• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи газетные Петрова Н.П. Праздник Великой пасхи

Петрова Н.П. Праздник Великой пасхи

Праздник великой Пасхи

30 апреля Пасха, Воскресе­ние Христово - самый большой праздник в году и православная Церковь празднует его особенно торжественно.

Ровно в полночь, перед днем Пасхи служат заутреню. Торже­ственный крестный ход с хоругвиями и иконами выходит из храма и обходит его кругом. Крестный ход останавливается перед зак­рытыми дверьми, и священник начинает петь радостную пас­хальную песнь:

"Христос воскресе из мерт­вых,

смертию смерть поправ.

И сущим во гробех живот даровав".

Распахиваются двери и крес­тный ход входит в храм, наполняя его радостным пением и светом зажженных свечей. Начинается служба, за которой все поют, а священник все время кадит храм и, проходя, приветствует людей: "Христос Воскресе", на что отве­чают "Воистину Воскресе".

Еще в субботу и после пасхального богослужения священ­ник освящает куличи, пасхи и мясо. После поста можно и раз­говеться.

Вместе с праздником Светло­го Христова Воскресения празд­нуется праздник Пасхи, заключа­ющийся в том, что в день Светло­го Воскресения освящается хлеб, с которым вкушают молочную и мясную пищу после семинедель­ного поста. Как само слово "пас­ха", так и празднование ее пере­шло к нам от евреев. Слово пас­ха от слова "пасахъ" - перехожде­ние. Евреи установили этот праз­дник в воспоминание своего пе­рехода из Египта и в особеннос­ти в память избавления своих младенцев от меча ангела-губи­теля, истреблявшего египетских младенцев. Как известно по биб­лейским преданиям, евреи поме­тили свои двери кровью однолет­него ягненка, и ангел-губитель проходил мимо таких дверей.

До 325 г. по Р.Х. христиане праздновали свою Пасху в один день с евреями, но в 325 году на Никейском соборе было постановлено праздновать христианскую Пасху отдельно, а именно не в 14-й день новомесячья после весеннего равноденствия, но в тот воскрес­ный день, который будет первым после весеннего полнолуния. Отсюда явилась и переходность праздника Пасхи, бывающей не только в разные числа, но и в раз­ные месяцы (март и апрель).

Первый день Пасхи именуют великим днем; утро вторника - купалищем; пятницу - прощеным днем, а субботу - хороводницею. Раньше Святой недели начина­лись городские и сельские розыгрывания хороводов и окликание весны. Так, например, в Туле гу­лянье на местном наречии назы­валось "тюльпою". В первый день Святой недели поселяне выходи­ли смотреть на играние солнца. Взрослые мужчины смотрели на игру солнца с колокольни, а жен­щины и дети наблюдали появле­ние его на пригорках и крышах домов. По замечаниям поселян появление солнца на чистом небе предвещало хорошее лето, благополучный урожай и счастли­вые свадьбы. В понедельник вы­ходили на кладбища похристосо­ваться со своими и погоревать о житье-бытье. Это называлось "на горы идтить".

Во вторник Святой недели утром народ справлял купалище. Молодые и старики обливали сту­деной водой тех, кто проспал за­утреню. Интересно, что в указе правительствующего сената от 17-го апреля 1721 года находим строгое запрещение этого обы­чая "...от той забавы делается не токмо здравию, и животу челове­ческому тщета". Но обычай существовал многие годы.

В Белоруссии на Святой неде­ле пели великоденные песни под окнами. Таких песенников назы­вали волочейниками, а запевал - починальниками.

На прощеный день в Тульс­кой губернии сзывались тесть и теща зятниных родных на моло­дое пиво.

При сливании пива в лагуны сходятся молодые и старые рас­пивать остаток. Каждый из них обязан говорить: "Пиво не диво и мед не хвала, а всему голова, что любовь дорога".

Со Святой недели начинали повсеместно разыгрывать хоро­воды. В продолжении Святой не­дели существует игра "в битки", заключающаяся в том, что один у другого бьют по крашеному яйцу яйцом, и чье яйцо надтреснуто, тот считается проигравшим.

В Петербурге и в других се­верных местах России пасха де­лалась из творога, на котором отпечатывались формой кресты и другие священные изображе­ния. В южной же России пасха приготовлялась из муки, а потому что в Малороссии называлось пасхой, то на севере известно под именем кулича.

С праздником Святой Пасхи связано немало поверий.

Среди верующих существует убеждение, что умершие в про­должении недели Святой Пасхи избавляются от всех грехов и души их пройдут прямо через Цар­ские врата в царствие небесное.

Веруют в то, что во время кре­стного хода в церкви все святые выходят из икон и христосуются между собой.

Бросать остатки освященной пасхи или давать ее животным почитается тяжким грехом.

Нина Петрова, «Рудный Алтай»,  29 апреля 2000 г.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы