Армяне, как и все народы, чтят свои народные обычаи и праздники: Вардавар, Джангюлум, Трндэз; обычаи, связанные с рождением ребёнка. Но среди них есть самый выразительный по красоте обряд – свадьба.
Шумной и весёлой армянской свадьбе всегда предшествует тщательный и продуманный выбор невесты. При этом руководствуются известным старинным правилом: «Пусть будет некрасивой, лишь бы хорошей женой была». Как и в старину, основное внимание обращают на скромность, хозяйственность, трудолюбие и хорошее здоровье будущей невестки. Сделав выбор, засылают к невесте сватов, в роли которых всегда выступают родственники жениха по отцовской линии – почтенные и уважаемые люди. О цели своего прихода сваты никогда не говорят напрямик, а пользуются иносказательной формой: «Мы пришли взять из вашего очага горсть золы, чтобы смешать её с золой нашего очага». Родители девушки и сегодня, согласно старым традициям, считают неприличным соглашаться на брак дочери с первого раза, и потому сватам приходится приходить второй, а то и третий раз. Отец девушки даёт положительный ответ сватам тоже в иносказательной форме: «Не будем спорить, пусть наш платок будет вашим!». Этот момент считается официальным сватовством. Его скрепляют подарком для невесты – красочной шалью, золотым кольцом или изящным ювелирным украшением. Обряд сватовства называется беп тал - буквально «дать задаток», во время которого определяют и дату обручения.
Обручение или помолвка (по-армянски ншандрек) - важнейший обряд, который по значению равен самой свадьбе, а день обручения – один из самых радостных и незабываемых в жизни будущих супругов. В доме невесты собираются гости от 50 до 100 человек в зависимости от материальных возможностей семьи, накрывается богатый стол. Жених вместе со своими родственниками, друзьями и кавором (посаженным отцом) отправляется к невесте. По армянскому обычаю, все приглашённые родственники со стороны жениха должны обязательно подарить молодой золотые украшения, дорогие отрезы ткани, хорошую дорогостоящую одежду. Все подарки укладываются на большие подносы и вместе с угощением – коньяком, сладостями, фруктами и цветами – преподносятся невесте во время застолья. Непременно приглашаются музыканты, поскольку без живой музыки невозможно представить себе ни армянскую свадьбу, ни обручение. За праздничным застольем с красивыми поздравительными тостами жених торжественно преподносит невесте обручальное кольцо (ншан), причём надевает его на безымянный палец левой руки, как это принято у армян, а его мать дарит своей будущей снохе золотые часики. Все гости поднимают бокалы за «Два цветка» - жениха и невесту. Под музыку вносят огромные подносы с подарками, и начинается одаривание невесты. Во время обручения обе стороны и кавор договариваются о дне свадьбы. После обручения молодые считаются почти мужем и женой.
Здесь необходимо сказать несколько слов о такой важной фигуре, как кавор – посаженном отце или, как говорят армяне, крёстном свадьбы. Он играет исключительно важную роль во всём свадебном процессе, начиная с первого её этапа – сватовства, выбирается из числа самых уважаемых родственников со стороны жениха и не только решает все организационные и финансовые вопросы, связанные со свадьбой, но и сам вкладывает свои личные средства при выкупе невесты. В некоторых случаях, наряду с кавором выбирается и каворкин (посажённая мать). Оба они являются свидетелями при регистрации молодых. Иногда свидетелями на свадьбе могут быть сын кавора и его жена, поскольку по своему возрасту они являются ровесниками жениха и невесты и за свадебным столом сидят рядом с молодожёнами.
Свадьбу (харсаник) чаще всего справляют осенью и зимой, а так же на Масленицу. День свадьбы начинается с того, что жених в сопровождении музыкантов, с угощением едет приглашать кавора. Все вместе они возвращаются в дом жениха, что и считается началом свадьбы. Берут подносы с угощением, цветами, напитками, подарками и свадебным нарядом для невесты и направляются к её дому. Обязательно берут с собой гата – особую лепёшку, символизирующую плодородие и благосостояние семьи. В доме невесты в этот день тоже выпекают гата.
При приближении процессии к дому девушки, путь преграждают её родственники, требуя выкупа. Жена кавора, взяв поднос со свадебным нарядом, передаёт его близким невесты. Девушку одевают в свадебное платье и выводят к гостям. Рядом с женихом её ставит женатый человек, имеющий детей, чтобы род молодых был многочисленным. По традиции выкуп за невесту в её доме происходит дважды: когда у неё крадут туфлю (после выкупа туфлю на ногу невесты надевает её брат) и при выходе молодых из дома (брат невесты вонзает нож в косяк двери, требуя выкупа). В этом случае платит кавор, а девушки в это время поют красивую печальную песню «Танумен» («Забирают»). После выкупа едут в ЗАГС.
Здесь хотелось бы упомянуть об интересном старинном обычае, связанным с венчанием молодых. В тех местах, где не было церкви, венчание происходило у домашнего очага – тонира, к верхней части которого прикрепляли свечи. Жених и невеста трижды обходили вокруг очага, опускались на колени и целовали его края. В этом старинном обычае заключён глубокий смысл, ведь для армян, как, впрочем, и для других народов Кавказа, характерно очень бережное отношение к собственной семье. До сих пор жива и актуальна армянская поговорка: «Если развёл огонь в очаге – поддерживай его до конца, если взял ответственность за семью – береги её и не разрушай». И по сей день домашний очаг и крепкая семья в сознании армян связаны в единое целое.
Сейчас по желанию молодых их венчают в церкви. При выходе из храма молодожёнов осыпают лепестками роз, а затем жених с невестой выпускают в небо пару белоснежных голубей. После регистрации брака все едут к жениху. Все, кроме матери невесты, которая остаётся дома и появится на свадьбе только на второй день. По традиции, на пороге дома молодожёнов встречает свекровь, перекидывает им через плечи лаваш и угощает мёдом или кусочками шоколада, желая, чтобы их жизнь была сытой и сладкой; ставит им под ноги две тарелки, принесённые из дома невесты, которые должны разбить сами молодожёны (как правило, первым разбивает свою тарелку муж). Гости осыпают молодых зерном, конфетами, изюмом, орехами, мелкими монетами с пожеланиями благополучия. Иногда невесте подносят горшочек с маслом, в который она должна кинуть несколько монет, а затем смазать маслом косяк двери в знак пожелания богатства дому и своей покорности. Свекровь, в свою очередь, желая невестке богатства, говорит: «Чтобы пальцы твои были в масле». Только после этого молодые входят в дом. Невеста садится на стул, и на колени ей сажают маленького мальчика (в знак пожелания первенца – сына), которого она одаривает.
Армянская свадьба отличается обильным угощением, песнями, танцами, зажигательной музыкой, обрядовыми играми. Начинается праздничное застолье с того, что под музыку торжественно вносят поднос с самым главным свадебным блюдом – шашлыком (по-армянски хоровац) и ставят его на стол перед женихом и невестой. Только после этого разносят угощение и гостям: кроме шашлыка обязательны хашлама (мясное блюдо с тушёными овощами), кябаб, люля-кебаб, плов, долма (род голубцов), фрукты, чароз (смесь орехов разного сорта), сладости и непременная лепёшка гата. Жених же, садясь за стол, не притрагивается к еде до тех пор, пока не получит от родственников невесты беранбацук – подарок за «открытие рта». За молодых провозглашается множество тостов, им образно желают «состариться на одной подушке». Гостей на армянских свадьбах всегда много – от 300 до 500 человек. По сложившейся традиции ближайшие родственники преподносят молодожёнам ценные подарки, в основном, золотые украшения, остальные чаще всего дарят деньги, учёт которых ведёт специально выделенный для этой цели человек. Обычно собирается значительная сумма, покрывающая все свадебные расходы.
У армян до сих пор большое значение придаётся целомудрию невесты. На утро после свадебной ночи, если девушка оказалась непорочной, в большой поднос кладутся очень красные яблоки, бутылка красного вина или коньяка, перевязанная красной лентой, сладости и всё это торжественно доставляется к дому матери невесты с благодарностью за воспитание честной и порядочной дочери. Мать везут с большими почестями в дом жениха. Так начинается второй день свадьбы, где угощение гостям выставляется и со стороны матери невесты. На третий день собираются только близкие родственники. Если свадьба празднуется зимой, то на второй день гостей приглашают «на хаш» (хаш – это чисто армянское блюдо, которое варят из говяжьих или бараньих ног и рубцов. Получается что-то вроде густого холодца, только подают его в горячем виде).
Спустя неделю после свадьбы дочь приходит в гости в родительский дом, где получает от своей матери подарок – золотые украшения в знак изменения её семейного статуса.
Надо сказать, что для современного свадебного цикла у армян характерно сочетание различных и разновременно возникших обрядов, их упрощение, утрата некоторых народных свадебных традиций и появление различных новшеств, в частности, европейских. В разных местах проживания армян свадьбы празднуются по-разному.
В заключение хочется отметить необычайную устойчивость брачных союзов среди армян, проявление нежной любви и заботы о своих детях и взаимное стремление супругов сохранить свою семью при любых обстоятельствах.
М.А. Алейникова
журнал «Достык-Дружба», 2008, № 1
< Prev | Next > |
---|