Девизом национальной государственной политики Казахстана стало «культурное единство», что означает, с одной стороны, сохранение этнической самобытности, самосознания, языка, с другой – взаимопонимание, взаимообогащение и взаимовлияние всех этнических групп с целью формирования казахстанской нации [1 с. 185]. Нацией, которая будет интегрирована общим ценностям, с гармоничной языковой средой единой и сплоченной нацией, которая устремлена в будущее, а не прошлое [2 с. 465].
Немало работы ведется в этом направлении государственными музеями на местах. Они сегодня воспринимаются не только как хранилище культурного наследия, отражающего самобытность истории народа. Они всегда служили местом духовного обогащения, удовлетворения интереса к своему историческому наследию, приобщения к культуре, традициям и обычаям народов.
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический природно-ландшафтный музей-заповедник единственный в Республике Казахстан музей с таким профилем работы, который в своих фондах хранит историю и этнографию не только казахов и русских, но и других народов проживающих в крае. На сегодняшний день общий фонд музея-заповедника составляет 53451 единиц хранения. Это редкие собрания, представляющие этнографическое и историко-культурное наследие, принадлежащие 36 народам и национальностям. Историю и этнографию различных этносов и народов изучает специальный отдел этнографии народов и малочисленных этнических групп, созданный в 1989 году.
Первые целенаправленные сборы предметов начались с окрестных территорий города и отдаленных сел, а потом были организованы поездки и в большие города Союзных Республик.
Во время и удачно организована целенаправленная командировка в Украину и в Белоруссию Зинаидой Васильевной Романович – заведующей этого отдела с февраля 1990 года по август 1994г. Среди привезенных предметов уникальными музейными экспонатами являются: костюмы украинцев и белорусов женский и мужские, домотканые льняные рушники, постилки, датируемые началом ХХ в. и 1930-ми годами.
В 1987 - 1988 годы в выставочных залах этнографического музея проходили декады культур Союзных Республик. После декады культуры Туркменской ССР у нас появилась возможность пополнить фондовую коллекцию предметами культуры туркменского народа. В нее входили: набор женских ювелирных украшений туркменок, комплект женского свадебного костюма, женский головной халат – накидка, мужской шелковый халат с вышивкой по бортам, узорные шерстяные носки, свадебная накидка для верблюда невесты и другие предметы. Часть этих предметов были переданы в дар, часть приобретены за деньги.
В 1991 году научные сотрудники отдела принимают участие в научной экспедиций по сбору экспонатов в Больше-Нарымский район. В ходе поездки фонд пополнился немецкими, украинскими и белорусскими предметами. Это была последняя научная экспедиция по сбору экспонатов, очередная состоялась уже в ХХI веке, потому что распался Советский Союз, и наступили годы глубокого финансово-экономического кризиса во всех отраслях бюджетной сферы. Поэтому музейный сбор вели только в черте города и в основном собирали бесплатные экспонаты.
Из татарской коллекции до образования отдела в фондах были лишь мебель и посуда, бытовавшие в татарских семьях и книги на татарском и арабском языках изданные в Казани в конце XIX начале ХХ в в. Традиционно, татарские предметы начали поступать с образованием отдела. В 1990 году поступила коллекция предметов из семейной реликвии рода Булатовых. Сдал их после смерти жены - Фании Салимовны - житель города Усть-Каменогорска Моспан Владимир Федорович. Достались они ему от родителей жены. Среди коллекции были: женский головной убор – калфак, расшитый натуральным речным жемчугом, нагрудное женское украшение - изю, мягкие кожаные сапоги с инкрустацией из цветной кожи, мужской тканый пояс с серебряной пряжкой, полотенца домотканые с бранным узором и другие. Всего В.Ф. Моспан сдал в запасник музея более 30 – ти предметов.
В 1997-1998г г. поступили интересные вещи от предков купца Ахтяма Рафикова. Уникальные предметы, связанные с купцом А.Рафиковым, поступили в запасник музея в 1997-1998 годы от его внучки – Фаизовой Афримы Валиевны, а после её смерти, от её снохи Фаизовой Гульсум Латфулловны. Безрукавный бархатный камзол, обшитый позументом с застежкой из сердолика и бархатный калфак, украшенный в технике канитель, принадлежали Рафиковой Фатихе Ахтамовне. Платье из натурального китайского шелка, черный бархатный калфак – наколка, вышитый белым бисером цветочным орнаментом, и ажурная фабричная шелковая шаль – были свадебным нарядом Холли Мухамеджанкызы.
Комплект свадебного женского татарского костюма 1918 г. подарила музею жительница Усть-Каменогорска Гонцова Фарида Лифкатбековна. Принадлежал костюм ее тете - Гонцовой Фатиме Хикматулловне, 1898 года рождения.
Более 200 предметов по корейской культуре переданы в дар музею пастором Ким Хон Бе и его супругой Джон Сунн, приехавшими из города Сеул и работавшими в Восточном Казахстане в качестве миссионеров и возглавлявшие в ВКО церковь евангельских христиан баптистов «Родник» с 1993 по 2000 годы. Из дарственных предметов пастором Ким Хон Бе, большой интерес представляет коллекция корейских костюмов - мужской и женский. Имеются костюм придворной дамы и костюм государственного чиновника. Детских костюмов три: два - для девочек и один для мальчика. Интерес вызывает у зрителей обеденный столик с набором посуды, а также сувенирные изделия для украшения интерьера комнаты. Прекрасным подарком музею явился коягым – уникальный струнный музыкальный инструмент середины прошлого столетия, переданный волонтером – преподавателем ВКГУ им. Аманжолова Ук Джоном.
В процессе работы фонды музея ежегодно пополняются новыми экспонатами. Так, в дар музею переданы раритетные корейские книжные издания к. XIX – н. XX вв., привезенные в Восточный Казахстан в 1937 г. семьей депортированного Ким Г.Б. Корейская семья г. Усть-Каменогорска преподнесла музею «корыто» для приготовления традиционного корейского хлеба – чхаль тток, выполненное Ногай В.В. в к. 90-х гг. ХХ в., багоди – ковшик, используемый при обработке сои.
Сбором документальных материалов и предметов быта, характеризующих еврейский этнос, занимаемся со времени образования отдела. Большой интерес представляет книжный фонд по истории и культуре еврейского народа, охватывающие временные рамки конца XIX до начала ХXI вв. и включающие книги религиозного содержания. Так, например Талмуд. Мишна и Тосефта Т.3, изд. Сойкина,1900г.; Трактат Синедрион из Талмуда Вавилонского, южная типо-литография А.Гелерта, г.Одесса, 1894г.; Священные книги Ветхого Завета. Т.1,2. Вена,1888г.; Берлин, 1913г., а также светские издания, календари (печатные и рукописные), учебники. Уникальным предметом среди книжной коллекции является Сидур- молитвенник, середины прошлого века с великолепно выполненным окладом в технике высокорельефной штамповки и оформленный элементами еврейской символики. Предмет передан в дар от еврейского этнокультурного объединения хэсэда «Фаина». На втором месте по численности культовые предметы. Это: талит- молитвенное покрывало, тфилин- иудейский культовый предмет, менора- храмовый семисвечник, мезуза с вложенным свитком.
В 1997-1998 годы начали комплектовать фонды через переписку с первыми руководителями стран СНГ, министерствами культуры и посольствами с просьбой помочь дополнить музейную коллекцию предметами быта и культуры разных народов. И в результате к концу 1999 г. стали получать ответы. Одни дали категоричный отказ, другие, например Белоруссия, приглашали приехать за свой счет за экспонатами. Но, были и положительные ответы. Бандероль с книгами по истории и этнографии получили из Удмуртии, Ингушетии, Чувашии, Эстонии.
Из Республики Таджикистан выслали большой настенный ковер «Сюзане» с растительным орнаментом, женское платье 1950-х годов с вышивкой и две мужские тюбетейки 1960-х годов. Вышивка на них выполнена в ручной технике.
Из Государственного музея Республики Мари Эль получили комплект женского костюма луговых марийцев конца XIX века, сшитый из домотканого льна. В комплект входит: рубаха, кафтан, и головной убор - шымакш. Борта кафтана, разрез рубахи, горловина, низ рукавов богато украшены ручной вышивкой.
В 1999 году из Республики Азербайджан Министр культуры Полад Бюль-Бюль оглы отправил самую богатую коллекцию предметов по материальной и духовной культуре азербайджанского народа. В посылке были образцы мужского и женского национальных костюмов и музыкальные инструменты: тар, гавал и кяманча, аудиокассета с записями песен самого Полада Бюль Бюль оглы, очень много литературы по истории и этнографии азербайджанского народа.
Последнее десятилетие в Казахстане мероприятия проходят под знаком возрождения национальный культуры, повышения национального самосознания и самоидентификации этносов. Ассамблея народов Казахстана превосходно решает задачи единения многонационального народа Казахстана [3. с. 111]. Музеем ведется тесная работа с национально-культурными центрами Дома Дружбы. У нас подписан договор о сотрудничестве между Домом Дружбы Ассамблеи народа ВКО и Восточно-Казахстанским областным архитектурно-этнографическим музеем-заповедником. Целью договора является достижение устойчивого развития в решении проблем воспитания казахстанского патриотизма, укрепления дружбы и согласия, возрождения и изучения традиций и обычаев, языков и культуры народов, проживающих в регионе. Совместно с НКЦ составляется план работы на учебный год. Вместе проводятся государственные и национальные праздники Республики Казахстан, а также праздники других народов ВКО. Так, например к 10-летию Независимости Казахстана в водном зале музея были смонтированы стационарные выставки из фондовой коллекции народов ВКО.
Шесть стационарных мини-выставок под общим названием «Национальная культура – душа народа» проведены в 2003 году. Особенность этих выставок в том, что экспонируемые предметы взяты из семейных реликвий представителей различных культурных центров. Каждая мини-выставка работала один месяц и имела свое название: армянская - «От Араратских вершин до устья каменных гор», украинская - «Мы - народ Украины», белорусская - «Мы усе - сябры» («Мы все друзья»), немецкая - «Видергербургт» («Возрождение»), татарская - «Татарлар турында» («О татарах»). Последняя выставка по культуре чеченцев под названием «Вайнах» («Наш народ») прошла в ноябре 2003г. В благодарность нашей работе члены национально культурных центров на презентации выставок принесли свои подарки.
В 2004 году с 24 по 30 августа состоялась первая научная экспедиция XXI века по сбору экспонатов и информации, в ходе которой были обследованы села Бородулихинского и Бескарагайского районов, собрано 105 предметов, из них 14 предметов приобретены за деньги, остальные дарственные. Музейная коллекция пополнилась комплексом вещей из немецких, украинских и татарских семей. Это постельные принадлежности, рушники, элементы одежды, а также документы и фотографии.
В 2005 году в этнографическом парке под открытым небом впервые в истории отдела произошло торжественное открытие татарского дома 50-х годов ХХ века. Открытие дома посвящалось трем знаменательным датам: 10-летию Конституции Республики Казахстан, 285-летию г. Усть-Каменогорска и 1000-летнему юбилею г. Казани - столицы Татарстана. В честь открытия татарского дома в этнодеревне, татарский культурный центр подарил в фонд музея этнографические предметы. Среди них большой интерес представляет женское платье из легкого шифона (начало ХХ в.), бархатный калфак (начало ХХ в.) украшенный техникой канитель и женские туфли второй половины ХХ века из красного плюша украшенный вышивкой и бисером.
С гордостью можем сказать, о том, что музейная коллекция костюмов народов уже дважды выставлялась в столице нашей Республики в Астане. Первый раз в 1998 году на презентации Астаны и в 2006 году материалы музея-заповедника были впервые представлены в Музее Первого Президента Республики Казахстан. Выставка прошла под названием «Под единым шаныраком». В этом же году культовые предметы с данной выставки были представлены на Съезде мировых религий во Дворце мира и согласия в Астане.
В марте 2007 года получена дарственная коллекция от А.М. Карапетяна – председателя Ассоциации Армянских культурных центров «Наири» Республики Казахстан. В посылке было более 30 экспонатов, среди которых: книга «Духовное наследие Армении» с лучшими образцами армянской поэзии, сувенирный вариант хачкара (креста – камня), панно «Армянский алфавит», духовой музыкальный инструмент, посудный набор для армянского коньяка, сувениры и книги. Активисты местного армянского культурного центра тоже помогли с экспонатами.
Сотрудники музея благодарны и председателю чеченского культурного центра госпоже Кагермановой Татьяне Абдулловне, за комплект костюмов женского и мужского, молитвенный коврик с арабской вязью, головной убор чеченцев, надеваемый во время молитвы – мюритку и другие предметы. В конечном итоге в действующей экспозиций смогли открыть разделы по армянам и чеченцам.
В 2007 году выступлением танцевальной группы в стиле «Катхак» Индийского культурного центра Посольства Республики Индия в Республике Казахстан успешно открылась презентация выставки «Встреча с Индией». На презентации принимал участие, и директор Индийского культурного центра госпожа Дипали Пал с супругом. На выставке были представлены индийские костюмы, скатерти из шелка и шерсти, музыкальные инструменты и фотовыставка об истории и культуре индийского народа. Фондовая музейная коллекция по Индии пополнился дарственными предметами от госпожи Дипали Пал. Это музыкальные инструменты - фисгармония и духовой музыкальный инструмент, настенное панно и ваза.
Для пополнения коллекции по народам Средней Азии в начале декабря 2007 года впервые в истории отдела была организована целенаправленная командировка на ярмарку-продажу мастеров декоративно-прикладного искусства Средней Азии и Казахстана. Ярмарка «Рождество по-восточному» проходила в Центральном Государственном музее Республики Казахстан. В фонды приобретены узбекские музыкальные инструменты: дойра и танбур. Дойра изготовлена из орехового дерева и кожи молодой коровы. Танбур выполнен из тутовника, ореха и дополнительно украшен сырдарьинским перламутром. Играют на инструменте специальным напёрстком, который надевается на указательный палец. Киргизский духовой музыкальный инструмент чапочоор изготовлен из глины, а ооз-кобыз хранится в деревянном футлярчике. В итоге в фонды приобретены 22 предмета. Фондовая коллекция по народам пополнилось предметами узбекского, туркменского, киргизского и таджикского народов.
Приобрели также детские предметы. Это: шелковый халат с вышивкой, тапочки, жилет – камзолочка весь расшитый вышивкой. Самым интересным детским предметом является соска с браслетиком для младенца. Она сделана из серебра, украшена бирюзой. Такой удивительной соской пользовались в XIX – в первой половине XX века в Узбекистане.
В 2008 году состоялась научная экспедиция в Монгольскую Народную Республику. Сотрудники музея-заповедника привезли женский и мужской национальные костюмы монгольцев.
В 2009 году выставочном зале музея-заповедника с большим интересом прошла выставка «Иран жемчужина востока», посвященная культуре Ирана. Господин Делавар Мохаммадпур – руководитель культурного представительства Посольства Исламской Республики Иран в Республике Казахстан передал в дар музею-заповеднику ручные работы иранских мастеров вазы, декоративные блюда и скатерть.
Тесно налажен контакт у музея-заповедника с Посольством Польши в Республике Казахстан. Во время очередного визита в 2009 году от посла Польской Республики господина Павла Чеплака получили комплекты нарядных традиционных костюмов мужской и женский и книги- альбомы по истории и культуре польского народа. Позже для интерьера польского дома были отправлены предметы быта: утюг с футляром и деревянное корыто.
Так образом, музейная коллекция отдела этнографии народов и этнических групп с каждым годом пополняется все новыми экспонатами. Если на первой стационарной выставке «Под единым шаныраком» представляли культуру и этнографию только пяти народов, теперь их число выросло до 18 и размещены они на выставке «Мы - народ Казахстана». Предметы распределены так: первый зал - народы Кавказа и Средней Азии, второй зал - Поволжские народы и славяне и в третьем зале культура корейцев и Китая. В зале народов Кавказа и Средней Азии представлены следующие народы: киргизы, чеченцы, азербайджанцы, туркмены, таджики и узбеки; во-втором: белорусы, марийцы, чуваши, татары, мордва, евреи, немцы, украинцы и поляки.
В будущем в плане музея на территории Левобережного комплекса музея-заповедника под открытым небом запланировано строительство 14 объектов архитектуры народов ВКО. Предполагается показ народного национального зодчества и связанные с ним характерные формы национальной культуры.
Комплектование экспозиции будет производиться не отдельными элементами, а комплексами – усадьбами, состоящими из типичных народных построек в соответствии с планировкой, характерной для той или иной этнической группы.
Основной целью государственной программы «Культурное наследие» является формирование активных граждан нашего общества на основе казахстанского патриотизма и любви к историческому прошлому, воспитание гармонично развитых, культурно высокообразованных людей. В этом важную роль играют музеи. Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический природно-ландшафтный музей-заповедник активно будет работать в этом деле в различных направлениях – научной, экспозиционной, выставочной деятельности.
1. Белорусский рушник, лен, ткачество, вышивка. 1950г.
---
2.Туркменское нагрудное украшение, серебро, стекло, цветные камни, штамповка, резьба, золочение
---
3. Евреи
---
4. Женский костюм- паранджа-головной халат, чачван-накидка для лица.Плюш, вышивка,конский волос,плетение.Начало 20 века
---
5. Таджикское женское платье.Ткань х-б,вышивка.Южный район Таджикистана.1950-ые годы.
---
6. Татары, калфак
---
7. Экспозиция славян
---
8. Корейский костюм- ханбок
---
9 Костюм луговых марийцев-рубаха-тувыр, кафтан-шовыр. Лен домотканый ,вышивка.1919г.
---
10. Фрагмент экспозиций татарского дома 50-ых годов ХХ века. Гостевая половина 2007 г.
---
11. Фрагмент экспозиции, разделы:украинцы, поляки
---
12.Экспозиция славян
---
Литература
1. Югай И.С. Актуальные проблемы изучения национально-культурного развития этносов: региональный аспект. В книге: Консолидирующая основа научного и культурного общения между народами. Самара. 2006г.
2. Выступление Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана. В книге: Н. Назарбаев. Слово народу. Сборник выступлений и интервью. Астана. 2007г.
3. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. В выше названной работе.
Кумарова Б.М.
Материалы международной научно-практической
конференции «Проблемы изучения и сохранения
культурного и природного наследия Евразии»,
т. 1, Павлодар, Павлодарский государственный
педагогический институт, 2010
< Prev | Next > |
---|