• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
ИЗДАНИЯ статьи газетные Алейникова М.А. Таинство отражения

Алейникова М.А. Таинство отражения

Мы часто глядим на мир, не замечая его красоты. Художни­ки тем и отличаются от нас, что видят и воспринимают окру­жающий мир во всей его многокрасочности и полноте, делая ежедневные радостные откры­тия. И чем художник талантли­вее, тем ярче запечатлевает он на полотне увиденное, помогая зрителю вобрать в себя нетлен­ную красоту жизни.

Ослепительную картину мира, пропущенную через соб­ственную душу, озаренную све­том добра и любви, подарили зрителям участники выставки «От сердца к сердцу», прохо­дившей в феврале этого года в выставочных залах областного этнографического музея. Эта выставка, вызвавшая несо­мненный интерес зрителей са­мых разных возрастов, стала культурным событием для наше­го города: впервые самодеятельные художники, работники УМЗ, люди разных, казалось бы, далеких от сферы искусства специальностей представили свое самобытное творчество в стенах крупнейшего в республи­ке этнографического музея.

В связи с празднованием де­сятилетия независимости Ка­захстана по инициативе ди­ректора Выставочно-информационного центра завода А. Гофмана и ведущего специали­ста С. Мордвиновой была ор­ганизована художественная выставка живописных и графи­ческих произведений работни­ков УМЗ - одаренных и талант­ливых людей, объединенных великой потребностью в твор­честве. Выставка с успехом прошла на предприятии, пода­рив заводчанам радость обще­ния с непосредственными и искренними произведениями. Решено было показать интерес­ную и обширную экспозицию ши­рокому кругу зрителей в выста­вочных залах областного этно­графического музея.

Шесть самодеятельных ху­дожников, работников УМЗ- П. Сундиков, А. Лаврушин, Н. Дьяченко, С. Пикапов, А. Бычков, С. Куклин - представили на суд го­рожан 118 живописных и графи­ческих произведений, покоряю­щих щедрым оптимизмом, ду­шевным теплом и добрым взглядом на мир. Выставка «От сердца к сердцу» поразила бо­гатством индивидуальностей, непохожестью каждой отдель­ной работы на другие, их непо­вторимостью, разнообразием стилей, жанров, технических приемов и композиционных ре­шений. Здесь встретились и столкнулись самые разнообраз­ные взгляды и традиции.

Восторженный взгляд на яйца, ма­жорное восприятие природы характер­но для творчества П. Сундикова - че­ловека увлеченно­го, влюбленного в искусство, приро­ду, жизнь. Родился художник на сибирской земле, в небольшой деревеньке Томской области. На всю жизнь сохранил Павел Петрович связь с родной землей, с богатейшей, пре­красной, первозданной приро­дой, которая нашла отражение в большой серии пейзажных работ под названием «Сибирь моя». Используя широкие воз­можности техники масляной живописи, художник создает картины в лучших традициях русского реалистического пейзажа. С документальной точностью и жизненной убе­дительностью показаны уют­ные уголки сибирских дере­вень, зеленеющие, открытые солнцу, лесные поляны; хру­стальные чаши глубоких озер с зеркальной поверхностью воды, в которой отражается изумрудная зелень деревьев и чистая лазурь высоких небес.

Яркие контрасты света и тени, интенсивность красочно­го звучания, четкость и ясность линий, контуров, увлечение де­тализацией, фотографической точностью в воспроизведении окружающего - вот характер­ные особенности художествен­ного почерка П. Сундикова. Все его произведения, наполненные ярким солнечным светом, пе­реливами золотистых, желто-зеленых, голубых тонов, прони­занные тонким лиризмом и глу­бокой любовью к миру приро­ды, вызывают в сердце каждо­го зрителя теплый, искренний отклик.

Восхищение красотой и щед­ростью природы передает в своих великолепных, сочно на­писанных натюрмортах А. Лаврушин - человек сложной судь­бы и удивительно проникновен­ного творчества. Уроженец Ке­меровской области, участник Великой Отечественной войны, он более 20 лет проработал на УМЗ слесарем-прибористом и аппаратчиком-наладчиком.

Алексей Николаевич, не имевший опытных наставников и педагогов в области изобра­зительного искусства, благода­ря своему завидному трудолю­бию, несомненной природной одаренности и огромному все­поглощающему желанию само­стоятельно овладеть секрета­ми живописного мастерства, стал одним из самых ярких и заметных художников-любите­лей Восточного Казахстана. Са­мобытное дарование живопис­ца, которого в кругу самодея­тельных художников по праву называют «королем натюрморта», наиболее ярко раскрылось именно в этом жанре.

Художник пишет в строгой академической манере, береж­ными, мелко сплавленными маз­ками, добиваясь максимально­го сходства с натурой. Предме­ты и дары природы в его карти­нах обладают пластической достоверностью и убедительно­стью. Они написаны так, что ху­дожник заставляет нас любо­ваться красотой свежих и уп­ругих гроздьев сирени, нежно­стью и бархатистостью перси­ков, полупрозрачной спелостью винограда... Натюрморты А. Лаврушина всегда отличают добротная основательность и мастерство исполнения.

Скромные пейзажи и натюр­морты, проникнутые напевно­стью и музыкальностью, принад­лежат кисти Н. Дьяченко - ху­дожника лирического дарования. Обычные, реальные мотивы в его произведениях трансформи­руются, преображаются, полу­чают тонкую поэтическую трак­товку. Автор одухотворяет при­роду и создает законченный ху­дожественный образ, свое ин­дивидуальное видение красоты. В небольших по размерам, ка­мерных пейзажах Н. Дьяченко, где часто повторяется излюб­ленный мотив художника - величественные горные цепи, - нет романтического порыва, яр­ких колористических эффектов; им свойственны доверительная открытость зрителю, созерца­тельность, состояние покоя, не­изменности, постоянства. Во всех его работах есть что-то вневременное, незыблемое, вечное. В произведениях худож­ника, отличающихся своим осо­бым, индивидуальным художе­ственным почерком - деликат­ной живописной манерой, мяг­кими тональными соотношения­ми с еле заметным перетеканием цвета - лейтмотивом зву­чит светлая лирическая интона­ция, добрая и предельно искрен­няя.

Мир природы, особый, уви­денный по-своему, пропущен­ный через призму собственно­го мироощущения, предстает в пейзажных работах С. Пикалова. Получив специальность гео­лога-геофизика, он в течение многих лет работал ведущим специалистом в Алтайской гео­лого-геофизической разведыва­тельной экспедиции. Но только с 1995 года, уже работая на УМЗ, стал серьезно заниматься жи­вописью.

Яркие впечатления от приро­ды Алтая, с ее исключительным богатством и разнообразием цветовой гаммы, Сергей Влади­мирович отразил в своих живо­писных пейзажах. Композиции его работ просты и незатейли­вы, чаще всего двухплановы без передачи глубины простран­ства. Художник уходит от натур­ного цвета и использует цвето­вые контрасты, данные в реши­тельном противопоставлении, добиваясь декоративности, подчас эффектности. Жест­кость форм. Ясность и четкость силуэтов; строгая, несколько суховатая линия рисунка; быст­рая, уверенная манера письма - отличительные особенности произведений С. Пикалова. Осо­бенно притягателен его пейзаж «Зимняя фантазия», в котором очаровывают радужные пере­ливы розово-сиреневых тонов, их различных нюансов, создаю­щих радостную и удивительно красивую картину зимнего утра. Сотни быстрых, стремительных мазков голубого, розового, жел­того и сиреневого цвета слива­ются в сияющую многоцветную мозаику, передающую волшеб­ную красоту зимней фантазии. Эта работа отличается удиви­тельной колористической цело­стностью.

Творчество следующего уча­стника выставки, А. Бычкова, архитектора по образованию, отмечено профессионализмом, поисками различных тем, моти­вов, технических приемов и ху­дожественных решений. Удив­ляет разнообразие творческих интересов этого художника, пробующего свои силы в жан­рах портрета, пейзажа, натюр­морта, иконописи; в различных техниках - масляной живопи­си, акварели и пастели (боль­шинство работ выполнены именно в этой технике). В твор­ческом багаже Андрея Леонидовича есть место пейзажам иллюстративного характера с обобщенными формами, сопос­тавлением крупных цветовых масс, плоскостным изображе­нием предметов и форм (рабо­та «Алые вершины»); городско­му пейзажу, пронизанному ди­намикой и отмеченному кон­трастным сопоставлением яр­ких, звучных и темных, приглу­шенных тонов («Новостройка на Ушанова»); тонким поэтиче­ским пейзажам, с едва улови­мыми градациями цветовых от­ношений, мягкой нюансировкой цвета и прекрасно переданной световоздушной средой («Эле­гия», «Утро на Иртыше», «Не­погода»); камерным работам, в которых присутствует дух тай­ны, загадки, недосказанности, волнующей призрачности по­тустороннего мира («Могилы предков»); небольшим портре­там, отмеченным точно пере­данным индивидуальным сход­ством с моделями; эффектно­му «Натюрморту с нарцисса­ми», в основу которого положен конструктивизм и сочная, де­коративная выразительность цвета.

Произведения А. Бычкова, приятно удивляющие своим раз­нообразием, продуманностью композиционных решений, точ­но переданной глубиной про­странства и световоздушной средой, повествуют о живи­тельной силе природы, гармонии и красоте окружающего мира.

Самобытны и оригинальны произведения С. Куклина. Пят­надцать лет своей жизни отдал он УМЗ, где работал инженером-исследователем. За научные разработки награжден серебря­ной медалью ВДНХ СССР. Участ­вовал в ликвидации чернобыль­ской аварии.

С детства увлекается Сергей Федорович изобразительным искусством, отражая в работах известные своей живописной красотой места Восточного Казахстана - Рахмановские клю­чи, окрестности Белухи, верхо­вья Иртыша. И потому в твор­честве художника доминируют пейзажи, в которых ощущается не только живая этюдная непо­средственность восприятия, но и стремление к образному обоб­щению. Часть пейзажей, пере­дающих своеобразную красоту наших мест, исполнены в тради­циях реализма («Отражение», «Рахманы», «Белуха») в техниках акварели, пастели, масла. Но в работе «Прошлое всегда будет» художник обращается к опыту импрессионистской шко­лы живописи. Мягкая, светлая цветовая гамма с множеством вибрирующих оттенков созда­ет мерцающую многоцветную пелену, размывающую силуэты деревьев, околицы, старого сельского дома и создающую особую атмосферу неясных, далеких, светлых воспомина­ний. В этой работе автор доби­вается камерности звучания, тонкой поэзии и лиризма.

Художник пробует свои силы и в создании абстракт­ных композиций – интересных и неоднозначных.

При всей разности индиви­дуальных манер и тематиче­ских пристрастий участников выставки для их творчества характерна одна существенная особенность, заключающаяся в большой жизнеутверждающей силе их произведений, откры­тости по отношению к зрителю, готовности к искреннему обще­нию. Человеческое тепло и доб­рота, содержащиеся в работах этих талантливых художников, передаются зрителю и рождают в его сердце ответные чувства.

Отрадно сознавать, что творческая активность одарен­ных работников УМЗ, пламень их творчества находят поощ­рение и понимание в лице руко­водства завода - Генерально­го директора В. Хадеева и его заместителя Б. Кузнецова, ко­торых по праву можно назвать руководителями нового типа, меценатами искусства, оказы­вающих столь необходимую финансовую и моральную под­держку людям, чей талант при­умножает в этом мире свет добра и красоты.

Марина Алейникова

«УМЗ-информ»,15 марта

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы