Их именами могли бы быть названы…
Уважаемые читатели газеты "7 дней"'. Автором этих строк уже неоднократно поднималась проблема сохранения исторической застройки Усть-Каменогорска. На этот раз мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми своими мыслями в отношении названий улиц старого города, на мой взгляд, в большинстве случаев некорректных.
В последнее время в средствах массовой информации часто раздаются призывы о духовном единении, мире и согласии, изживании межэтнической и межконфессио-нальной розни; призывы наконец положить конец делению на "красных" и "белых" и тому подобное. Общечеловеческую ценность этих призывов невозможно отрицать. В условиях развития нашего Казахстана многое делалось и делается в этом направлении. Но еще очень сильны и живучи всеподавляющие идеи и принципы недавней эпохи - эпохи СССР, когда запросто, решением, в большинстве случаев малокомпетентных собраний, выносились решения о переименовании городов, сел, станиц, улиц и т. д. Результатом, как правило, являлось насильственное стирание, уничтожение даже памяти о людях, городах и событиях, не вписывающихся в большевистскую идеологию уже потому, что они жили, творили, развивались до страшного 1917 года.
Рухнуло прогнившее насквозь царство мрака и бездуховности, но подходы остались те же. Во-первых, признавая то обстоятельство, что огромное количество людей подверглось в условиях СССР жесточайшему террору, нигде и никогда вчерашние народные палачи не понесли заслуженной кары, а благодушествуют, почивая на лаврах "заслуженности", вполне обеспеченные, сытые, довольные.
Разрушенные судьбы, загубленные жизни, просто неродившиеся в результате селекции люди - т. е. "белые" и прочие "контрреволюционеры" - для них судьбы Родины виделись иными, не такими, как "товарищам". Изувечили их судьбы и жизни - что теперь вспоминать! Давно это было! Нет им памяти реальной, зримой и в наше время. Зато вчерашние палачи: почти каждый из них имеет в Усть-Каменогорске, городе вообще далеком от Москвы и Санкт-Петербурга, улицу, названную в его честь. Нам жалко вчерашних членов политбюро, мы жалеем вчерашних насильников особых лагерей, надзирателей и других работников ГУЛАГа. Мы не хотим бередить их уже далеко не молодые сердца. И мы, в общем-то, правы. Прощение - великий дар Божий. Но мы не можем забывать и о тех людях, которые жили, созидали, творили и до 1917 года, и после Октябрьского переворота, внесли яркие страницы своего бытия в летопись нашего города, страны, но ставших жертвами ничем не оправданного террора или забвения.
В период существования Российской империи отношение к названиям городов, улиц и площадей, как мне представляется, было куда как корректнее. В большинстве случаев названия были нейтральны, не задевавшие ни один из слоев населения, как правило, выражавшие основную суть местности, легендарного основателя, названия по природно-ландшафтному признаку, в честь того или иного святого или праздника. Такие названия как Москва, Тверь, Суздаль, Смоленск, Борисоглебск, Богородицк, Усть-Каменогорск наконец - общеприемлемые, никого не задевающие. Но даже если мы вспомним Екатеринбург, Санкт-Петербург, Елизаветград и другие подобного рода, то и здесь не увидим возвеличивания особ царствующей династии. Ведь названы они были в честь небесных покровителей государынь и государей - великомученицы Екатерины, апостола Петра и т. д. Были редкие исключения: Царев-Борисов, Цесаревич (Свободный) - но и здесь ведь "цесаревич" не конкретизируется - подставляй любого.
Обратим свой взор к названию улиц и площадей: Сенатская площадь - здание Сената в Петербурге - естественно звучит? Вполне. Улица Почтамтская, Гороховая - в Северной столице империи, или Варварка, Остоженка, Сивцев Вражек, Неглинная и другие - в Москве. Разве не органичны они своим городам и людям? Эти названия вновь, если и были утрачены -то теперь восстановлены. А если бы нет' Представьте себе - нет Невского проспекта - а есть проспект 25 лет Октября.
Но, слава богу, то тут, то там появляются милые сердцу улицы Мещанские, Гимназические, Садовые, Тверские и другие. Остается только позавидовать, ведь наш с вами, уважаемый читатель, Усть-Каменогорск, очень мало сохранивший памятников прошлого, не сохранил ни одного исторического названия своих улиц и переулков, что в наши дни очень актуально, ибо, в связи с уничтожением дореволюционной застройки, только названия могли бы служить нам напоминанием о былом.
Дореволюционный Усть-Каменогорск имел улицы, пересекаемые под прямым углом переулками. Их было немного, все они имели благозвучные, подчеркивающие наиболее характерную деталь каждой из них, названия. Примеры достаточно часто встречаются в публикациях и на слуху у горожан: Большая улица (ныне Кирова) - главная в старом городе, Медвежья (ныне Бурова) - по имени одноименного острова (ныне Пионерский). Улицы Ильинская, Андреевская, Никольская, Троицкая - по популярным в народе религиозным праздникам.
Характерны были и названия переулков: Крепостной (ведущий к крепости - ныне Крылова), Мечетский (Маркса) в честь имевшейся в городе мечети, Соборный (Урицкого) пролегал рядом с Покровским собором, Базарный - разделял Соборную, Базарную площади, Пожарный - в честь Пожарного депо, Сенной, Приходской, Белорусский и Малорусский в честь братских славянских народов и т. д. Даже канава нашла отражение в названии улицы, разделяющей Усть-Каменогорск и пос. Верхняя Пристань, а также и две области - Семипалатинскую и Томскую губернии. Все просто, логично, непредвзято, без малейшего посягательства на разнообразие политических или каких бы то ни было других взглядов.
Но словно претили новым властям послереволюционных лет старые названия. На карте появились ул. Ленина (ранее Андреевская, позже Мира, теперь Головкова), ул. Троцкого (ранее Никольская, теперь Ушанова), Сталина (Малорусский переулок, ныне Пролетарская). Появились улицы Урицкого, Орджоникидзе, Карла Маркса, Карла Либкнехта, Краснооктябрьская, Краснознаменная, Красных Орлов и еще каких-нибудь красных, затмивших все разумное, доброе, что было до них. Поневоле вспомнишь изречение: "До революции, при царях, все было мрачным, темным, и только Пушкин был светлым".
Наверное, меня можно упрекнуть в излишней неприязни к этому периоду. Можно даже оскорбиться. Но взываю к вам, читатели: не было разве оскорблением в свое время все эти переименования? Все поруганные святыни - мечети и церкви, поголовно репрессированные священнослужители, преследования за убеждения - не гораздо ли в более грубой и жестокой форме находили они свое выражение? Как ощущал себя верующий человек при виде разрушаемых храмов, сжигаемых икон, отовсюду слышавший лишь насмешки и издевательства. Трудно об этом судить, но находились же жизненные силы принять мир таким, каков он есть. Находились силы молиться за своих врагов. Находились силы прощать. Нашел же в себе силы известнейший по всей России ученый-краевед нашего края священник Борис Георгиевич Герасимов, живший в Семипалатинске, пережить утрату, истребление многого, очень многого из того, что было ему дорого здесь, на земле. Того, чему он посвятил свои научные исследования и на основании которых мы познаем историю родного края.
Изгнанный из научной среды, видевший уничтожение храмов, он... все и всем простил и был... расстрелян в новогоднюю ночь 1938 года. Отец Борис, уроженец Усть-Каменогорска. Давно пора почтить светлую память нашего труженика-земляка наименованием его именем одной из улиц старого города. Я бы предложил переименовать улицу Урицкого - не имеющего к городу ни малейшего отношения - в улицу Герасимова.
Здесь был некогда собор, и переулок называют Соборный, здесь находились дома священнослужителей, здесь центр старого города периода жизни и деятельности отца Бориса.
Как уже упоминалось ранее, практиковалась традиция называть улицы в честь святых покровителей городов и сел. Для Усть-Каменогорска таким святым в числе других является протоиерей Александр Дагаев, зверски замученный безбожниками в 1920 г. и в настоящее время канонизированный православной церковью. Он жил недалеко от пересечения Троицкой улицы и Мечетского переулка, сейчас носящих имя двух Карлов - Либкнехта и Маркса. От улицы Маркса почти ничего не осталось - улицу Либкнехта вполне можно переименовать в улицу Александра Дагаева.
Хотелось бы не обойти стороной человека, очень много потрудившегося на благо Усть-Каменогорска, долгое время являвшегося городским головой - Ореста Костюрина. Политический ссыльный, Орест Костюрин, по свидетельству Станислава Черных, открыл в 1886 г. в городе кузницу, механические мастерские, где ежедневно работал со своими рабочими. Средства шли на благоустройство города и нужды народного образования. Большинство сохранившихся в Усть-Каменогорске выдающихся сооружений тех лет связаны с именем Костюрина, построены по его инициативе и участии. Среди них: приходское училище, Мариинское училище, Покровский собор (не сохранен), Народный дом (драмтеатр), дом и мастерские, кинотеатр "Эхо" и др. Улица, где жил и работал Орест Федорович, носила название Большой, теперь Кирова, вся «заслуга» которого перед городом дом в том, что после его выступления с балкона бывшего дома Курочкина в 1934г. были упразднены Базарная площадь, а в 1936 - и собор. Имя Кирова носит улица и парк, ему поставлен памятник. А Орест Федорович для большинства горожан неизвестен, и было бы справедливым переименование улицы Кирова в улицу Костюрина, а также установление памятной доски на доме, где он жил. (Дом снесен в марте 2003 г.- автор)
Что касается парка Кирова, о довольно странно, что создание всех городских парков в старом городе связано с именем Дмитрия Панкратьева, а все они носят имена людей, никоим образом отношения не имеющих к садоводству вообще и к разбивке парков в частности. Почему бы паркам Кирова или Джамбула не присвоить имя Панкратьева? Это было бы вполне естественно, в противовес существующему порядку вещей.
Наконец, хотелось бы затронуть тему гражданской войны в послереволюционный период. Время, насыщенное событиями и переменами в жизни общества. Возвращаясь к вышесказанному, именно тогда произошел процесс раскола людей на "белых" и "красных". Герои одной стороны, правы они были или нет, нашли свое отражение в названиях улиц и площадей. Имена Ушанова, Ворошилова, Микояна – знакомы каждому горожанину, равно как и идеологизированная во «времена оно» оценка их деятельности. Другая сторона, отстаивающая в свое время те принципы бытия, какие казались им наиболее приемлемыми, вразрез с мировоззрением противной стороны, потерпела в этой борьбе поражение. Следствием этого долгие десятилетия герои «белого» движения преподносились как злодеи, человеконенавистники и т.д. История доказала обратное. Страна обтянутая колючей проволокой концлагерей, миллионы загубленных жизней, в том числе и "красных", обвиненных во враждебной деятельности по отношению к "народу", т. е. самим себе. Все это не "белый" террор, а сущность существовавшего при СССР режима. Время движется вперед, названы и осуждены главные виновники народных бедствий, а имена их, как заколдованные, продолжают обозначать улицы и площади, незыблемо стоят памятники. Пусть стоят, но нужна и реабилитация не на словах, а на деле имен оболганных. И это уже происходит. Наряду с улицами Сейфуллина и Джансугурова сосуществуют улицы Букейханова и Байтурсынова. Видимо, по этой аналогии должно найти свое место и имя Бориса Анненкова, например, вместо Ушанова, в честь которого остались бы площадь и памятник. Истинное преодоление разногласий в обществе - право любой части населения на самовыражение. И не стоит говорить о попытке повернуть историю вспять, исказить ее. Нужно только вернуть из небытия полузабытые имена, снять с них в прежние годы наложенное искаженное восприятие, восстановить справедливость.
Михаил ЛАРИОНОВ
«7 дней», 1 ноября 2002.
< Prev | Next > |
---|