• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научно-популярные Алейникова М.А. Вайнахт или святая ночь

Алейникова М.А. Вайнахт или святая ночь

Вайнахт (Святая ночь) – так называют немцы Рождество Христово – один из самых любимых своих праздников, ведь это, прежде всего, торжество семейное, а значит, самые близкие  люди обязательно соберутся вместе, чтобы поздравить друг друга с этим прекрасным  и светлым праздником. Сегодня мы расскажем о современных и старинных традициях празднования Рождества, принятых у немцев Казахстана.

Как известно, праздник Рождества Христова немцы, как и весь католический и протестантский мир, отмечают 25 декабря. Готовятся к нему заранее: как у православных христиан Рождеству предшествует сорокадневный  рождественский пост, так и у немцев-католиков, светлый праздник Рождества тоже предваряет пост – Адвент (в переводе с латинского -  «пришествие»), смысл которого – в подготовке души и тела к празднику, к пришествию в мир Иисуса Христа Сына  Божиего. Адвент длится  с 1 по 24 декабря, и в это время немцы наводят  порядок не только в своих душах, но и в своих домах: всё моется, чистится, прибирается, стирается, закупаются продукты для праздничного стола и рождественские подарки для близких и друзей.  Это надо успеть сделать до Рождества, потому что во время самого праздника и следующей за ним рождественской недели строго соблюдается основной запрет – не осквернять праздника никакой работой.

В немецких семьях, где до сих пор бережно сохраняются национальные традиции, Рождество никогда не обходится без двух обязательных вещей: адвентского (рождественского) венка и адвентского календаря, которые появляются в немецких домах  с началом Адвента, то есть с 1 декабря. Рождественский венок, сплетенный из еловых веток, перевитый  красной, зелёной или золотой лентами, украшенный серебристыми шишками или гроздьями рябины является эффектным украшением комнаты. Его, как правило, размещают на столе. Но главное в рождественском венке – это 4 свечи (обычно красного цвета), которые зажигает всё семейство только по воскресным дням. В первое воскресение Адвента собирается вся семья, гасится свет и в темноте зажигается первая свеча на рождественском венке. Она называется Свеча Пророчества и символизирует ветхозаветные пророчества о рождении от непорочной Девы Иисуса Христа Сына Божиего – Спасителя всех людей.

Во второе воскресение Адвента зажигают уже две свечи – первую Свечу пророчества и новую – Вифлеемскую Свечу. Это символ приготовления к встрече  рождения Младенца Христа.

В третье воскресение к двум первым добавляют третью – Свечу Пастухов. Как известно, первыми людьми, узнавшими о рождении Иисуса Христа и поклонившиеся Ему как Богу, были простые пастухи.

И, наконец, в последнее (четвёртое) воскресение Адвента на рождественском венке горят уже все 4 свечи вместе с последней - Ангельской Свечой. Она символизирует будущее второе (оно же и последнее) пришествие Иисуса Христа с небес во славе со всеми Ангелами.

Адвентский венок со свечами -  это чисто немецкая традиция. Во многих других странах рождественский венок без них, он  просто вешается на двери дома.

Радостное приближение Рождества у немецких ребятишек подогревает и другой обычай – адвентский календарь. Он появился на свет совсем недавно – в конце ХIХ века. Это тоже изобретение немцев. Его придумала фрау Ланг для своего маленького сына, чтобы сделать ожидание Рождества более интересным. Что из себя представляет адвентский календарь? Чаще всего это коробка из цветного картона с красивыми дверцами, которых ровно 24 - по числу дней Адвента (от 1 до 24 декабря). Каждый день ребёнок открывает одну дверцу, за которой спрятан подарок. Это может быть яркая рождественская открытка или маленькая шоколадка в форме Вифлеемской  восьмиконечной звезды, ёлки, или небольшая игрушка. Если родители ребёнка – верующие христиане, то за дверцу они могут положить либо стих из Священного Писания (Евангелия), либо список добрых дел, которые стоило бы в этот день совершить и тем самым угодить Богу  Иисусу Христу.

Адвентский календарь такого типа можно сделать своими руками,  а ещё проще через всю комнату натянуть простую верёвку и развесить на ней 24 пронумерованных разноцветных мешочка (или вязанных  полосатых носочка), в которых спрятаны самые разнообразные сюрпризы – орехи, сладости и всякие радующие сердце ребёнка мелочи. Получится адвентский календарь-цепочка. Каждый день ребёнок с восторгом будет срезать один мешочек с подарком, а самый интересный сюрприз он найдёт в последнем. Его срежут с верёвочки накануне Рождества – 24 декабря, когда наступит Сочельник. Назначение любого адвентского календаря – создать радостную атмосферу приближающегося  праздника, ведь даже самый маленький ребёнок, не умеющий считать, знает: чем меньше на верёвочке осталось мешочков, тем ближе долгожданное Рождество!

Непременный атрибут рождественского праздника – это, конечно же, красавица-ёлка. Кстати, обычай украшать ёлку подарили человечеству древнегерманские племена. Считалось, что в еловых ветвях скрываются духи, которых необходимо умилостивить приношениями. После принятия Германией христианства, языческий обычай задабривать духов ели был забыт, но немцы стали использовать еловые ветки как нарядное и ароматное украшение  на праздник Рождества (ими убирались иконы, комнаты и проёмы окон). Сама же традиция ставить на Рождество ель и наряжать её появилась именно в Германии, а точнее в одной из её областей - в  Эльзасе  в 1605 году. Ёлку ставили не только дома, но и во дворе, а украшениями в старину служили бумажные цветные розы, гирлянды, яблоки, конфеты и печенье. Но основным украшением ели стали, конечно же, свечи. Широко распространено убеждение, что первым, кто зажёг свечи на рождественской ёлке, был ни кто иной, как Мартин Лютер - немецкий монах, основатель протестантского движения и лютеранства. Однажды, накануне Рождества 1513 года, Лютер возвращался домой поздним зимним вечером, и вдруг его поразило ночное небо восхитительной красоты, сверкающее бесчисленными звёздами, которые мерцали сквозь кроны деревьев как бриллианты. Чтобы показать красоту этой картины своей семье, придя домой, он украсил свою рождественскую ёлку зажженными свечами. Так  появилась эта красивая традиция. Позже свечи были заменены электрическими гирляндами, которые сверкают, вспыхивают и переливаются на еловых ветвях, как яркие ночные звёздочки.

Именно в Германии в конце ХVIII века появились и первые ёлочные игрушки. Это были стеклянные цветные шары, которые заменили собой яблоки, а вместо конфет стали вешать на ёлку хлопушки. В течение ХIХ века традиция ставить на Рождество ёлку и наряжать её распространилась из Германии по всем христианским странам, и зелёная красавица стала главным атрибутом  праздника.

Немцы начинают праздновать Рождество Христово в Сочельник 24 декабря, примерно с 17 часов вечера. По-немецки праздник Рождества называется «Вайнахт», т.е. «Святая Ночь»,  ведь согласно Евангелию Иисус Христос родился ночью, и потому  само Рождество наступает в ночь с 24 на 25 декабря. Верующие немцы-католики 24 декабря непременно направляются в католический храм на праздничную вечернюю службу, а вернувшись домой, вся немецкая семья усаживается за празднично накрытый стол, и начинается празднование Рождества.

По традиции в этот вечер на стол ставится девять блюд, каждое из которых имеет своё значение. Гороховая или пшённая каша приносят в дом мелкие деньги, яблочный или свёкольный салат – радость. Хлеб и соль привлекают в дом дорогих гостей. Картофельный салат должен привнести в семью трудолюбие, сельдь – богатство, квашеная капуста – здоровье, молоко – красоту. Фруктовый или ягодный компот сделает жизнь ещё слаще. А с мясными блюдами все члены семьи должны приобрести материальное благополучие и силу. К рождественскому столу всегда подают свинину или свиные колбасы, поскольку у немцев считается, что свинья приносит… счастье. По немецкой пословице «быть счастливым» переводится буквально «иметь свинью».

В этот же вечер, в Сочельник, принято дарить друг другу подарки. Дети получают вкусные сладости и игрушки, которые родители прячут для них под ёлкой в рождественский сапожок или вязанный полосатый носочек. Кстати, в старину непослушным детям вместо подарка насыпали  в рождественский сапожок уголь. Это означало, что за год ребёнок должен изменить своё поведение в лучшую сторону, чтобы в следующее Рождество получить желанный подарок.

Если же говорить о старине, то здесь необходимо сказать о ряженых. В немецких деревнях ХVIII-ХIХ века в Святую Ночь по домам обязательно ходили ряженые – Пельцникель и Кристкинде.

Пельцникель - очень устрашающий персонаж, изображающий злой дух. Это был переодетый мужчина в вывернутой на изнанку шубе, в порванной шапке, обвешанный цепями и другими металлическими предметами, которыми он страшно гремел. Его лицо было измазано сажей до неузнаваемости. До самой груди свисала длинная, косматая борода, в руках был пучок прутьев для устрашения ребятишек, а в карманах – лук и чеснок.  С шумом и рычанием, гремя цепями, он вваливался в дом, требуя отдать ему для наказания шалунов, проказников, непослушных детей и лентяев. Дети в ужасе и страхе прятались от него под кровати и столы, забивались в углы, звали на помощь взрослых. И только  взяв с детей слово больше не шалить, хорошо учиться и слушаться родителей, Пельцникель, наконец, уходил, а на смену ему, к великой радости детей, приходил Кристкинде (Christkind), что значит «Христос-младенец», «Христос-ребёнок». Этот персонаж появился в немецкой культуре с распространением лютеранства. В роли Кристкинда обычно выступала  девушка или старшая девочка в семье. Одета  она была во всё белое: длинное платье,  голову украшала корона, а лицо закрывала густая вуаль или белый платок. Она входила в комнату с подарками (пряниками, конфетами, игрушками) и ласково одаривала ими детей после того, как они по её просьбе читали стихи, произносили молитву или пели рождественские гимны. После этого Кристкинде уходила, а вся семья собиралась вокруг ёлочки и пела рождественские песни: «О, ёлочка», «О ты радостное, о счастливое, приносящее благословение, Рождество» и, конечно же,  знаменитую рождественскую песню, которую  и поныне поёт весь мир – «Тихая ночь, дивная ночь».

В Святую рождественскую ночь люди поздно ложатся спать. А на следующий день – 25 декабря в день Рождества  - вся семья вновь торжественно соберётся  за праздничным обедом. Только на этот раз на столе будет стоять запеченный гусь с тушёной квашеной капустой – традиционное и самое главное рождественское блюдо у немцев. Согласно народному поверью, квашеная капуста обладает целебными свойствами, и тот, кто поел её на Рождество, в течение всего года будет здоровым. Немцы, желая кому-нибудь счастья, говорят: «Живи хорошо, ешь капусту». На десерт подают много выпечки, которую немцы очень любят. Хозяйки  обязательно выпекают два особых блюда, которые готовят только на Рождество: это тончайшая лепёшка, очень ломкая и хрупкая (наподобие печёного хвороста) с выпуклым, рельефным изображением Богоматери с Младенцем Иисусом Христом. Второе обязательное рождественское блюдо называется «штолен». Это сладкий сдобный рулет, обильно начинённый изюмом, пряностями и орехами, форма которого напоминает запеленатого ребёнка-Христа. Историки затрудняются установить автора рецепта и формы. Известно, что штольни выпекались в Саксонии (одной из областей Германии) ещё в 1 300 году. Кроме этих обязательных сладких блюд к праздничному столу подают до 10 видов пряного печенья: твёрдое печенье с кардамоном и сиропом, пряники с молотой гвоздикой и орехами, масляное печенье, а так же насыпной пирог и пирог с сыром, крендели, двойные булочки, рождественские пончики  и фигурные пряники. В праздничные дни немцы угощают друг друга традиционным рождественским напитком - глинтвейном –– горячим красным вином с мускатом, пряностями или травяным бальзамом, иногда с добавлением рома или коньяка. В зависимости от этого глинтвейн может быть или слабым или очень крепким. В холодное зимнее время очень приятно согреться бокалом этого горячего и ароматного рождественского напитка, сидя в уютном мягком кресле.

Для немцев Рождество – это, в первую очередь, семейный праздник, и если кто-то из членов семьи в отъезде, то он обязательно должен вернуться к этому дню домой, чтобы в кругу близких и любящих друг друга людей встретить этот светлый и по-детски радостный праздник Рождества Христова.

Марина Алейникова

журнал «Достык- Дружба», 2009,  № 1.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы