 8 сестер, отделившихся от поморской общины в Уфимской губернии на Урале, вблизи ст. Вязовой. Уехали оттуда потому, что там теснили их» [Гребенщиков, 1912, с. 61]. «Монастырь основан в 1895 году выехавшими из России поморскими черницами». Поморский женский скит приютился в горах на левом берегу реки Убы под сопкой Большой Теремок [Новоселов, 1913, с. 13], в глухих, бездорожных лесах, в долине речки Банной. Вид на нее открывался с последнего перевала, в случае, если путешественники заходили с низовьев Убы через Шемонаиху. Однако прежде чем попасть туда, нужно было долго ехать по лесным тропинкам вверх по реке Убе до северо-восточного подола горы Среднего Теремка и шумной речки Банной [Гребенщиков, 1912, с. 55]. Добраться к монастырю можно было двумя путями: либо из селения Риддерского, спускаясь вниз по течению реки «по головоломной тропе», как прошел Бетхер Д., либо со стороны Шемонаихи, по стопам Гребенщикова Г.Д. и Новоселова А.Е., прошедших от устья вверх по реке через поселения низовьев Убы, многочисленные заимки, сложные пороги и броды, впадающих в Убу рек в ее среднем течении.
В трудах дореволюционных исследователей сохранились описания монастыря, являющиеся для нас, по сути дела, единственными достоверными сведениями, относящимися к периоду его существования. По воспоминаниям Бетхера Д. монастырь был не большой: всего несколько деревянных домов и церковь, которые были построены собственноручно трудолюбивыми матушками, без всякого участия мужчин [Бетхер, 1912, с. 130]. Строения начинались на правой стороне речки двумя жилыми избами пятистенком и однокомнатной, с прилегающими к ним дворами, сараями и амбарами. От этих строений к монастырю через речку Банную пролегал удобный мостик. Обитель пустынниц была огорожена жердяной изгородью с легкими воротами. Все жилища с типичными сибирскими двухскатными крышами были выдержаны в древнерусском стиле. Среди построек имелись новая часовня с колокольней в шесть колоколов и маленьким куполом, трапезная, гостиная изба, около 20 келий монахинь в разных просторных и тесных избах, стряпчая (келарня), больница (в одном доме с пекарней), мастерская, где шили одежду [Гребенщиков, 1912, с. 56-64]. Новоселов А.Е. отметил «до десятка отдельных построек, возведенных, главным образом, женскими силами» [Новоселов, 1913, с. 13].
Наиболее неизученным периодом в историографии Покровской обители остается советский период после ухода оттуда святых матушек в начале 1930-х годов и полного его уничтожения в 1935 году. Точной даты гибели монастыря не сохранилось, она колеблется от 1930 до 1935 гг. По сведениям директора Народного музея г. Шемонаихи (совр. Шемонаихинский историко-краеведческий музей) Викулова В.В. монастырь сгорел дотла от неосторожного обращения с огнём лесорубов, которые поселились в избах опустевшего монастыря [Экспедиционные материалы, 1979, с. 81-82].
По сведениям, сохранившимся в научном архиве областного музея-заповедника, предстает такая картина: «Брошенный монастырь представлял собой дом рубленный «глаголем», с просторной молельной комнатой и кельями для монашек. Около дома имелись хозяйственные постройки [Экспедиционные материалы, 1986, с. 9-10].
В дополнение к имеющимся материалам в Риддерском историко-краеведческом музее обнаружилась очень редкая фотография по состоянию монастыря на начало 1930-х годов, электронную версию, которой сотрудники музея любезно предоставили автору статьи. Фото передает изображение монастыря в период его заката. Снимок сделан с юго-восточного направления со стороны бокового фасада центрального здания, с едва заметными на нем очертаниями четырех окон. Вглядываясь в фотографию, мы видим ансамбль деревянных строений с двухскатными крышами. В центре ансамбля главное сооружение – храмовое здание, вокруг которого выстраивалась вся жизнь пустынниц. Прямоугольное в плане на каменном фундаменте оно имеет довольно простые архитектурные формы. Колокольня представляет собой возвышающуюся над зданием главу в виде четверика с полуциркульными оконными проемами и шатровым завершением, увенчанным луковичной главкой с крестом. Основанием для колокольни служит притвор, образующий входную группу с западной стороны. С восточной стороны над алтарной стеной, никак не выделяющейся архитектурными формами, храмовое здание увенчано малым барабаном с луковичной главкой и крестом. Чуть поодаль от здания церкви за деревьями справа – отдельно стоящий домик, по всей видимости, трапезная. Слева – порядка восьми, в два ряда плотно стоящих друг к другу избушек. Так как по фотографии не видно, есть ли сквозной проход между ними, можно предположить, что дальний ряд строений и есть «дом рубленный «глаголем», с просторной молельной комнатой и кельями для монашек», напротив которого находится ряд хоз. построек. Характер архитектуры всего ансамбля имеет самые простые формы, какие можно было позволить в условиях дикой тайги. На заднем фоне за монастырем у подножия горы видна стоящая стеной черневая тайга. На нижнем плане – белоствольная береза и густой подлесок, характерные для данной территории.
Фото 1. Покровский женский монастырь на реке Банной. 1930-е гг. Фотограф неизвестен. Копия выполнена до 1984 г. Ретушь Галанчук А.Е., 2022 г. Собственность Риддерского историко-краеведческого музея |
В советские годы не прекращалось паломничество к месту бывшего монастыря. Возвратившиеся после репрессий и погромов советской власти монахини и местные староверы проявляли внимание и заботу о могилах святых матушек, своих предков, благодетелей и чтили их память. К 15 захоронениям усопших стариц и инокинь, которые обнаружил во время своего путешествия Гребенщиков Г.Д., добавились новые могилы основателей и настоятелей монастыря Егоровых, финансиста по его строительству и благоустройству барнаульского купца Морозова С.С. [Егоров, 2001, л. 15], пустынниц, умерших после 1910 года за 20 с лишним лет, до того, как святые матушки покинули свою обитель. Если учесть все эти обстоятельства, то получается довольно приличное кладбище. Другой вопрос, все ли захоронения находились на горе около монастыря или могли быть устроены на правом берегу р. Банной недалеко от дома настоятеля Егорова Внифантия Ивановича? В любом случае, искать их надо неподалеку от опустевшей территории монастыря.
Редкий артефакт середины-второй половины XX века – книжица, называемая «Помянник усопших раб», находящаяся в собственности потомков риддерской поморки Гусляковой А.И. (1932-2018), классифицирует исследуемый тип монастыря, как Покровскую обитель, изначально построенную в виде женского скита для поморок, приехавших из России и подвизавшихся к ним местных жителей. В самоназвании помянника содержится указание на наименование лиц разных иерархических и возрастных групп «пустынными жителями», т.е. аскетами, поселившимися в безлюдном и труднодоступном месте. Основная категория насельников Покровской обители подразделялась на духовных матерей и подвижниц, т.е. монахинь, послушниц, стариц, келейниц и т.п. [Осерчева, 2021, с. 220-230].
В июне 1970 года у монахинь, рассредоточенных в Убинской долине отдельными безлюдными скитами, побывали археографы Сибирского Отделения Российской Академии Наук, которых интересовала русская книжная культура, воспроизводившая традиции Древней Руси и к тому времени еще сохранявшаяся в старообрядческой среде. Экспедицией руководил будущий академик Покровский Н.Н. В дальнейшем, по воспоминаниям игуменьи Афанасии, он дал краткое описание монастыря: «Покровский монастырь был построен на левом притоке р. Убы Банной в 1896 г. – перед коронацией Николая II. Строить и содержать монастырь помогал барнаульский заводчик – поморянин Андрей Иванович Морозов, впрочем, и знаменитые московские орехово-зуевские текстильные фабриканты Морозовы знали м. Ираиду и помогали ей. В монастыре построили моленную, трапезную, келарню с кухней, баню с прачечной, жилые кельи, амбары, конюшню. Рогатый скот в монастыре не держали, но коневодством понемногу занимались – лошади нужны были для транспортных нужд. При монастыре были огороды, пасеки, но хлеб не сеяли. Муку и припасы привозили паломники – для посетителей поставили даже отдельный сруб» [Покровский, 2005. с. 290-292].
По данным дореволюционных исследователей Покровский старообрядческий поморский монастырь в датах основания имеет разночтения в пределах четырех лет, с 1895 по 1899 годы. Возможно, в условиях тиснений старообрядчества, продолжающихся в конце XIX века, послабление в закладке строительства было вызвано коронацией Николая II. Опять же по причинам притеснений местом расположения будущего монастыря поморцы избрали труднодоступную дикую черневую тайгу в долине горной речки Банной, где лесистые хребты гор 2-го (большого) и 1-го (малого) Теремков скрывали монастырь от глаз путников.
В XX веке неизвестным художником, знавшим местный уклад жизни старообрядцев, была написана живописная картина. Художник пользуясь описаниями дореволюционных исследователей, изобразил монастырское поселье, которое не вполне соответствует исторической действительности, судя по документальному снимку 1930-х годов. Тем не менее это один из немногих артефактов советского периода из истории Покровского монастыря на Убе. В настоящее время картина находится в угасающем состоянии и требует срочной реставрации.
На топографической карте 1987 года, отражающей состояние местности на 1983 год, между гор большого и малого Теремков по надпойменной террасе 1-го (малого) Теремка обозначены руины бывшего монастырского поселья [Карта, 1987].
В конце XX века большую работу по сбору материалов о существовании монастыря в рамках темы верхнеубинского старообрядчества проделал потомственный поморец, риддерский краевед, инструктор туризма Егоров И.В. и студентка Кемеровской государственной академия культуры и искусств Романова Н.И. Они не раз бывали в паломнических и туристических походах на речку Банную. Из научных публикаций Романовой Н.И. [Романова, 2000, с. 106-108] и серии газетных статей Егорова И.В. [Егоров, 2001, л. 6], основанных, на собственном жизненном опыте, устной истории старожилов, очерков дореволюционных этнографов и других научных источников, следует, что поморский монастырь на Убе был «детищем династии Егоровых от замысла до его воплощения в жизнь». В понимании Егоровых монастырь должен был стать центром поморской веры на Алтае, объединить в себе Убинских староверов разных толков в одно поморское законобрачное согласие, которое было установлено на реке Убе в 1880-е годы старейшиной рода – Иваном Федотовичем Егоровым. В этом стремлении объединились усилия семейства Егоровых, свободно проживавших на Убе с 1860-х годов после возвращения из Польши по приглашению российской императрицы Екатерины II и первых поморок: Ираиды, Ирины, Аполинарии, Мокрини, Афанасии, Серафимы, Елены, приехавших из России по причине притеснения в конце XIX века в поисках пустыннического образа жизни и свободы своего вероисповедания. Однако о строительстве монастыря до указа о веротерпимости 1905 года не могло быть и речи по причине продолжавшихся в конце XIX века гонений на старообрядчество, в связи с чем на местном соборе было принято решение для начала о строительстве небольшого скита. Подходящее место для скита и будущего монастыря было найдено Егоровыми летом 1899 года, после чего они приступили, как сегодня было бы сказано, к выстраиванию инфраструктуры. Сначала построили заимку в устье Банной на берегу реки Убы, затем в двух километрах вверх от устья поставили еще два сруба: дом для себя на правом берегу и большую избу-молельню для монахинь на левом [Романова, 2000, с. 116; Егоров, 2001].
Сооружение старообрядческих домов, их ремонт и закрытие, равно как и внутреннее устройство и убранство повелевалось Высочайшим указом 17 апреля 1905 года осуществлять не на общих основаниях, а по установленным предписаниям для инославных вероисповеданий. При этом расстояние между соседними владениями и постройками никак не оговаривалось. Однако из установившейся практики для сельской местности оно должно было составлять не менее 20 сажень. Приобретать земельные участки под строительство храмов старообрядцы вынуждены были на свои личные средства [О старообрядческих храмах, 1914, с. 44-45]. Другим Высочайшим указом 17 октября 1906 года старообрядческим общинам было разрешено устройство скитов, обителей и монастырей [О монастырях и иночестве, 1914, с. 46, 47]. Но даже после полученного разрешения на строительство вышеозначенными указами сооружение и внутреннее устройство старообрядческих домов регламентировалось по установленным предписаниям для инославных вероисповеданий.
В итоге, период строительства Покровского женского монастыря на р. Банной осуществлялся поэтапно с конца 1890-х годов и продолжался до 1910 года. До указа 1905 года о веротерпимости он строился в формате скита отдельными срубами и лишь после получения разрешения на строительство от руководства Сибирского казачьего войска в городе Омске после снятия запретов и гонений на старообрядчество стали строить монастырь. Финасовая поддержка была найдена у барнаульского купца, владельца торговой мануфактрура «Морозов и сыновья». Строительство монастыря велось под руководством братьев Егоровых и непосредственном участии монахинь. Жители всей Убы помогали в строительстве монастыря. Вручную валили в тайге лес, возили бревна, пилили, рубили избы и хозяйственные постройки. В сельской местности и близлежащих городах закупалось множество разных товаров и доставлялось в труднодоступные горно-таежные места. Для дальнейшего его содержания братьями Егоровыми приглашались грамотные монахини, мастеровые умельцы по благоустройству [Романова, 2000; Егоров, 2001]. Таким образом, Покровский поморский женский монастырь на р. Банной по своей классификации соответствовал типу скита-монастыря. Характер народной архитектуры во многом был обусловлен стесненостью запретами и гонениями до 1905 года, а также условиями выживаемости в дикой тайге.
Братья Егоровы поддерживали тесную связь со старообрядцами Бийско-Барнаульского уезда в укреплении поморской веры на Чарыше, Алее, Катуни. Купечество Барнаула и Бийска жертвовали им деньги на строительство скитов и монастырей. Таким образом, помимо Убинского монастыря ими были построены женские скиты-монастыри: на Малой Ульбе в 15 верстах от Усть-Каменогорска (1907), в Сибири под Минусинском (1915), Белорецкий монастырь на реке Белой (1916) [Егоров И.В., 2001, л. 6-8, 12], архитектурные облики которых нами не изучались.
С началом XXI века экспедиции к месту нахождения бывшего монастыря возобновились специалистами, понимающими необходимость сохранения огромного пласта историко-культурного наследия Убинского старообрядчества. Это были экспедиции 2002 и 2003 годов, организованные Егоровым И.В. (Риддер), в которых принимали участие: кандидат культурологии Кемеровской государственной академии культуры и искусств Романова Н.И. (Риддер-Кемерово), кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и социально-политических теорий ВКГУ им. С. Аманжолова Царегородцева С.С. (Усть-Каменогорск), журналист Кратенко А.И. (Усть-Каменогорск), фотограф Мазницын А.А. (Усть-Каменогорск), краевед, гид, инструктор туризма, эколог Лямкина Е.А. (Риддер) и др.
Спустя порядка 90 лет с момента первых посещений монастыря Гребенщиковым Г.Д., Бетхером Д. и Новоселовым А.Е. участники последних экспедиций отметили полное исчезновение монастырских строений. О былом монастыре, наполненном бурной жизнью, напоминали лишь камни фундаментов, почти невидимые в высокой траве. Выступавшие из-под земли они имели прямоугольные очертания и были расположены так, как это выглядело на примитивном рисунке, начертанным одной из матушек Гуслякова ключа. Рисунок-план и сегодня хранится у кого-то из потомков Гусляковых, живущих в Риддере. По описаниям участников экспедиции выделялся фундамент отдельно стоящего строения, чуть выше находились другие фундаменты. Однако ни крестов, ни могил на месте расположения монастыря ими не было найдено. По итогам экспедиции 2002 года были опубликованы материалы Кратенко А.И. [Кратенко, 2005, с. 135, 147-148] и Царегородцевой С.С. [Царегордцева, 2006, с. 33]. Экспедицией 2003 года были зафиксированы единичные предметы домашнего обихода – обломок круглой глиняной печи (о таких печах, установленных в главном монастырском здании упоминал Гребенщиков Г.Д.) и чугунок. На одной из берез, растущих из под фундамента, в память о святых матушках участники экспедиции установили деревянный крест [Лямкина, 2022].
Фото 4. Крест в память о святых матушках Покровской обители на реке Банной. Установлен Егоровым И.В. (справа) с участниками экспедиции Фото Лямкиной Е.А. 2003 г. |
В 2016 году по заказу настоятеля Риддерского поморского молельного дома Гуслякова Е.Н. самодеятельным художником эпохи возрождения города Риддера Ноздриным В.С. была написана картина монастырского поселья. Данная работа не отображает исторической действительности в плане монастырских построек, но она великолепно передает живописный пейзаж места обитания пустынножителей. Прежде чем приступить к написанию картины Ноздрин В.С. вместе с настоятелем Гусляковым Е.Н. зимой на охотничьих лыжах ходил в горы на Банную, чтобы глубже проникнуться местной природой и прочувствовать ушедшую эпоху некогда процветавшего монастыря. Он и прежде бывал там, в 1969 году в составе Алтайской геофизической экспедиции г. Усть-Каменогорска, но тогда никто из членов экспедиции ничего не знал из истории этой местности, тем более, не подозревал о существовании там поморского Покровского монастыря.
Фото 5. Ноздрин В.С. Монастырь. Холст, масло. 2016 г. Собственность Риддерского поморского молельного дома. Фото автора. 2018 г. |
По состоянию на 2016 год, по словам художника, место, где был монастырь, представлял собой открытую площадку – солнечную поляну, окруженную лесом, неподалеку от которого справа находилось заросшее кладбище. Деревянный крест, установленный в память о предках Егоровым И.В. с участниками экспедиции 2003 года, благополучно продолжал стоять на своем месте.
Одна из последних экспедиций к месту поморского монастыря на Убе, возглавляемая Лямкиной Е.А. (Риддер), в составе которой от Восточно-Казахстанского областного музея-заповедника (Усть-Каменогорск) принимала участие автор статьи, состоялась в августе 2022 года. Выдвинувшись из Риддера экспедиция пересекла Белую Убу, впадающую в главную артерию реки. Далее по маршруту проехали через поселок Ливино, перевалы Ванявка и Березовая грива, урочище Стрежная яма, деревни «8-е Марта» и «Ермолаевка», убинский порог «Сушья дыра», рудник «Чекмарь». По дороге при подъезде к заимке «Васенево» можно было увидеть вершину горы 2-го (большого) «Теремка», у подножия которого берет свое начало небольшая речка Банная и, огибая гору Теремок, впадает в Убу.
Фото 6. Вершина горы 2-го (большого) «Теремка» (1733.6 м.) Фото автора. 2022 г. |
Основной маршрут экспедиции пролегал от брода после заимки «Васенево», что в 60 километрах от Риддера, и до конечной цели – района монастырского поселья в горной долине речки Банной, что составило еще порядка 10 километров пешего пути вниз по течению Убы. Этот путь был пройден за один день с ночевкой. Шли по каменистому левому берегу Убы, по дороге, проложенной лесорубами и по бездорожью. Особым препятствием во время прохождения по террасам, как и для путешествующих в начале XX века, являлись русла горных ручьев, заваленные упавшими деревьями и заросшие высокой травой. Дойдя до устья Банной и пройдя километра полтора вверх по руслу горной речки, придерживаясь правого берега, оказались на территории охотничьих угодий Гусляковых – последних потомков местных поморцев, имеющих заимки на Убе. Здесь же обнаружили разрушенную от времени охотничью избушку, построенную в 2002 г. Гусляковым Андреем Назаровичем, около нее – вторую избушку, построенную после 2003 года его братом Гусляковым Ефимом Назаровичем [Лямкина, 2022].
Фото 7. Речка Банная в районе монастыря. Фото автора, август, 2002 г. |
Метрах в трехстах, чуть далее охотничьих угодий Гусляковых на левом берегу речки Банной по надпойменной террасе, высотой в 30-40 см., примерно, в десяти метрах от берега находится поляна, избранная когда-то староверами для монастырского поселья. В настоящее время поляна заросла пихтой и подлеском, преимущественно ивняком, черемухой и калиной, а также травами в человеческий рост: крапивой, полынью, папоротником. Из ягод в округе в изобилии представлены костяника, малина, черная и красная смородина, из грибов – подберезовики, лисички, грузди. Здесь же можно встретить краснокнижные растения: акониты, какалия копьевидная, недотрога обыкновенная, вороний глаз, купальница, марьин корень, дафна (Волчеягодник). С задней стороны террасу, как на исторической фотографии 1930-х годов, защищает крутой склон горы. Речка Банная в августе маловодная, местами пересохшая, вода в ней мутноватая.
Разведывательные экспедиции XXI века констатировали полное поглощение природой монастырских строений.
Из всего сказанного следует, что в дореволюционной и современной литературе монастырь достаточно хорошо был описан, что вполне позволяет составить представление о его архитектурном облике. Подробные источниковые описания, экспедиционные данные и обнаруженные дополнительные материалы дают основание и возможность составить архитектурный план монастырского поселья, сделать модель, задокументировать и осуществить его историко-художественную реконструкцию на местности.
Утраченный в советские годы памятник поморского староверия обладает исторической и духовной значимостью для Верхнеубинского региона Восточно-Казахстанской области, в связи с чем необходимо выполнить его планиграфию, сохранив в регионе культурно-исторический пласт, важный для потомков всего Убинского староверия.
Библиографический список
Бетхер Д. Очерк. По берегу реки Убы. с. 130-132 // "Природа и люди". Иллюстрированный журнал науки, искусства и литературы. № 9 – 1912 г. Музей-заповедник: КПнв-3-2798.
Гребенщиков Г.Д. Река Уба и Убинские люди (литературно-этнографичекий очерк) // Алтайский сборник. Том XI. Изд-е Алтайского Под-Отдела Западно-Сибирского Отдела ИРГО. Барнаул. Типо-Литография Главного Управления Алтайского округа, 1912 г. – 94 с. Музей-заповедник: КПнв-3-2795.
Егоров И.В. Цикл публикаций по истории края: Убинское старообрядчество / Лениногорская еженедельная рекламно-информационная газета «Наш дом», 8 июня – 21 декабря 2001 г. – л. 15. Музей-заповедник: КПнв-18-10546.
Карта Д-205 VII за 1987 г.: Карагужиха. Казахская ССР, Восточно-Казахстанская область. Состояние местности на 1983 год / Комплект топографических карт Казахской базы авиационной охраны ресурсов. СССР. Издание Генерального штаба, 1964-1987 гг.
Кратенко А.И. Богатыри Убы. с. 131-136. Святые банницы. с. 144-150 // В центре Евразии: Некоторые места, люди и вещи. – Усть-Каменогорск: Медиа-альянс, 2005, – 336 с.
Новоселов А. Отчет о поездке на Алтай // Известия Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. 1913. Т. 1. Вып. 2. Омск, тип. Штаба воен. округа. https://elib.rgo.ru/handle/123456789/213466 (дата обращения: 19.09.2022).
О монастырях и иночестве // «Церковь». Старообрядческий церковно-общественный журнал, № 2. М., тип. П.П. Рябушинских, 1914 г. https://vk.com (дата обращения: 16.10.2022).
О старообрядческих храмах (Доклад Совета съездов XIII Всероссийскому съезду старообрядцев) // «Церковь». Старообрядческий церковно-общественный журнал, № 2. М., тип. П.П. Рябушинских, 1914 г. https://vk.com (дата обращения: 16.10.2022).
Осерчева О.Н. Помянник усопших раб, как источник по изучению Верхнеубинского старообрядчества // Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Макарьевские чтения», 23-24 сентября 2021 г., Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2021. – 363 с. – Текст: электронный (база РИНЦ). Музей-заповедник: http://www.vkoem.kz/index.php/ru/2010-03-09-08-54-46/85-2010-03-09-10-07-22/3320-osercheva-qpomyannik-usopshix-rabq-kak-istochnik-po-izucheniyu-verxneubinskogo-staroobryadchestva.
Полевые записи О.Н.Осерчевой, г. Риддер – 2022 г. Информатор: Лямкина Е.А.
Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами. 3-е изд., доп. и перераб. / Вступит. ст. Д.С. Лихачева. Новосибирск: ИД «Сова», 2005. – 344 с. http://www.history.nsc.ru/website/history-institute/var/custom/File/putesh_281_339.pdf (дата обращения: 23.09.2021).
Романова Н.И. Верхнеубинское старообрядчество Рудного Алтая: историко-культурологический аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 2000. – с. 298.
Экспедиционные материалы музея-заповедника. Запись Царева В.И. Информатор: Медведев Ф.М.: с. Большая Речка – 1979 г. Д.13/б.
Экспедиционные материалы музея-заповедника. Запись Зав. отд. рус. этнографии Илющенко Е.Ф. Информаторы: Карелов П.Х.: с. Верх-Уба, Кузюкин И.П.: с. Волчиха –1986 г., Д. 1/156.
Царегородцева С.А. Обитель на Убе: поиски и находки. С. 32-34 // Деловой Усть-Каменогорск. № 7. 2006. - с. 46. Музей-заповедник: КП-9-6990/7.
Опубликовано в сборнике материалов XVII Международной научно-практической конференции «Макарьевские чтения» (23-24 сентября 2022 г.),
БИЦ ГАГУ (Горно-Алтайск, Республика Алтай, Россия)
< Prev | Next > |
---|