Традиционная одежда чеченцев - один из ключевых составляющих их материальной культуры, в которой отразились многовековая хозяйственная деятельность, бытовые, географические и социальные условия существования народа, культурные традиции, художественно-эстетические вкусы, миропонимание, этнокультурные связи. История формирования чеченского национального костюма - это результат взаимодействия всего кавказского этнокультурного мира.
Так как Кавказ объединяет в себе различные природные зоны и расположен на границе умеренного и субтропического климатических поясов, а горный рельеф вызывает высотную климатическую поясность, выражающуюся в понижении температуры с высотой, чеченцы создавали одежды, как для высокой, так и для низкой температур.
Для шитья одежды и обуви применяли домотканое полотно, овчину, шерсть, кожу, наряду с ними шили и из тканей кустарного и фабричного производства.
Жизнь в горах многому научила чеченцев. Мужчины на Кавказе были искусными воинами, всадниками, отличными защитниками, охотниками, скотоводами, землепашцами. Роль мужчины в чеченском обществе как защитника и кормильца определила и то, что его одежда была простой, обладала строгим силуэтом, сдержанной цветовой гаммой. Мужской костюм был удобен при верховой езде, надежно защищал при любых погодных условиях, подчеркивал мужественность, силу, хватку, ловкость и романтичность горца.
Основу чеченской мужской одежды составляли рубаха, штаны, бешмет (полукафтан), черкеска, овчинные шубы, бурка, овчинные или каракулевые шапки (папахи), вязанные чулки, носки и кожаная или войлочная обувь.
Традиционный элемент одежды - черкеска. Ее носили поверх рубахи и бешмета, одевали при выходе на улицу, при посещении общественных мест, при приеме гостей. По покрою, черкеска была близка с бешметом, но имела более широкие полы, расширяющиеся книзу, была сильно приталенная и не утеплялась. Рукава черкески длинные и широкие, ворот открытый, с треугольным вырезом на груди и металлическими застежками до пояса. Носили черкеску застегнутой и подпоясанной узким кожаным поясом.
До середины XVIII в. газыри носились в специальных сумках, перекинутых через плечо или пристегнутых к поясу. А с распространением огнестрельного оружия их стали нашивать на грудную часть в виде кармашков, в которых хранили порох и пули. Газырницы утратили свое утилитарное значение к концу XIX в., с появлением пятизарядной винтовки и сохранились в качестве декоративных элементов костюма.
Такая одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи полностью соответствовала образу жизни воина, охотника, пастуха. Она позволяла бесшумно ходить по горным тропам, лазить по скалам, не стесняя движений горца. Вместе с тем традиционный национальный костюм соответствовал канонам мужской красоты, которые определялись стройностью, подтянутостью, широкими плечами, узкой талией.
Важным элементом традиционного чеченского костюма является бурка. Это накидка-плащ, ее изготавливают из валенной овечьей шерсти, шьют с вырезом для шеи и широкими полами до низа. Бурка - идеальная одежда для всадника, была в равной мере незаменима на морозе, в жару и под дождем, защищала всадника и коня в ветреную погоду. А при встречном ветре ее поворачивали задом наперед. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом. Длина бурки определялась ростом ее владетеля и достигала щиколоток.
Хорошая бурка была гордостью мужчины, его престижем в обществе, символом его мужественности и достоинства. Не случайно в народе бытовали пословицы, отражающие значение бурки, например, «У мужчин первый дом – бурка, первое оружие – кинжал»; «Если лошадь для чеченца – друг, шашка – невеста, то бурка – его дом». Выделяясь суровой красотой, бурка являлась подлинно воинским облачением.
Без бурки не обходились рукопашные бои. Бурка защищала от сабельных и кинжальных ударов и заменяла собой щит и доспехи. Наличие бурки не раз спасало воина от неминуемой гибели.
Даже в таком обряде, как похищение невесты, не обходилось без бурки. Похищенную девушку было принято заворачивать в нее, не только, чтобы скрыть похищаемое от посторонних глаз, заглушить призывы о помощи, но и чтобы не прикасаться к одежде девушки.
В похоронных обрядах, бурке так же отводилась важная роль. Так, покойника несут на кладбище, обязательно покрыв его буркой. Тонкий свалянный войлок из белой шерсти использовался в качестве савана. Люди, пришедшие на соболезнование к родственникам умершего, приходили только в бурках.
Для изготовления войлочных бурок использовалась высококачественная белая или черная шерсть осенней стрижки. Валяние бурок - это очень трудоемкая и изматывающая работа, и занимались ею женщины. От 10 до 30 дней уходило на изготовление одной бурки, в зависимости от ее качества и типа. Белая бурка считалась парадной и надевалась в торжественных и праздничных случаях и ценилась намного дороже черной.
До сих пор на Кавказе сохранился обычай дарить бурку, как памятный подарок дорогому гостю, гостю столицы, зарубежному гостю. В 2012 году в фонды Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника были переданы бурка и кинжал, подаренные уроженцем Чеченской Республики Садыковым Рамзаном очень близкому другу, жителю села Бескарагай ВКО Боранкулову Тельману Алемжановичу. Предметы были привезены с Кавказа специально для подарка.
Бурка характерна не только для чеченского народа, она распространена по всей территории Кавказа. В фондах музея-заповедника хранится сувенирная бурка, сделанная азербайджанскими мастерами. Ее вместе с другими предметами передали музею-заповеднику в качестве подарка представители Азербайджанского посольства в 2010 году.
Последняя, но не менее важная и обязательная деталь костюма – шапка. С незапамятных времен существовал у чеченцев культ головного убора - как женского, так и мужского. Кавказская папаха для мужчины - больше, чем головной убор. Она являлась символом чести и достоинства горца.
Традиции народа были очень тесно сплетены с условиями ношения папахи. Например, молодой человек закидывал свой головной убор в окно своей возлюбленной для того, чтоб узнать, взаимна ли его любовь. Но, не все было так романтично и красиво. Очень часто бывали случаи, когда дело доходило до кровопролития только лишь потому, что у мужчины с головы сбивали головной убор. Это считалось большим оскорблением. Если же человек сам снял папаху и оставил ее, уйдя ненадолго, никто не имел право трогать ее, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином. Бывало, что в ссоре мужчина снимал свою папаху и ударял ею о землю – это означало, что он готов стоять на своем до смерти.
Мужчины не должны были снимать папаху, ни при каких условиях. Когда мужчина просит кого-либо о чем-нибудь и снимает при этом папаху, то это считается низостью, достойной раба. Считалось неприличным отказать ему в просьбе, но такие просители пользовались в народе нехорошей славой: «Им это досталось в руки битьем шапки», - говорили о них. В чеченских традициях есть только одно исключение по этому поводу: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести.
«Если голова цела, на ней должна быть папаха»; «Если тебе не с кем посоветоваться, попроси совета у папахи» - эти и подобные пословицы подчеркивают важность и обязательность папахи для мужчины.
Если мужской костюм был рассчитан на удобство, надежную защиту, практичность, то одежда женщин призвана привлекать подчеркивать их красоту. Одежда девушек и женщин не только различалась назначением, цветом, моделью, но и социальным и возрастным статусом. Описывать традиционные женские одежды можно долго, но есть основные общие черты. Силуэт женской одежды чеченцев свободный, плавный, мягкий.
Все девушки носили тунику с воротничком, который застегивался на пуговицу, на груди имелся разрез. Под рубаху надевали штаны, которые внизу всегда были собраны в оборку. На тунику одевалось распашное платье до пола с застежкой на поясе. С множеством украшений, вырезами и разрезами, нестандартными формами и размерами, весь этот костюм смотрится по-особому ярко и колоритно.
Женщины носили разнообразные головные уборы – больших и малых размеров платки с бахромой на концах, шали, шапки. Головные шали прочно вошли в быт чеченских женщин и высоко ценились не только как одежда, но и как предмет, обладающий большой знаковой силой. Он считался символом общественного могущества, сохранения сакральной чистоты женщины, перед которой любой член общества в кризисный момент выражал свою покорность и смирение коленопреклонением. Во время стычки по какому-либо поводу снятый и брошенный женщиной платок между спорящими мужчинами, обычно сразу усмирял их.
В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника так же хранятся чеченский национальный мужской костюм, состоящий из черкески, кожаного пояса, рубахи и шапки-папахи. А также женский костюм, состоящий из туники, распашного платья и головного платка. Эти костюмы были переданы в дар музею-заповеднику председателем чеченского этнокультурного объединения Кагермановой Татьяной Абдуловной.
Подводя итог всему сказанному, отметим - костюм формирует вокруг себя совокупность бытовой культуры. Это распределение обязанностей и авторитетов в семье, тесно связанное с шитьем платья, и традиции взаимопомощи, обусловленные последними. Сюда же относится и определенный комплекс верований, пословиц, обычаев, обрядов и прочих норм поведения в обществе.
Надо сказать, что как повседневная форма одежды до наших дней традиционный чеченский костюм, естественно, не дожил. Однако, в некоторых районах Чечни сельские жители, особенно пожилые, сумели сохранить моду на старинные кавказские платья или отдельные элементы национальной одежды и остаются верны традициям своих предков. Стилизованные формы традиционного костюма широко используют фольклорно-этнографические ансамбли.
Можно отметить, что сегодня заинтересованность традиционными формами костюма начинает повышаться. Национальный костюм сегодня является визитной карточкой чеченцев, это важнейший символ идентичности народа.
Литература
1 Культура и быт народов Северного Кавказа./Под. ред. В.К.Гординова. -М.: Наука, 1966.-348 с.
2 Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа.- М.: Наука, 1989. - 288 с.
3 Гарсаев Л.M. Одежда чеченцев и ингушей XIX - начала XX вв.- Саратов: Наука, 2009.- 300 с.
Солонец Марина,
специалист отдела этнографии и малочисленных этнических групп
Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и
природно-ландшафтного музея-заповедника.
< Prev | Next > |
---|