Крест на Руси имел совершенно особое значение. Крест постоянно носили на себе, им благословляли, с помощью него исцеляли, с нательными крестами хоронили. Наиболее почитаемые кресты, с вложенными в них мощами и святынями, передавались в роду по наследству.
При постройке домов, церкви, мостов крест закладывали в основание здания, во время засухи кресты закапывали на пашне. Из разбившегося церковного колокола отливали множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.
Древнейшей формой являлся, состоявший из двух брусьев, трехконечный крест в виде греческой буквы Т (тау). Такие кресты служили в римской империи орудием казни вплоть до IV в. На них распинали разбойников и беглых рабов.
С половины IV в. символические формы постепенно начинают уступать место собственному изображению креста. И победа христианства над язычеством как торжество креста, вызывает открытое изображение последнего в житейском быту, в церковном культе и на государственных реликвиях.
Одно их первых дошедших до нас изображений распятого Христа относится к V в. (на дверях церкви святой Сабины в Риме). Особенностью первых во времени распятий состоит в том, что на них Иисус Христос изображается большею частью с открытыми глазами, с лицом спокойным и величественным. Но в эпоху Возрождения, выражение лица становится страдальческим.
На распятии изображаются: Богоматерь и Иоанн Богослов, часто также Мария Магдалина, Соломия - мать Иоакова, Никодим, Иосиф Аримафенский. Изображения солнца и луны, то в форме их астрономических знаков, то в виде двух фигур, мужской и женской, помещавшихся в медальонах над главой Спасителя. Солнце представляется всегда по правую сторону, а луна — по левую.
Этим олицетворением христианское искусство старалось изобразить момент всеобщего оцепенения природы и мрака, возвестивших смерть Богочеловека. На одних распятиях поясные человеческие фигуры, олицетворяющие солнце и луну, представлены с поникшими головами в знак скорби, на других — они закрывают свои лица то платком, то обеими руками. Над распятым изображаются скорбящие ангелы, под — Голгофа в виде скалы или простого возвышения. Внутри ее с IX в. изображается череп (Адамова голова), иногда с двумя накрест лежащими под ним костями.
Адам, по преданию, был погребен на горе Голгофе, на которой был распят Христос. В одном из апокрифов приведены пророческие слова Адама: «На том месте, где я буду погребен, будет распято слово Божье и оросит своею кровью мой череп. Тогда то и совершится мое искупление». Эти слова проясняют сложившуюся на Руси с XVI в. традицию воспроизводить возле Голгофы следующие обозначения: «МЛРБ». Это значило — «Место лобное рай бысть (или распят бысть)». «ГГ» - «Гора Голгофа», «ГА» - «Голова Адама», по бокам от тела распятого Христа изображались «копие и трость с губкой с надписями «К. Т.», на косой перекладине (иногда с изображениями башен г. Иерусалима), как правило, помещали надпись: «НИКА», т. е. «Победа», «побеждает» (по-гречески).
Кресты различаются по своим типам и назначению. Известны кресты поклонные, чаще всего каменные и деревянные, стоявшие на развилках дорог, в придорожных часовнях, у соборов и церквей; памятные и намогильные, напрестольные и воздвизальные, предназначаемые для церковных служб.
С XVI в. на русских напрестольных и тельных металлических крестах стали помещать орудия страстей Христовых — столб, около которого бичевали Христа, на нем — петух, который прокричал после отречения Петра, кошелек с тридцатью сребрениками, чаша, лестница, молоток, клещи, гвозди (в православной традиции - четыре), плеть, копье, трость и игральные кости, которые бросали воины, разделяя ризы Христовы. Все это было призвано наглядно напоминать о страданиях Христа.
Несколько лет назад в фонды этнографического музея поступили два четырехконечных резных кипарисных двухсторонних креста конца XIX — начала XX в.в.
В центре креста изображен распятый Иисус Христос в препоясании на чреслах, в терновом венце. На концах в круглых медальонах — изображения Саваофа-Бога-Отца, Богоматери и Иоанна Богослова. Внизу — Голгофа с черепом Адама. От центра расходятся 12 резных лучей и сияние в виде круга. На обороте в центре — крещение (Иисус Христос в оранжево-красном одеянии стоит в водах Иордана. Над ним розовато-желтое сияние. На концах в медальонах — Дух-святой в виде голубя, ангел с белым платом и Иоанн Креститель (правой рукой благословляет, в левой держит крест). Оба креста идентичны по стилистике, технике изготовления, размерам. Можно предположить, что выполнены одним и тем же автором, несмотря на то, что поступили в музей из разных районов. Один передан Дунаевой Клавдией Семеновной, жительницей пос. Зубовск Зыряновского района, уроженкой с. Винного Большенарымского pайона. После закрытия церкви в 1929 г. по словам Дунаевой, иконы и крест были выброшены на улицу. Крест она взяла себе.
Второй был передан Татаринцевой Анастасией Константиновной, жительницей с. Новополяковки Большенарымского района. По словам владелицы, жители с. Новополяковки за неимением церкви ездили молиться в с. Сенное. После разрушения церквей распятие, которое находилось там, привезла жительница Новополяковки Большакова Анна Михайловна. Впоследствии это распятие она подарила матери А. Татаринцевой.
Жулдуз Каирбекова
«Рудный Алтай», 8 февраля 1997 г.
< Prev | Next > |
---|