• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научно-популярные Резонтова М.М. Хорош на паниче «кунтуш»

Резонтова М.М. Хорош на паниче «кунтуш»

В настоящее время люди стали заметно больше интересоваться своими национальными корнями, а также своими традициями, костюмами, танцами, песнями и музыкой. Костюмы, танцы, музыка, легенды и предания, прикладные искусства – все эти элементы тесно взаимосвязаны между собой, и поэтому изучение каждого из них формирует общую полноценную картину истории и культуры нации. Народный костюм – это характер нации, точно отражающий ее этнические и исторические корни. Описать типичную национальную одежду жителей той или иной страны нелегко, поскольку в каждой исторической области зачастую имеется свой собственный вариант народного костюма.

Из истории. С появлением основных видов простых тканей на свет родился типичный костюм западноевропейского крестьянина, не изменявшийся практически со времен античной Греции вплоть до ХV столетия нашей эры. Древние цивилизации Египта, Греции, Рима и Персии значительно повлияли на стиль одежды европейцев, отдельные черты которого легко обнаружить и в наши дни. Основным предметом одежды мужчин и женщин того времени была обыкновенная туника, или хитон, с рукавами и без них. После развала Римской империи почти все мужчины надели на себя штаны, которые могли изготавливаться из шерсти, льна, кожи, а на Востоке еще из хлопка и шелка. Ткани для них, как правило, были однотонные, полосатые, либо украшались вышитым рисунком из шерсти различных цветов. Тунику стали заправлять в штаны, которая, таким образом, превратилась в рубаху.

Обыденная крестьянская одежда женщины в течение многих веков представляла собой длинное цельнокроеное платье. Так продолжалось вплоть до ХV века, когда силуэты женской одежды стали меняться под влиянием появившегося тогда корсажа, или лифа. Кроме того, европейские женщины надели на себя передники. Зрительное разделение женской фигуры на две части, с помощью корсажа, со временем привело к появлению блузки и юбки. Корсаж стал основной деталью большинства европейских женских костюмов, и даже внутри одной и той же страны, можно встретить сразу несколько его различных вариаций. Также претерпела изменения и блузка, вырез и длина рукавов, которой стали определяться климатом, модой и религиозными ограничениями.

Каждый народ имеет свои собственные узоры, варьирующиеся от одной области к другой. Декоративная символика, рисунки и узоры на одежде были теснейшим образом связаны с той или иной религией, которую исповедовал их носитель. Отдельную роль в одежде и узорах играли цвета, например до сих пор, в Европе и Америке черный цвет надевают во время траура, а вот в Китае, наоборот, белый цвет означает горе. Сирийцы и армяне во время траура одеваются в синее, на Дальнем Востоке для этой же цели служит желтый, а в Иране траурным считается цвет увядшей листвы. Особой популярностью почти у всех народов пользуется красный цвет – как выражающий счастье, олицетворяющий собой жизнь и любовь. Кроме того, его применяют и в защитных целях, поэтому столь большое количество женских бус и ожерелий изготавливают из красных камешков и кораллов. Также считалось, что магической силой обладают разнообразные металлы, поэтому в рисунки и узоры своей одежды люди часто вставляли маленькие металлические пластинки или блестки, которые должны были отпугнуть от них злых духов. Для этой же цели использовалась металлическая нить.

Во многих мировых цивилизациях голова человека считалась вместилищем силы и энергии, равно как и высшей точкой человеческого тела. Этой чувствительной и уязвимой части тела всегда требовалась защита. Обычай ношения головного убора преследовал три разные цели: он осуществлял защиту от воздействия окружающей среды, определял статус человека и использовался во время ритуалов. Представители многих народов, по-прежнему и по сей день, носят головные уборы из кожи зверей, а в качестве украшения используют оперение птиц. В Европе перьями иногда украшают одну сторону шляпы.

Древний культ дерева часто выражался в использовании листьев для изготовления головных уборов. Венки из трав и цветов символизировали поклонение  различным божествам и духам земли и плодородия. Каждый цветок, как и его цвет, имел свое особое значение, и их аккуратно подбирали один к другому в зависимости от обстоятельств и времени года. Кроме того, именно в головных уборах особо обозначалась и подчеркивалась разница между замужними и незамужними женщинами, а также между выходцами из различных племен или деревень.

Несмотря на все невзгоды и испытания, которым Польша неоднократно подвергалась на протяжении многовековой истории, поляки сумели сохранить в чистоте, как гордый национальный дух, так и яркую народную культуру, удивительным образом сочетающую в себе фольклорные элементы как западных, так и восточных стран. К пошиву предметов одежды в польских деревнях всегда относились как к своеобразному ритуалу, и каждая семья с гордостью ткала свою собственную материю на собственных ткацких станках. В качестве основного сырья использовались шерсть, лен и пенька.

Большинство поляков сейчас носят современные костюмы. Традиционную народную одежду надевают в незначительной части деревень в специальных случаях - в воскресенье в церковь, на церковные процессии, на деревенские праздники и свадьбы.

Польский национальный костюм очень разнообразен и ярок. Каждый регион имеет свой вид одежды, свой стиль и цветовую гамму вышивки. Так, в окрестностях города Лович крестьяне шьют национальную одежду из полосатой ткани. В горах мужчины носят штаны из белого сукна, украшенные сердцевидным узором, широкий кожаный пояс, короткую куртку из белой шерсти.

Своеобразен «краковский» костюм: женская юбка из ткани в цветочек свободного покроя; она может быть различного цвета, однако обязательно с узором в виде цветов и листьев. Белый передник бывает тюлевый или полотняный, обшитый кружевом. Поверх блузки женщины наряжаются в суконный или бархатный корсаж, украшенный золотым или серебряным шитьем и роскошной бисерной вышивкой. Мужчины носят белую сорочку с отложным воротником, штаны в полоску, синий кафтан с богатой вышивкой и обязательно головной убор — рогатывку, украшенную перьями и цветными лентами. В действительности, народный костюм из Краковской области стал национальным костюмом Польши.

В Восточно-Казахстанском областном этнографическом музее-заповеднике с 1989 года существует отдел по изучению культуры и быта малочисленных народов, проживающих на территории Восточного Казахстана. Сотрудники музея-заповедника на протяжении многих лет собирают предметы быта и народного прикладного искусства, национальные костюмы и головные уборы народов населяющих Казахстан. Благодаря этому, произведения народного искусства сохраняются от безвозвратной утери и продолжают жить в экспозициях и на выставках, вызывая интерес и любование посетителей музея.

С момента создания в 2003 году Польского культурного центра ВКО началась творческая дружба с музеем и совместная деятельность по сохранению культурного наследия поляков. За этот небольшой период были проведены выставки и мероприятия, направленные на популяризацию и пропаганду культуры поляков. Фонды музея-заповедника стали активно пополняться польскими предметами быта, в результате чего сформировалась небольшая коллекция. В целях знакомства с материальной и духовной культурой польского народа и сохранения культурного наследия поляков Восточного Казахстана в постоянно действующей экспозиции музея-заповедника был оформлен фрагмент интерьера польской хаты первой половины ХХ века.

В сентябре 2008 года в рамках празднования 5-летия Польского культурного центра нашу область впервые посетили Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Польша в Республике Казахстан Павел Чеплак и Заведующий Консульским Отделом Посольства Республики Польша Томаш Вельгомас. В ходе культурной программы было запланировано посещение и знакомство с экспозицией музея-заповедника. Увидев уголок «польского интерьера», ознакомившись с представленными экспонатами, гости были приятно удивлены и тронуты. Господин Посол сразу заинтересовался библией на польском языке 1822 года издания, не предполагая, что такая книга имеется в нашем музее, а консул польского посольства обратил внимание на предметы быта. В экспозиции явно не хватало колоритного польского костюма. Господин Консул предложил свою помощь в безвозмездной передаче в фонды музея  польских костюмов.

Во время второго визита, в апреле 2009 года, когда в области отмечались Дни Польской культуры, в торжественной обстановке, в большом зале Дома Дружбы Ассамблеи народа ВКО, Павел Чеплак и Томаш Вельгомас вручили директору этнографического музея-заповедника Н.Зайцеву подарок из Польши. Великолепные, ярко характеризующие самобытную и уникальную культуру Польши, имеющие неповторимый национальный колорит - это костюмы, которые благодаря инициативе Томаша Вельгомаса, появились в нашем музее.

Костюмы, которые подарены музею-заповеднику, представляют собой экспонаты в современном исполнении, но с сохранением типичных народных традиций, характерных именно «краковскому» костюму.

Женский комплект состоит из блузки, нижней и верхней юбок, передника и корсажа. Головной убор - венок из искусственных цветов желтого, красного, белого, голубого, розового, персикового, бирюзового, синего и бордового цветов. Концы венка завязываются красной атласной ленточкой.

Блузка сшита из белой хлопчатобумажной ткани. Покрой свободный, прямой. Рукава длинные, присборенные к запястью на резинке. Нижний срез рукава заканчивается оборкой с кружевом. Горловина блузки круглая с прямым неглубоким разрезом посередине обработана обтачкой и застегивается на пуговицу с воздушной петлей. Горловину украшает пришитая оборка с кружевом.

Юбка сшита из набивной сатиновой ткани. На ярко красном фоне разбросаны ветки с розами, васильками и лютиками. Покрой юбки расширенный к низу, присборенный в поясе. Верхний срез юбки обработан швом «вподгибку» с эластичной тесьмой из двух полос. Нижний срез подола юбки обработан окантовкой из зеленого ситца и декорирован тремя полосками золотистой тесьмы из мишуры.

Передник сшит из белой сетки, присборен в талии, пришит к белому поясу. Боковые срезы передника украшает синтетическое кружево. Нижний срез подола передника заканчивается крупными кружевными зубцами.

Особое внимание привлекает корсаж, сшитый из черного бархата на белом подкладе. Покрой корсажа приталенный, с баской на спине. Полочки застегиваются встык на четыре металлические застежки. Грудь каждой полочки украшают: пять красных кисточек, две полоски золотистой тесьмы - «вьюнчик», 18 красных пуговиц на ножке, обклеенных вокруг золотистой узкой тесьмой и золотистые пайетки с красным бисером в центре. Нижний срез, горловина и проймы корсажа обработаны красной сатиновой обтачкой. Края полочек декорированы золотистым и красным «вьюнчиком», сутажом горчичного цвета, красными и золотистыми круглыми бусинами. Нижняя часть спинки дополнительно украшена шестью желтыми пуговицами на ножке. Баска состоит из восьми складок, украшенных красными кисточками. Костюм дополняют красные каскадные бусы из трех ниток.

Мужской костюм состоит из белой хлопчатобумажной сорочки с распашным воротником, которая заправляется в широкие полосатые штаны. Особенностью мужского краковского костюма является шикарный кафтан без рукавов, который называется «кунтуш». Вокруг талии застегивается оригинальный ремень. На голову мужчины надевают своеобразную шапку, под названием «рогатывка».

Кунтуш сшит из темно-синего сукна на красном  шелковым подкладе, края отделаны шелковой ярко-красной оторочкой. Покрой слегка расклешенный, по бокам и сзади запахивающиеся разрезы, на талии красные кисточки и металлические заклепки. Горловина оформлена широким стоячим воротником, с металлическими заклепками. Грудь каждой полочки украшают шесть красных кисточек и ряд заклепок из желтого металла. В нижней части полочек пришиты декоративные клапаны, украшенные красными кисточками. В ХVIII веке такой вид кафтана был принят в качестве официальной униформы польских кавалеристов. Красные кисточки на его груди появились как украшения лишь во времена наполеоновских войн.

Дополняет костюм -широкий ремень из белого кожзаменителя с лицевой стороны и болотного искусственного замша с изнаночной стороны. Пряжка стилизованной восьмиугольной формы выполнена из металла желтого цвета. Лицевая сторона ремня украшена заклепками из желтого металла и тремя круглыми пряжками. К левой половине ремня для красоты прикреплены три узких ремешка с 25 круглыми пряжками из металла желтого цвета.

Рогатывка сшита из красного сукна на шелковом подкладе. Суконный верх шапки имеет четырехугольную форму. Околыш сшит из искусственного черного меха под каракуль. На левой стороне шапки, к околышу пришиты декоративные цветные атласные ленты и три укороченных пера павлина.

Администрация этнографического музея-заповедника выражает огромную благодарность и признательность Посольству Польши в Казахстане за переданные в дар неповторимые национальные костюмы. Эти предметы занимают достойное место в постоянно действующей экспозиции «Мы - народ Казахстана» и способствуют еще большему проявлению интереса к истории и культуре поляков среди посетителей и гостей музея.

Марина Резонтова

Республиканский журнал

«Достык-Дружба», г. Алматы, 2009 г., № 3

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы