• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научные Елизарова. Л.И. Краткий обзор коллекции «поляцких» сарафанов из фондов Восточно-Казахстанского областного этнографического музея

Елизарова. Л.И. Краткий обзор коллекции «поляцких» сарафанов из фондов Восточно-Казахстанского областного этнографического музея

Восточный Казахстан интересен для этнографов тем, что сюда с середины XVIII века добровольно и принудительно переселялись старообрядцы, основавшие села в бассейнах рек Убы и Ульбы (нынешние Глубоковский и Шемонаихинский районы). Их жители называли себя «поляками» по месту прежнего проживания – районам Ветки и Стародубья, входивших в состав Польши (ныне Гомельская область Беларуси и Брянская область России). Именно благодаря старообрядцам на Алтае вплоть до середины ХХ века сохранился русский этнический костюм, сформировавшийся в ХV-ХVII вв., состоящий из рубахи и сарафана.

Коллекция сарафанов начала формироваться с 1972 года, в настоящее время она насчитывает 106 единиц хранения, причем меньшая их часть – сарафаны «поляков», которые раньше перешли на городской костюм – парочки. По материалам полевых записей, временем массового распространения парочек (юбка, кофта) следует считать начало 1920-х годов. По времени изготовления сарафаны нашей коллекции относятся к концу ХIХ – первой половине ХХ вв. Большинство из них – праздничные – шелковые, кашемировые, сатиновые, ситцевые ярких расцветок с преобладанием красного, зеленого, оранжевого цветов. По словам информаторов, надевались такие сарафаны на праздники, на свадьбы. Повседневные сарафаны шились из тканей попроще – китайской дабы, ситцев менее ярких расцветок. Из темных тканей шились «моленные» сарафаны. Домотканая одежда из широкого употребления вышла в конце ХIХ века (в коллекции два погребальных сарафана).

В данном сообщении представлены типы «поляцких сарафанов.

Несомненной ценностью коллекции являются два погребальных сарафана, входившие в комплект «смертной одежды». Сарафан ГИК-19-1902 сшит из льняного холста домашнего ткачества, нитки спрядены ручным способом. Выкроен из трех прямых полотнищ (2 спереди, одно сзади). Между передними и задним полотнищами по одному кошеному полотну и по одному клину (соединены между собой косыми срезами). Спинка цельнокроеная с задним прямым полотнищем, на передних полотнищах вырезаны мысики под лямки. Лямки и верх сарафана обшиты кантом из красного ситца. Сшит полностью на руках льняными нитками. Из легенды известно, что обрядовые сарафан и рубаху изготовила в 1928 году «себе на смерть» Куропаткина Варвара Кузьмовна, 1897 года рождения, жительница с. Черемшанка Глубоковского района.

Сарафан ГИК-13-3963/1 отличается от предыдущего отсутствием клиньев. Лямки и верх подола обшиты кантом из белого ситца машинным швом. Сарафан был изготовлен в 1930-е годы Шматовой Пелагеей Петровной, 1899 года рождения, жительницей с. Быструха Глубоковского района. И хотя «смертно платье» грех шить на машинке, его обязательно шьют руками, в ХХ веке, как видно, допускались отступления от этого запрета. Погребальные сарафаны по крою более близки к бытовавшим когда-то «глухим» сарафанам, они сохранили такие архаические элементы как цельнокроеную с задним полотнищем спинку и мысики под лямки. Несколько сарафанов подобного типа, сшитые из фабричных тканей, имеются в нашей коллекции. Изготовлены они в 1910-1920-е годы, основные детали сшиты на руках, машинная строчка используется только при подгибе подола, вполне возможно, что это поздняя реставрация. Сарафан ГИК-27-10117. Ткань кашемировая яркого темно-розового цвета с фабричной вышивкой (стилизованные цветочки) шелковой полихромной нитью. В крое подола по два кошеных полотнища с каждой стороны. Вверху пришит узкий поясок (местное название «пирилинка»), спереди и сзади уложены двусторонние складчки, закрепленные двойной строчкой временной приметки, то есть на «живульку». Украшен сарафан белым кружевом, шерстяной тесьмой синего цвета, перехваченной в виде бантов; лямки и верх подола обшиты  гарусной косичкой синего цвета; низ подола на ширину подбойки (17см) декорирован настроченным узором. Сарафан передан в музей Прыговой Анной Алексеевной, 1925 года рождения, уроженкой и жительницей с. Предгорное Глубоковского района. Был сшит ее матерью, носился только по праздникам.

Преобладают в коллекции сарафаны с двумя прямыми полотнищами спереди и четырьмя кошеными сзади. Большинство сарафанов этого типа имеют просто перекрещенные лямочки с частичным или полным наложением. Сарафан Гик-3-547. Сатиновый, на пояске, по верху уложены односторонние складочки. По пояску и низу подола настрочено мерное белое кружево, сзади по складочкам – бейка бордового цвета. Сарафан сшит в 1930-е годы Зиновьевой Натальей Акимовной, 1913 года рождения, жительницей с. Ермолаевка Лениногорского горисполкома. Предназначался для повседневных домашних дел.

Кроме сарафанов со срединным передним швом бытовали сарафаны, состоящие из трех прямых полотнищ спереди и четырех кошеных сзади. Сарафан ГИК-14-4379. Ткань хлопчатобумажная с жаккардовым рисунком: на лиловом фоне черные розы с бутонами. Сарафан на пояске, спереди с мысиками, спинка фигурная отрезная, под пояском присборен (стянут на нитку машинной строчки). Украшен серебристым позументом, тесьмой-вьюнчиком, розового, желтого, красного, синего цветов, шерстяным коклюшечным кружевом зеленого цвета, лямки и верх пояска обшиты кумачовым кантом, подол на изнанке подшит притачной подбойкой (ошкур) шириной 7см с «навиляными» зигзагообразными строчками. Сарафан приобретен у Федоровой Фетиньи Алексеевны, 1985 года рождения, жительницы г. Лениногорска. Шила сама в девках в 16 лет, то есть в 1913 году.

Были распространены также круглые сарафаны из нескольких прямых полотен (от 3 до 7). Сохранилось их меньше всего, возможно, потому, что прямые полотнища сарафанов легче было использовать для пошива других вещей, когда мода на сарафаны стала уходить.

Сарафан ГИК-18-5855. Из пяти прямых полотен, со срединным передним швом. Кашемировый, красного цвета, на пояске, спереди с мысиками, спинка фигурная отрезная. Спереди и сзади под пояском уложены мелкие односторонние складочки, на изнанке закреплены косыми стежками. Украшен сарафан серебристым позументом, полушерстяной тесьмой-вьюнчиком синего, зеленого, оранжевого, кремового цветов, черным шнуром, обвитым металлизированной нитью. Кантом вшит вьнчик кремового цвета по краям лямок и пояска. Сарафан поступил из с. Черемшанка Глубоковского района, был сшит Анной Лазаревной Троеглазовой, 1879 года рождения в 1900-х годах себе в приданое (записано со слов дочери - Александры Артемовны, 1913 года рождения, уроженки этого же села).

В декоре сарафанов использовались разного рода нашивки: цветные бейки, кружева, позумент, тесьма-вьюнчик, гарусные косички-плетешки, располагающиеся на грудке, спинке, лямках и по низу подола широкими полосами. Встречается настроченный узор на ширину подбойки по низу подола и на лямочках. Как элемент декора используется строчка, контрастными к ткани или нашивкам, нитками. Сочетание такого сарафана с не менее красочными рубахами, поясом, украшениями делало костюм необыкновенно ярким.

Исследователи костюма нашего региона отмечали временные изменения форм и деталей сарафана. Так, глухой сарафан сменился лямочным, цельнокроеные лямки и фигурная спинка заменились сарафаном на пояске, под пояском набирались боры (сборки, складочки) сначала спереди под лямками, сзади по сторонам от спинки, затем вкруговую; появилась оборка по низу подола и современная фабричная фурнитура. Материал нашей коллекции дает наглядное подтверждение этим фактам.

Таким образом, у «поляков» в I половине ХХ века бытовали сарафаны нескольких разновидностей, сочетавшие архаические и новые элементы кроя и декора, в то же время сохранявшие заметное своеобразие, отличавшее их от сарафанов других этногрупп нашего региона.

Елизарова. Л.И.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы