Праздник великой Пасхи
30 апреля Пасха, Воскресение Христово - самый большой праздник в году и православная Церковь празднует его особенно торжественно.
Ровно в полночь, перед днем Пасхи служат заутреню. Торжественный крестный ход с хоругвиями и иконами выходит из храма и обходит его кругом. Крестный ход останавливается перед закрытыми дверьми, и священник начинает петь радостную пасхальную песнь:
"Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ.
И сущим во гробех живот даровав".
Распахиваются двери и крестный ход входит в храм, наполняя его радостным пением и светом зажженных свечей. Начинается служба, за которой все поют, а священник все время кадит храм и, проходя, приветствует людей: "Христос Воскресе", на что отвечают "Воистину Воскресе".
Еще в субботу и после пасхального богослужения священник освящает куличи, пасхи и мясо. После поста можно и разговеться.
Вместе с праздником Светлого Христова Воскресения празднуется праздник Пасхи, заключающийся в том, что в день Светлого Воскресения освящается хлеб, с которым вкушают молочную и мясную пищу после семинедельного поста. Как само слово "пасха", так и празднование ее перешло к нам от евреев. Слово пасха от слова "пасахъ" - перехождение. Евреи установили этот праздник в воспоминание своего перехода из Египта и в особенности в память избавления своих младенцев от меча ангела-губителя, истреблявшего египетских младенцев. Как известно по библейским преданиям, евреи пометили свои двери кровью однолетнего ягненка, и ангел-губитель проходил мимо таких дверей.
До 325 г. по Р.Х. христиане праздновали свою Пасху в один день с евреями, но в 325 году на Никейском соборе было постановлено праздновать христианскую Пасху отдельно, а именно не в 14-й день новомесячья после весеннего равноденствия, но в тот воскресный день, который будет первым после весеннего полнолуния. Отсюда явилась и переходность праздника Пасхи, бывающей не только в разные числа, но и в разные месяцы (март и апрель).
Первый день Пасхи именуют великим днем; утро вторника - купалищем; пятницу - прощеным днем, а субботу - хороводницею. Раньше Святой недели начинались городские и сельские розыгрывания хороводов и окликание весны. Так, например, в Туле гулянье на местном наречии называлось "тюльпою". В первый день Святой недели поселяне выходили смотреть на играние солнца. Взрослые мужчины смотрели на игру солнца с колокольни, а женщины и дети наблюдали появление его на пригорках и крышах домов. По замечаниям поселян появление солнца на чистом небе предвещало хорошее лето, благополучный урожай и счастливые свадьбы. В понедельник выходили на кладбища похристосоваться со своими и погоревать о житье-бытье. Это называлось "на горы идтить".
Во вторник Святой недели утром народ справлял купалище. Молодые и старики обливали студеной водой тех, кто проспал заутреню. Интересно, что в указе правительствующего сената от 17-го апреля 1721 года находим строгое запрещение этого обычая "...от той забавы делается не токмо здравию, и животу человеческому тщета". Но обычай существовал многие годы.
В Белоруссии на Святой неделе пели великоденные песни под окнами. Таких песенников называли волочейниками, а запевал - починальниками.
На прощеный день в Тульской губернии сзывались тесть и теща зятниных родных на молодое пиво.
При сливании пива в лагуны сходятся молодые и старые распивать остаток. Каждый из них обязан говорить: "Пиво не диво и мед не хвала, а всему голова, что любовь дорога".
Со Святой недели начинали повсеместно разыгрывать хороводы. В продолжении Святой недели существует игра "в битки", заключающаяся в том, что один у другого бьют по крашеному яйцу яйцом, и чье яйцо надтреснуто, тот считается проигравшим.
В Петербурге и в других северных местах России пасха делалась из творога, на котором отпечатывались формой кресты и другие священные изображения. В южной же России пасха приготовлялась из муки, а потому что в Малороссии называлось пасхой, то на севере известно под именем кулича.
С праздником Святой Пасхи связано немало поверий.
Среди верующих существует убеждение, что умершие в продолжении недели Святой Пасхи избавляются от всех грехов и души их пройдут прямо через Царские врата в царствие небесное.
Веруют в то, что во время крестного хода в церкви все святые выходят из икон и христосуются между собой.
Бросать остатки освященной пасхи или давать ее животным почитается тяжким грехом.
Нина Петрова, «Рудный Алтай», 29 апреля 2000 г.
< Prev | Next > |
---|