Мы часто глядим на мир, не замечая его красоты. Художники тем и отличаются от нас, что видят и воспринимают окружающий мир во всей его многокрасочности и полноте, делая ежедневные радостные открытия. И чем художник талантливее, тем ярче запечатлевает он на полотне увиденное, помогая зрителю вобрать в себя нетленную красоту жизни.
Ослепительную картину мира, пропущенную через собственную душу, озаренную светом добра и любви, подарили зрителям участники выставки «От сердца к сердцу», проходившей в феврале этого года в выставочных залах областного этнографического музея. Эта выставка, вызвавшая несомненный интерес зрителей самых разных возрастов, стала культурным событием для нашего города: впервые самодеятельные художники, работники УМЗ, люди разных, казалось бы, далеких от сферы искусства специальностей представили свое самобытное творчество в стенах крупнейшего в республике этнографического музея.
В связи с празднованием десятилетия независимости Казахстана по инициативе директора Выставочно-информационного центра завода А. Гофмана и ведущего специалиста С. Мордвиновой была организована художественная выставка живописных и графических произведений работников УМЗ - одаренных и талантливых людей, объединенных великой потребностью в творчестве. Выставка с успехом прошла на предприятии, подарив заводчанам радость общения с непосредственными и искренними произведениями. Решено было показать интересную и обширную экспозицию широкому кругу зрителей в выставочных залах областного этнографического музея.
Шесть самодеятельных художников, работников УМЗ- П. Сундиков, А. Лаврушин, Н. Дьяченко, С. Пикапов, А. Бычков, С. Куклин - представили на суд горожан 118 живописных и графических произведений, покоряющих щедрым оптимизмом, душевным теплом и добрым взглядом на мир. Выставка «От сердца к сердцу» поразила богатством индивидуальностей, непохожестью каждой отдельной работы на другие, их неповторимостью, разнообразием стилей, жанров, технических приемов и композиционных решений. Здесь встретились и столкнулись самые разнообразные взгляды и традиции.
Восторженный взгляд на яйца, мажорное восприятие природы характерно для творчества П. Сундикова - человека увлеченного, влюбленного в искусство, природу, жизнь. Родился художник на сибирской земле, в небольшой деревеньке Томской области. На всю жизнь сохранил Павел Петрович связь с родной землей, с богатейшей, прекрасной, первозданной природой, которая нашла отражение в большой серии пейзажных работ под названием «Сибирь моя». Используя широкие возможности техники масляной живописи, художник создает картины в лучших традициях русского реалистического пейзажа. С документальной точностью и жизненной убедительностью показаны уютные уголки сибирских деревень, зеленеющие, открытые солнцу, лесные поляны; хрустальные чаши глубоких озер с зеркальной поверхностью воды, в которой отражается изумрудная зелень деревьев и чистая лазурь высоких небес.
Яркие контрасты света и тени, интенсивность красочного звучания, четкость и ясность линий, контуров, увлечение детализацией, фотографической точностью в воспроизведении окружающего - вот характерные особенности художественного почерка П. Сундикова. Все его произведения, наполненные ярким солнечным светом, переливами золотистых, желто-зеленых, голубых тонов, пронизанные тонким лиризмом и глубокой любовью к миру природы, вызывают в сердце каждого зрителя теплый, искренний отклик.
Восхищение красотой и щедростью природы передает в своих великолепных, сочно написанных натюрмортах А. Лаврушин - человек сложной судьбы и удивительно проникновенного творчества. Уроженец Кемеровской области, участник Великой Отечественной войны, он более 20 лет проработал на УМЗ слесарем-прибористом и аппаратчиком-наладчиком.
Алексей Николаевич, не имевший опытных наставников и педагогов в области изобразительного искусства, благодаря своему завидному трудолюбию, несомненной природной одаренности и огромному всепоглощающему желанию самостоятельно овладеть секретами живописного мастерства, стал одним из самых ярких и заметных художников-любителей Восточного Казахстана. Самобытное дарование живописца, которого в кругу самодеятельных художников по праву называют «королем натюрморта», наиболее ярко раскрылось именно в этом жанре.
Художник пишет в строгой академической манере, бережными, мелко сплавленными мазками, добиваясь максимального сходства с натурой. Предметы и дары природы в его картинах обладают пластической достоверностью и убедительностью. Они написаны так, что художник заставляет нас любоваться красотой свежих и упругих гроздьев сирени, нежностью и бархатистостью персиков, полупрозрачной спелостью винограда... Натюрморты А. Лаврушина всегда отличают добротная основательность и мастерство исполнения.
Скромные пейзажи и натюрморты, проникнутые напевностью и музыкальностью, принадлежат кисти Н. Дьяченко - художника лирического дарования. Обычные, реальные мотивы в его произведениях трансформируются, преображаются, получают тонкую поэтическую трактовку. Автор одухотворяет природу и создает законченный художественный образ, свое индивидуальное видение красоты. В небольших по размерам, камерных пейзажах Н. Дьяченко, где часто повторяется излюбленный мотив художника - величественные горные цепи, - нет романтического порыва, ярких колористических эффектов; им свойственны доверительная открытость зрителю, созерцательность, состояние покоя, неизменности, постоянства. Во всех его работах есть что-то вневременное, незыблемое, вечное. В произведениях художника, отличающихся своим особым, индивидуальным художественным почерком - деликатной живописной манерой, мягкими тональными соотношениями с еле заметным перетеканием цвета - лейтмотивом звучит светлая лирическая интонация, добрая и предельно искренняя.
Мир природы, особый, увиденный по-своему, пропущенный через призму собственного мироощущения, предстает в пейзажных работах С. Пикалова. Получив специальность геолога-геофизика, он в течение многих лет работал ведущим специалистом в Алтайской геолого-геофизической разведывательной экспедиции. Но только с 1995 года, уже работая на УМЗ, стал серьезно заниматься живописью.
Яркие впечатления от природы Алтая, с ее исключительным богатством и разнообразием цветовой гаммы, Сергей Владимирович отразил в своих живописных пейзажах. Композиции его работ просты и незатейливы, чаще всего двухплановы без передачи глубины пространства. Художник уходит от натурного цвета и использует цветовые контрасты, данные в решительном противопоставлении, добиваясь декоративности, подчас эффектности. Жесткость форм. Ясность и четкость силуэтов; строгая, несколько суховатая линия рисунка; быстрая, уверенная манера письма - отличительные особенности произведений С. Пикалова. Особенно притягателен его пейзаж «Зимняя фантазия», в котором очаровывают радужные переливы розово-сиреневых тонов, их различных нюансов, создающих радостную и удивительно красивую картину зимнего утра. Сотни быстрых, стремительных мазков голубого, розового, желтого и сиреневого цвета сливаются в сияющую многоцветную мозаику, передающую волшебную красоту зимней фантазии. Эта работа отличается удивительной колористической целостностью.
Творчество следующего участника выставки, А. Бычкова, архитектора по образованию, отмечено профессионализмом, поисками различных тем, мотивов, технических приемов и художественных решений. Удивляет разнообразие творческих интересов этого художника, пробующего свои силы в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, иконописи; в различных техниках - масляной живописи, акварели и пастели (большинство работ выполнены именно в этой технике). В творческом багаже Андрея Леонидовича есть место пейзажам иллюстративного характера с обобщенными формами, сопоставлением крупных цветовых масс, плоскостным изображением предметов и форм (работа «Алые вершины»); городскому пейзажу, пронизанному динамикой и отмеченному контрастным сопоставлением ярких, звучных и темных, приглушенных тонов («Новостройка на Ушанова»); тонким поэтическим пейзажам, с едва уловимыми градациями цветовых отношений, мягкой нюансировкой цвета и прекрасно переданной световоздушной средой («Элегия», «Утро на Иртыше», «Непогода»); камерным работам, в которых присутствует дух тайны, загадки, недосказанности, волнующей призрачности потустороннего мира («Могилы предков»); небольшим портретам, отмеченным точно переданным индивидуальным сходством с моделями; эффектному «Натюрморту с нарциссами», в основу которого положен конструктивизм и сочная, декоративная выразительность цвета.
Произведения А. Бычкова, приятно удивляющие своим разнообразием, продуманностью композиционных решений, точно переданной глубиной пространства и световоздушной средой, повествуют о живительной силе природы, гармонии и красоте окружающего мира.
Самобытны и оригинальны произведения С. Куклина. Пятнадцать лет своей жизни отдал он УМЗ, где работал инженером-исследователем. За научные разработки награжден серебряной медалью ВДНХ СССР. Участвовал в ликвидации чернобыльской аварии.
С детства увлекается Сергей Федорович изобразительным искусством, отражая в работах известные своей живописной красотой места Восточного Казахстана - Рахмановские ключи, окрестности Белухи, верховья Иртыша. И потому в творчестве художника доминируют пейзажи, в которых ощущается не только живая этюдная непосредственность восприятия, но и стремление к образному обобщению. Часть пейзажей, передающих своеобразную красоту наших мест, исполнены в традициях реализма («Отражение», «Рахманы», «Белуха») в техниках акварели, пастели, масла. Но в работе «Прошлое всегда будет» художник обращается к опыту импрессионистской школы живописи. Мягкая, светлая цветовая гамма с множеством вибрирующих оттенков создает мерцающую многоцветную пелену, размывающую силуэты деревьев, околицы, старого сельского дома и создающую особую атмосферу неясных, далеких, светлых воспоминаний. В этой работе автор добивается камерности звучания, тонкой поэзии и лиризма.
Художник пробует свои силы и в создании абстрактных композиций – интересных и неоднозначных.
При всей разности индивидуальных манер и тематических пристрастий участников выставки для их творчества характерна одна существенная особенность, заключающаяся в большой жизнеутверждающей силе их произведений, открытости по отношению к зрителю, готовности к искреннему общению. Человеческое тепло и доброта, содержащиеся в работах этих талантливых художников, передаются зрителю и рождают в его сердце ответные чувства.
Отрадно сознавать, что творческая активность одаренных работников УМЗ, пламень их творчества находят поощрение и понимание в лице руководства завода - Генерального директора В. Хадеева и его заместителя Б. Кузнецова, которых по праву можно назвать руководителями нового типа, меценатами искусства, оказывающих столь необходимую финансовую и моральную поддержку людям, чей талант приумножает в этом мире свет добра и красоты.
Марина Алейникова
«УМЗ-информ»,15 марта
< Prev | Next > |
---|