Новые поступления в коллекцию самоваров Восточно-Казахстанского
областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного
музея-заповедника
Коллекция самоваров и сопутствующих предметов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника начала складываться в 1970-х годах. В настоящее время она насчитывает 154 экспоната (единицы хранения): 131 самовар, 1 бульотку, 7 деталей самоваров, 13 самоварных подносов и 2 полоскательницы. Хотя в музейной коллекции есть семь электрических самоваров второй половины XX века, подавляющее большинство экспонатов являются угольными. Они были подарены или проданы музею жителями городов Усть-Каменогорска, Лениногорска (ныне Риддер), Зыряновска, Зайсана, Шемонаихи и различных поселков и сел ВКО. Важное значение для пополнения музейного собрания имела покупка в 1980 году 12 интересных самоваров у коллекционера В.И. Клепикова из города Алма-Аты. Вместе с тем, это размыло монолитность собрания, которое ранее отражало историческое бытование самоваров только на территории ВКО.
Экспонаты находятся в особом фонде, на специальных стеллажах. Некоторые из них постоянно используются в различных экспозициях этнодеревни: «Дом казака», «Торговая лавка», «Крестовая связь» и т.д., отражающих быт различных слоев населения Восточного Казахстана в конце XIX – начале XX века. К сожалению, многие экспонаты, хранящиеся в фондах музея, находятся в нерабочем состоянии: у них отломаны ручки и краны, утрачены хватки, ключи, держатели, заглушки и конфорки, прогорели решетки на поддувале, тулова имеют трещины и вмятины, никелировка стерлась. Это объясняется тем, что самоварами очень дорожили, они переходили из поколения в поколение как семейная реликвия и передавались своими владельцами в музей, уже потеряв практическую ценность. Поэтому, требуется длительная и кропотливая работа реставраторов, прежде чем их можно будет демонстрировать на выставках и в экспозициях.
В 2009 году коллекция самоваров пополнилась новыми интересными экспонатами. Прежде всего, это тульский керосиновый никелированный самовар производства фабрики Б.Г. Тейле. Его основание представляет собой емкость для керосина, круглой формы на четырех ножках стилизованных под лапы. Круглая пробка, закрывающая заливную горловину основания, снабжена дренажным отверстием. На стойке основания установлен механизм регулировки пламени выдвижением фитиля. Тулово присоединяется к основанию двумя крючковыми механизмами зацепления. Два смотровых окна снабжены слюдой, окно зажигания фитиля передвигается. Тулово в форме «банки», со ступенчатым перехватом наверху. Ручки состоят из двух фигурных пластин, соединенных деревянными держателями, окрашенными в черный цвет. Кран граненый в сечении, с круглой рельефной розеткой в основании. Ключ крана в форме «ветки» с деревянной шишечкой на конце, окрашенной в черный цвет. Крышка с утолщением в верхней части, с двумя деревянными хватками, окрашенными в черный цвет и отверстием для выхода пара, закрывающимся металлической крышечкой, откидывающейся на шарнире. Конфорка с одним рядом фигурных прорезей (числом восемнадцать). Над краном выгравирован двуглавый орел, увенчанный российской императорской короной, на фоне мантии, увенчанной российской императорской короной. Ниже надпись: «Торговый дом Б.Г. Тейле с Сыновьями в Туле». На крышке, между хватками, напротив отверстия для выхода пара, выгравировано: «Б.Г. Тейле с Сыновьями», ниже изображение пушки со словами «фабр. марка», по бокам от него двуглавые орлы на фоне мантий, увенчанных российскими императорскими коронами. Под ними надпись: «Придворные Поставщики». Все надписи сделаны с соблюдением правил русской дореволюционной орфографии. Самовар находится в хорошем состоянии: на корпусе имеются царапины, в районе ручек небольшие вмятины, рисунки частично стерлись, заглушка отсутствует.
Еще более редким является среднеазиатский самовар-кумган из красной меди конца XIX – начала XX века, представляющий прекрасный пример синтеза различных культур – русской идеи самовара, воплощенной в традиционной восточной форме металлического кувшина. Тулово в форме кувшина, сужающееся кверху. Основание совмещено с поддувалом с фигурными прорезями. В торце трубы-жаровни укреплена фигурная решетка в форме снежинки. Ручка граненая в сечении, слегка изогнутая. Носик круглый в сечении, расширяющийся к туловищу, с раструбом-утолщением на конце. Сверху ступенчатая, сужающаяся кверху крышка, с металлической ручкой, приделанной при помощи двух заклепок. Крышка, раструб-утолщение полностью, а бока, носик и ручка кувшина частично покрыты желтым металлом. Как видим, его устройство не имеет ничего лишнего: через кувшин проходит труба-жаровня, основание совмещено с поддувалом, вместо крана с ключом — изогнутый носик с раструбом-утолщением на конце, конфорка и заглушка не предусмотрены. Вместе с тем, в нем имеется какое-то необъяснимое своеобразное очарование, навевающее атмосферу сказок «Тысячи и одной ночи». К сожалению, его сохранность не идеальна: покрытие из желтого металла на крышке и боках частично облезло, на тулове имеются вмятины, основание местами погнуто.
Особое место в нашей коллекции заняла бульотка. Бульотки (от французского слова «кипятить») использовали для чайного стола, чтобы подготовить кипяток для заварочного чайника. Их также применяли, когда нужно было всего 1-2 стакана чая и не хотелось звать прислугу ставить самовар. Наша бульотка представят собой грушевидный чайник из желтого металла, на круглой, расширяющейся книзу ножке, с изогнутым носиком, откидывающейся назад на шарнире выпуклой крышкой с фигурной шишечкой на вершине и расположенной сзади ручкой с двумя костяными перемычками и выступом в верхней части для лучшего упора руки. На днище в центре выгравированы цифра «12» и буквы «WMFN». В самой широкой части бульотки расположены по два кронштейна для крепления на опорах. Подставка из желтого металла, решетчатая, фигурная, с завитками и рельефными элементами растительного орнамента, на четырех изогнутых ножках, оканчивающихся шариками. В центре ее – съемная спиртовка с откидной крышечкой, сбоку – ручка регулировки фитиля, от которой осталась одна трубка. На бульотке, подставке и спиртовке имеются потертости, загрязнения, металл местами потемнел. От ручки регулировки фитиля осталась одна трубка.
Таким образом, коллекция самоваров Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника продолжает пополняться и изучаться.
Р.Ю. Нечаев
Материалы научно-практической конференции,
посвященной 45-летию Павлодарского областного
художественного музея, 19 ноября 2009 г., Павлодар, 2009 – 106 с.
< Prev | Next > |
---|