• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научные Григорьева А.А. Каягым - традиционный корейский музыкальный инструмент

Григорьева А.А. Каягым - традиционный корейский музыкальный инструмент

Аннотация: Мақалада каягымның құрылу тарихы, ондағы ойынның ерекшеліктері қарастырылады. Шығыс Қазақстан облыстық сәулет-этнографиялық және табиғи-ландшафтық мұражай-қорығының қорларынан алынған музыкалық аспаптың мысалында сыртқы сипаттама арқылы оның құрылымы, аспаптың нысандары мен сәндік элементтерінің символикасы, сондай-ақ дәстүрлі дүниетанымның әсері көрсетілген.

 Түйінді сөздер: каягым, Корей дәстүрлі музыкасы, мәдениеттердің өзара әсері

Аннотация: В статье рассматривается история создания каягыма, особенности игры на нем.  На примере музыкального инструмента  из фондов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, через внешнее описание показано его  устройство, символизм форм и декоративных элементов инструмента, а также  влияние традиционного мировосприятия.

Ключевые слова: каягым, корейская традиционная музыка, взаимовлияние культур.

Abstract: The article discusses the history of the creation of kayagym, the features of playing on it. Using the example of a musical instrument from the funds of the East Kazakhstan regional Architectural, Ethnographic and Natural Landscape Museum-Reserve, its structure, symbolism of forms and decorative elements of the instrument, as well as the influence of traditional worldview are shown through an external description.

Keywords: kayagym, Korean traditional music, mutual influence of cultures

 

На современном этапе все больший интерес исследователей представляет музыкальная культура Кореи, как одна из самых ярких и наименее изученных культур стран азиатско-тихоокеанского региона.  Следует отметить, что корейской музыкальной культуре посвящены немногочисленные труды, затрагивающие преимущественно отдельные проблемы и носящие ознакомительный характер. Исследователи отмечают  преемственность музыкальных культур Китая, Японии и Кореи. Доктор искусствоведения У Ген-Ир утверждает, что: «идеологическая доктрина конфуцианства, буддизма, даосизма и общность литературного языка, основанного на иероглифической письменности» стали теми факторами, которые обеспечили региональную общность стран Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония) [1; 152]. Однако, при этом, отмечается,  что корейская музыкальная культура по-своему интерпретировала важнейшие положения китайской музыкальной теории и практики, создав при этом национально-самобытную музыкальную традицию. Особенно ярко это проявилось в  музыкальных инструментах.

Основы традиционной корейской музыки  были заложены в Период трех государств (Когурё, Пэкче и Силла) существовавших в период с I до н.э. по VII в. н.э.. Первым образовалось государство Силла, на территории которого,  в годы правления вана Чиньхынь (540–576 гг.), был внедрен и получил широкое распространение один  из наиболее знаковых и популярных  для корейской музыкальной культуры  инструментов  - каягым [2; 309]. Каягым (gayageum или kayagŭm) – многострунный, щипковый музыкальный инструмент. По современной европейской классификации относится к классу длинных цитр.

В исторической хронике «Самгук Саги»[1], приводятся сведения, согласно которым каягым был создан на основе китайского музыкального инструмента чжэн. Его создателем стал  правитель государства Кая - ван Касиль: «… ван Касиль произвел двенадцать лютен-хёнгым в форме полумесяца, изображавших закономерность смены двенадцати месяцев…» [3; 47]. Предание гласит, что этот инструмент стал известен в Силла в 551 г. благодаря музыканту, прибывшему  из  Кая по имени Урык [4; 89]. Урык стал автором первых  мелодий для каягыма, которые он создал по приказу ван Касиля:  «повелел мастеру музыки из уезда Сонъёль - Урыку  сочинить двенадцать мелодий» [3; 48].  Именно эти мелодии и положили начало известности данного музыкального инструмента.

Однако последние археологические находки фрагментов каягыма при раскопках в районе Квансан  и провинции Чолла-Намдо свидетельствуют о том, что данный музыкальный инструмент был известен уже в I до н.э. [5;].

Так почему же популярность каягыма спустя даже сотни лет не падает? В чем причина его популярности? Наверное, следует обратить внимание, на звучание данного инструмента. Изящный звуковой тембр,  мягкий и нежный тон, а также ритмичность мелодий являются отличительными чертами звучания этого струнного, щипкового музыкального инструмента.

Кроме того, игра на каягыме это целое искусство, где оценивается не только звучание самого инструмента, но также и мастерство исполнителя, положение его рук и тела.  На каягыме традиционно играют, сидя на полу со скрещенными ногами, голова инструмента опирается на правое колено, а хвост - на пол. Игра на инструменте требует  безупречную согласованность тонких физических движений, ведь используются как правая, так и левая рука. Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если музыкант не владеет техникой игровых движений на музыкальном инструменте, при помощи которой он  передает свои мысли и чувства.

В фондах  Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника каягым появился в 1998 году.  Он был передан в дар Джоном Уком, жителем г. Сеула, приехавшим в  г. Усть-Каменогорск преподавать корейский язык в Восточно-Казахстанском Государственном Университете в 1998 – 1999 годах. Музыкальный инструмент был изготовлен в Южной Корее, г. Сеуле примерно в середине XX века (Рис. 1). Корпус прямоугольной формы -  длина – 144 см; ширина – 24,5см. Изготовлен из дерева. Следует отметить, что согласно хронике «Самгук Саги» форма корпуса музыкального инструмента имеет символическое значение.  Плоский резонаторный корпус (низ)  олицетворяет собой Землю, а округлый, выпуклый верх – Небо [2; 48]. Верхняя часть инкрустирована перламутровыми вставками изображающими Солнце, облака и летящих аистов, которые, в соответствии с конфуцианскими  представлениями корейской идеологии, символизируют понятия судьбы и долголетия (Рис. 2).  Во всю длину верха корпуса натянуты 12 струн. Струны натянуты на хёнчим  - зафиксированный деревянный мостик, повторяющий изогнутую форму края корпуса. Каждой струне соответствует подвижная кобылка - анджок, по форме напоминающая лапки дикого гуся. Они установлены в одну линию по диагонали корпуса (Рис. 3).   При помощи этих кобылок настраивают инструмент и регулируют его звучание.  Анджок соединены тонким бордовым синтетическим шнуром с коричневыми кисточками, которые называются «хваксуль» («колено журавля»). У левого края каягыма находится янъидо ( «уши овцы») - узел, в который собраны толстые сине-фиолетовые шнуры, выполненные в технике макраме и фиксирующие струны (Рис. 4). Для регулировки натяжения струны используются колки (тольгве), расположенные на обратной стороне корпуса, рядом с янъидо. Колки изготовлены из дерева. Боковые части корпуса декорированы резной дорожкой виде корейского национального орнамента, выполненного из перламутра. Другой конец корпуса с отверстиями для струн называется бонми («хвост феникса»), декорирован корейским геометрическим узором бело-черного цвета, с использованием перламутра.

 В нижней деке расположены несколько фигурных резонаторных отверстий и резное изображение бамбука, который в восточной культуре символизирует  изящество, гибкость и  долголетие (Рис. 5)  [6; 31].  

Таким образом, можно сделать вывод о том, что способ декорирования каягыма, а также его пропорции  и форма несут в себе глубокий символический смысл, отражают традиционное мировосприятие и специфическую ментальность  корейского народа.

[1] «Самгук Саги» или «Исторические записи трёх государств» — древнейший сохранившийся до наших дней памятник корейской историографии. Автором являлся историк и  государственный деятель Ким Бу Сик (1075 - 1151).

 

Григорьева Анастасия Александровна -

младший научный сотрудник

отдела этнографии народов и

малочисленных этнических групп

музея-заповедника

griganas@yandex.kz

8-777-987-83-88

Опубликовано в национально-этнографическом журнале «Дәстүр». – 2023. - № 1 (86). – С. 53 - 57

 

Литература:

 

  1. У Ген-Ир Родство музыкального инструментария в традиционной музыке стран Дальнего Востока. // Известия  Российского Государственного педагогического унверситета им. А.И. Герцена. – Серия Искусствоведение. – 2010. – С. 152 - 159
  2. Тювикова Т.Н. Истоки и тенденции развития традиционной корейской музыки // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. - Серия искусствознание.- 2019. – № 1. - С. 308 - 312
  3. Ким Бу Сик Самгук Саги [Исторические записи трех государств] : т.3 Разные описания. Биографии. / под ред. М.Н. Пака. -  М.: Изд-во Восточная литература, 2002. – 444 с.
  4. У Ген-Ир История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония): Учебное пособие. – СПб: Лань: Планета музыки, 2011. – 544 с.
  5. Комплексная информационная система по культуре и искусству (CCAIS) [Электронный ресурс] // http://www.culture-arts.go.kr/english/contents/con1_2-3.html (дата обращения: 25.11.2022 г.)
  6. Филимонова Е.Н. Символика растений в переводных произведениях. «Благородные» растения (на материале переводов с корейского и китайского языков) // Язык, сознание, коммуникация : Сборник статей. – 2003. – Вып. 25. – С. 26 – 53


Рисунок 1

 

Рисунок 2

 

Рисунок 3

 

Рисунок 4

 

Рисунок 5

 

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы