Всякий, любящий изобразительное искусство, согласится, что волновать душу , вызывать восхищение и определенный интерес могут не только законченные станковые или графические произведения художников, но даже небольшие черновые наброски. Особенно, если нас сегодняшних отделяют от мимолетных набросков, сделанных художником, годы и годы. Мимолетные наброски, быстрые зарисовки с натуры или портретные штудии могут быть самыми разнообразными и раскрывать различные пристрастия автора, но в основе своей они едины - они хранят сердце и душу самого художника, и доносят особый отпечаток уже ушедшей эпохи.
Вот такими милыми и невероятно близкими моему сердцу оказались графические листы с набросками усть-каменогорского художника Виктора Орлова.
Где родился художник, что мы можем сказать о его творчестве, о местах работы, круге знакомых, что стало с картинами автора после смерти? Множество вопросов встает перед нами.
На часть этих вопросов мы может ответить в статье, другая скрыта от наших глаз, и требует к себе особого исследовательского подхода с использованием в дальнейшем материалов из фондов ГАВКО.
Виктор Федорович Орлов - график, живописец. Родился 12 ноября 1934 под Ленинградом. В Усть-Каменогорск Орловы были эвакуирована в годы войны. В поселке Аблакетка семья прожила более 30 лет. В школе Виктор получал по рисованию «пятерки». Службу в рядах Советской Армии проходил в 1956-1958 гг., затем работал в Псковской области. Работал молодой В. Орлов художником-декоратором на областной студии телевидения, оформителем на заводе приборов и на других предприятиях города, но художественного образования не имел. По мнению художника-графика, Э.В. Чубука, Орлов был хорошим художником. Особенно ему запомнилась картина «Подсолнухи». Умер художник в Усть-Каменогорске в январе 1997 года. Лучшие картины Виктора Орлова хранятся в личном собрании его внучатого племянника Карпова в городе Калуге. Известные нам сведения о творческой биографии художника, были собраны и обработаны научным сотрудником отдела Редкой книги ВКОЭМ Петром Николаевичем Сушко.
В Восточно-Казахстанском Музее Искусств хранятся графические работы «Подруги» 1984, орг.гуашь, 80х80 Г-915 и графические работы, посвященные Ленинским Горкам (Г-910, Г-911,Г-912). В этом тройном портрете «Подруги» несхожие характеры женщин объединяет доброта,чуткость,бескорыстие. Одновременно портрет интересен как точный слепок ушедшей исторической эпохи 80-х гг. и характеризуется типичностью реалистической манеры этого периода.
В 2009 году родной сестрой художника - Л.Ф. Лукьяновой была передана в дар Восточно-Казахстанскому областному архитектурно-этнографическому и природно-ландшафтному заповеднику музею-заповеднику часть его творческого наследия, большей частью представляющие графические наброски, этюды, портретные зарисовки.
Из представленного материала самыми ранними оказались альбомы школьных лет. Альбомы конца 40-х начала 50-х годов дают представление о детских рисунках, выполненных цветными карандашами. В альбоме 1949 года, как и положено для детских альбомов, много сказочных сюжетов и персонажей русских народных сказок: Змей Горыныч, Морозко, Василиса Премудрая, Семеро козлят и другие. Часть рисунков передает изображения животных, известных исторических деятелей, персонажей древнегреческих мифов, карты географических маршрутов. Практически все рисунки имеют названия. Некоторые снабжены текстовым сопровождением -стихами или цитатами.
Общее для его детских работ — это тщательность исполнения и законченность представленных образов. Рисунки выполнены цветными карандашами, юный художник широко использует разнообразную штриховку, контурную линию для придания выразительности. Такая широта тем, последовательность, а главное - увлеченность свои делом, показывают, что талант рисовальщика Виктора Орлова родом из далекого детства /рисунок 1/.
Виктор Орлов всегда много и охотно работал простым карандашом, делая наброски с натуры, зарисовки различных уголков природы, городского пейзажа, но всегда особым объектом его творческого увлечения был мир человека. Познакомимся ближе с его портретными карандашными зарисовками, выполненными в 50-х годах. Среди многообразия портерных зарисовок нас особенно привлекают портретные зарисовки детей 50-60 х гг. ХХ в.
На шестнадцати альбомных листах выполнены карандашные зарисовки детей. Все наброски выполнены на отдельных альбомных листах. Ряд рисунков имеют авторскую подпись и датировку.
Своей тщательностью исполнения, раскрытием темы привлекают рисунки на листах -1, 9, 11,16. Рассмотрим некоторые из них.
Рисунок, выполненный в 1958 году мальчика 7-8 лет, стоящего в комнате, в женских туфлях. Талантливо раскрытый сюжет, своеобразный юмор ситуации привлекают наше внимание и вызывают улыбку. Название рисунка дано автором- «Приобулся»/рисунок 2/. С особой тщательностью показаны детали комнаты, предметы окружающие юного героя- это игрушечный грузовик на полу, разложенные газеты на лавочке близ окна, стоящий на подоконнике горшок с цветком. Мальчик одет в кофточку с рукавами, штанишки чуть ниже колена, кепка на голове, его ноги обуты в женские туфли (гольф с правой ноги упал). Руки ребенка за спиной, он стоит и улыбается. Художник работает разнообразной линией, использует многослойную тончайшую штриховку, а также возможности белого листа. Невозможно оторвать глаз от лучистого и немного лукавого взгляда этого мальчугана! Перед нами законченная графическая композиция, которая с тонким юмором и добротой рассказывает случай из детской жизни.
Особой нежностью веет от карандашного рисунка «Лидочка» 1957 года /рисунок 3/. Маленькая девочка сидит на деревянном полу с игрушками. Все ее внимание сосредоточенно на кукле, которую она держит в руке. Рядом, на полу, также лежат две игрушки. Девочка одета в зимнюю одежду- в клетчатый платок, пальто, на ногах -гамаши и валенки. Удачу художника мы видим в непосредственности позы ребенка, в ее полной погруженности в игру, которые автор смог показать в зарисовке.
Таким образом, общим для графических эскизов 50-60-х годов является их реалистическая направленность, выразительность. В этот период происходит усиленный творческий рост художника-графика. Автор предпочитает работать простым карандашом или же акварелью в технике «по-сухому».
Вглядимся в некоторые работы. Своеобразное очарование есть в акварельном эскизе «ДКМ»/рисунок 4/. Это рисунок горизонтального формата, где изображен летний день в районе Дворца культуры металлургов. Хотя набросок не закончен, остались не проработанными фигуры людей, машины в правой части композиции, это не мешает нам любоваться стройностью композиции, и даже почувствовать ее внутренний ритм. В этой же технике «акварель по-сухому» выполнен и пейзаж с едущим поездом /рисунок 5/. Здесь нет графической сухости, он живописно эффектен, построен на цветовых переходах от золотисто-охристого при изображении холмов третьего плана до коричнево-зеленого переднего плана. Композиция уравновешенная, с мягкими плановыми переходами. Работа датирована 1963 годом.
Виктор Орлов - художник реалист. Его графические зарисовки отличаются яркой повествовательностью. Это прослеживается в том, как последовательно он строит композиции своих зарисовок, не упускает мелких деталей и стремится быть точным в их передаче. Орлов не пишет больших панорам и сцен, ему интересны небольшие укромные уголки - дворики или мостики, интерьеры дома, квартиры. Если в натурных зарисовках чувствуется некоторая сухость и виден их ученический уровень, то портретные зарисовки выдают руку зрелого рисовальщика-портретиста.
Художник с удовольствием рисует молодых и старых, женщин и мужчин, задумчивых и беззаботных, погруженных в себя и в труде. Как правило, он работает над лицом своих героев или же изображает их по -грудно, редко давая изображение человека во весь рост. В той скрупулезности, с которой он передает карандашом человеческую мимику и особенности строения лиц, виден жгучий интерес к самому человеку, его внутреннему миру. Перед нами целая галерея таких портретных набросков, созданная в конце 50-х - 60-х годов. «Алеха друг» 1957 года /рисунок 6/. Алеха выглядит, словно, герой из кинофильма «Весна на заречной улице» -он обаятелен, молод и с внутренней, ведомой ему одному грустью в глазах.
Наброски женского портрета «Настя», того же 1957 года /рисунок 7/. Здесь интерес вызывает ракурсы головы модели, замысел ее витиеватой прически и то значение, с которым женщина поглядывает на нас. Разные лица, судьбы и характеры доносят до нас эти листы с эскизами.
Нельзя не сказать и о серии автопортретов (более 10 ) художника-графика. Часть таких портретов представляет собой графические наброски, часто незавершенные. Привлекает особое внимание автопортрет, выполненный в технике пастель, в 1991 году /рисунок 8/. Портрет выполнен по-грудно, с максимальным приближением и занимает три четверти всей плоскости листа. Выбрана фронтальная композиция в анфас на нейтральном фоном серебристо-бежевых оттенков. Портрет так замечательно сработан, что невольно чувствуешь все материалы одежды — фланелевую ткань рубашки, шерсть свитера.
Автор смог прекрасно передать свое психологическое состояние особой сосредоточенности и погруженности в себя. Это подчеркивается общей цветовой гаммой серебристо-голубых оттенков, некоторой напряженностью взгляда серо-голубых глаз, в твердо сжатых губах и застывших морщинах на лбу.
Активно используя растушевку, А. Орлов добивается объемной моделировки лица и практически живописного эффекта пастели. Мягкое освещение, тщательность отделки материалов, точность рисунка позволяют нам ощутить упругость кожи, блеск глаз, зримо и реалистично представить образ автора картины.
Заключение
Творчество Виктора Орлова обращено к людям и проникнуто вниманием к жизни современников. Его альбомы со штудиями натуры, графические зарисовки и законченные станковые работы, переданные сестрой, будут храниться в фондах музея-заповедника, что сделает возможным создавать тематические выставки и демонстрировать мастерство художника.
Сегодня, даже черновые зарисовки, сработанные почти полвека назад — в середине 60-х годов прошлого века, интересны, они несут на себе особое обаяние и приметы навсегда ушедшей эпохи. Виктор Орлов, наряду с художниками Г.Г. Рычковым, П.Н. Паньшиным, А. Бондаренко, из той плеяды городских художников 50-х-60-хх годов, которые навсегда увековечили лики своих современников, окружающее пространство, их быт и интересы.
< Prev | Next > |
---|