• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи научно-популярные Сушко П.Н. Реминисценции шедевров светской живописи в украинской иконе (образ на пересечении русского и польского влияний)

Сушко П.Н. Реминисценции шедевров светской живописи в украинской иконе (образ на пересечении русского и польского влияний)

Икона «Чудо святого Георгия о змие» приобретена музеем-заповедником в 1983 году у лениногорского коллекционера Владимира Михайловича Серова[1](ил.1).

Образ написан маслом на цельной деревянной доске. Шпонки -  торцовые. Ковчег и опушь отсутствуют.  Письмо – фряжского типа, живописное. Имеются небольшие утраты левкаса и потертости красочного слоя средника и серебра на поле. В колорите доминируют оттенки красного и зеленого цветов.

Всадник изображен посолонь, то есть, по солнцу,  слева-направо.

Ил.1

Юный Георгий,  с одухотворенным  и женственным ликом,  похожий на монаха, опустил глаза на зеленого  змея-дракона, поражая его копьем в алую пасть. Изящно развивается на ветру пурпурный плащ святого воина, бросая красноватые рефлексы на кольчугу.  Светло-розовое и  местами лимонное небо - с бледно-зелеными и пепельно-серыми облаками.  На фоне этих пастельных тонов практически растворяется силуэт розового дворца со стаффажной  фигурой принцессы в белом одеянии с накинутым на плечи  пурпурным плащом.

Позем иконы  -  светло-коричневый, с зеленым водоемом.     Средник отделен от поля лилово-серой полосой. Таков же цвет надписи: «С Георгиі Победоносецъ».

Красиво и как-то особенно светоносно написан белый конь с красно-коричневой упряжью. Он   загадочно косит на зрителя своим карим глазом.

Вместе с тем, провинциальный иконописец не справился с человеческой анатомией. Ошибки видны в изображении правой руки воина и, особенно,  в изображении его ноги: бедро святого - неестественно ко´ротко.

Вместе с тем, тип лика святого Георгия восходит к образам духовных  картин и икон русского живописца Михаила  Васильевича Нестерова (1862-1942): «Юность Сергия Радонежского» (1892-97)(ил.2) из Третьяковской галереи, святые Борис и Глеб (1891) (ил.3) из росписей Владимирского собора в Киеве, девушка из картины «На горах» (1896) из Киевского музея русского искусства [3, ил.20, 23, 34].   Все эти работы принадлежат к киевскому периоду,   когда   произведениям художника были особенно  присущи интимность и торжественность образов [3, с.158].

Ил.2
Ил.3

Но все-таки,  самая притягательная деталь иконы – это конь, красиво и монументально написанный. Его изображение заставляет вспомнить коней в картинах Петра Михайловского (1800-1855).  Этот  художник прошел успешное  обучение в  краковской  и парижской художественных школах и  стал ярким представителем позднего  романтизма в польской национальной школы  живописи [1, с.243].

Любимой темой творчества краковского Мастера были кони арабской породы, преимущественно белой масти.

Провинциальный художник-иконописец писал своего коня под явным  влиянием конных картин Михайловского.     Наиболее близки к иконному изображению кони на картинах «Гетман Чарнецкий на коне» (ок.1845) (ил.3), «Белый конь» (1846) из Национального музея в Кракове (ил.4) и «Голубой  гусар» из Художественно-исторического музея в Вене [1, ил. вне текста №26; 2, с.243, ил.  в разделе «Польша № 1, к. 18-19 вв.»; 4,с.35].




Ил.4
Ил.5

Манера письма у  Михайловского, наряду с присущим ему лаконизмом, характеризовалась замечательным колоритом, высоким мастерством рисунка и поэтическим восприятием природы и человека (3, с.35). Чего не скажешь -  о манере провинциального иконописца, но, все же, конь святого Георгия – самая удачная деталь иконы.

Икона написана, предположительно, на Украине, где постоянно конкурировали влияния русской и польской художественных школ. В пользу этой версии говорят сентиментальные черты, присущие образу, и колорит,   характеризующийся  доминантой красных и зеленых тонов. Другим  косвенным подтверждением  украинского  происхождения иконы  являются  реминисценции  нестеровских мотивов киевского периода его творчества и, в частности, монументальных росписей Владимирского собора.

Судя по торцовым шпонкам, отсутствию ковчега и опуши, технике письма и графике надписей,  икона была написана в конце XIX века и, вероятно, привезена в Восточно-Казахстанскую область  украинскими переселенцами ближе к началу XX века.

Являясь по структуре иконой,  образ святого Георгия Победоносца по письму больше напоминает, не без влияния самобытной  эстетики  Михаила Нестерова, сказочную картину, где в качестве центра композиции выступает светоносный белый конь, написанный иконописцем под впечатлением анималистических  шедевров Петра Михайловского.

Произведения двух выдающихся живописцев России и Польши, питавшие творческое воображение безымянного  автора иконы, разделяет почти полвека и  смена художественных стилей от позднего романтизма до раннего модерна. При этом икона несет в себе признаки  наивной эстетики провинциального искусства пореформенного периода Российской империи. Надо отметить, что в  пореформенное время в русской православной Церкви  большое распространение приобрели разные типы фряжского письма, в том числе и  выражено живописного.

Романтические черты в образе святого воина и его боевого друга-коня искупают погрешности в рисунке фигуры Георгия.

В связи с сюжетом  музейной иконы вспоминаются  строки о боевом коне святого из   стихотворного цикла Марины Цветаевой «Георгий»:

Смущается Всадник

Гордится конь.

На дохлого гада

Белейший конь

Взирает вполоборота,

Впол-ока широкого

Вслед копью

В пасть красную - дико раздув ноздрю –

Раскосостью огнеокой… [5, с165] 

Пётр Сушко

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Тадеуш Добровольский. История польской живописи, Вроцлав, Варшава, Краков, Гданьск: издательство «Ossolineum», 1975;

2.Краткая художественная энциклопедия «Искусство стран и народов мира», том 3, М: издательство «Советская энциклопедия», 1971;

3 А.А.Русакова. Альбом «Михаил Нестеров», Л: издательство «Аврора», 1990;

4. Люцина Топольская. Пётр Михайловский// журнал «Польша»,1985, №2;

5.М.И.Цветаева. Стихотворения, Ашхабад:  издательство «Турменистан», 1986.



[1] Икона «Чудо св. Георгия о змие», конец XIX начало XX вв., дерево, левкас,  масло, 35,3х30,8х2,5 см, ВКЭМЗ,  КП-I-12397, акт №31, 1983 г.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы