Впервые автор статьи познакомился с Валерием Соломоновичем Рапопортом 26 декабря 1995 года. Работая в инспекции по охране памятников в областном управлении культуры, - обнаружил, что в документах нет никаких сведений об авторе ряда известных в области монументальных памятников. Созвонившись по телефону, вскоре уже был в мастерской скульптора в Доме художников на улице Космической.
Меня встретил мужчина средних лет с внешностью, больше напоминающей путешественника или геолога. Он любезно, хотя и сдержанно, ответил на мои вопросы. Так состоялось мое знакомство с ведущим представителем художественного цеха Восточного Казахстана. На память о нашей встрече скульптор подарил мне газету «Рудный Алтай» со статьей о скульпторе Владлена Шустера с надписью: «Сушко Петру от Рапопорта Валерия. С уважением. В канун года Красной мыши».
Валерий Соломонович Рапопорт родился 23 мая 1942 года в городе Новосибирске, в семье авиаконструктора. Мать по специальности была геологом. После столицы Сибири семья продолжительное время жила в Киеве.
Художественное образование получил - на отделении монументально-декоративной скульптуры Высшего художественно-промышленного училища имени В.И.Мухиной в Ленинграде (1961,1964-1969). Учеба на три года прерывалась для службы в армии. Наставниками в институте у Валерия были известные художники ленинградской школы. Среди них, конечно же, выделялся Роберт Карлович Таурит, действительный член Академии художеств СССР, автор монумента Родины-матери на Пискаревском кладбище Ленинграда. Большое влияние на молодого скульптора оказал Анатолий Гордеевич Дёма, специализировавшийся на ковке металлов. Мастерству рисунка - учил Александр Георгиевич Тихомиров.
По окончании ВУЗа – Валерий Соломонович был направлен Усть-Каменогорск, на кафедру рисунка и живописи архитектурного факультета строительно-дорожного института. В 1975 года перешел на творческую работу. Членом Союза художников СССР - стал в 1971 году и вскоре вошел в Художественный совет его областного филиала Союза. Постоянный экспонент областных и республиканских художественных выставок. Активно сотрудничал со старыми мастерами художественного цеха области.
В конце 90-х годов - после развала Советского Союза - выехал на историческую Родину предков, Израиль(1).
Ряд работ скульптора сохранились в области и доныне.
Это широко известный в нашей области памятник Герою Советского Союза Толегену Тохтарову в Риддере (в соавторстве с П.Б.Шишовым и А.Е.Мартиросовым, металлизированный бетон). Рапопорту принадлежит эскиз памятника, Шишов выполнил лепку бюста, Мартиросов – его металлизацию.
В Усть-Каменогорске художник стал автором мемориальных досок - «Абай Кунанбаев» (медь) на доме № 1 по проспекту имени Абая, «Хирург Б.Рейш» (камень) на здании Областной больницы по набережной А.К.Протазанова, «Ф.Э.Дзержинский» на одноименной улице (уничтожена), декоративных скульптур в фонтанах - «Кораблик» (в соавторстве с Борисом Дмитриевичем Колмаковым), получивший народное название «Лихарев» (медь), близ магазина «Тенгри Хаус», по улице Кирова, «Рыбка» (медь) на площади перед Дворцом культуры металлургов. Особое место в творчестве художника принадлежит грандиозному монументу «Победа», украсившему район на Стрелке (в соавторстве с архитекторами В.Б.Сергиевским и С.П.Христофоровым). Необходимо отметить, что длительная работа над этим проектом стала последней крупной работой Мастера на Рудном Алтае (2) .
В коллекции Восточно-Казахстанского этнографического музея-заповедника имеются его разнообразные по технике и материалу работы. Хорошо вписалась в садово-парковый ансамбль левобережного комплекса ВКЭМЗ группа «Беркутчи», «Барс», «Архар» (бетон), выполненная в соавторстве с Петром Борисовичем Шишовым. В фойе музея на Головкова,29 выставлена выставлена скульптура «Невеста в саукеле» (мрамор), в парке имени Жамбыла - «Водопад» (гранит), исполненная в период Всесоюзного симпозиума скульпторов 1989 года.
С конца 80-х и в 90-х годах Рапопорт увлекался мелкой пластикой, временами - с элементами гротеска или авангардных приемов. В эту серию входит копилка «Смеющийся бай» из сказки об Алдаре Косе (гипс), «Осень» и «Подледная рыбалка» (шамот), «Старый чабан» и «Три поколения» (дерево) – все в ВКЭМЗ.
В коллекции автора статьи есть декоративная медаль, изготовленная к 270-летию Усть-Каменогорска (тонированный гипс). Здесь скульптор продолжает разрабатывать свою любимую тему «Лихарев».
За годы жизни в Восточном Казахстане, работая на кафедре рисунка и живописи Усть-Каменогорского строительно-дорожного института и в художественно-производственных мастерских, Валерий Соломонович внес большой вклад в формирование местной художественной школы, обучая рисунку будущих архитекторов, многие из которых позднее заявили о себе как художники.
Работам скульптора присущ хорошо узнаваемый художественный почерк, характеризующийся оригинальностью композиционных решений, индивидуальным видением реального мира и тонким юмором. Лучшие его творения стали подлинным украшением, визитными карточками и настоящим ключом к пониманию духовного портрета нашего старинного города на слиянии рек Ульбы и Иртыша.
Вольфганг Гете как-то заметил о художественном творчестве: «Мы нуждаемся в художнике даже в минуты величайшего счастья и великой беды». Творчество Валерия Рапопорта органично и весомо вписалось в ткань художественной школы Восточного Казахстана.
Водопад (парк имени Жамбыла)
Мемориальная доска «Рейш Б.Э.»
Беркутчи
Барс (Левобережный комплекс )
Архар (Левобережный комплекс )
Осень
Подлёдная рыбалка
Старый чабан
Три поколения
Смеющийся бай
Декоративная медаль
Декоративная медаль
Библиография
1.Архив Сушко П.Н.// ф 600.1,Скульпторы ВКО (рм);
2.Г.Кумаргазы. Прекрасное трудно выразить словами // газета «Рудный Алтай», 96, 13.06, № 72, с. 4;
3.А.Розанов. Удивление художника// газета «Рудный Алтай», 1972, 23..03, № 58, с.4;
4.В.Шустер. Портрет скульптора со львами// // газета «Рудный Алтай»,1995, 18.12, с.1;
5. В.Шустер. Руки мастера// газета «Рудный Алтай», 1995,21.03, с.4;
П.Н.СУШКО© журнал «Мәдениет жаршысы. Вестник культуры» , 2011, №5, с.18-20.
Снимки автора статьи
Снимок «Невесты в саукеле» Ларионова М.М.
< Prev | Next > |
---|