Праздник Пурим занимает особое место в еврейском календаре. Это яркий карнавальный праздник с маскарадными шествиями, представлениями (Пуримшпиль), с обильной опьяняющей трапезой и подарками. Пурим празднуется 14 и 15 адара по еврейскому календарю. По григорианскому календарю праздник обычно приходится на март. В 2011 году Пурим празднуется 20-21 марта, а в диаспоре и 22 марта. Такова традиция - евреям, живущим за пределами Израиля, к каждому еврейскому празднику добавляется один дополнительный день.
Пурим празднуют в память о чудесном спасении евреев в древнем Персидском царстве более 2500 лет назад в период правления царя Ахашвероша. Название праздника происходит от слова «пур», что означает «жребий», поскольку на 13-е и 14-е адара выпал жребий, брошенный Аманом, визирем царя Ахашвероша, жребий, определивший дату уничтожения евреев в Персидском государстве.
События, связанные с праздником Пурим, описаны в «Книге Эстер», ставшей частью Танаха. В канун и в день праздника эту книгу читают во всех синагогах. «Книга Эстер» начинается с рассказа о том, как царица Вашти, жена царя Ахашвероша, лишилась своего статуса (а по некоторым источникам – и жизни) за отказ предстать перед царем, его министрами и гостями во время большого многодневного пиршества. «Феминистский бунт» привел к тому, что Персидское царство осталось без царицы. Во все края страны были отправлены гонцы, чтобы найти и привезти в столицу красивых девушек, из которых Ахашверош мог бы выбрать новую царицу. Среди девушек, привезенных в город Шушан (Сузы), оказалась и красавица Эстер. Она и приглянулась царю. По совету своего дяди Мордехая, у которого она воспитывалась, Эстер скрыла, что она еврейка.
Мордехай ежедневно устраивался возле ворот царского дворца. Однажды, сидя на своем привычном месте, он стал свидетелем разговора двух охранников о готовящемся покушении на царя. Мордехай сообщил об этом Эстер, а она в свою очередь предупредила царя. Рассказ о благородном поступке Мордехая был внесен в дневник дворцовой жизни.
Главный визирь и советник царя Аман давно ненавидел Мордехая за то, что он не падал ниц, как другие при виде Амана. Согласно еврейской традиции еврей склоняет спину только перед Всевышним. Аман решил отомстить Мордехаю, а заодно и всем евреям. Аман пришел к царю и сказал ему: «Есть в нашей стране народ, который держится отдельно от прочих и подчиняется лишь собственным законам. Зачем он нам нужен? Позволь нам уничтожить этих людей, тогда мы захватим их деньги и дома». Он убедил царя подписать указ о начале уничтожения евреев царства. День 13-е адара был определен жребием.
Мордехай немедленно обратился к Эстер с просьбой сделать все возможное, чтобы спасти свой народ и убедить царя отменить этот указ. Эстер было непросто обратиться к царю. Никто не смел войти к нему без разрешения. За этот поступок можно было поплатиться жизнью. Эстер не могла допустить гибели евреев. Три дня она молилась и постилась. Проявив незаурядную смелость и используя хитрые уловки, она пригласила царя к себе на пир.
А Аман тем временем выбрал во дворе своего дворца высокое дерево, на котором он намеревался повесить Мордехая.
В одну из бессонных ночей царь Ахашверош перечитывал дворцовую памятную книгу, ему попалась на глаза запись о том, как Мордехай спас ему жизнь. Он позвал к себе Амана и спросил: «Что следует сделать для человека, которого царь пожелал бы вознаградить?» Самодовольный Аман решил, что царь говорит о нем и предложил: «Вели одеть этого человека в царский наряд, посадить на царского коня, и пусть знатный царедворец проведет коня через весь город, возглашая: «Вот человек, которого наш царь вознаградил». «Прекрасно, - ответил царь. – Человек, которого я решил наградить, - Мордехай. Ты проведешь его по всему городу». Еще больше возненавидел после этого Аман Мордехая. По его приказу соорудили высокую виселицу. «На ней я повешу Мордехая», - заявил Аман.
Когда Ахашверош и Аман прибыли на пир к царице, она раскрыла перед ними свое происхождение и принадлежность к народу, который хотел уничтожить Аман. Испуганный визирь упал в ноги к царице. Это вызвало гнев царя, решившего, что Аман надумал соблазнить царицу. Ахашверош приказал немедленно повесить Амана на том самом дереве, которое он приготовил для Мордехая. А мудрого и преданного Мордехая царь назначил своим главным визирем и советником.
И вот, 13-го адара, в день, когда намечались погромы евреев, они сами выступили против врагов и сокрушили их. Следующий день, 14-е адара, который мог стать днем траура и плача, превратился в праздничный день их победы, торжества и веселья. Таково краткое содержание «Мегилат Эстер» (Книги Эстер).
Во время чтения «Книги Эстер» в синагоге царит особая атмосфера. Дети приходят в синагогу с разными шумовыми инструментами: колотушками, игрушечными пистолетами и трещотками (граггерами), которыми они «бьют Амана», то есть пускают в ход всякий раз, когда при чтении произносится его имя. Те, у кого инструментов нет, поднимают крик или шумят из всех сил.
В «Книге Эстер» упоминаются два важных обычая Пурима: «Эти дни должны стать днями пиршества и веселья, послания даров друг другу и одаривания бедных». В Пурим принято устраивать особенно пышную трапезу с обилием различных яств и напитков, ибо события, описанные в «Книге Эстер», разворачивались на фоне дворцовых празднеств. В беззаботной и веселой атмосфере праздника принято также пить много вина, ибо в Талмуде сказано: «В Пурим каждый еврей обязательно должен напиться до того, чтобы не отличать «проклятия Амана» от «благословения Мордехая». Согласно мнению некоторых талмудических мудрецов, смысл этого предписания в том, что в Пурим не только допускается, но и необходимо напиться до такой степени, что уже невозможно отличить добро от зла.
В Израиле в дни Пурима улицы заполнены детьми и взрослыми, которые несут родственникам, друзьям и знакомым тарелки и подносы, наполненные пуримскими угощениями и накрытые расшитыми салфетками. Такие подарки называют «Мишлоах манот». Особенно важно в дни Пурима помогать бедным, посылать им подарки и пожертвования. Переодевание в маскарадные костюмы, карнавальные шествия по улицам города, смех и веселье - все это очень древний обычай Пурима. Интересно, что уже в 15 веке возникла традиция надевать маски, которые сначала использовались для анонимного одаривания бедных, чтобы нуждающиеся не стыдились принимать подарки.
Возрождение еврейской общины в Восточном Казахстане сопровождается возрождением традиций. В дни Пурима еврейская община ежегодно организовывает показ Пуримшпиля – веселого пуримского спектакля с обязательным участием главных действующих лиц пуримской истории - Эстер, Мордехая, Ахашвероша и Амана. Пуримшпиль, карнавальные костюмы, веселые пуримские песни, праздничное угощение – все это делает Пурим по-настоящему веселым и незабываемым праздником. Примечательно, что Пурим многие пожилые евреи помнят с детства. Даже в самые трудные годы еврейские мамы выпекали для своих детей треугольные пирожки со сладким маком – «хаменташен» (уши Амана). Из уст в уста, от родителей – детям передавалась история Эстер и Мордехая, придавая евреям, живущим среди других, не всегда дружелюбных народов, мужество и стойкость. Пуримская история напоминает евреям, что они должны помогать друг другу, выручать каждого еврея, попавшего в беду. Знание и исполнение традиций своего народа позволяет евреям оставаться сильным народом.
Саттарова Тамара
журнал «Достық-Дружба», 2011, № 2
и руководитель еврейского этнокультурного объединения Владимир Лебедев
< Prev | Next > |
---|