• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научные Романова Е.А. Сюжетная вышивка середины XX-го века на территории Восточного Казахстана (на основе фондовой коллекции музея-заповедника)

Романова Е.А. Сюжетная вышивка середины XX-го века на территории Восточного Казахстана (на основе фондовой коллекции музея-заповедника)

Рис.1.
М.Г.Макарова,
сер. XX-го в.,
КП 2-13093

Рис.2.
А.К.Козлова, нач.1950-х гг.,
КП 3-13701

В фондах Восточно-Казахстанского музея-заповедника, в разделе декоративно-прикладного искусства имеется богатая и разнообразная коллекция работ в технике вышивки. Наряду с изделиями утилитарного назначения (полотенца, наволочки и др.) большой интерес представляют декоративные панно с сюжетными композициями. Многие из них собраны в ходе экспедиций в различные города и села Восточного Казахстана.

Большинство экспонатов датировано 40-60-ми годами XX-го века. Это объясняется модными тенденциями того времени, связанными с  украшением интерьера дома вышитыми изделиями. В середине XX-го века искусство вышивки в нашей стране переживает новый подъем, оно становится массовым увлечением большинства женщин. Вышивкой занимались люди разных национальностей, профессий  и возрастов. Иногда это становилось семейным увлечением, которое захватывало не только женщин, но и мужчин. Декоративные панно в технике вышивки зачастую заменяли картины, их размещали на стенах, оформляя в рамы или просто пришивая по краям работы орнаментальную тесьму. Вышитыми изделиями старались украсить буквально каждый уголок и предмет в доме, их дарили друг другу по праздникам, берегли и передавали по наследству. Многие люди хранят эти вещи до сих пор как семейные реликвии, с которыми связаны добрые и светлые воспоминания их жизни.

В чем же причины такого массового увлечения рукоделием, в частности вышивкой, в конце 40-х - 60-е годы прошлого столетия? Задавая этот вопрос мастерицам, современницам той эпохи, мы слышали следующие ответы: «от бедности, нищеты», «стремление украсить свой дом» (Р.Е. Игнатова, г. Усть-Каменогорск), «порадовать своих близких, детей красивыми вещами», «разнообразить свой досуг» (А.А. Браминова, г. Семей), «Все должно было быть изготовлено своими руками» (А.П. Худякова, г. Шемонаиха). Действительно, даже в самые тяжелые времена лишений и войн в человеке живет, а быть может, даже обостряется потребность в красоте, уюте и гармонии. Пережив военное лихолетье, люди стремились сделать свою жизнь красивее и радостнее. Но в послевоенные годы, когда экономика страны находилась в бедственном положении, большинство граждан не могли приобрести так называемые предметы роскоши. Поэтому женщины в стремлении украсить свой дом обращались к древним традициям рукоделия, которые сохранились еще в народной среде и передавались по наследству.

Рис.3.
В.С.Гудкова,
нач. 1950-х гг.,
КП 2-13508

Рис.4. Н.С.Омаргалиева, сер. XX-го в.,
КПнв 14-9200

Вышивка из всех других техник женского рукоделия тоже была выбрана неслучайно. Ведь это – один из самых древних и массовых видов народного искусства, который имеет глубокие исторические,  этнографические и религиозные корни. Обычай украшать дом вышитыми изделиями существовал со времен язычества. «В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-платы, «убрусы», «накрючники» и «наспишники», названные так по деревянным крючьям-спицам, развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу» [3, с. 7]. При этом «…вышивка (как, впрочем, и все, что называется «украшениями») обладала в древности оберегающим смыслом» [5, с. 341]. В ней, содержавшей «всевозможные священные изображения и магические символы» [5, с. 345], была заключена сила добра. Постепенно «в крестьянском искусстве происходит разрыв иконографического круга и … обозначается зарождение новых начал – народного бытового жанра» [2, с.118]. «Начиная с XVIII столетия, преимущественно в ремесленной и городской среде большое место стали занимать реалистические сюжеты, отражающие быт города и деревни, за основу которых обычно брались сказки и народные лубки. Эти сюжеты придавали несвойственную вышивке динамику; возникали новые стилистические приемы, материалы и даже техники исполнения» [3, с. 25]. «Во второй половине XIX – начале XX в. это направление усиливается и занимает значительное место в русском народном изобразительном искусстве» [4, с. 130].

Поэтому закономерно, что в вышивке 1940-60-х гг. наиболее часто встречаются декоративные панно, выполненные в жанре сюжетной композиции, сохраняющие традиции народного искусства. Также как и двести лет назад любимыми темами мастериц-вышивальщиц были, в первую очередь, сюжеты из сказок, былин и басен: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рис. 1), «Хозяйка Медной горы» (рис. 2), «Илья Муромец», «Кукушка и петух» (рис.3) и др. [1]. Такие вышитые иллюстрации были особенно интересны детям, благодаря им ребенок мог образно представить героев своих любимых книжек. Распространены были также реалистичные сюжеты из повседневной жизни, в которых  очень часто встречаются изображения детей, которые либо играют с животными: «Мальчик с собачкой», «Ребенок, играющий с котенком», «Мальчик, убегающий от гусей» (рис. 4), либо занятых каким-то делом: «Юная вышивальщица», «Юный лыжник», «Мальчик, пускающий кораблик» [1]. Такое изобилие детской тематики в сюжетных композициях неслучайно, ведь большинство настенных вышивок предназначалось для украшения детской комнаты.

Рис.5. З.П.Перелыгина, 1960-е гг.,
ГИК 23-7975

Рис.6.
С.А.Гусева,
1950-е гг.,
КПнв 7-6077

Бытовые сюжеты были самые разнообразные, это не только сценки из современной жизни, будь то трудовые будни или праздники (рис.5, 6), но также изображения людей разных времен и народностей в соответствующих костюмах и обстановке. Например, в музейной коллекции часто повторяется сюжет «Девушка с кувшином», на которой изображена молодая итальянка, сидящая на берегу реки.

Но все же самой любимой и характерной для того времени темой было изображение оленей на фоне пейзажа: «Олени на поляне», «Олень у воды», «Отдыхающий олень» и др. [1].  Надо отметить, что пейзаж как самостоятельный                                      жанр в вышивке встречался довольно редко, в основном, вышивали животных на фоне природы. Почему же  именно изображение оленя было настолько популярным в 1950-60-е годы? Объяснить это трудно, известно только, что образ оленя в народном искусстве существует с давних времен, у древних славян он символизировал движение солнца, а рога оленя уподоблялись солнечному сиянию. Со временем первоначальный смысл этого мифологического образа, конечно же, утратился, сохранилась только его декоративная сторона, столь привлекательная в народной среде. Изображения этих красивых благородных животных часто можно было встретить не только на вышивках, но и на гобеленовых, плюшевых коврах, а также на одежде.

Вышивали, как правило, на пяльцах, используя плотную хлопчатобумажную, льняную, иногда шелковую ткань. Распространенной техникой в те годы была вышивка крестом и его разновидностями (болгарский крест, полукрест), реже вышивали гладью, с применением хлопчатобумажных ниток мулине. В основном, мастерицы использовали для вышивания схемы на бумаге и готовые трафареты с различными рисунками на ткани, которые выпускали предприятия легкой промышленности СССР. Обычно в нижней части тканевых трафаретов ставился штамп с указанием наименования изделия, размеров, цены, названия предприятия.  К примеру, на одном из фондовых экспонатов (Е.М. Куркимбаева, «Олень и олененок», 1960-е гг.) под вышитым рисунком можно прочитать надпись: «Рисунок вышивки крестом, размер 39 х 40, цена 40 коп Кожно-галантерейной ф-ки № 9 управление промышленности…» [1]. Очень часто образцы для вышивок размещались в различных женских журналах: «Крестьянка», «Работница», «Советская женщина» и др.. Бывало, что мастерицы, особенно жившие в глубинке, выписывали образцы вышивок из более крупных городов, как, например, Е.А. Лапта из с. Тройницкое Таврического района, которая выписывала схемы и трафареты из г. Новосибирска [1].

Рис.7. А.А.Браминова,
кон. 1940-х гг.,
КПнв 14-9203

Довольно редким было то, что мастерицы сами придумывали композицию работы, т.к. это требовало наличие определенных художественных способностей. Но, как раз именно такие работы, «рожденные живой народной фантазией» [2, с.25], оказываются наиболее интересными и привлекательными. «…Подобные вышивки часто отличаются повествовательностью, в передаче образов много наивной непосредственности восприятия…» [2, с. 25]. Замечательная вышивка была передана в дар музею во время экспедиции в г. Семей в 2008 году (рис.7) . На белой хлопчатобумажной ткани вышито изображение кошки, одетой по моде того времени,  которая прогуливает в коляске своего котенка. Рядом расположен фантастический куст с яркими цветами и сидящими на ветке ласточками. Интересно, что изображение кошки с котенком выполнено контурно, тогда как куст вышит сплошной гладью. Наверняка, работа просто осталась незаконченной, но, именно это придает ей особое своеобразие и  обаяние. Автор вышивки - жительница г. Семей Браминова Амина Абдульмановна, 1921 г.р., занималась вышивкой в 1947-49 гг., после рождения первенца. Вышеописанное декоративное панно она вышивала в качестве прикроватного коврика для своей новорожденной дочки.

Идет время, меняется мода, высокие технологии внедряются в различные сферы жизни, вытесняя и заменяя ручной труд, а с ним и древние народные традиции. Сегодня уже редко в каком доме можно встретить ручные вышитые изделия, настенные панно, украшающие интерьер. Эти милые сердцу вещицы, порой немного наивные, но всегда искренние, созданные с любовью и нежностью, вызывают теплые, добрые чувства. В наши дни вышивка 40-60-х годов прошлого столетия имеет большую этнографическую ценность, являясь одной из характерных особенностей быта той эпохи, требующей  сохранения и дальнейшего изучения.

Источники и литература

1. Архив ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.

2. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. – М., 1972.

3. Дурасов Г.П., Яковлев Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. М., 1990. 320 с.

4. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М., 1978.

5. Семенова М. Мы_- славяне. СПб., 1997. 560 с.

Романова Е.А.

Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 8-й международной научной конференции, посвященной 20-летию историко-этнографических исследований сектораустной истории и этнографии ЛИК АлтГПА. Выпуск 8 / под редакцией Т.Г. Щегловой. – Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2011. – 358 с.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы