МИКОЛА ЗИМНИЙ
Святой Николай родился в г. Патрах Ликийской области. И сразу же явил людям свет своего будущего чудотворства.
Мать его, Иоанна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения самостоятельно простоял на ногах три часа. Можно было узнать будущего чудотворца и потому, что он питался молоком только правой груди, знаменуя этим свое состояние в дальнейшем от Бога по правую руку, вместе с праведниками.
После смерти родителей юноша раздал имущество нищим и отправился в Иерусалим поклониться гробу Господнему. Очень рано обрел Николай опыт в вопросах веры. Будучи священником, проявлял милосердие, приходил на помощь странствующим, нищим, больным. После кончины архиепископа Иоанна святитель был избран епископом Мир Ликийских. При императоре Диоклетиане был заключен в темницу. После воцарения Константина на престоле вернулся к пастве. В 325 году священник участвовал во Вселенском Соборе, где открыто обличил еретика Ария. Скончался святой около 345— 351 гг.
К Николаю Чудотворцу у православного люда особое отношение. О степени почтения можно судить хотя бы потому, что каждую неделю, по четвергам ему положена особая, служба наряду с апостолами. Это объясняется тем, что русские люди издревле с особым усердием чествовали Чудотворца, чаще обращались с молитвой к нему. Святой покровительствовал вдовам и сиротам, путешествующим и страждующим, исцелял глухих, немых, хромых, защищал весь род христианский. В России к имени Николая подчас прибавляли название русского города или селения — Можайский, Зарайский. Его считали также покровителем торгового дела, земледелия, защитником от пожаров, хранителем Отечества, Земли Российской.
Так, Покровский собор города Усть-Каменогорска имел придел св. Николая, а Троицкая церковь города имела девять икон с его изображением. В Зайсане и в селе Прапорщиково были Никольские церкви. И сегодня фонды областного этнографического музея располагают коллекцией икон с изображением чудотворца.
Православная церковь дважды в год отмечает день святого Николая. 19 декабря — Николай зимний и 9 мая — Николай вешний или весенний.
19 декабря в честь чудотворца приурочены, так называемые «братчины» или «Никольщины». О братчинах встречаем весьма частые упоминания в летописях и других древних литературных памятниках. С особой торжественностью совершались в старину Никольщины во время храмового праздника: служили молебны, ставили сообща большую свечку и затем завершали свои собрания угощениями и весельем. Праздновали в течение трех-четырех дней, обязательно в складчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая.
Зимой начало сватовства — Николин день. С него молодежь начинала подготовку к святочным посиделкам. Договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок.
Очень важной датой считался Николин день в определении суровости будущего лета и урожая: «Какой день в Николу зимнего, такой день и в Николу летнего»; «Иней на Николу к урожаю».
Нина КРУТОВА, «Рудный Алтай»,18 декабря 1997 г.
< Prev | Next > |
---|