До 1343 г. на Руси год начинали с весеннего равноденствия. В этом году на Соборе русские священноначальники положили, чтобы новый год по уставу греческой церкви начинать с первого числа сентября. Отмечалось, что многие народы, в том числе иудеи, начинали новолетие с сего месяца и верили, что и самый мир начался осенним равноденствием, как «явившийся во всей полноте плодов земных.
Петр Великий повелел 1700 год начать с 1-го января. В манифесте сие установление объяснено: «Не только все почти европейские народы западной церкви, но и греческого исповедания – волохи, сербы, долматы и сами греки начинают год с первого числа января». Летоисчисление считалось не от Сотворения мира, а от Рождества Христова!
Преобразователь России с переменой Нового года начал решительно преобразовывать свой народ. Повелено при архиерейских домах завести школы. Всем чиновникам, приказным и гражданам велено брить бороды и носить немецкие платья, а у сопротивляющихся повелено насильно обрезать длинные кафтаны. Городские раскольники за сохранение старины обязаны платить годовую положенную подать и получать медный знак в виде денежки с изображением длинной бороды.
Войско было одето в немецкие мундиры. Боярам запрещено водить за собою многих слуг. Парчу предоставлено носить одним только женщинам. Возбранено иметь пышность и великолепие в одеянии и колесницах. Женскому полу, доселе укрывавшемуся, предоставлено право участвовать во всех беседах с мужчинами, жениху и невесте положено за месяц до свадьбы видеться друг с другом и узнавать взаимное согласие и сочувствование.
Петр I ввел ассамблеи (вечерние собрания), которые по замыслу императора служили для увеселения или для рассуждения и дружеских разговоров. Друзья могли видеться в собраниях и рассуждать о делах своих, домашних и чужестранных, и перепровождать таким образом с приятностью время.
Тот, у которого должно вечером собираться, ставил на своих воротах надпись большими буквами или другой какой-нибудь знак, дабы он служил для входа обоего пола.
«Собрание не может начаться прежде четырех или пяти часов по полудни и продолжаться за десять часов вечера. Хозяева дома не были принуждаемы встречать и провожать своих гостей или делать им беседу. Хотя они были от всего этого свободны, однако должны были доставлять им стулья, свечи и обыкновенные напитки. Они должны были стараться о всяких игорах. Не было точного времени, когда прийти и когда возвратиться домой. Довольно было прийти хотя бы на короткое время. Всякий по своей воле мог сесть, встать, прохаживаться, играть. Достаточно было, чтобы, придя на собрание и выходя из оного, учтиво поклониться собеседникам. Знатные люди, как-то: дворянство, высшие офицеры, знатные купцы, хорошие художники, мастеровые и плотники корабельные, ученые и статские чиновники всякого звания имеют свободу выходить в собрание, равно тому жены и дети их. В собраниях в одном зале должны быть музыка и танцы, в другом могут играть в карты, а в отдельной комнате курить табак и говорить наедине».
Великий самодержец сам расписал очередь, у кого и когда оным быть, не исключая и себя.
Таким образом, Петр I как истинный отец Отечества заботился, чтобы подданные его считали себя не рабами, а детьми премудрого домовладыки и почитали обходительность и вежливость легким ближайшим путем к просвещению и человеколюбию.
А узнать мы про все это смогли из «Памятника событий в церкви и Отечестве», сочиненного всеобщим и церковной истории профессором, надворным советником и кавалером Яковом Орловым в Москве в 1818 г.
Каирбекова Ж.Ж.
Рудный Алтай, 26 декабря 1998 г.
< Prev | Next > |
---|