Частушка – единственный жанр русского устного народного творчества, который сформировался ''на глазах'' исследователей. Она возникла во второй половине ХIХ в.[1. с.7] и через несколько десятилетий повсеместно завоевала русскую деревню. К этому времени отечественная фольклористика уже состоялась как наука, и появление нового жанра должно было восприниматься как подарок судьбы: появилась редкая возможность исследовать не только результат, но и процесс поэтической кристаллизации.
Конечно, частушка не всеми была оценена по достоинству: седая старина и глубже, и значительнее этих, на первый взгляд легкомысленных частых песенок, которыми серьёзные исследователи порой пренебрегали. Так, в 1916 г. Белослюдов А. сетовал: ''Вот и на Алтае смолкает русская родная песня, - из города идёт туда частушка, несёт с собой отброс весь''[2.]. Зачастую не понятые и не оценённые любителями и знатоками народной словесности, частушки стали главным жанром крестьянской лирической поэзии в ХХ веке. Сегодня мы располагаем богатыми записями, сделанными в последние полвека, а вот каждая запись, датируемая первой половиной ушедшего столетия – настоящая находка. В научном архиве ВКОЭМ хранится папка № 254, где разместилось свидетельство чрезвычайной популярности частушек в бухтарминском селе Дородницы, датируемое концом 1920-х годов. На обложке помечено время поступления - 1987 г., а дальше на 16 машинописных листах ценная информация, переданная пожилой учительницей из г. Усть-Каменогорска. Её имя - Юрьева Мария Афанасьевна, она родилась в 1909 г. и всю жизнь прожила в Восточном Казахстане. Начала учительствовать в 1929 г., тогда и была направлена в с. Дородницы Бухтарминской волости Усть-Каменогорского уезда, где прожила всего одну зиму. Потом вышла замуж и уехала с мужем в другой район. Но впечатления этой бухтарминской зимы сохранила на всю жизнь.
Мария Афанасьевна вспоминала, что как только приехала в село, сразу познакомилась с деревенскими девушками, подружилась… Её пригласили на ''полянку'', объяснив, что ''полянкой'' зовётся место, где собирается и веселится молодёжь. Дородницы стояли среди леса, даже на сельских улицах росли пихты, берёзы (теперь это место затоплено Бухтарминским водохранилищем). Под самым большим деревом собирались парни и девушки, но только по воскресеньям, в будни работали. ''Я поражаюсь этому труду, ведь у них было почти натуральное хозяйство, всё делали сами, работы было очень много! Зато в воскресенье с утра до ночи пляшут, поют! Но и пили тоже сильно – у всех были пасеки, делали медовуху. Пили и мужики и бабы, а вот молодёжь не пила, до свадьбы строго запрещалось, а женились в 17-19 лет''.
Частушки были особенно популярны у крестьянской молодёжи. Они поразили девушку-горожанку самобытной яркостью и искренностью чувств. Пели частушки под гармонь, любили разыгрывать частушечные диалоги: ''Выходят две девушки и поочерёдно поют: одна поёт, потом обе пляшут, потом поёт другая, пляшут… Затем выходят двое парней и поют и пляшут так же.'' Были частушки, которые пелись парнями для девушек и наоборот. Часто их посвящали конкретным лицам. Например, Мария Афанасьевна всю жизнь хранила слова однажды прозвучавшей под ее окном ''серенады'', тут же записанной карандашом (см № 64,65). Абсолютное большинство звучавших тогда частушек можно было отнести к любовной лирике. Любви счастливой и несчастной, изменам и расставаниям, восторгам и насмешкам посвящены 65 из 73 переданных текстов. Какие-то из них общеизвестны, но это не умаляет ценности записи, напротив, позволяет взглянуть на тривиальные тексты по-новому, через призму их, оказывается, почтенного возраста. Свежими частушками откликалась молодёжь на деревенские ''события''. Молоденькая учительница была свидетельницей гулянки ''с последствиями'' на Покров, и ее коллекция пополнилась окказиональными текстами (см №66-68). ''Новая жизнь'' только подбиралась к сельской глухомани, радио там ещё не было, поэтому и частушек о счастливой колхозной жизни пока было очень мало. Но уже работала в селе изба-читальня, где был организован ''лубок'' – самодеятельное представление на злобу дня, которое завершалось частушечным перепевом попа, кулака и бедняка (см №70-73).
Все услышанные частушки Юрьева М.А. старалась записать как можно скорее по памяти, или же просила девушек надиктовать. Из своих деревенских подруг особенно выделяла Мотю (к сожалению, не записала и забыла её фамилию), которая знала огромное количество частушек. Собранная коллекция состояла из нескольких тетрадей, но при переездах, особенно во время войны, многое затерялось. Уцелели только несколько разрозненных страниц, озабоченная их судьбой, Мария Афанасьевна и решила обратиться в музей. Правда, расстаться со своими записями она не захотела, но предложила переписать сохранившиеся материалы.
Ниже впервые публикуется вся переданная в музей коллекция. Надеемся, что запись будет интересна фольклористам и этнографам.
Деревенские частушки
записанные Юрьевой Марией Афанасьевной
в с. Дородницы Бухтарминской волости
Усть-Каменогорского уезда,
в 1929 году.
1. Дай, милашка, дроби, дроби,
Не жалей доски!
Полюбил, тебя милашка,
Умираю от тоски!
2. Мы намедни два дни жали
У опушки полосу,
Не видал тебя, милашка,
Твою русую косу!
Жарь, милашка, дроби, дроби,
А я кубарем пойду,
Полюбил, тебя милашка,
Я на горькую беду!
Милый мой – червоный туз,
Кудри вьются на картуз,
Кудри вьются в три кольца,
Жалко бросить молодца!
Меня сватать приезжали
Конопатый да рябой.
Я рябому отказала,
Конопатый – милый мой!
Закричала в лесе пташка –
Верно ястреб закогтил.
Не гонись за мной, Агашка,
Я другую полюбил.
Меня тятя напоил
Брагою ядрёною.
Мясоедом под венец
Я пойду с Матрёною!
Шила милому кисет
Вышла рукавица.
Меня мамынька ругает:
Эка мастерица!
Мамынька ругается,
Куда платки деваются?
Она не догадается, -
Милёнок утирается.
Мой милёнок - хоть куда!
В лес поехал по дрова,
Зацепился за пень, -
Простоял там целый день!
11. - Милый, що? Милый, що?
Навалился на плещо?
Я бы, милая, ни що,
Да влюбился горящо!
12. Через реченьку брела,
Колечко уронила.
Увидала парня я –
Сразу полюбила!
13. Отбивай, подруга, друга,
Отбивай, любезная!
По тебе, моя подруга,
Плачет трость железная!
14. Подружка моя,
Как тебе не стыдно!
Я любила, ты отбила,
Думашь, не обидно?!
Полюбила сокола,
Черного, высокого!
Он по улице идёт,
У меня сердечко мрёт!
Я парнишку молодого
Полюбила горячо.
На нём новая рубашка
И гармонь через плечо!
К роднику вчерась ходила,
Напилася там воды.
Мил играет на гармошке,
Да серебряны лады!
Балалаечка, играй,
На полянку созывай!
Соберётся весь народ,
И милашечка придёт!
Не пойду гулять на берег,
Не поду я на крутой.
Вчера видела милёнка
За паскотиной с другой.
Сердце мрёт, сердце мрёт,
Сердце замирает.
Мой милёночек с другой
По лугу гуляет!
Ой, чиста и холодна
Родниковая вода.
Я милёнка полюбила,
Полюбила навсегда.
У милёнка дом крестовый,
Крашено крылечко.
Мне милёнок подарил
Серебряно колечко!
Горе горькое моё,
Горе – гореваньюшко!
Разлюбил меня милой,
Разлюбил мой Ванюшка!
Я платок ему дарила,
Думала - навеки!
Он платок мой изорвал,
И пустил на ветер!
Солнце по небу гуляет,
А в лесу темным-темно.
Мой милёнок изменяет,
Разлюбил меня давно!
У милёнка дом крестовый
Под железной крышею.
Я гуляла с Алексеем,
А теперя с Мишею.
Поднималась я на горку,
Поднималась три часа.
Полюбила я Егорку
За кудрявы волоса.
Солнце светит, солнце греет,
В поле травушка растёт.
Мил ушёл служить в солдаты,
Долго весточку не шлёт.
Ты, подруга, ты, подруга,
Ты скажи мне свой секрет:
Когда с милым расставалась,
Было жалко али нет?
Дорога моя подружка,
Я скажу тебе одной,
Когда с милым расставалась,
Сердце билося волной!
Заиграю на гармошке
И частушки запою.
Девки все за мной гурьбой,
Оглянулся – ни одной!
К роднику вчера ходила,
Набрала я там воды.
Не судите, бабы, девок,
Сами были молоды!
Зацвела в лесу калина
И цветочки алые.
Наши девки работящи
И плясать удалые!
Эх, ёлочки, сосёночки,
Осинушка зелёная!
Отчего я не весёла ?!
Я давно влюблённая!
Мил играет на гармошке,
Да малиновы меха!
Я отбила у подружки,
Как бы не было греха!
Я калинушку ломала,
Ягоды пунцовые.
Тятя с ярмарки привёз
Мне ботинки новые.
Попляшите-ка, ботиночки,
Вам больше не плясать,
Выйду замуж, буду плакать,
Вам на полочке лежать.
Тучи по небу гуляют,
Мелкий дождичек идёт.
Знать милашка осердилась,
На свиданку не придет.
В тёмном лесе на суку
Пела песни пташка.
На свиданку приходи,
Ты, моя милашка!
40. В тёмном лесе на суку
Закричала пташка.
На свидание ко мне
Приходи, милашка!
41. Возле речки под ветлой
Сядем мы с тобою.
От прохлады зипуном
Я тебя укрою.
42. Возле речки до утра
Будем миловаться.
На тебя, моя краса,
Буду любоваться!
43. Говорят не завлекаю,
Говорят не завлеку!
Я такого завлеку –
Фуражку носит на боку!
44. Не ходите, девки, в лес,
Комары кусаются!
Не любите вы женатых,
Жены заругаются!
45. Девки в лодочке катались,
А под лодочкой вода.
Девки юбки замочили –
Перевозчику беда!
46. Топится, топится
В огороде баня.
Женится, женится
Мой милёнок Ваня!
47. Ах, не топись, не топись
В огороде баня!
Ах, не женись, не женись,
Мой милёнок Ваня!
48. У моей-то у милой
Всё по новой моде!
Щащти, лощти под столом,
Курисы в комоде!
49. У моей-то у милой
Аккуратненький носок.
Девять курочек усядутся –
Десятый петушок!
50. Моя милка бастенька,
Щёрненька, глазастенька,
Она пляшет и поёт,
Сама павою идёт!
51. Моя милка, попляши,
У тя ножки хороши,
И ботинки новые,
Сама-то чернобровая!
52. Не стой у ворот,
Не маши фуражкой!
Я теперя не твоя,
Не зови милашкой.
53. Балалайка, балалайка,
Балалайка стукалка!
Мой милёнок – соколёнок,
А я его куколка!
54. Я на личко не красива,
Не красива, так и быть!
Обещался мне милёнок
Некрасивую любить!
55. Меня мамынька ругает –
Ко мне ходит молодец!
Вспомни, мама дорогая,
Как ходил к тебе отец!
56. Тараторка песни пела,
Голосок надорвала.
Не успела познакомиться,
Платочек отдала!
Наш учитель Серафим
Дома всё сидит один.
Никого не завлекает,
Только книжечки читает.
58. Наденет шубу, валенки,
Сядет на завалинку,
Со старухами шутит,
А на девок не глядит.
59. Серафим, ты Серафим,
Не сиди дома один!
Что ты всё сидишь в избе?
Девки сохнут по тебе!
60. По дорожке по одной
Ходит в школу да домой.
61. Под окошком две гармошки
Заиграли дружно в лад.
Я пошла бы на ''полянку'',
Да тятя с мамой не велят.
62. Не ходи ко мне, милёнок,
Не заглядывай в окно.
Не волнуй моё сердечко,
Я люблю тебя давно.
63. Эх, гармошка заиграла,
Значит надо выходить,
И самой повеселиться,
И людей повеселить!
64. Кони мчатся, кони мчатся,
Вьётся пыль под небеса!
Иссушила, меня парня,
Ой, да русая коса!
65. Ты играй, моя гармошка,
Золотые голоса,
Ой, влюбился я, мальчишка,
В эти синие глаза.
66. Пантелей жену любил,
Гладил как коровушку.
Он в Покров её побил,
Расколол головушку.
67. Сысою отрезали ухо,
А Сидору вышибли глаз,
Недосчитался Пантюха
Зубов восемнадцать как раз!
68. Васька праздника дождался
И напился бражки.
Пьяный бегал по деревне,
Голый, без рубашки.
69. Не горюй, моя милашка,
Скоро лучше будем жить.
Мне-то не об чем тужить,
Я в колхозе буду жить!
70. Переменились роли,
Сижу не на горе,
Одной ногой в могиле,
Другой не знаю где.
71. Не идёт никто молиться,
Стала жизнь моя плоха.
Все бегут в избу-читальню,
Не боятся и греха.
72. Я на бочке сижу,
А под бочкой мышка.
Кулакам не долго прыгать,
Им приходит крышка.
73. Кулаку забьём мы гроб
Крышкою дубовою.
Мы в колхозе заживём
Жизнью лучшей, новою.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Селиванов Ф.М. Народная лирическая поэзия последнего столетья. // Частушки. – М. 1990. С.7.
2. Белослюдов А.Н. Русская старина на Алтае.// Газета ''Жизнь Алтая'', №14, 1916.
Этнография Алтая сопредельных территорий. Барнаул, 2005.
< Prev | Next > |
---|