• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи газетные Крутова Н.В. В гостях у старообрядцев

Крутова Н.В. В гостях у старообрядцев

"Движение старооб­рядцев - самое зна­чительное религиоз­ное движение в исто­рии русского народа, которое, не покорив­шись воле епископа­та и государства, на века оторвалось от церкви, еще патриар­шей, и образовало свои особые, незави­симые общины..."

Сергей Зеньковский.

Они явились собирателями, хранителями и пропагандиста­ми традиционной средневеко­вой русской культуры. Выдер­жав испытание временем, се­годня старообрядчество разви­вается несмотря на все потря­сения, которые пришлось выне­сти ему на протяжении столе­тий. И как доказательство этих слов - существование в г. Усть-Каменогорске (ул. Погранич­ная) храма русской православ­ной старообрядческой общины во имя Покрова Пресвятой Бо­городицы. С 1990г. в храме слу­жит отец Глеб, благочинный по Казахстанской Епархии и Кирги­зии, попал в Усть-Каменогорск по распоряжению Новосибирс­кой епархии.

Усть-Каменогорская старо­обрядческая община входит в Новосибирскую епархию, во главе которой стоит епископ Силуан, которая, в свою оче­редь, подчиняется митрополиту Алимпию Московскому и всея Руси.

При входе в храм вы видите обилие икон, с которых на вас строго смотрят глаза Христа, Богоматери, святых угодников. Икона словно раскрывает пред­стоящему свои объятия, при­глашая к диалогу открытому и доверительному, лицом к лицу. Перед таким взором невозмож­но солгать. Старообрядческие иконы - это не совсем то, что мы привыкли видеть сегодня в хра­мах. Дело в том, что старооб­рядческая иконопись древне­русского или византийского письма в выдержанном церков­ном стиле: ни одной живопис­ной картинки. Подлинно - ико­нопись, а не живопись.

Большая часть икон в храме является даром жителей села Старая Некрасовка Одесской области. Это территория Укра­ины, что и наложило свой отпе­чаток на святые образа. Так нимб на иконе с изображением Николая Чудотворца богато ук­рашен орнаментом в виде пыш­ных цветов. Интересна легенда приобретения Царских врат, которые были найдены в с.Ста­рая Некрасовка на чердаке дома в плачевном состоянии. С большим трудом усть-камено­горским староверам удалось убедить старонекрасовцев по­дарить им эти Царские врата.

На иконах, хоругвях, церков­ном куполе кресты исключи­тельно восьмиконечные, четы­рехконечные нигде не заметите, кроме как на облачениях свя­щенника.

Богослужение старообряд­ческое своеобразное, отлича­ющее его от всех других церк­вей. Во время службы в старо­обрядческом храме создается впечатление, что ты перенесся во времени по меньшей мере лет на 150-200 назад. Тут все иное, особенное, чем в других исповеданиях. В цент­ре храма в парчовом одеянии лицом к алтарю - священник. По обе стороны от него прихо­жане. Причем мужчины спра­ва, а женщины слева. Все оде­ты в традиционную старооб­рядческую одежду. Мужчины в темных молельных кафтанах, которые можно увидеть сегод­ня только здесь да еще, пожа­луй, в музее. Женщины в темных длинных сарафанах и чер­ных платках, повязанных под подбородком, руки сложены на груди. Все молящиеся сто­ят рядами, молятся сообща: одновременно крестятся, кла­няются. Служба идет долго, по 4-5 часов и только в крайнем случае можно присесть на лавку или выйти на улицу. В руках у молящихся подручни­ки и лестовки. Подручник ис­пользуется во время земных поклонов, так называемые "метания", когда руками и лбом нужно касаться земли. Он небольшого размера (30х20 см) и сшит из кусочков разноцветной ткани с петель­кой для подвешивания, А лес­товка - это своеобразные ста­рообрядческие четки, которые верующий перебирает во вре­мя молитвы. Во время молит­вы каждый ограждает себя двуперстным крестным знаме­нием истово, а не как попало, иначе сосед заметит: "Что ты болтаешь рукой, как никони­ан". В старообрядческом хра­ме обязательно два клироса, где поет церковный хор. Имен­но в старообрядчестве до се­годняшнего дня сохранилось древнерусское церковное пе­ние. Пение это унисонное, т. е. однотонное. Идеал такого пения - единодушная слажен­ность, создается впечатление, что поет один человек.

Поговорив с отцом Глебом, я узнала, что и сегодня старооб­рядческая община не живет без проблем. Но хлопоты эти прият­ные. Не так давно была откры­та старообрядческая церковь в селе Бобровка. Мало того, по решению городской админист­рации еще в 1996 г. участок зем­ли на берегу Иртыша рядом с Братской могилой борцов за ус­тановление Советской власти в крае был сдан под строитель­ство старообрядческой часовни и церкви. Строительство плани­руется начать весной 2001 г. А во дворе храма начато строитель­ство воскресной школы.

Всех желающих, кого заинтересовал этот уголок старины в нашем городе, областной эт­нографический музей пригла­шает на экскурсию в старооб­рядческий храм. Отец Глеб лю­безно дал разрешение на такие посещения.

Нина КРУТОВА

«Рудный Алтай», 3 марта 2001 г.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы